Формирование познавательной потребности дошкольника
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определенными мотивами. В старшем дошкольном возрасте ребенок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Основой для формирования мотивов учебной деятельности являются любопытство и любознательность, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество - при умелом руководстве может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию Однако есть дети (и их немало), у которых это прирожденное свойство не становится стиму­лом к учению. В работе с такими детьми необходимо использовать мотивы-стимулы в форме побуждения, а также одобрения стремления к узнаванию нового в наблюдаемых предметах, явле­ниях. Эффективными являются и такие приемы, как сопоставление предметов, явлений, а также соединение интересно­го и малопривлекательного в обучении.
Мотивы-стимулы могут развиваться и в процессе ответов на любые дет­ские вопросы. Взрослым необходимо серьезно относиться к вопросам ребен­ка и, отвечая на них, побуждать к новым вопросам - это приучает детей быть не пассивными слушателями, а открывате­лями нового, пока неизвестного им.
Недопустимо безразличное, равно­душное, пренебрежительное отноше­ние к вопросам детей, высмеивание как самих вопросов, так и детей, их задаю­щих, а также небрежные, а порой и не­верные ответы - отмахивания. Это спо­собно погасить любопытство еще в за­родыше и привести к тому, что дети пе­рестанут задавать вопросы. А ведь для них так естественно, взглянув на какой-нибудь предмет, сразу же спросить: что это такое? Зачем? Почему?
Не торопитесь отвечать на вопрос. Заставьте ребенка самого поразмыслить о предмете, явлении. Покажите ему в на­блюдаемом характерные и существен­ные признаки, которые он сам не может выделить. Иногда целесообразно задать ребенку ряд встречных, дополнитель­ных, наводящих вопросов, чтобы подве­сти его к самостоятельному ответу. Многие воспитатели умело используют ответы на вопросы как мотив действий, поступков детей.
К примеру, в подготовительной к школе группе дети наблюдали за чере­пахой. Их внимание привлекли ее складчатая шея, маленькая голова, гру­бый роговой панцирь. У детей возник вопрос почему у черепахи все такое не­обычное? Воспитатель не ответил, а лишь легонько ударил по панцирю - че­репаха втянула голову, собирая складча­тую шею. Так дети нашли ответ на свой вопрос: «Панцирь - защита черепахи».
При обучении традиционными ме­тодами, направленными на сообщение детям в занимательной форме различ­ных сведений без выделения сущест­венных связей между явлениями и пред­метами, вопросы детей чаще всего явля­ются уточняющими. Они не отражают активного преобразования и использо­вания знаний. Это вопросы типа: что это? Как это называется? Когда это было? И т.п. Этот уровень любо­знательности отражает проявление интереса к простому увеличению, уточнению знаний. Эффектив­ность таких знаний для умствен­ного развития детей не­велика: они перегружают память запоминанием второстепенного, несу­щественного. Такие зна­ния быстро забывают­ся, с трудом перено­сятся на другие виды деятельности.
Если детям рас­крывают сущест­венные связи, зави­симости, законо­мерности в изучае­мых предметах и явлениях, у них воз­никают вопросы по поводу причинно следственных отношений между пред­метами, явлениями природы и общест­венной жизни. Эти вопросы выражают действие ребенка, направленное на удовлетворение любопытства, углуб­ленное познание изучаемого или на­блюдаемого предмета, явления.
Особой формой удовлетворения лю­бознательности является использование в работе с детьми фантастических об­разов, небылиц, ^перевертышей». По­вседневно наблюдаемые предметы и яв­ления в силу их обыденности часто не дают ребенку возможности осознать связи и зависимости между ними. Фан­тастические образы, рассказы о небы­вальщине противопоставляются кон­кретному жизненному опыту ребенка и выступают как мотивы-стимулы, воз­буждающие повышенный интерес и стремление рассуждать и спорить в процессе осознания уже известного или познания нового.
В формировании мотивов учебной деятельности большое значение имеет интеллектуальная активность детей на занятиях. Одним из условий развития интеллектуальной активности является обучение детей умению выделять, по­нимать и решать умственные задачи. К концу дошкольного возраста у де­тей пропадает интерес к «головолом­ке» (к игре, по условиям которой предусматривался выигрыш за удачное решение), и ведущим мо­тивом учебной деятельности становится, как правило, мо­тив учиться решать учеб­ные задачи, понимать их содержание.
Итак, наибольшую побудительную силу к учению, проявле­нию настойчивос­ти для младших де­тей имеют задачи игрового содержа­ния, для средней группы - трудового, а для старших дошкольни­ков - собственно интел­лектуальные задачи. Появ­ление новых познаватель­ных мотивов, отличных от мотивов игры или практи­ческой деятельности, расширяет возможности подготовки детей 6—7 лет к обучению в школе, делает до­ступным систематическое и сознатель­ное усвоение ими новых знаний, обес­печивает развитие интеллектуальной активности.
Обучение детей умению учиться име­ет два принципиально важных аспек­та. Во-первых, умение учиться необхо­димо с точки зрения подготовки к шко­ле (обучение в школе требует от ребенка умения учиться, без которого усвоение знаний и навыков, предусмотренных школьной программой, становится труднодостижимым). Во-вторых, жела­ние учиться значительно повышает ин­терес к обучению, а желание на­учиться решать умственные зада­чи является стимулом познаватель­ной активности.
Обучение детей умению видеть и понимать умст­венную задачу, ис­пользование раз­ных способов, по­буждающих к творческому вы­полнению задания, выделение предме­та познания - все это способствует по­вышению познавательной активности ребенка, выступает сильным побуди­тельным мотивом развития навыков учебной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Применение современных технологий, в том числе и информационных,  является неотъемлемой частью  воспитательно - образовательного процесса. В рамках инновационной деятельности  в ОУ созд...

Консультация: «Формирование познавательной способности дошкольников по средствам обучения счету»

В детском саду в утреннее и ве­чернее время можно проводить игры математического содержания....

Презентация для педагогов "Формирование познавательной активности дошкольников"

Презентация   "Формирование познавательной активности дошкольников" поможет  педагогам в выборе современных образовательных технологий по развитию навыков познавательной деятельности во...

Система работы по теме "Формирование познавательного интереса дошкольников через экологическое воспитание."

В своей системе работы я описываю трудности, которые испытывают дети при изучении окружающего мира: у детей очень низкая познавательная активность. делюсь с педагогами как я решаю эту проблему через э...