«Основные потребности дошкольника. Пирамида потребностей по Маслову».
консультация (старшая группа) на тему
Известно, что многие проблемы взрослого человека берут свои истоки именно в детские годы. В настоящее время детство находится под угрозой, превращаясь в арену удовлетворения всевозможных амбиций взрослых. Под предлогом «требований современности» дети все чаще становятся жертвами физической, духовной и информационной эксплуатации, а иногда и насилия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupleniya_na_pedsovetah.docx | 39.56 КБ |
Предварительный просмотр:
С Е М И Н А Р :
«Основные потребности дошкольника. Пирамида потребностей по Маслоу».
Воспитатель: Ковалева Светлана Федоровна
МБДОУ ЦРР детский сад №43 «Золотой петушок»
г. Ессентуки, 2014 год
Известно, что многие проблемы взрослого человека берут свои истоки именно в детские годы. В настоящее время детство находится под угрозой, превращаясь в арену удовлетворения всевозможных амбиций взрослых. Под предлогом «требований современности» дети все чаще становятся жертвами физической, духовной и информационной эксплуатации, а иногда и насилия.
Силы, разрушающие детство, принимают сегодня все более очевидный и масштабный характер (жестокое обращение с детьми, детская наркомания, симплификация, т.е. обеднение развития ребенка, сиротство при живых родителях, бродяжничество и т.п.)
В начале ХХ1 столетия социальная ситуация развития ребенка оказалась настолько угрожающей, что возникла насущная необходимость принимать глобальные меры по защите прав детей, включая их право на детство. Поэтому неслучайно Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2001 – 2010 гг. Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.
Нет сомнения, что эта идея непосредственно связана с удовлетворением важнейших потребностей ребенка, которые должны стать основным ориентиром при организации целенаправленной воспитательной работы с детьми.
Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, одной из значимых базовых потребностей человека, проявляющейся уже с первых дней жизни, оказывается потребность в любви, нужности другому, выступающая необходимым условием полноценного личностного развития. Эта потребность удовлетворяется через вербальные и невербальные сообщения, содержащиеся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях и прямых высказываниях, таких как: «Как хорощо, что ты есть на свете», «Я рад(а) тебя видеть», «Мне так приятно быть с тобой» и т.п. Доброжелательность отношений с ребенком становится тем фундаментом, на котором выстраивается его позитивная самооценка, интерес к другим людям, конструктивные социальные контакты. Центральным принципом установления подобных отношений является принцип безусловного приятия, на котором основана мировая практика гуманистической педагогики и психологической помощи детям и их родителям.
Выстраивая разнообразные по содержанию отношения с ребенком, недопустимо игнорировать его потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий, на которые он имеет право, независимо от существующих у взрослых представлении о возможности их проявлений.
Благодаря усилиям специалистов, изучавших детей, в психолого-педагогической науке и практике постепенно был признан ошибочным тезис, согласно которому ребенок считался уменьшенной копией взрослого. Как следствие, особое внимание стало уделяться специфическому детскому видению мира, где ведущая роль в процессе познания окружающего принадлежит воображению, образному мышлению. И не учитывать эту особенность – значит абсолютно не понимать ребенка, что, в свою очередь, может стать одной из первопричин конфликта «отцов и детей», который глубоко переживают не только взрослые, но и дети.
То, как ребенок взаимодействует со своим окружением, нередко прямо противоположно тому, как это происходит у взрослого. Первичной для ребенка является возможность реально совершить поступок, действие, эмоционально пережить его и лишь на основе этого сложить о нем представление, которое станет для него определенным ориентиром в жизни.
