ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 5—6 ЛЕТ
методическая разработка (старшая группа) на тему

Уколова Наталья Владимировна
Своевременное овладение правильной, чистой речью способ-ствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь — не врож¬денная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда при¬чин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, не- сформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благо¬приятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализи¬рованное дошкольное учреждение или логопедическую груп¬пу. Данное пособие представляет собой систему логоритмиче¬ских занятий для детей старшей группы, посещающих обыч¬ный (не логопедический) детский сад, которые помогут исправить речевые нарушения дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmicheskie_zanyatiya.docx46.7 КБ

Предварительный просмотр:

От автора

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь — не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, не- сформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Данное пособие представляет собой систему логоритмических занятий для детей старшей группы, посещающих обычный (не логопедический) детский сад, которые помогут исправить речевые нарушения дошкольников.

Основополагающий принцип проведения занятий — взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Впервые методические рекомендации по их проведению были разработаны В.А. Гринер, которая отмечала, что ♦ музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода* (Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958). Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества де

3


тей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются.

Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:

  •  логопедическую гимнастику — комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованные Т.В. Буденной;
  •  чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  •  пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
  •  упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечнодвигательного и координационного тренинга;
  •  фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
  •  вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
  •  песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
  •  музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  •  мело- и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;
  •  упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

4


  •  коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
  •  упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Упражнения, игры и т.д., авторство которых не указано, разработаны составителем данного пособия.

Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы. Последовательность ознакомления со звуками можно варьировать в зависимости от характера нарушений речи у детей. Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Автор рекомендует проводить логоритмические занятия один раз в неделю. Организатором занятий может выступать музыкальный руководитель, логопед или воспитатель. Желательна тесная связь в работе педагогов ДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно использовать на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Необходимо применять наглядный материал по лексическим темам (иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланеле- графа и т.п.); это переводит образы-представления в образы- понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе — индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Занятия апробированы в старших группах детских садов и подготовительных классах детских школ искусств г. Архангельска и дали хорошие результаты.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

л*

п/п

Название занятия

Месяц

1

2

3

1

«Спор грибов и ягод»

Сентябрь

2

«Путешествие язычка»

3

«В гостях у лесного гнома»

4

«Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева

5

«Пых» по мотивам белорусской народной сказки

Октябрь

6

«Спор овощей»

7

«Колосок» по мотивам украинской народной сказки

8

«Приключения дождика»

9

«Краски осени»

Ноябрь

10

«Палочка-выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева

11

«Как коза в лесу избушку построила» по мотивам русской народной сказки

12

«Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки

13

«Т еремок-холодок»

Декабрь

14

«Дед Мороз построил дом»

15

«Отчего у белого медведя нос черный» по мотивам юкагирской народной сказки

16

«Елка» по мотивам сказки В. Сутеева

6


Окончание табл.

1

2

3

17

«Снеговик на елке»

Январь

18

«Морозята»

19

«Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского

20

«Приключения снежинки»

21

«Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки

Февраль

22

«Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки

23

«Парад на Красной плошали» по мотивам стихотворения В. Орлова

24

«Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки

25

«Я маму мою обидел» по стихотворению Э. Мош- ковской

Март

26

«Кем быть?»

27

«Откуда у носорога шкура» по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга

28

«Откуда у верблюда горб» по мотивам сказки Р. Киплинга

29

«Откуда у кита такая глотка» по мотивам сказки Р. Киплинга

Апрель

30

«Космическое путешествие»

31

«Лекарство от зевоты»

32

«Пасха»

33

«Колобок»

Май

34

«Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки

35

«Как муравьишка лом солнышка искал»

36

«История о том, как гном построил дом»


КОНСПЕКТЫ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Занятие 1.

«СПОР ГРИБОВ И ЯГОД»

ОБОРУДОВАНИЕ Плоскостные диски, разложенные по кругу; иллюстрации грибов — сыроежки, подосиновика, мухомора, опят, поганки; пиктограммы разных эмоций; иллюстрации ягод — земляники, ежевики, клюквы, брусники, черники; шапочка волнушки; фонограмма пьесы «Октябрь* П. Чайковского.

