Дипломная работа на тему: "Агрессивное поведение дошкольников в зависимости от степени отверженности в семье матерью"
материал (подготовительная группа) по теме

Гахова Анна Сергеевна

Агрессивное поведение дошкольников в зависимости от степени отверженности в семье матерью 

дипломная работа бакалавра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplom.docx185.39 КБ
Файл prilozhenie_1_ispravleno.docx14.2 КБ
Файл prilozhenie_2_ispravleno.docx18.44 КБ
Файл prilozhenie_5_ispravleno.docx18.54 КБ
Файл titulnyy_list.docx13.86 КБ
PDF icon img.pdf319.91 КБ
PDF icon img_0002.pdf364.8 КБ
PDF icon img_0003.pdf575.33 КБ
Файл diplom.pptx786.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования взаимосвязи агрессивности дошкольников и отверженности в семье матерью………………………..……7

1.1. Особенности личности детей старшего  дошкольного возраста…………7

1.2. Агрессивность детей старшего дошкольного возраста….…………….…11

1.3. Влияние родительского отношения на агрессивное поведение детей….15

Глава 2. Результаты исследования взаимосвязи агрессивности детей

старшего дошкольного возраста и степенью отверженности их матерью…..21

2.1. Организация исследования…………………………………………….…...21

2.2. Результаты исследования………………………………..……………..…...26

Выводы …………….……………………………………………….……………34

Библиографический список……………………………………………………..35

Приложение


Введение

В современном мире повышенная агрессивность детей дошкольного возраста,         является одной из наиболее острых и ведущих проблем для общества.

Методoлогическoй основoй нaстoящего исследовaния являются oсновные пoложения возрастнoй и педагoгической психолoгии, предстaвленные в рабoтах oтечественных и зaрубежных психолoгов Элькoнина Д. Б., Рубинштейнa С. Я., Выгoтского Л. С., Бaндуры А., Фрейдa З., Эриксoна Э., Бaсса А.

Увеличение числа детей, которые склонных к агрессивным формам своего поведения к окружающему их миру, провоцируют тем самым выдвижение на первый план задачу изучения психологических условий, в которых живут дети,  вызывающих эти опасные явления.

Поэтому исходя из выше упомянутого, особенно важным, на мой взгляд является изучение агрессивности именно в старшем дошкольном возрасте, когда черта агрессивного поведения находится только  в стадии своего становления в связи с чем, еще можно принять  какие то меры.

Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между людьми, а также эффективность индивидуального личностного развития, является агрессивность [4].

Возникающие в раннем детстве агрессивные действия ребенка (удары, приступы ярости, взрывы гнева и бешенства, неожиданные проявления внезапного упрямства и навязчивости) привлекли внимание исследователей детского развития Д. Б. Эльконина, Е. И. Рогова [81, 68, 82].

Для большинства детей характерны те или иные формы агрессии [64]. Известно, что со временем агрессивная форма поведения детей,  не только сохраняется, но и развивается, что немаловажно она имеет способность к трансформации в устойчивое качество личности. Что приводит к тому, что у ребенка снижается продуктивный потенциал, уменьшаются определенные возможности полноценной коммуникации, а так же приводит к полной деформации его личностного развития.

Ребенок, у которого преобладает агрессивность, может принести массу проблем не только окружающим его людям и своим близким, но так же и самому себе, как бы парадоксально это не звучало [20,13]

С точки зрения Паренса основной причиной возникновения враждебности в раннем возрасте, а затем перехода ее в ненависть, злость, ярость, является «переживание чрезмерного неудовольствия». Предотвращение подобных переживаний прямой путь к снижению уровня враждебности в поведении ребенка [12,62,63].

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос [5]. В зарубежной психологии проблемой агрессивности занимались А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон,К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм, А.А. Реан,  И. С. Кон, Я.И.Михайлова, С.А. Рубинштейн и другие [17,32,54,66,70,77].