В непосредственной связи с перечисленными потребностями ребенка находится и его потребность в доверии к окружающему миру, другим людям. Порой взрослые даже не задумываются о том, насколько ранимо детское доверие, поэтому не считают нужным сдержать данное ребенку обещание. В результате он привыкает к тому, что слова мало что значат, и сам начинает бросать их на ветер, утрачивая способность верить людям. Еще одной значимой потребностью в плане полноценного развития ребенка является его потребность в новых впечатлениях, притоке информации, которая уже в дошкольном возрасте перерастает в познавательную потребность. Известно, что различные виды информационного голода, в том числе сонсорная депривация, приводят к серьезным расстройствам психики, отставанию в развитии, тогда как познавательная потребность и связанная с ней поисковая активность служат важнейшим показателем психического здоровья ребенка. Именно об этом следует помнить, организуя предметную среду и, в частности, выбирая игрушки.
С точки зрения развития познавательной активности ребенку необходим игровой материал, максимально задействующий его фантазию, позволяющий активно преобразовывать окружающий мир. Иными словами, ценность игрушки напрямую связана с вариативностью ее применения: чем этот спектр шире, тем более ценна игрушка.
Поэтому одно из главных правил – не давать детям слишком много полностью «готовых» вещей. Игрушки должны быть такими, чтобы они могли служить толчком к проявлению детской изобретательности, а это становится возможным при наличии различных предметов-заместителей, и прежде всего того, что в изобилии предоставляет природа: камни, веточки, ракушки, мох, плоды, кора, а также кусочки ткани, разнообразные по форме строительные и поделочные материалы. Неслучайно еще К.Д.Ушинский отмечал, что лучшая игрушка для детей – это куча песка. Отсюда очень важно, чтобы взрослые дарили ребенку игрушки обдуманно и с выбором, так чтобы те служили долго и не сковывали их воображение. Ребенок должен иметь свои возможности реализовывать свои фантазии, иначе они накапливаются, отражаются на организме и угнетают ребенка. Это может проявиться в непослушании, плохом настроении, болезненности.
Организуя жизненное пространство ребенка, важно позаботиться не только о притоке новой полезной для него информации, но также и о том, чтобы этих новых впечатлений не было слишком много, поскольку их изобилие приводит к утомлению, рассеивает и притупляет внимание, не позволяет углубиться в суть явлений, может даже вызвать скуку, стать причиной логоневроза. Это касается развивающих игр, чтения книг, просмотра телепередач и т.п. Следует помнить, что новые знания совсем не обязательно предполагают наличие новых объектов; напротив, можно помочь ребенку получать новую информацию от хорошо знакомых предметов. В этом и заключается суть развития любознательности, творчества и глубины ума. Удовлетворяя неуемную любознательность ребенка, стимулируя его активность, нельзя забывать о потребности детей в самостоятельности, включая их право на ошибку, отрицательный опыт, если, конечно, тот не угрожает жизни и здоровью ребенка и других людей. Опыт самостоятельных действий, пусть даже неудачных и ошибочных, не только развивает инициативу и ответственность, но и лежит в основе формирования способности ставить сознательные цели, предвидеть возможные последствия и стремиться к выполнению того, что намечено. Важно помнить, что помощь и поддержка со стороны взрослого необходимы лишь тогда, когда ребенку плохо, трудно и он готов их принять. Иными словами, призыв старшего «Давай вместе!» должен касаться исключительно тех дел, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка, исключать вмешательства в те ситуации, где малыш испытывает радость от своей самостоятельности.
Многие взрослые, озабоченные дисциплиной, сетуют на то, что дети склонны нарушать правила и не признают никаких ограничений. Однако дети восстают не против правил, а против тех способов, которыми они внедряются. Практика общения с дошкольниками показывает, что в процессе социального взаимодействия дети испытывают внутреннюю потребность в четком соблюдении непротиворечивых правил, ожидая их от взрослых либо вырабатывая самостоятельно.
Потребность детей в правилах и порядке, поисковой активности и самостоятельности неразрывно связана с ритмичной организацией их жизни. Следует заметить, что ритм лежит в основе как биологических, так и психических процессов человека, является одним из условий его здоровья в самом широком смысле, поскольку обеспечивает внутреннюю гармонию и равновесие. Применительно к организации жизни детей ритмичность деятельности и мероприятий позволяет им глубоко погрузиться в процесс, постепенно отработать навыки, более легко и качественно усвоить необходимые знания, делает его эмоционально устойчивым, способствует развитию привычек. Кроме того, ритм помогает избежать быстрого наступления утомляемости и считается эффективным средства профилактики умственных перегрузок, нервного истощения и внутреннего напряжения дошкольников.