Дети входят в зал под звучание пьесы «Октябрь* из цикла «Времена года» П. Чайковского [14]* и встают в круг. На полу по кругу разложены плоскостные диски-«кочки*.

Воспитатель

Вот и осень к нам пришла,

Нас в дорогу позвала.

Двигательные упражнения «Прогулка в лес»

В лес отправимся гулять,        Дети маршируют.

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем        Ходят «змейкой» между

Друг за дружкою гуськом.        «кочками».

На носочки встали        Бегут на носках.

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,        Ходят высоким шагом,

перешагивая через «кочки».

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке        Маршируют.

Мы весело шагаем.

* Здесь и далее в квадратных скобках указаны номера изданий из списка музыкальных источников.

8


Воспитатель. Как хорошо в осеннем лесу! Так и хочется со всеми поздороваться!

Пальчиковая игра «Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!        Дети пальцами правой руки

по очереди «здороваются» с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!        Переплетают пальцы

«замочком» и поднимают руки над головой.

Т. Сикачева

Воспитатель. Давайте, ребята, посмотрим, что же делается в лесу.

Чистоговорка «С — С’*

Са-са-са — на траве лежит роса. Дети встряхивают кистями

рук.

Су-су-су — в лесу увидели лису. Приставляют раскрытую

ладонь к глазам.

Си-си-си — в пруду живут караси. Прижимают ладони друг

к другу и качают ими вправо- влево.

Ся-ся-ся — мы поймали карася. Поднимают и опускают

сложенные ладони.

М. Мусова, вариант — М. Картушиной

Воспитатель. Ребята, пойдемте искать в лесу друзей.

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!» Зашагали ножки        Дети врассыпную маршируют

по залу, к концу куплета встают в пары.

Прямо по дорожке,

Повстречали друга Маленькие ножки.

9


Припев:

Здравствуй, здравствуй,

Здравствуй, милый друг! Здравствуй, здравствуй.

Посмотри вокруг! Здравствуй, здравствуй, Мне ты улыбнись!

Здравствуй, здравствуй, Головкой поклонись! Побежали ножки Прямо по дорожке, Повстречали друга Маленькие ножки.

Припев.

Поскакали ножки Прямо по дорожке,

Взявшись за руки, выполняют «пружинку».

Пожимают друг другу руки. Делают «пружинку», взявшись за руки.

Разводят руки в стороны. Делают «пружинку». Улыбаются, качая головой вправо-влево.

Делают «пружинку». Кланяются друг другу. Бегут на носках врассыпную.

К концу запева находят себе другую пару.

Повторяют движения. Поскоками двигаются по залу врассыпную, встав в пару в конце куплета с новым товарищем.

Повторяют движения.

Повстречали друга
Маленькие ножки.

Припев.

Воспитатель. Только мы познакомились с новыми то-
варищами, как начался дождик.

Массаж спины под песню «Дождик»

Е. Попляновой [21]

Дети встают друг за другом
«паровозиком» и похлопывают
ладонями по спинкам друг
друга.

Дождик бегает по крыше —

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше — Бом! Бом! Бом!

— Дома, дома посидите, —

Постукивают пальчиками. Поколачивают кулачками.

10


Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите, — Бом! Бом! Бом! Почитайте, поиграйте —

Бом! Бом! Бом!

А уйду — тогда гуляйте... Бом... Бом... Бом...

Н.        Пику лева

Растирают ребрами ладоней.

Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями.

Поглаживают ладонями.

Затем дети поворачиваются на 180° и повторяют массаж.
Воспитатель. Где бы нам спрятаться от дождя?

Русская народная закличка «Дождик, лей!»
Дети рассказывают, сопровождая речь движениями.

Дождик, лей, лей, лей

Дети, стоя, поднимают руки вверх и встряхивают кистями. Прижимают ладони к груди. Протягивают ладошки вперед. Садятся.

Кладут ладони на голову.

На меня
И на людей.

Сядем мы под грушкой
И накроемся подушкой.

Воспитатель

После дождика, смотри,

В лесу выросли грибы.

Двигательные упражнения «Грибы»

Перед каждым упражнением воспитатель загадывает загадку и показывает соответствующую иллюстрацию.

Вдоль лесных дорожек Много белых ножек

В шляпках разноцветных, Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Это... (сыроежки).

