"Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства."
статья на тему

Самкова Галина Алексеевна

Театральная деятельность - это важнейшее средство развития у детей эмпатии т.е. способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, умение ставить себя на место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizatsiyac.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Роль театрализации в развитии детей играет большое значение: это развитие         речевого, интеллектуального, художественно- эстетического и социально- эмоционального развития ребёнка.  Я взяла эту тему, так как речь наших детей очень «бедная», они не могут чётко выразить свои мысли, чувства. Речь- важное средство самовыражения ребёнка. Качественной характеристикой речи является выразительность, обеспечивающая эффективность коммуникации, способствующая донесению смысла высказывания до слушателей. Уместное и оправданное использование средств речевой выразительности делает ребёнка интересным собеседником и желаемым участником различных видов деятельности. Дошкольник с выразительной речью чувствует себя  более раскованно и уверенно в любой обстановке, потому что может адекватными средствами выразить свои мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность. Выразительность речи развивается в течении всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создать такие условия, в которых каждый ребёнок  мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучать ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Привычку к выразительной  публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывают театрализованные занятия. Они всегда радуют детей и пользуются у детей неизменной любовью.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность- это важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место»,- утверждал Б.М.Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность ( дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся  образцами для подражания и отождествления. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолевать робость и неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр, как вид искусства, стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств- музыки, живописи, танца, актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Надо подчеркнуть, что театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае не сводятся только к подготовке выступлений.

Я работаю на смешанной группе ( вторая младшая и средняя группа) , использую в своей работе программу « Театр- творчество- дети», в которой средствами театрального искусства развиваются творческие способности детей. Эта программа привлекла моё внимание разнообразием задач, решаемых в ней:

Развитие детской фантазии.

Расширение представлений об окружающих их предметах.

Развитие памяти, внимания, мышления детей.

Развитие связной речи, развитие инициативы и самостоятельности.

Освоение детьми различных видов творчества.

Ведь с самых ранних лет ребёнок стремится проявить творчество. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.

В развитии творческих способностей им помогает кукольный театр. Он развлекает детей и воспитывает морально и этически, развивает фантазию, способность сопереживать происходящему, создаёт эмоциональный настрой, раскрепощает ребёнка, повышает уверенность в себе. Для того, чтобы превратить занятие в увлекательный процесс я стремлюсь органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков  работы с куклой. На первом этапе своей работы я ставила следующие задачи:

1 Выявить склонности и способности каждого ребёнка.

2 Нацелить на самостоятельное творчество.

3 Создать коллектив единомышленников.

Решать эти задачи можно будет, если каждый участник проявит свои способности, почувствует необходимость объединения для совместной работы. К постановке кукольного театра приступаю, когда дети накопят определённые знания, приобретут актёрские навыки.

Со второй младшей группы обучаю детей простейшим приёмам кукловождения  настольных кукол. Для этого использую игрушки: резиновые, мягкие, дымковские, конусные.

Даю малышам поиграть с куклой, подержать её в руке, хорошенько рассмотреть, попытаться «оживить», определить какой у неё характер, голос, походка. Предлагаю придумать небольшие истории, происходящие с куклами, чтобы ребёнок сам сочинял диалоги, искал выразительные интонации. Помогаю детям только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы ещё не очень развита, внимание рассеянное.

Как бы ни примитивны были истории, сочиняемые малышами, я радуюсь вместе с ними любому проявлению творчества и стараюсь, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребёнка. Стараюсь создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, стараюсь воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу. Ребёнок только тогда может проявить творчество, когда почувствует доброе отношение к себе детей и взрослых. Обыгрывание подобных сказок духовно раскрепощает малыша, даёт ему возможность поверить в свои силы.

Следующий  этап- работа над этюдами, которые провожу в группе, особенно в период постановки спектакля. Этюды- это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Использую этюды М.И. Чистяковой на развитие внимания, веры, наивности, фантазии, воображения, памяти, выразительности жестов, основных эмоций. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им  в общении со сверстниками и со взрослыми. Работа над этюдами развивает ребёнка, даёт ему необходимые навыки для участия в кукольном спектакле. Только разбудив фантазию детей, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к созданию спектакля. Участие в кукольном спектакле всегда праздник для ребёнка.

Дети второй младшей группы разыгрывают хорошо знакомые им русские народные сказки: « Курочка ряба», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».