Изучая потребности дошкольного детства, мы рассмотрим пирамиду потребностей, разработанной американским психологом Абрахамом Маслоу.
А.Маслоу родился в 1908 г. В Нью-Йорке. Учился в Висконсинском университете. Степень бакалавра получил в 1930 году, доктора – в 1934 г. По получении докторской степени вернулся в Нью-Йорк, продолжал исследования в Колумбийском университете, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже.
В 1951 г. Маслоу перешел в только что организованный Бреидеиский университет, приняв пост председателя психологического отделения; там он оставался почти до самой своей смерти – до 1970 г. В 1967-1968 гг. был президентом Американской психологической ассоциации, в 1968-1970 гг. – членом совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии.
Фамилию Маслоу, столь странно звучащую для американцев, нам, наверное, следовало бы произносить в привычной манере – Маслов. Эту фамилию носил отец будущего психолога, выходец из южных губерний Российской империи. Подобно десяткам тысяч своих еврейский соплеменников, потрясенных безжалостными погромами начала века, он перебрался в Новый Свет. Там открыл мастерскую по изготовлению бочек, «встал на ноги», выписал с родины свою невесту. Так что их первенец, который в иных обстоятельствах мог бы быть нашим соотечественником и зваться Абрамом Григорьевичем Масловым, родился уже в Бруклине, в одном из районов Нью-Йорка.
Детские годы Маслоу могли бы послужить замечательным сюжетом для психоаналитического очерка. Отец оказался далеко не идеальным семьянином, точнее говоря, пьяницей. Он надолго исчезал из дому, так что его положительное влияние на детей определялось главным образом его отсутствием.
Отношения Абрахама с матерью складывались скверно и были окрашены взаимной неприязнью. Миссис Маслоу была вздорной особой и жестоко наказывала детей за малейшую провинность. К тому же она откровенно отдавала предпочтение двум младшим детям, а первенца недолюбливала. В памяти мальчика на всю жизнь отпечаталась сцена: мать разбивает о стену головы двум кошкам, которых сын принес с улицы.
Он ничего не забыл и не простил. Когда мать умерла, Маслоу даже не явился на ее похороны. В его записках можно найти такие слова: «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток – они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она (мать)».
Первая по-настоящему значительная работа Маслоу, сегодня по праву занимающая почетное место в золотом фонде мировой психологической мысли, - «Мотивация и личность» - увидела свет в 1954 г. Именно в ней была сформулирована иерархическая теория потребностей, выстраивающая пирамиду с основанием из базовых нужд и с потребностью в самоактуализации на вершине.
Итак, рассмотрим пирамиду потребностей по А.Маслоу.
Все потребности человека – врожденные, или инстинктивные (физиологические, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации), либо потребности личного самоусовершенствования – организованы в иерархическую систему приоритета, или доминирования. Те, что расположены внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как индивид осознает наличие потребностей более высокого порядка. Так, самыми сильными и неотложными считаются физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, физической активности, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции). Неудовлетворенность физиологического уровня вызывает у ребенка негативные эмоции – от тихого плача до громкого, требовательного крика. Существенная особенность дошкольного детства – взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья ребенка, его физического и нервно-психического развития Отсюда понятно и построение программ воспитания , обучения и развития детей: первая глава всегда посвящена здоровью и физическому развитию.
