Основные потребности дошкольника
материал (средняя группа) на тему
Известно, что многие проблемы взрослого человека берут свои истоки именно в детские годы.
В настоящее время детство находится под угрозой, превращаясь в арену удовлетворения всевозможных амбиций взрослых. Под предлогом «требований современности» дети все чаще становятся жертвами физической, духовной и информационной эксплуатации, а иногда и насилия.
Силы, разрушающие детство, принимают сегодня все более очевидный и масштабный характер (жестокое обращение с детьми, детская наркомания, сиротство при живых родителях, бродяжничество и т.п.).
Каким же образом применительно к современным условиям можно реализовать идею естественного права ребенка на детство?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Известно, что многие проблемы взрослого человека берут свои истоки именно в детские годы.
В настоящее время детство находится под угрозой, превращаясь в арену удовлетворения всевозможных амбиций взрослых. Под предлогом «требований современности» дети все чаще становятся жертвами физической, духовной и информационной эксплуатации, а иногда и насилия.
Силы, разрушающие детство, принимают сегодня все более очевидный и масштабный характер (жестокое обращение с детьми, детская наркомания, сиротство при живых родителях, бродяжничество и т.п.).
Каким же образом применительно к современным условиям можно реализовать идею естественного права ребенка на детство? Нет сомнения, что эта идея непосредственно связана с удовлетворением его важнейших психологических потребностей, которые должны стать основным ориентиром при организации целенаправленной воспитательной работы с детьми.
Одной из значимых базовых потребностей человека, проявляющейся уже с первых дней жизни, оказывается потребность в любви, нужности другому. Эта потребность удовлетворяется через вербальные и невербальные сообщения, содержащиеся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях и прямых высказываниях, таких, как: «Как хорошо, что ты есть на свете», «Я рад(а) тебя видеть», «Мне так; приятно быть с тобой» и т.п. Доброжелательность отношений с ребенком становится тем фундаментом, на котором выстраиваются его позитивная самооценка, интерес к другим людям, конструктивные социальные контакты.
Выстраивая разнообразные по содержанию отношения с ребенком, недопустимо игнорировать его потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий, на которые он имеет право, независимо от существующих у взрослых представлений, о возможности их проявлений.
Благодаря усилиям специалистов, изучавших детей, в психолого-педагогической науке и практике постепенно был признан ошибочным тезис, согласно которому ребенок считался уменьшенной копией взрослого. Как следствие, особое внимание стало уделяться специфическому детскому видению мира, где ведущая роль в процессе познания окружающего принадлежит воображению, образному мышлению. И не учитывать эту особенность - значит абсолютно не понимать ребенка, что, в свою очередь может стать одной из первопричин конфликта «отцов и детей», который глубоко переживают не только взрослые, но и дети.
То, как ребёнок взаимодействует со своим окружением, нередко прямо противоположно тому, как это происходит у взрослого. Первичной для ребенка является возможность реально совершить поступок, действие, эмоционально пережить его и лишь на основе этого сложить о нем представление, которое и станет для него определенным ориентиром в жизни.
В непосредственной связи с перечисленными потребностями ребенка находится и его потребность в доверии к окружающему миру, другим людям. Порой взрослые даже не задумываются о том, насколько ранимо детское доверие, поэтому не считают нужным сдержать данное ребенку обещание. В результате он привыкает к тому, что слова мало что значат, и сам начинает бросать их на ветер, утрачивая способность верить людям.
Ещё одной значимой потребностью в плане полноценного развития ребенка является его потребность в новых впечатлениях, притоке информации, которая уже в дошкольном возрасте перерастает в познавательную потребность. Известно, что различные виды информационного голода, в том числе сенсорная депривация, приводят к серьезным расстройствам психики, отставанию в развитии, тогда как познавательная потребность и связанная с ней поисковая активность служат важнейшим показателем психического здоровья ребенка. Именно об этом следует помнить, организуя предметную среду и, в частности, выбирая игрушки.
Дети, прежде всего, обращают внимание на нарядные, с различными кнопками и рычажками игрушки. Они для них самые интересные. Можно что-то переключать, переставлять, включать и выключать лампочки - словом, проявлять познавательную активность.
