РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
статья ( группа) на тему

Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

В настоящее время идет активное создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.  

Давно отмечено, что театрализованные игры  это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Таким образом, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, так как дети приобретают опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для дошкольников  всегда имеет нравственную направленность.  У детей появляется возможность познавать  мир не только умом, но и сердцем, выражать  свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованные  игры помогают ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. 

Деятельность воспитателя многогранна, в процессе работы с детьми мною используются различные театрализованные игры, которые учат воспитанников быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Практика работы показала, чтобы заложить в ребенке первичные представления о театрализованной игре необходимо разработать доступную возрастным возможностям детей систему театрализованных игр, продумать развивающую предметно-пространственную среду, в групповых помещениях и обеспечить тесное сотрудничество с педагогами детского сада и родителями воспитанников.

Пути реализации педагогического опыта

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно – пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию произведения по своему желанию. Поэтому в первую очередь мною была пополнена развивающая предметно – пространственная среда группы различными видами кукольного театра (пальчиковый, бибабо, марионеточный, платковые куклы), костюмы, детские рисунки, атрибуты для возникновения игр, переносной ширмой, для гибкого проектирования пространства. Кроме того организую периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это помогает создать условия для персонифицированного общения педагога с каждым ребенком.

Необходимо отметить, что решение задачи по формированию у детей первичного представления о театрализованной игре началось с первых дней пребывания детей в детском саду.  В процессе организации адаптационного периода использовала игровой приём – введения персонажей, которые помогают снять напряжение и волнение у детей, усвоить те или иные знания, умения и навыки. Данная форма способствовала раскрепощению детей, созданию благоприятной атмосферы, свободы творчества и игры.

Практика показала, как велика роль организации театрализованных игр (обыгрывание потешек, русско-народных сказок, музыкальных композиций и т.д.). Они поэтичны, задушевны, напевны, что позволяет успешно решать программные задачи по развитию целевых ориентиров у детей данного возраста. Простота текста, яркая образность, юмор - создают желание участвовать в игре даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Используя такие произведения как «Курочка- рябушечка», «Ой, ты котенька-коток», «Кисонька – мурысонька» и др., отмечаю, что дети легко и с интересом интонируют, подражая характеру образов. В них много гласных, они легки по произношению, интересны по содержанию и нравятся детям.

Следующим этапом работы было выявление индивидуальных предпочтений детей, их возрастных и психических особенностей.  Совместная работа с педагогом – психологом, логопедом, музыкальным руководителем  позволила составить индивидуальное направление работы в соответствии с планированием организации театрализованной игры.

Выбор методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации (Мнемотехника, мнемодорожки,  тактильные дощечки) показал большую роль в процессе овладения театрализованной деятельностью.  Можно с уверенностью сказать, что через обыгрывание небольших произведений, прибауток и стихотворений, а потом более сложных, например «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Рукавичка» и др. возможно подготовить детей к исполнению более сложных ролей.  Вершина творческих достижений – это самостоятельное распределение ролей, опираясь на свои личные предпочтения и способности, обыгрывание фрагментов произведений, далее постановка театрализованного представления, под руководством педагогов.

Развитие интеграционных связей с педагогами и родителями

Растущему человеку нужна социально – психологическая поддержка, чтобы он вошел в окружающий мир, вырос творческой личностью, мог успешно учиться, выбрать жизненный путь и реализовать его.  

Полноценное художественно – эстетическое развитие возможно  в триаде «ребёнок – педагоги – родитель». В настоящее время родители активные участники образовательного процесса. При взаимодействии с педагогами и родителями, передо мной стояла задача: развитие педагогической компетентности через освоение ими игровых технологий по организации театрализованной деятельности дошкольников. Решить её получилось через применение следующих форм работы: просвещение и консультирование (буклеты, информационные стенды, создание и размещение в социальных сетях статей, консультаций, презентаций, выступление на МО, педагогических заседаниях), игровая развивающая работа (мастер – классы, деловая игра), совместная работа над спектаклями (привлечение родителей и педагогов к театрализованной игре, создание атрибутов, пошив костюмов, оформление интерьера и т.д.).

Заключение

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия.

Считаю, что предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов в качестве теоретической консультации и методического пособия для работы по развитию творческой индивидуальности средствами театрализованной игры.

       Хотелось бы сказать, что театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с творческим развитием,  нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по проектной деятельности "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства"

Презентационный отчёт совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда по проекту за 2010-11 уч.год на итоговом педсовете дошкольной Гимназии....

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевнытема: « Развитие творческих способностей детей  средствами театрального искусства»...

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства в различных видах музыкальной деятельности

Театральное искусство поистине является феноменом педагогического процесса: выражая общечеловеческие ценности и отражая весь окружающий мир, оно оказывает огромное влияние на формирование духовной жиз...

ОПЫТ РАБОТЫ: «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства».

Наличие   речевого дефекта  у  детей -  логопатов  приводит  к изменениям  в  психической  сфере,  нарушение  общей  и  речевой...

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.В.Сухомлинский....

"Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства."

Театральная деятельность - это важнейшее средство развития у детей эмпатии т.е. способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, умение ставить себя на место в различных ситу...