Однако не все так просто. На период дошкольного детства приходится несколько критических периодов – 1 год, 2 года, 3 года, 6-7 лет. Кризисы эти, так или иначе связанные с изменением Я -концепции ребенка, осознанием нового уровня его притязаний и потребностей, подводят уже ко второй ступени в пирамиде потребностей – в безопасности и защите, в организации стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в свободе от таких угроз, как болезнь, страх и хаос. По Маслоу, потребность в безопасности и защите проще всего наблюдать именно у детей раннего и дошкольного возраста. Именно они испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если вокруг меняется обстановка. Доказательство тому – трудности адаптационного периода при зачислении в ДОУ, при поступлении в школу. В этих случаях определенный гарант удовлетворения потребностей в безопасности – стабильность окружающей обстановки (в семье, ДОУ), порядок, определенный режим.
Маслоу утверждает: если в окружении ребенка отсутствует режим и дисциплина, он, не чувствуя себя защищенным от внешней среды, начинает искать более стабильную жизненную территорию (из детского сада стремится домой и, наоборот, из дома рвется к бабушке). Ссоры взрослых, физические оскорбления, разлука, развод – это тоже факторы, разрушающие необходимые для ребенка ощущение защищенности и безопасности, поскольку окружение в его понимании становится непредсказуемым, ненадежным. Отсюда неуправляемость в поведении, импульсивность, гиперактивность, озлобленность, агрессивность, тревожность, астеничность.
Следствием выражения перечисленных расстройств могут стать и невротические проявления (энурез, ночные страхи, трудности взаимодействия с другими детьми, заикание и т.д.).
Ощущение благополучия и безопасности жизни ребенка в дошкольном возрасте во многом зависит от окружающей среды, поскольку для данного периода характерны максимальная потребность в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей, минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний внешней среды. Заметим: среда, внешняя, социальная и внутренняя, - один из доминантных факторов развития ребенка. Потребность ребенка в безопасности и защите в большей степени связана со средой внешней, социальной, тогда как внутренняя среда взаимообусловлена удовлетворением потребностей в более высоких уровнях пирамиды по Маслоу, - потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации, или личного самоусовершенствования.
Наблюдения показывают: эмоциональный комфорт ребенка напрямую связан с потребностью ощущать любовь и с приятием его окружающими людьми – не только близкими взрослыми, но и сверстниками. Детство протекает при непосредственном взаимодействии со взрослыми (родителями, воспитателями и др.). В этом процессе «стыкуются» важные индивидуальные и социальные установки ребенка, среди которых приоритетной становится потребность признания и любви как проявление и утверждение себя среди окружающих. Взрослый в этом социальном пространстве оказывается личностно значимым для ребенка лицом уже в силу своей позиции, поскольку может удовлетворить его сущностные потребности.
Однако для совместного решения специфических задач, которые ребенок не может или не хочет решить со взрослыми, необходим и личностно значимый сверстник. Чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть такой аспект социального развития, как овладение формами и нормами общественных отношений. И это означает, что дошкольник начинает осваивать следующий уровень пирамиды потребностей по Маслоу – уважения и самоуважения. Неслучайно уже у ребенка дошкольного возраста возникает стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества при нормальном воспитании вырастает потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многое другое. Вот почему так важно помнить, что негативный опыт общения в ряде случаев не побуждает, а отвращает ребенка от стремления утвердить себя в мире человеческих отношений. Более того, факт этот может привести к возникновению защитных механизмов – «стены» между ребенком и человеческим миром, слепоты по отношению к окружающему миру. В то же время конструктивное общение со взрослыми и сверстниками дает ему возможность осознать свое Я, поскольку происходит становление Я-концепции.