Под осинкой

И.п. — основная стойка, руки на поясе. Дети наклоняют голову вправо-влево.

И.п. — основная стойка. Поворачивают корпус вправе влево.

11


Стоит мальчик-с-пальчик,

На нем сер кафтанчик,

Шапка красненькая. (Подосиновик.)

А вот кто-то важный        И.п. — основная стойка.

Воспитатель считает.

На счет «1» дети наклоняются вперед, прикасаясь ладонями к голове; на счет «2» — возвращаются в и.п.

На беленькой ножке,

Он в шапочке красной,

На шапке — горошки. (Мухомор.)

Что за ребятки на пеньках        И.п. — основная стойка.

Столпились тесной кучкой И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой? (Опята.) Приседают с хлопком над

головой.

Посмотрите-ка, ребята,        Прыгают на двух ногах.

Тут — лисички, там — опята,

Ну, а это на полянке Ядовитые... (поганки).

С. Михалков

Воспитатель. Грибы стояли строем на полянке. А под листочками спрятались ягоды. Заметили грибы ягодки и стали перед ними важничать: «Мы такие большие и такие красивые!» — и дразнить их.

Упражнение на развитие мимических мышц «Ну-ка, повтори!»

Дети меняют выражение лица по пиктограммам, изображающим различные эмоции.

Воспитатель. А ягодки тоже расхвастались: «Мы хотя и маленькие, но зато удаленькие. Всех угостим. Мы вкусны, любому угодим.

Воспитатель показывает рисунки ягод, дети их называют.

Есть и сладкие — земляника, ежевика. Есть и кислые — клюква, брусника. А есть очень полезные — черника*. А мы увидели грибы да ягоды и стали их собирать.

12


Упражнение на развитие внимания «По ягоды»

Мы шли, шли, шли.        Дети идут        по кругу друг за

другом.

Землянику нашли.

Раз, два, три, четыре, пять!        Приседают        и «собирают

ягоды» в ладошку.

Мы идем искать опять.        Встают.

В. Волина

Игра повторяется с названием других ягод.

Воспитатель. Присели ребята отдохнуть, поели немножко ягодок.

Логопедическая гимнастика

  1.  Имитировать жевание (на выработку энергичного сокращения мускулов гортани, глотки).
  2.  Двигать нижней челюстью вправо, дышать через нос, язык пассивен.
  3.  Двигать нижней челюстью вправо, язык с силой упирать в челюсть, помогая движению.
  4.  Двигать нижней челюстью влево (так же, как и вправо).
  5.  Выполнять круговое движение нижней челюстью (рисовать подбородком букву «о») при открытом и закрытом рте.

Воспитатель. Ягод мы с вами набрали, а теперь будем собирать грибы.

Игра «Гриб волнушка» (см. приложение, с. 175) Воспитатель. Ребята полные корзины набрали грибов да ягод. Хватит их и на варенье, и на суп грибной. Но ягоды и грибы нужны и лесным жителям. Лось, например, мухомором лечится. Белка грибы на зиму заготавливает, на веточках деревьев развешивает сушиться. А птицы зимой от голода ягодами рябины спасаются. Поняли грибы и ягоды, что нужны они и людям, и зверям, и птицам. Значит, не надо им спорить, кто красивее да нужнее, нужно жить в мире.

Коммуникативный танец «Хоровод дружбы»

на американскую народную мелодию [34]

Дети встают в большой круг; трое встают на середину, берутся за руки и становятся цепочкой. Все поют песню.

13


Мы за руки возьмемся,

Дети двигаются в одну
сторону, солисты за ведущим
идут в другую.

Мы за руки возьмемся,

Друг другу улыбнемся,

По кругу мы пойдем!

Все останавливаются. Солисты поворачиваются лицом к детям, около которых остановились, повернувшись спиной к центру круга, ставят руки на пояс.

Привет ребятам

Нашим,

Привет ребятам нашим, Споем для вас и спляшем,

Веселый мы народ. Пойдемте с нами вместе, Пойдемте с нами вместе, Пусть звонче льются песни, Растет наш хоровод.

Кланяются детям, напротив которых стоят, разводя руки в стороны, ладони вперед. Выпрямляются и ставят руки на пояс.

Повторяют движения.

Все дети притопывают одной ногой.