Стараюсь с детьми не заучивать слово в слово текст, предлагаю им самим придумывать диалоги. Стремление ребёнка к сочинительству является потребностью его души. Игра и драматизация в жизни ребёнка тесно связаны между собой. Фантазии он стремиться воплотить в в живые образы и действия. Драматизация даёт возможность ребенку проявить себя в различных видах творчества: песенном, танцевальном, игровом. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Дети по своей инициативе придумывают сказки,  импровизируют диалоги или инсценируют хорошо знакомые сказки, самостоятельно распределяют  роли, намечают действия персонажей, изготавливают несложные декорации и элементы костюмов. Наиболее близки детям пьесы, которые они сочиняют сами. Такие пьесы, конечно, не столь совершенны, как сценарий написанный взрослыми, но их ценность в том, что дети самостоятельно проявляют творчество.

Руководство драматической игрой со стороны взрослых может помочь малышам точнее передать образы персонажей, проанализировать различные варианты исполнения ролей. Однако взрослым необязательно принимать непосредственное участие в драматизациях. Важно предоставить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем в процессе инсценирования. Чем богаче жизненный опыт ребёнка, тем ярче творческая деятельность воображения. Необходимо обогащать малышей яркими впечатлениями и знаниями.

Концу года дети младшей группы овладевают техникой управления настольными куклами, умеют до конца спектакля сконцентрировать своё внимание на кукле, учатся внимательно слушать своего партнёра, вовремя подавать реплики, пытаются сочинять небольшие сказки, сопровождая движение куклы песенкой, которую придумывают самостоятельно.

В средней группе в начале года продолжаю работу с настольными куклами. Дети вспоминают приёмы кукловождения, придумывают небольшие сценки, используя настольных кукол, участвуют в спектакле « Кот, петух и лиса» по русской народной сказке. Продолжаю работу по развитию творчества. В конце сентября знакомлю с театральной ширмой, с новым для них видом кукол на гапите ( гапит- это палка, на которую насажена кукла). Управление куклой на гапите требует от ребёнка выдержки, терпения. Определённых мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облакачиваясь на неё. Чтобы облегчить ребёнку управление куклой, делаю их лёгкими, удобными. На занятиях знакомлю детей с приёмами кукловождения, для этого использую несложные упражнения- этюды с куклой, цель которых- научить ребёнка сосредотачивать своё внимание на выполнении куклой чёткого, ритмичного действия. Объясняю детям, когда две или более кукол одновременно находятся на ширме и между ними происходит диалог, то в такт тексту покачивается кукла, которая в это время « говорит», остальные « замирают» до тех пор, пока сами не начнут « говорить». Этот приём даёт возможность зрителям понять, какая из кукол в данный момент «говорит». Обращаю внимание на точность каждого движения. Используя кукол на гапите, продолжаю работу по развитию творчества детей. Подготовка к театрализованной деятельности детей происходит в несколько этапов.

В начале выразительно читаю произведение, а затем беседуем о прочитанном, поясняю и выясняю понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети  тем легче им будет потом театрализовать прочитанное.

Поэтому при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. От нас требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребёнок, слушая чтение. Это подчёркивал В.А.Сухомлинский. « Если ребёнок, писал он, не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение- это значит, что то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».

Поэтому перед нами встают две основные задачи: во- первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны, и, во- вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал. Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах. После беседы о прочитанном, необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию отдельных фрагментов.

Имитационным движениям ( сказочных животных) обучаем детей на физкультурных и музыкальных занятиях и в свободной деятельности. Именно разыгрывание сказок позволяет научить  детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании ( речь, напев, мимика, пантомима, движения).Текст роли ребёнок импровизирует, основываясь на материале пьесы. Когда дети попробовали себя во всех ролях, предлагаю им самим решить , какую роль кто будет исполнять. Иногда на главную роль претендуют двое или более детей. Тогда дети решают, что эту роль будет исполнять тот, у кого она получится лучше. К концу года дети средней группы овладевают приёмами вождения верховых кукол, принимают активное участие в спектаклях, коллективно сочиняют сказки, истории.

Обучение детей средней группы приёмам кукловождения лучше всего начинать с театра ложек. Кукла изготовлена из деревянной ложки, легка, удобна в управлении. Ребёнок берёт ложку за ручку и поднимает её вверх. Рука ребёнка спрятана под юбочкой, одетой на ложку и крепко завязанной тесьмой у шейки ложки, на которой нарисовано лицо персонажа, повёрнуто к зрителям. Ребёнок приводит куклу- ложку в движение лёгким покачиванием из стороны в сторону. Такая кукла может легко двигаться по ширме, разговаривать с куклой, весело плясать, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону.