Процессу личностного осознания способствует как оценка со стороны, так и самооценка. На протяжении дошкольного детства самооценка, оценочные суждения о себе становятся все более полными, детализированными, развернутыми. Теперь ребенок способен осознать себя, свое положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих ( «Меня любят: играют со мной, дают игрушки, угощают»). В старшем дошкольном возрасте он все чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать эмоциональное состояние. Возрастает самостоятельность и критичность оценки и самооценки. Ребенок обращает внимание прежде всего на те качества и особенности поведения, которые чаще всего оценивают окружающие и от которых в большей степени зависит его положение в группе. На протяжении всего дошкольного детства ребенок объективнее оценивает других, нежели самого себя. Именно в этих подвижных границах и создаются предпосылки для формирования потребности в самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу, т.е. быть в мире с самим собой, быть тем, кем можешь быть, быть верным своей природе. Поэтому очень важно, чтобы взрослые, когда идет процесс самопознания и самоактуализации, поддерживали потребность ребенка в положительной самооценке, способствовали развитию его веры в себя, в свои силы ( «Я могу!»), самостоятельности («Я сам!»); развивали адекватную конкретную самооценку высказываний и поступков, определяющих успешность межличностного общения и поведения, а также оценку собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности.
Бесспорно, что всем взрослым, кто непосредственно взаимодействует с детьми, необходимо помнить: ребенок, пусть даже самый маленький, - это вполне полноправная личность, имеющая свои потребности, которые должны стать главным ориентиром в процессе воспитания подрастающего поколения как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Д о к л а д
Тема: «Формирование нравственно-
ценностных ориентаций
педагогов».
Конспект воспитателя
Ковалевой Светланы Федоровны
МБДОУ ЦРР детский сад № 43 «Золотой петушок»
г. Ессентуки, 2015 г.
Российская педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Поэтому, реализуя определенное содержание, используя различные методы нравственного воздействия, педагог должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников.
Нравственное воспитание ребенка-дошкольника педагог должен осуществлять в условиях тесного контакта между детским садом и семьей. Необходимо так строить свою работу с родителями, чтобы повышать педагогическую культуру всех групп семей, уделяя особое внимание тем, кто испытывает затруднения в воспитании детей.
Какие же педагогические условия необходимы для успешного осуществления нравственного воспитания детей?
Прежде всего следует создать в детском учреждении правильный стиль взаимоотношений между взрослыми членами коллектива. Взаимное уважение и забота, любовь к делу – все это должно обеспечить необходимый стиль. Не менее важен правильный стиль отношений педагогического и родительского коллективов, который складывается в результате систематической работы детского сада с родителями, изучения опыта семейного воспитания. Обязательное условие успешного нравственного воспитания – высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми. Они основываются на уважении к личности растущего человека, любви к нему, знания законов психического и физического развития. Такого рода отношения и взаимоотношения должны стать прочной традицией детского учреждения.
Немаловажное значение имеет и четкий распорядок жизни детского сада, оснащенность групп и участка необходимым материалом, оборудованием, педагогически целесообразное их расположение и использование.
Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. При скупости эмоциональных проявлений взрослых у детей наблюдается безразличие к тому, что происходит вокруг них, их социальные проявления при этом слабо выражены, а отсутствие их задерживает эмоциональное, речевое, умственное и физическое развитие детей.
Что происходит, когда педагог неровно относится к детям, постоянно сердится, часто, да еще несправедливо, наказывает, кричит на детей, предъявляет разноречивые требования? У некоторых детей возникает недоверие к педагогам, отчуждение, желание уединиться, даже озлобление; некоторые рано обнаруживают в этих условиях умение приспособиться: ребенок выполняет требования одного воспитателя, который более строг, и не подчиняется требованиям другого, более мягкого, но непоследовательного. Естественно, что такое поведение порождает в конце концов лицемерие, нерадивое отношение к поручениям. Не следует скупиться на ласку при общении с маленьким ребенком, но ласковое, заботливое отношение к детям должно сочетаться с разумной требовательностью к ним, при которой у ребенка возрастает желание делать работу лучше, поступать хорошо, как это обусловлено правилами поведения.
В формировании личности ребенка существенное значение имеют мотивы, побуждающие его к определенному поведению, к деятельности. Мотивы могут быть нравственные, общественные: желание помочь старшему, заступиться за младшего, навести порядок в групповом уголке – или эгоистические: захватить лучшую игрушку (для себя), оказать помощь в ожидании награды, стать на сторону неправого, но более сильного сверстника. Если в младшем дошкольном возрасте первая и вторая линии мотивации выступают не всегда заметно (и еще нельзя сказать о нравственной воспитанности ребенка), то у детей пяти-шести лет мотивы поступков с достаточной определенностью характеризуют уровень воспитанности, нравственную направленность личности.