Солисты берут за обе руки детей, стоящих напротив них, и ведут их в центр круга. Солисты и приглашенные дети кружатся парами.

Танец повторяется, пока не будут приглашены все дети.

Занятие 2. «ПУТЕШЕСТВИЕ ЯЗЫЧКА»

ОБОРУДОВАНИЕ Фонограмма любой спокойной музыки и пьесы «Поезд»

Н.        Метлова; шапочка волнушки.

Дети под спокойную музыку входят в зал и садятся на ковер. Воспитатель рассказывает, дети выполняют соответствующие упражнения для язычка.

14


«Сказка про язычок*

Воспитатель. Жил во рту язычок. Утром просыпался, с боку на бок поворачивался. Захотелось язычку пойти прогуляться. Сначала язычок решил посмотреть, какая погода на улице. Постучал он в одну щечку — нет там окошка. Постучал в другую — тоже нет окошка. А тут губки раскрылись, улыбнулись, и язычок выглянул в окно. Он посмотрел сначала в одну сторону, потом в другую. Хорошая погода, можно идти гулять. Поскакал язычок по лесенке (язык «перешагивает» через зубы и прячется обратно в рот), пересчитал все дощечки у забора (язык погладит сначала верхние зубы, потом нижние), сел в поезд и поехал в лес (произнести «чу- чи...» ). Интересно, что же увидел язычок в лесу?

Чистоговорка «С — С’* (с. 9*)

Воспитатель. Язычок был очень вежливым и стал со всеми здороваться.

Пальчиковая игра «Здравствуй!* (с. 9)

Воспитатель. Вежливый язычок сразу нашел новых друзей.

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!* (с. 9)

Воспитатель. Язычок научил своих новых товарищей своему любимому танцу.

Коммуникативный танец «Хоровод дружбы»

на американскую народную мелодию (с. 13)

Воспитатель. Любуется язычок осенним лесом.

Песня об осени (по выбору)

Воспитатель

Ходит осень по дорожке,

Промочила где-то ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где-то лето.

Массаж спины под песню «Дождик*

Е. Попляновой (с. 10)

Воспитатель

Как же дождику не лень Моросить четвертый день?

М. Дружинина

* Здесь и далее в круглых скобках указаны страницы данного издания.

15


Русская народная закличка «Дождик, лей!* (с. 11)

Воспитатель. Видит язычок — под дождиком начина-
ют расти грибы.

Упражнение логопедической гимнастики «Грибок»

(для укрепления мышц языка,
растягивания подъязычной уздечки,
выработки движения языка вверх)

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей
плоскостью к небу (язык присасывается) и удерживать в та-
ком положении под счет от 1 до 5—10.

Воспитатель. Решил язычок насобирать грибов.

Стихотворение с движениями «Меж еловых лап*

Меж еловых мягких лап        Дети        поочередно        протягивают

вперед руки, широко раздвинув
пальцы.

Ударяют указательным
пальцем одной руки по ладони
другой.

Поднимают к плечам и
опускают руки, согнутые в
локтях, ладони развернуты
друг к другу, пальцы
соединены и выпрямлены.
Сжимают и разжимают
пальцы.

Трут ладони друг о друга.
Постепенно поднимают
руки, ладони развернуты
вниз.

Протягивают руки вперед,
ладони развернуты вверх.
Показывают ладонью на
грудь (4 раза ).

Игра «Гриб волнушка» (см. приложение, с. 175) Воспитатель. Язычок насобирал так много грибов, что самому и не донести. Пришлось грибам самим садиться на пригородный поезд — электричку.

Дождик — кап, кап, кап.

Где сучок давно засох,

Всюду мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб.

Кто нашел его, друзья? Я, я, я, я!

16


Двигательное упражнение «Электричка»

Едут в электричке        Дети встают друг за другом

Волнушки и лисички        и двигаются за ведущим

С подружками-друзьями,        топающим шагом, ускоряя и

Чушками-груздями.        замедляя движение в

Колеса со старанием        соответствии с темпом

По рельсам тарахтят,        музыки и речи.

Везут по расписанию Компанию опят.

П. Синявский

Воспитатель. Покажем, ребята, какие разные едут грибные пассажиры.

Упражнение на развитие мимических мышц и эмоциональной сферы «Пассажиры»

Дети передают мимикой и жестами содержание стихотворения.