В западной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков [51].

К. Роджерс, рассматривая человека как изначально конструктивного, считает, что агрессия и насилие являются вынужденными ответными действиями индивида на ограничение его свободы, возможности выбора [68].

Тема «детской агрессивности» в отечественной психологии долгое время была закрыта и не получила должной разработки. Публикации на эту тему представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований [69,72].

Семья - главное в жизни ребенка, тем более дошкольника. Семья это как института воспитания, так как  ребенок находится в ней в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ребенка ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Как известно именно в семье и закладываются основы личности ребенка [36,48,50].

Но, не смотря на то, что семья это главное, она может как помочь, так и навредить ребенку, то есть она может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания [40].

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей  будь то  мама, папа, брат, сестра,  бабушка, дедушка, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем [67].

И не смотря на это никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может  это сделать сама семья [38,71].

Страшнее всего, что в целом же агрессивные проявления или  построенное ожидание подобного от окружающих ограничивает активность самого ребенка, что немало важно усиливает его тревожность, а так же формирует заниженную самооценку.

Немаловажно сказать, что  агрессивных детей, относят к группе риска.

Поведение ребенка в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, занимающихся именно этой проблемой, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы [78].

Агрессивность – продукт обучения [73]. Она развивается, поддерживается или уменьшается в результате наблюдения сцен агрессии и учета ее видимых последствий для агрессивного человека [3].

Все вышесказанное и определило выбор  мной темы дипломного исследования

Целью моей работы является изучение особенностей агрессивного поведения дошкольников в зависимости от степени  отверженности ребенка матерью.

Задачи исследования

  1. 1.Изучить научную литературу по проблеме исследования
  2. Исследовать степень отверженности детей дошкольного возраста матерью
  3. Проанализировать проявления агрессивности дошкольников
  4. Определить характер связи между агрессивностью и степенью отверженности дошкольника матерью.

Объектом нашего исследования выступили дети, посещающие детский сад в возрасте от 5 до 7. Предметом -   агрессивность дошкольников в зависимости от степени  отверженности ребенка матерью.

Гипотеза нашего исследования состоит в следующем: чем выше степень отверженности ребенка матерью, тем более высокая  агрессивность характерна  для него.


Глава 1. Теоретические аспекты исследования взаимосвязи агрессивности дошкольников и отверженности в семье матерью

1.1. Особенности личности детей старшего  дошкольного возраста

К старшему дошкольному возрасту относятся дети в возрасте 5 – 6 лет [15].

Он является одним из очень важным возрастов в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной.

Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, что не мало важно прорабатываются все моменты становления «Я» позиции [74].

Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается именно в возрасте 5-6 лет.

Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни.

В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора.

Этот период называют сенситивным для развития всех познавательных процессов внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения [39,56].

Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать [65].

Ролевая игра как ведущий вид деятельности

Да именно игра является ведущим видом деятельности, ее сущность состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают, а так же  уточняют полученные знания об окружающей действительности, что немало важно, начинают осваивать позицию субъекта деятельности, от которого она зависит.

Что касается игрового коллектива, то в нем у детей появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, проявляются нравственные чувства, складываются нормы нравственного поведения.

В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. У них формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате постоянного сравнения своего поведения с поведением другого человека у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего «Я» [7,16].

Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование личности.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.

Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи [41].

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие [34].

При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия» [26].

В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными [5].

Развитие творчества

Начинает развиваться изобразительная деятельность детей [75].

В этом возрасте рисование становиться более активным. В течение всего года дети способны создавать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию.

Конструирование характеризуется умением анализировать все условия, в которых протекает данный вид деятельность [43].

 Дети называют  и используют различные детали деревянного конструктора. Так же могут заменить детали постройки, но в зависимости от имеющегося материала.

Начинают, овладевают обобщенным способом обследования образца [52].

Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность, так же может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.