Воспитателю непременно нужно знать о помыслах, чувствах, намерениях ребенка, чтобы правильно оценить его поступок, поведение. Ведь форма проведения может иногда противоречить побуждению, мотиву. Допустим, ребенок ударил своего товарища. Форма непозволительная, но мотив, оказывается, был благородным: он наказал сверстника за хитрый обман. Зная причины, побудившие воспитанника к тому или иному поступку, педагог сможет найти наиболее верные методы нравственного воспитания, помочь ребенку в реализации положительных мотивов.
М е т о д ы н р а в с т в е н н о г о в о с п и т а н и я - это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.
Нравственное воспитание ребенка не может осуществляться каким-либо «уединенным» методом или средством. В педагогическом процессе используется целый комплекс различных методов.
Методы нравственного воспитания можно условно сгруппировать.
П е р в а я г р у п п а м е т о д о в обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним можно отнести м е т о д п р и у ч е н и я ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Основной смысл его заключается в том, что детей систематически в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе, например здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т.п. Детей приучают к помощи и взаимопомощи, к проявлению заботы о более младших, о старших, воспитывают правдивость, скромность. Приучение осуществляется с помощью у п р а ж н е – н и я, при этом побуждение к поступку, действию сочетается с влиянием на чувства ребенка, на его сознание. Систематическое приучение исключительно важно для формирования положительных поступков.
Упражнение предполагает включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстникам и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих дошкольников к таикм поступкам. Например, педагог приглашает к старшим воспитанникам детей младшего возраста и рекомендует старшим, как лучше принять гостей. Шестилетние дети должны в подобных случаях реализовывать свои знания и умения, проявив вежливость, внимание, заботу о маленьких. В другом случае педагог предлагает старшим детям самими решить, кому следует в первую очередь дать новую игрушку, учитывая, что один из них долго болел и только сегодня пришел в детский сад.
Следует подчеркнуть значение целенаправленного н а б л ю - д е н и я, организуемого педагогом. Например, младшие дети наблюдают веселые, дружные игры старших дошкольников, и это не проходит бесследно: побуждаемые воспитателем, они отмечают добрые взаимоотношения, оптимистичное настроение, слаженность действий. Такие педагогически направленные наблюдения не следует рассматривать как пассивный метод воздействия. Это тот источник, который питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на поведение детей.
К первой группе методов относится также м е т о д о р г а - н и з а ц и и д е я т е л ь н о с т и, которая в дошкольном возрасте, особенно старшем, носит общественно-полезный характер. В первую очередь это совместный, коллективный труд детей (например, уборка групповой комнаты, участка, посадка цветов, сбор семян растений для посадок и подкормки птиц, изготовление игрушек и других предметов для подарков взрослым к 8 Марта, 23 Февраля).
Педагог определяет цель работы и обдумывает ее организацию в целом, а также подбор и расстановку участников в небольших объединениях.
Таким образом, т р у д является и средством, и методом воспитания.
То же можно сказать и о детской и г р е, особенно ролевой. Она, конечно, не имеет прямой общественной значимости: ценность ее как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить средства осуществления замысла. В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения.
Методы, используемые воспитателем, могут быть не только прямые, но и косвенные, когда его руководящее воздействие опосредовано, а иногда и скрыто от детей. Например, воспитатель не просто дает указание, как себя вести согласно правилам, а создает ситуацию, которая заставляет ребенка подумать, как надо правильно поступить, самостоятельно находить способы поведения. Допустим, детям сообщают, что пора заканчивать игру и собираться на прогулку, но предварительно предлагают подумать, что нужно сделать, прежде чем начать одеваться.