У Мухомора хитрый вид,

Ехидная усмешка —

Забрался в поезд и сидит,

Как будто сыроежка.

Но вот заходит контролер,

Выводит мухомора.

И безбилетник мухомор Краснеет от позора.

А старичок боровичок,

Интеллигентный старичок,

Приподнимает свой берет И предъявляет свой билет.

Контролер внимательно проверяет билет.

К билету прилагаются Четырнадцать квитанций С названиями станций.

П. Синявский

Фонопедические упражнения

Дорожкино,        Дети произносят «топ-топ...»

в низком регистре, хлопая ладонями по коленям.

2 М Ю Картушина

17


Лукошкино,

Опушкино,

Засушкино,

Кастрюлькино,

Бульбулькино,

Лучково,

Сельдерюшкино,

Морковкино,

Перловкино,

Немножкино-Картошкино,

Лаврушкино-Петрушкино,

Тарелкино

Делают с crescendo на звук [о], разводя руки в стороны, показывая большую корзину. Произносят «чап... чап...» в низком регистре, ударяя кулачками по бедрам. Делают Штро-басс на звук [а] — скрипят связками. Делают glissando на звук [а] от самого высокого звука до самого низкого, показывая высоту звука рукой. Произносят «буль-буль-буль...» в разных регистрах на одном звуке.

Делают glissando сверху вниз на звук [у].

Делают glissando от высокого звука к низкому на гласный [ы].

Произносят «ших, ших...», скользя ладонями друг о друга. Коротко произносят «х, х...», резко сжимая пальцы в кулак и раскрывая их.

Призносят короткие звуки [у], сначала в высоком регистре и постепенно понижая звук до низкого, показывая высоту звука указательными пальцами. Произносят короткие звуки [а] от высокого к самому низкому регистру. Произносят «пых... пых...» — энергично выдыхая, руки на поясе, поднимая и опуская плечи.

18


И Ложкино.        Выдыхают воздух через

губы-трубочки, как бы дуя на ложку.

Приятного аппетита!

П. Синявский

Воспитатель. И поехали грибы вместе с язычком дальше.

Дети строятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего ребенка и уезжают из зала на «поезде* под пьесу «Поезд* Н. Метлова [29]. При ходьбе нельзя опускать руки, чтобы «вагончики» не отцепились друг от друга.

Занятие 3.

«В ГОСТЯХ У ЛЕСНОГО ГНОМА»

ОБОРУДОВАНИЕ

Иллюстрации ягод — голубики, брусники, черники, рябины, клюквы, земляники, малины; кленовый лист; игрушки — гном, домик; ксилофон; газовые платки желтого, красного, оранжевого цветов — по одному каждому ребенку; шапочка волнушки; детские музыкальные инструменты — по две деревянные палочки каждому ребенку, музыкальные тарелки; фонограммы пьесы «Октябрь* из цикла «Времена года* П. Чайковского и вальса «Осенний сон* А. Джойса.

Дети входят в зал под звучание пьесы «Октябрь* П. Чайковского [14].

Воспитатель

Посмотри, как день прекрасен,

И как ясен небосклон,

Как горит под солнцем ясень,

Без огня пылает клен.

И. Мазнин

Попевка «Осенииы» Т. Тютюнниковой [30]

Исполняется на звуке «до**. Воспитатель играет на ксилофоне.

2*

19


Осенины, осенины —

Осенины, осенины — У дождинок именины Осенины, осенины — Паутинок именины. Осенины, осенины —

Разных красок именины.

Дети ударяют указательным пальчиком одной руки по ладони другой.

Резко сжимают и разжимают пальцы.

Протягивают руки вперед ладонями кверху и прижимают их к груди.

Легко ударяют в ладоши.

Тихих звуков именины.

Воспитатель. Радуется золотой осени клен, росший в нашем дворе.

Ритмическая игра «Лешкин клен»

Воспитатель играет белорусскую народную польку «Янка*. Шумно хлопает в ладоши        На        1-ю        часть        дети

Клен у Лешки во дворе.

Те ладошки, как у Лешки,

Покраснели на заре.

Н.        Красильников

На 2-ю часть дети ритмично хлопают в ладоши.

