Формирование познавательной потребности дошкольника
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определенными мотивами. В старшем дошкольном возрасте ребенок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Основой для формирования мотивов учебной деятельности являются любопытство и любознательность, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество - при умелом руководстве может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию Однако есть дети (и их немало), у которых это прирожденное свойство не становится стимулом к учению. В работе с такими детьми необходимо использовать мотивы-стимулы в форме побуждения, а также одобрения стремления к узнаванию нового в наблюдаемых предметах, явлениях. Эффективными являются и такие приемы, как сопоставление предметов, явлений, а также соединение интересного и малопривлекательного в обучении.
Мотивы-стимулы могут развиваться и в процессе ответов на любые детские вопросы. Взрослым необходимо серьезно относиться к вопросам ребенка и, отвечая на них, побуждать к новым вопросам - это приучает детей быть не пассивными слушателями, а открывателями нового, пока неизвестного им.
Недопустимо безразличное, равнодушное, пренебрежительное отношение к вопросам детей, высмеивание как самих вопросов, так и детей, их задающих, а также небрежные, а порой и неверные ответы - отмахивания. Это способно погасить любопытство еще в зародыше и привести к тому, что дети перестанут задавать вопросы. А ведь для них так естественно, взглянув на какой-нибудь предмет, сразу же спросить: что это такое? Зачем? Почему?
Не торопитесь отвечать на вопрос. Заставьте ребенка самого поразмыслить о предмете, явлении. Покажите ему в наблюдаемом характерные и существенные признаки, которые он сам не может выделить. Иногда целесообразно задать ребенку ряд встречных, дополнительных, наводящих вопросов, чтобы подвести его к самостоятельному ответу. Многие воспитатели умело используют ответы на вопросы как мотив действий, поступков детей.
К примеру, в подготовительной к школе группе дети наблюдали за черепахой. Их внимание привлекли ее складчатая шея, маленькая голова, грубый роговой панцирь. У детей возник вопрос почему у черепахи все такое необычное? Воспитатель не ответил, а лишь легонько ударил по панцирю - черепаха втянула голову, собирая складчатую шею. Так дети нашли ответ на свой вопрос: «Панцирь - защита черепахи».
При обучении традиционными методами, направленными на сообщение детям в занимательной форме различных сведений без выделения существенных связей между явлениями и предметами, вопросы детей чаще всего являются уточняющими. Они не отражают активного преобразования и использования знаний. Это вопросы типа: что это? Как это называется? Когда это было? И т.п. Этот уровень любознательности отражает проявление интереса к простому увеличению, уточнению знаний. Эффективность таких знаний для умственного развития детей невелика: они перегружают память запоминанием второстепенного, несущественного. Такие знания быстро забываются, с трудом переносятся на другие виды деятельности.
Если детям раскрывают существенные связи, зависимости, закономерности в изучаемых предметах и явлениях, у них возникают вопросы по поводу причинно следственных отношений между предметами, явлениями природы и общественной жизни. Эти вопросы выражают действие ребенка, направленное на удовлетворение любопытства, углубленное познание изучаемого или наблюдаемого предмета, явления.
Особой формой удовлетворения любознательности является использование в работе с детьми фантастических образов, небылиц, ^перевертышей». Повседневно наблюдаемые предметы и явления в силу их обыденности часто не дают ребенку возможности осознать связи и зависимости между ними. Фантастические образы, рассказы о небывальщине противопоставляются конкретному жизненному опыту ребенка и выступают как мотивы-стимулы, возбуждающие повышенный интерес и стремление рассуждать и спорить в процессе осознания уже известного или познания нового.
В формировании мотивов учебной деятельности большое значение имеет интеллектуальная активность детей на занятиях. Одним из условий развития интеллектуальной активности является обучение детей умению выделять, понимать и решать умственные задачи. К концу дошкольного возраста у детей пропадает интерес к «головоломке» (к игре, по условиям которой предусматривался выигрыш за удачное решение), и ведущим мотивом учебной деятельности становится, как правило, мотив учиться решать учебные задачи, понимать их содержание.
Итак, наибольшую побудительную силу к учению, проявлению настойчивости для младших детей имеют задачи игрового содержания, для средней группы - трудового, а для старших дошкольников - собственно интеллектуальные задачи. Появление новых познавательных мотивов, отличных от мотивов игры или практической деятельности, расширяет возможности подготовки детей 6—7 лет к обучению в школе, делает доступным систематическое и сознательное усвоение ими новых знаний, обеспечивает развитие интеллектуальной активности.
Обучение детей умению учиться имеет два принципиально важных аспекта. Во-первых, умение учиться необходимо с точки зрения подготовки к школе (обучение в школе требует от ребенка умения учиться, без которого усвоение знаний и навыков, предусмотренных школьной программой, становится труднодостижимым). Во-вторых, желание учиться значительно повышает интерес к обучению, а желание научиться решать умственные задачи является стимулом познавательной активности.
Обучение детей умению видеть и понимать умственную задачу, использование разных способов, побуждающих к творческому выполнению задания, выделение предмета познания - все это способствует повышению познавательной активности ребенка, выступает сильным побудительным мотивом развития навыков учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Применение современных технологий, в том числе и информационных, является неотъемлемой частью воспитательно - образовательного процесса. В рамках инновационной деятельности в ОУ созд...
Консультация: «Формирование познавательной способности дошкольников по средствам обучения счету»
В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания....
"Экспериментирование как средство формирования познавательной активности дошкольников"
Консультация для педагогов...
Презентация для педагогов "Формирование познавательной активности дошкольников"
Презентация "Формирование познавательной активности дошкольников" поможет педагогам в выборе современных образовательных технологий по развитию навыков познавательной деятельности во...
Система работы по теме "Формирование познавательного интереса дошкольников через экологическое воспитание."
В своей системе работы я описываю трудности, которые испытывают дети при изучении окружающего мира: у детей очень низкая познавательная активность. делюсь с педагогами как я решаю эту проблему через э...
Эффективность использования детского экспериментирования, как метод формирования познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с окружающем миром.
Эксперементирование в детском саду. Виды, методы, реализация...
Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования
информация о нетрадиционных методиках рисования в детском саду...