Появляется конструирование в ходе совместной деятельности ребенка с другими детьми или же со взрослыми.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала [28].

Они осваивают два способа конструирования

1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ) [6,46].

Формирование личности

В этом возрасте продолжается формирование соподчинение мотивов, которые состоят в том, что деятельность и поведение дошкольников начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы.

Так же преобладает принятие нравственных норм, но они формируется в большей степени благодаря ориентации ребенка на взрослого; детям свойственна большая произвольность поведения, т.е. такого поведения, для которого характерны устойчивость и соответствие внешних поступков внутренней позиции.

Начинает формироваться внутренний план действий П.Я.Гальперин отмечал, что каждое психическое действие проходит в своем развитии ряд этапов от внешнего (практического) действия с материальными предметами к действию внутреннему (умственному) [14].

1-й этап внешнее (практическое) действие с реальными предметами.

2-й этап действие с заместителями реальных предметов - их изображениями, схемами.

3-й этап действия в плане «громкой речи».

4-й этап проговаривание этого действия «про себя».

5-й этап действие полностью усваивается и, преобразуясь качественно (свертывается, совершается мгновенно и т.д.), становится умственным действием, т.е. действием «в уме» [10].

Социальная ситуация развития дошкольника [44].

Становление личности ребенка определяется в  потребность  общения со взрослыми и со сверстниками.

Познание себя в социальном качестве в ходе осуществления ролевого поведения является наиболее адекватным.

Именно в роли объективируется социальная цель, а принятие на себя роли означает заявку ребенка на определенную позицию в социуме [21].

Общение со взрослыми характерно тем, что  увеличивается самостоятельность дошкольника.

В этом возрасте ведущим средством общения  ребенка становится речь.  Важную роль в формировании личности ребенка имеет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится.

Между детьми в  этом  возрасте возникают отношения сотрудничества.

1.2. Агрессивность детей старшего дошкольного возраста

В. Клайн считает, что существуют определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни: это настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам [23].

У Выготского Л.С. можно отметить, что возможно агрессия и элементы агрессивного поведения могут зарождаться в социальных конфликтах и вращиваться в сознание детей [9,22].

Постепенное смягчение агрессором своей вины за счет нахождения новых аргументов и объяснений, оправдывающих его действия [57].

По мнению А. С. Завражина агрессивное поведение ребёнка дошкольного возраста вструктуируется вокруг двух сфер игры как инструментально-деятельного начала и взаимоотношений в семье как эмоционально – оценочного [61].

Статистика показывает, что люди, ставшие в детстве свидетелями сцен физического насилия между родителями, были более склонны к агрессивному поведению со своими супругами и детьми, чем те, кто никогда не был свидетелем родительских драк [1].

Каждому возрасту присущ свой уровень агрессивного поведения [59].

Нa каждoм вoзрастнoм этaпе имеется специфическaя ситуaция рaзвития, чтo привoдит к выдвиганию  oпределенных требoваний к ребенку.

Адaптация к возрaстным требовaниям нередко сoпровождается рaзличными прoявлениями aгрессивного пoведения [29].

Кризисные, переходные, периоды сопряжены с неудовлетворенностью своим положением, протестным поведением, капризностью и неуравновешенностью [11,79].

По мнению А. Басса., агрессивные действия можно описать на основании трех шкал физическая – вербальная; активная – пассивная и прямая – непрямая.

Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий [49].

Что касается агрессивного поведения именно в старшем дошкольном возрасте, то оно обуславливается разнообразием различных  форм.

Виды агрессии

        вербальная         прямая

                                          физическая                косвенная

  1. Вербальная агрессия – ей присуще  жалобы и агрессивные фантазий («Позову убийц, они тебя придут и  убьют») или до прямых оскорблений («жирная», «придурок»);
  2. Физическая агрессия–применение силы, разрушение продуктов деятельности другого человека;
  3. Косвенная агрессия -  поломка чужих игрушек…;
  4. Прямая агрессия  - дети начинают бить своих сверстников кулаком, ногой, головой или палкой по голове, или тем, что попадется под руку, а так же могут кусаться.