Воспитатель (показывает кленовый листочек) Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что стучится к нам в окно?

(Рассматривает листочек.) Это на осеннем листочке лесной гном прислал нам приглашение в гости.

Двигательное упражнение «В гости к гному»

К гному в гости мы идем, Дети маршируют.

проговаривают слова стихотворения и ударяют средним и указательным пальцами одной руки по ладони другой.

20


Громко песенку поем:

♦Тра-ля-ля...*

К гному в гости мы идем,        Ходят        на        носках.

Тихо песенку поем:

«Тра-ля-ля...*

Воспитатель. Вот и пришли мы в лес. Поздороваемся, ребята, с ним.

Пальчиковая игра «Здравствуй!* (с. 9)

Воспитатель (показывает детям домик и стоящего около него гномика). А вот и лесной гном. Здравствуй, гномик! Познакомься с нашими ребятами.

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!* (с. 9)

Воспитатель. Расскажи нам гномик, о своих лесных друзьях да осенних заботах.

Чистоговорка «С — 3*

Са-са-са — бежит рыжая лиса. Дети «проходятся»

указательными и средними пальцами по бедрам.

За-за-за — на травинке стрекоза. Поднимают указательные

пальцы и покачивают ими из стороны в сторону.

Су-су-су — я грибы несу.        Сжимают пальцы в кулаки,

поочередно поднимают и опускают кулачки.

Зу-зу-зу — на телеге их везу. Вращают кулачками перед

грудью.

Гном. В моем лесу ягод видимо-невидимо. А вы, ребята, какие ягоды знаете?

Дети называют ягоды.

Из ягод я варю варенье.

Гном показывает изображение ягоды и называет ее, дети говорят, какое варенье варят из этой ягоды.

Из брусники — брусничное, малины — ..., рябины — ..., черники — ..., морошки — ..., голубики — ..., калины — ... . Ну, а теперь мы будем собирать ягоды.

21


Упражнение на развитие ритмического слуха «По ягоды*

Под звучание плясовой русской мелодии дети врассыпную ходят по залу, делая наклон на сильную долю («срывают ягодку*).

Гном. Но в моем лесу ветер иногда рассказывает страшные сказки. Вот одна из них.

Упражнение на увеличение выдоха «Страшная сказка* В. Емельянова, И. Трифоновой

Дети повторяют за воспитателем сказку, произнося каждую строчку на одном дыхании.

Слушай...

Слушай шорох...

Слушай шорох чащи...

Слушай шорох чащи леса...

Слушай шорох: чаща леса дышит...

Гулко гонит галок ветер выше...

Гном. Поет свои песни ветер.

Логопедическая гимнастика на укрепление губ

  1.  Вытягивать губы узкой воронкой (свист).
  2.  Выдувать воздух поочередно правым и левым углом рта.
  3.  Беззвучно плавно переходить от артикуляции звука к звуку [и—а—о—у] и обратно.

Гном. В моем лесу очень красиво. Деревья стоят в разноцветных нарядах — желтых, красных, оранжевых. Закружился надо мной Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь —

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала.

Мы плясали, как друзья, —

Дождь из листиков и я.

Л. Разводова

Вальс «Осенний сон» А. Джойса [8]

Дети импровизируют танец осенних листочков с разноцветными газовыми платочками. Можно кружиться на носочках, легко бежать по залу врассыпную, подбрасывать платочки вверх и ловить их, взмахивать ими и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по кружковой работе в средней группе детского сада"Логоритмические занятия с детьми 4-5 лет" по авторской программе Картушиной М.Ю.

Задачи кружковой работы:·        Способствовать развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артику...

Логоритмическое занятие с детьми с ОВЗ (психическое недоразвитие) в возрасте 4-5 лет. "Зима"

Представленный конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет может пригодиться учителям-дефектологам и учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений, работающим в ...

Использование русского народного фольклора на музыкальных и логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно  объясняет ...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности логоритмического занятия с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы «Осень».

Коррекционно-образовательные цели:Активизировать словарный запас по лексической теме «Осень»;Учить образовывать однокоренные слова к слову ОСЕНЬ:Упражнять детей в подборе синонимов;Формировать навыки ...

Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 Картушина

Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 Картушина Нотное приложение...

Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 Картушина

Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 Картушина Нотное приложение...