В т о р а я г р у п п а м е т о д о в направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят б е с е д ы в о с п и т а т е л я на этические темы, ч т е н и е х у д о ж е с т в е н н о й л и т е р а - т у р ы и р а с с к а з ы в а н и е, р а с с м а т р и в а н и е и о б-с у ж д е н и е к а р т и н, и л л ю с т р а ц и й, д и а ф и л ь м о в, р а д и о - и т е л е п е р е д а ч.
Методы второй группы используются главным образом для формирования у детей правильных оценок поведения и отношений и превращения моральных представлений в мотивы поведения. Этому содействует сочетание занятий словесного, словесно-наглядного характера с практической деятельностью детей. Например, можно предусмотреть выращивание цветов к 8 Марта, ко Дню Победы.
И первая, и вторая группы методов включают широко известные методы, например м е т о д у б е ж д е н и я. Ведь его успешно можно использовать и через доброе, умное слово воспитателя, и с помощью художественных произведений, и через умело организованную деятельность.
Широко применяется в педагогическом процессе опора на п о л о ж и т е л ь н ы й п р и м е р. Воспитатель использует этот метод, руководя нравственным воспитанием детей в повседневной жизни: пример вежливого заботливого сверстника или взрослого, пример хорошего выполнения роли в игре или трудового поручения, положительный пример лучших людей нашей Родины, литературных героев.
В педагогической практике довольно широко применяются методы п о о щ р е н и я и н а к а з а н и я, и чаще всего при повседневном общении воспитателя с детьми. Они могут иметь положительное воздействие, особенно, конечно, поощрения, однако преувеличивать роль этих методов было бы неверно.
В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности. Хорошее поведение, хорошие поступки заслуживают положительной оценки воспитателя, а иногда и особого одобрения с привлечением внимания группы детей. Поощрение должно применяться непременно с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для других. Степень поощрения, его частота должны соотноситься со стремлением и старанием ребенка поступать хорошо. Очень важно замечать и малые достижения детей, особенно если ребенок приложил усилия, чтобы стать лучше. Не следует захваливать одних и тех же детей. В старших группах вопрос о достижениях отдельных ребят, о том, достойны ли они одобрения, похвалы, целесообразно обсудить во время общей беседы. Прежде чем поощрять ребенка, нужно подумать, в какой мере он заслуживает похвалы. При этом принять во внимание его возраст, степень личных усилий, общественное значение его хорошего поведения, конкретного поступка.
Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без наказаний при условии учета возрастных особенностей детей, вдумчивого отношения к их индивидуальным особенностям, такой организации педагогического процесса, при которой все дети заняты содержательной, нравственно направленной деятельностью.
Воспитателю категорически запрещается использовать в качестве наказаний какие бы то ни было меры физического воздействия, давать резко отрицательные характеристики и применять наказания, унижающие ребенка.
Если все же возникает необходимость наказать ребенка (лишить удовольствия, общения со сверстниками или взрослыми), то надо прежде всего выяснить причины поступка или плохого поведения. Может оказаться, что надобность в наказании отпадет, если педагог устранит причины, вызывающие плохое поведение ребенка. Частые наказания свидетельствуют о беспомощности воспитателя.
В конце года воспитатель подводит итоги работы с детьми, в том числе и нравственного воспитания. С этой целью следует проанализировать отношение ребенка к взрослым, отношения со сверстниками, а также с детьми более старшего и младшего возраста, а также к личным и общественным вещам, наличие знаний и представлений о моральных качествах людей.
В конце учебного года на итоговом родительском собрании воспитатель подводит итоги проделанной работы, дает характеристику каждому ребенку, подчеркивая то положительное, что приобрели за учебный год дети, но отмечает и то, чего еще не удалось достичь и что является ближайшей задачей семьи.
И, в дополнение к вышесказанному, добавлю, педагог является образцом для подражания у ребенка, так как большую часть суток он находится с воспитателем. И поэтому я настоятельно рекомендую каждому педагогу следить за своей речью, своими манерами и совершаемыми поступками.
«Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.»
И.Песталоцци