Но судить агрессивность смотря лишь на внешние проявления категорически нельзя,  необходимо обязательно знать  все ее мотивы и сопутствующие ей переживания[31].

Говорят, где есть агрессия там нужно искать боль.

У агрессии есть ряд причин, которые я приведу ниже[60].

  • Привлечение к себе внимание сверстников;
  • Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
  • Защита и месть;
  • Стремление быть главным;
  • Стремление получить желанный предмет.

Как можно видеть из выше перечисленным примеров агрессии, в большинстве случаев она  проявляется лишь в ситуациях, когда требуется защита своих интересов.

Бывают случаи, когда требуется отстаивание своего превосходства перед окружающими, когда агрессивные действия используются лишь как средства достижения поставленной перед ребенком цели.

Соответственно при достижении желанной цели дети старшего дошкольного возраста получают максимальное удовлетворение [30].

Есть дети, которые проявляют более выраженную склонность к агрессивному поведению, она может  заключаться в следующем

  1. высокая частота агрессивных действий;
  2. преобладание прямой физической агрессии;
  3. наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели.

Главная отличительная черта агрессивных детей – это их отношение к сверстникам [33].

Если посмотреть глазами агрессивного ребенка, то можно понять, что другой ребенок выступает для них как противник или  как конкурент,  как препятствие, которое  мешает, оно не нужное и его обязательно нужно устранить.

Следовательно, сверстник, который мешает агрессивному ребенку в достижении его целей, является для него самым настоящим врагом.

Дети говорят, что им нравятся их партнеры по шумным играм, они редко получают травмы во время игр [2].

Как правило, в старшем дошкольном возрасте агрессия проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и, как правило, носит инструментальный характер - дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно, поэтому им проще проявить агрессию, по отношению к другим людям [35].

 Агрессия может выступать так же и как попытка самоутвердиться, поэтому она может, проявляется у старших дошкольников в игре, а так же в общении со сверстниками [37].

Если рассматривать агрессию в  игре, то  ребенок дошкольник как бы отрабатывает нарождающиеся лидерские тенденции, становясь ситуационным лидером, у которого имеются подчиненные, слушающие его распоряжения [47].

Оборонительная агрессия для детей старшего дошкольного возраста очень типична.

Ее особенностью является то, что она определенно сопровождается гневом. Гнев - этo реaкция ребенкa нa нaрушение знaчимой для негo системы витaльных ценнoстей (кoторые для кaждого мoгут иметь свoи специфические черты).

Осницкий А. К. связывает проявление агрессии у детей в первую очередь с условиями воспитания и условиями социализации [61].

Для одного ребенка может быть значимым только лишь сам факт физического оскорбления, а для другого же - отнятая его личная вещь, для третьего этим может выступить  - оскорбительное слово.

В результате чего ребенок будет начинать бурно протестовать и это естественно.

1.3.Влияние родительского отношения на агрессивное поведение детей

В современных исследованиях активно анализируются различные аспекты влияния семьи на ребенка.

Многие авторы считают ведущим фактором, влияющим на развитие личности ребенка, внутрисемейные отношения, всякое серьезное отклонение от нормы которых означает ущербность, а зачастую и кризис у данной семьи, ее воспитательных возможностей.

В.Я. Титаренко пишет о том, что внутренние семейные отношения обладают уникальными характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания [10].

Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов и психотерапевтов В.К. Мягер, Т.М.Мишиной, В.М.Воловика, А.М.Захарова, А.С.Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса, И.М.Марковской, и зарубежных исследователей В.Сатир, Ф.Райса, Н. Аккермана, О.Баха, С.Минухина, А.Адлера, К. Роджерса [5,6,8,25,53,55,68].