Таким образом, как свидетельствуют исследования, детям быстро надоедают игрушки, которые можно употреблять только игрушки с четко фиксированными функциями (например, заводные и механические игрушки, которые нельзя разобрать). Они психологически бессодержательны, и вовсе не случайно, что именно их ребенок часто ломает, поскольку устает от однообразия и пресыщения.
С точки зрения развития познавательной активности ребенку необходим игровой материал, максимально задействующий его фантазию, позволяющий активно преобразовывать окружающий мир. Иными словами, ценность игрушки напрямую связана с вариативностью ее применения: чем этот спектр шире, тем более ценна игрушка.
Поэтому одно из главных правил - не давать детям слишком много полностью «готовых» вещей. Игрушки должны быть такими, чтобы они могли служить толчком к проявлению детской изобретательности, а это становится возможным при наличии различных предметов-заместителей, и прежде всего того, что в изобилии предоставляет природа: камни, веточки, ракушки, мох, плоды, кора, а также кусочки ткани, разнообразные по форме строительные и поделочные материалы. Неслучайно еще К.Д. Ушинский отмечал, что лучшая игрушка для детей - это куча песка. Однако в индустриально развитой стране такой воспитательный принцип кажется утопией. Отсюда очень важно, чтобы взрослые дарили ребенку игрушки обдуманно и с выбором, так чтобы те служили долго и не сковывали их воображение.
По словам немецкого педагога Каролины фон Гейдебранд, «игрушка может быть для ребенка благодетелем или врагом душевного и телесного развития. Она друг, если проста, примитивна и не очень богата, если дает ребенку возможность образовывать, преобразовывать и заканчивать незаконченное в фантазии. Ребенок должен иметь возможность реализовывать свои фантазии, иначе они накапливаются, отражаются на организме и угнетают ребенка». Это может проявиться в непослушании, плохом настроении, болезненности. Такое внутреннее накопление сил фантазии автор называет «внутренним телесным наказанием», которое для ребенка мучительно и вредно воздействует на его будущее.
Организуя жизненное пространство ребенка, важно позаботиться не только о притоке новой полезной для него информации, но также и о том, чтобы этих новых впечатлений не было слишком много, поскольку их изобилие приводит к утомлению, рассеивает и притупляет внимание, не позволяет углубиться в суть явлений, может даже вызвать скуку. Это касается развивающих игр, чтение книг, просмотра телепередач и т.п. Так, на пример, избыток игрушек вызывает быстрое пресыщение и не способствует «освоению» каждой из них в полной мере. Постепенно игрушки обесцениваются, превращаются в «мертвые», т.е. в те, в которые ребенок не играет. Возникает иллюзия, что потребность во впечатлениях можно восполнить только за счет новых игрушек. Имени поэтому на самом деле главное не просто подарить ребенку игрушку, а научить его играть с ней, показать разные способы использования, в том числе подтолкнуть к придумыванию игр. Неслучайно многие взрослые с любовью вспоминают игрушки своего детства, в которые они при поддержке родителей и педагогов «вдохнули жизнь».
В этом случае игрушка сторицей возвращает вложенную в нее душу, наделяя ребенка различными навыками, творческой фантазией, умением бережно и разумно обращаться с вещами.
Следует помнить, что новые знания совсем не обязательно предполагают наличие: новых объектов; напротив, можно помочь ребенку получать новую информацию от хорошо знакомых предметов. В этом и заключается суть развития любознательности, творчества и глубины ума. К тому же многие дети, «не испорченные» цивилизацией, будучи в чем-то мудрее взрослых, сами выражают готовность неоднократно углубляться в сюжеты уже известных им сказок, игр, как бы заново проживая их и открывая при этом новые, значимые для них грани и нюансы.