Знакомя детей с верховыми куклами на гапите, необходимо объяснить им основные приёмы кукловождения. Ребёнок должен находиться с куклой за ширмой, держать куклу на гапите вертикально, выводить постепенно. Вначале появляется голова куклы, затем плечи и только потом вся кукла видна зрителю. Кукла возвышается над ширмой на две трети своего роста. Ребёнок должен всё время ощущать, что кукла идёт по полу, не проваливаясь и не возвышаясь над ширмой выше обычного. Нужно передать походку куклы. Если двигается дед или бабка, движения медленные, размеренные, если кукла- ребёнок, то движения быстрые, подпрыгивающие. Если ребёнок ведёт по ширме зверюшку, то движения должны передать образ данного персонажа ( зайка легко прыгает, мышка бежит быстро, суетливо). Уходить куклы должны так же постепенно, как и входить. Навыки  вождения верховых кукол на гапите ребёнок осваивает постепенно. В этом ему помогают этюды с куклами на театральной ширме.

В своей работе я использую несколько видов кукольного театра:

1 Настольный театр, в который входят:

а) плоские игрушки, изготовленные из картона;

б) резиновые игрушки;

в) мягкие игрушки- из ткани, меха, пряжи;

г) игрушки из конусов- из полукруга делаем конус и оформляем в зверька, птичку, человека;

д) дымковские игрушки;

е) игрушки из природного материала.

2 Театр картинок:

а) на фланелеграфе;

б) картинки на картоне с подставками.

3 Теневой театр: делаем специальную ширму, фигурки плоские, выкрашены в чёрный цвет, настольная лампа.

4 Театр петрушек.

5 Ложковый театр.

6 На гапите ( верховые куклы), которыми кукловод управляет снизу из- за ширмы и зритель его не видит.

7 Театр масок- маски объёмные и плоские.

8 Пальчиковый театр.

Вывод к работе по данной теме.

Развитие речи ребёнка- важнейшая задача воспитания. Если у детей развита речь, значит, они владеют определённым запасом слов, активно пользуются  ими, умеют строить высказывания, формировать свою мысль, понимать речь окружающих. Занимаясь с детьми, я пришла к выводу, что 20% детей отстают в развитии общения друг с другом и со взрослыми. Они не умеют слушать друг друга, выражать свои мысли, не могут поддержать простой разговор. Для того, чтобы развивать речь детей проводили индивидуальные занятия по подгруппам, направленные на развитие речевого аппарата. Для того, чтобы работа была более эффективной уделяю большое внимание театрально- игровой деятельности. Игра- самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Театрально- игровая  деятельность формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь, активизирует словарь. Изучила программу « Театр- творчество- дети», составила перспективный план с элементами этой программы. Основные задачи этого плана – обогащение и активизация словаря детей, развитие диалогической и монологической речи, обучение связно и выразительно пересказывать сказки. Провожу игры – драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр петрушек. Для этого обновила ширму для театра, обновила фигурки персонажей, сделала маски, сшила персонажи сказок. Очень интересные были праздники, развлечения, путешествия в сказки. У детей развиваются навыки самостоятельной театральной деятельности. Дети показывают спектакли, в свободное время обыгрывают сказки, придумывают сами. Даже самые замкнутые, тихие дети принимают активное участие, им нравится выступать. Я всячески поощряю такие попытки. Итог такой работы меня порадовал. Дети отвечают на вопросы воспитателя, участвуют в драматизации  знакомых сказок. Можно сделать вывод, что с поставленными задачами по развитию связной речи у детей я справилась. Гармоничное сочетание кукольного и драматического искусства, музыки и художественного слова вместе с развитием детского творчества даёт положительные результаты. Ребёнок осознаёт свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде музыкально – театральной деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по проектной деятельности "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства"

Презентационный отчёт совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда по проекту за 2010-11 уч.год на итоговом педсовете дошкольной Гимназии....

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевнытема: « Развитие творческих способностей детей  средствами театрального искусства»...

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства в различных видах музыкальной деятельности

Театральное искусство поистине является феноменом педагогического процесса: выражая общечеловеческие ценности и отражая весь окружающий мир, оно оказывает огромное влияние на формирование духовной жиз...

ОПЫТ РАБОТЫ: «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства».

Наличие   речевого дефекта  у  детей -  логопатов  приводит  к изменениям  в  психической  сфере,  нарушение  общей  и  речевой...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания...

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.В.Сухомлинский....