Одним из наиболее изученных аспектов детско-родительских -отношений являются родительские установки или позиции.

В монографии «Семья в психологической консультации» понятие «родительские установки» определяется следующим образом «Под родительскими установками понимается система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ним» [42].

А.С. Спиваковская конкретизирует это определение, говоря о том, что родительские позиции — это реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми [76].

Анализ исследуемой литературы показал большое разнообразие описаний родительских позиций. Типы родительских позиций представлены в таблице 1

Таблица 1

Виды родительских  позиций

Наименование родительской позиции

1

Чрезмерно оберегающие родители.  

2

Гиперсоциальная требовательная позиция.  

3

Раздражительный, эмоционально лабильный родитель.

4

Авторитарный родитель.

5

Устранившийся, раздражительный родитель.

6

Отсутствие воспитания как такового.

7

Либеральный родитель.

8

Гипертрофированная родительская любовь.

9

Авторитетные родители.

10

Демократичные родители.

        Теперь рассмотрим каждую родительскую позицию в отдельности.

  1. Чрезмерно оберегающие родители.  

Этот тип воспитания характеризуется преувеличенной, а так же  мелочной заботой о детях. Детям, чей тип родителей относится к этому виду, не предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, а так же самостоятельно действовать в любых ситуациях, им категорически запрещается самостоятельно справляться с трудностями, преодолевать препятствия. Родители проявляют постоянную гиперопеку по отношению к ребенку — ограничивают тем самым его социальные контакты, родители непременно дают советы и предложения. Такой вид родительской опеки, может привести к тому, что когда ребенок, встречаясь с трудностями в реальной жизни, не имея необходимых навыков их преодоления, терпят неудачи, поражения, что в следствии приводит к появлению чувства неуверенности в себе, низкой самооценки, недоверии к своим способностям, страхе перед любыми трудностями в жизни.

  1. Гиперсоциальная требовательная позиция.  

В этом случае родители от детей требуют порядка, обязательной дисциплины и четкого выполнения своих обязанностей. Требования, которые предъявляются ребенку, чрезмерно высоки, их выполнение связано с максимальной мобилизацией всех его возможностей, умственных, а так же физических. Родители требуют от своих детей, прежде всего, послушания, умение подстроиться к другим людям и что немало важно требуют зависимости от взрослого в повседневной жизни, опрятности, бесконфликтного взаимодействия со сверстниками. Такое отношение родителей к своему ребенку может  привести к тому, что он будет выполнять те или иные социальные нормы только из страха перед наказанием или осуждением со стороны родителей, а в тот момент, когда родителей не будет рядом, будет позволять себе поступать, исходя из эгоистических интересов.

  1. Раздражительный, эмоционально лабильный родитель.

Противоречивость эмоций это основная черта данной родительской позиции по отношению к ребенку. Противоречивость в отношениях с детьми представлена различными сторонами завышенные требования — с родительской беспомощностью, аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность — с доминантностью. Разрушающим моментом в данном типе родительских позиций,  является резкий беспричинный перепад в настроении,  в итоге ребенок не понимает, что от него требуют, не знает, как себя правильно вести, чтобы заслужить одобрение, похвалу  родителей. В результате у ребенка появляется чувство неуверенности и незащищенности, что приводит к заниженной самооценки.  Все эти факторы в дальнейшем начинают препятствовать усвоению нравственных норм и их реализации в поведении.

  1. Авторитарный родитель [45].

Наказание и строгость, вот основной девиз таких родителей, они не могут по-другому и даже не хотят представлять, что можно как то иначе, такие родители крайне редко общаются с детьми.

Многие ученые  называют такую модель поведения родителей «властной», «приказной», так как в их воспитании присутствует жесткий контроль за детьми, они очень легко применяют власть, и что очень опечаливает в данной ситуации и в данной позиции родителей, мнение детей в таких семьях не учитывается ни при каких обстоятельствах.