Удовлетворяя неуемную любознательность ребенка, стимулируя его активность, нельзя забывать о потребности детей в самостоятельности, включая их право на ошибку, отрицательный опыт, если, конечно, тот не угрожает жизни и здоровью ребенка и других людей. Опыт самостоятельных действий, пусть даже неудачных и ошибочных, не только развивает инициативу и ответственность, но и лежит в основе формирования способности ставить сознательные цели, предвидеть возможные последствия и стремиться к выполнению того, что намечено. Важно помнить, что помощь и поддержка со стороны взрослого необходимы лишь тогда, когда ребенку плохо, трудно и он готов их принять. Иными словами, призыв старшего «Давай вместе!» должен касаться исключительно тех дел, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка, исключать вмешательство в те ситуации, где малыш испытывает радость от своей самостоятельности.
Многие взрослые, озабоченные дисциплиной, сетуют на то, что дети склонны нарушать правила и не признают никаких ограничений. Однако, дети восстают не против правил, а против тех способов, которыми они внедряются. Практика общения с дошкольниками показывает, что в процессе социального взаимодействия дети испытывают внутреннюю потребность в четком соблюдении непротиворечивых правил, ожидая их от взрослых либо вырабатывая самостоятельно.
Хаос и суета, становящиеся неотъемлемыми атрибутами современной жизни, особенно в городе, приводят к нервозности, раздражительности и чрезмерной возбудимости детей, тогда как размеренность и порядок, достигаемые посредством выполнения доступных для ребенка правил, делают его жизнь понятной и предсказуемой, создают чувство безопасности, уверенности и определенности.
Потребность детей в правилах и порядке, поисковой активности и самостоятельности неразрывно связана с ритмичной организацией их жизни, созданием регулярности, повтора, последовательным чередованием «вдоха» и «выдоха», где «вдох» - это получение впечатлений и информации извне, а «выдох» - свободная творческая реализация переработанного опыта.
Следует заметить, что ритм лежит в основе как биологических, так и психических процессов человека, является одним из условий его здоровья в самом широком смысле, поскольку обеспечивает внутреннюю гармонию и равновесие. Применительно к организации жизни детей ритмичность деятельности и мероприятий позволяет им глубоко погрузиться в процесс, постепенно отработать навыки, более легко и качественно усвоить необходимые знания, делает его эмоционально устойчивым, способствует развитию привычек. Кроме того, ритм помогает избежать быстрого наступления утомляемости, поэтому включение ритмичного элемента в педагогический процесс, и в частности в обучение, можно считать эффективным средством профилактики умственных перегрузок, нервного истощения и внутреннего напряжения дошкольников.
Бесспорно, что всем взрослым, кто непосредственно взаимодействует с детьми, необходимо помнить: ребенок, пусть даже самый маленький, - это вполне полноправная личность, имеющая свои потребности, которые должны стать главным ориентиром в процессе воспитания подрастающего поколения как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Литература
1. Абраменко В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка. М., 2006.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2007.
3. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательной потребности дошкольника
Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определенными мотивами. В старшем дошкольном возрасте ребенок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции, возни...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/22/picture-15826-1406029312.jpg)
Основные потребности детей дошкольного возраста.
Очень важно воспитателям, учителям и родителям знать об основных потребностях ребенка дошкольного возраста. Каждый родитель, учитель или воспитатель рано или поздно задумывается: удовлетворяет ли он в...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/10/picture-710692-1539194205.jpg)
Разговор с родителями "Основные психологические потребности дошкольника"
Какими необходимыми компетенциями должен обладать дошкольник, чтобы быть как минимум психологически здоровым...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/18/picture-791862-1463568236.jpg)
«Основные потребности дошкольника. Пирамида потребностей по Маслову».
Известно, что многие проблемы взрослого человека берут свои истоки именно в детские годы. В настоящее время детство находится под угрозой, превращаясь в арену удовлет...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/27/picture-480016-1467017306.jpg)
Особые образовательные потребности дошкольников с ОВЗ
Рамки действий по образованию детей с особыми образовательными потребностями...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/12/picture-767098-1457772194.jpg)
Потребности дошкольника и влияние компьютера
Основы формирования личности закладываются от 2 до 7 лет. В соответствии с возрастом ребёнок имеет определённые базовые потребности для дальнейшего гармоничного развития. Если у ребёнка какой-ли...