Ничего хорошего в данном воспитании абсолютно нет, он может привести только к тому, что у ребенка формируется неуверенность в себе, замкнутости, недоверчивости к окружающим.

Впоследствии, когда ребенок вырастает, то он становиться абсолютно не самостоятельным и зависящим от мнения других людей.

5. Устранившийся, раздражительный родитель.

Ребенок для такого родителя — главная помеха, он постоянно мешает. Если воспользоваться понятием А.Б. Добровича, ребенку навязывают роль «ужасного ребенка», создающего, лишь хлопоты и напряженные ситуации. По мнению родителя, он непослушен, своеволен [19].

Дети в такой обстановке вырастают замкнутыми, неспособными на чем-либо (ком-либо) сосредоточиться, старательными, но при это жадными, злопамятными, жестокими.

  1. Отсутствие воспитания как такового.

Это достаточно интересный тип родительской позиции, так как дети предоставлены сами себе – как правило, это встречается в семьях, родители страдают алкоголизмом, не имеет значения один родитель или оба, сам факт наличия алкогольной зависимости. Контакты родителей с ребенком всегда  носят лишь случайный, а что и того хуже,  редкий характер; ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность его дальнейших действий. Как мы можем понимать,  нравственное воспитание в данной родительской позиции отсутствует на все 100%.

7. Либеральный родитель.

Таким родителям свойственны качества по отношению к ребенку, как снисходительные, абсолютно нетребовательны, неорганизованные, в случаи провинности со стороны ребенка не поощряют детей, они практически не делают им замечания, а если все же в этом возникла необходимость делают это достаточно редко и вяло делают, не обращают внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе.

Такие родители, по мнению ученых, имеют низкий уровень притязаний, а их дети имеют среднюю самооценку, но при всем при этом дети обязательно ориентируются на мнение других о себе в целом.

8.  Гипертрофированная родительская любовь.

Выражается в снижении критичности и требовательности родителей во взаимоотношениях с детьми, когда родители не только не замечают недостатки ребенка, но и приписывают ему несуществующие достоинства. В результате чего у ребенка, не получающего в процессе общения с родителями критической оценки своих личностных качеств и поступков, развивается завышенная самооценка.

А.Б. Добрович выделяет роли, подчеркивающие ценность ребенка для семьи [19]. «Кумир семьи» — ребенок вызывает всеобщее восхищение домашних, как бы он себя ни вел. На эту роль похожа и другая — «мамино (папино, бабушкино...) сокровище», но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром.

9. Авторитетные родители.

Родителям данного типа, присуще к своим детям нежность , теплота, а так же  пониманием, что у предыдущих типов не было. Родители с детьми много общаются, присутствует контроль детей, родители в свою очередь требуют  от детей осознанного поведения.

Но не смотря на то, что родители прислушиваются к мнению детей и тем более уважают их независимость, они придерживаются каких то своих определенных правил, прямо объясняя мотивы собственных требований своим детям.

Что касается детей в таких семьях, то  они обладают многими полезными качествами, к ним можно отнести высокий уровень независимости детей от  взрослых, что очень пригодиться в дальнейшей самостоятельной жизни детей, уверенности в себе и своих силах, есть уверенность значит у ребенка хорошая и адекватная самооценка по отношению к себе, обладает сдержанностью, любознательностью.

10. Демократичные родители.

Чем-то эта модель поведения схожа с авторитетными родителями  по всем признакам, единственное различие между  ними это наличие  контроля, вроде как родители не отвергают его, даже принимают, но не смотря на это редко им пользуются.   Дети в таких семьях, и с такой моделью поведения самих взрослых просто поступают так, как того желают сами  родители, это происходит без всякого видимого нажима со стороны взрослых.

Таким семьям присущ высокий уровень вербального общения между детьми и их родителями, в семье обязательно происходит  включение детей в обсуждение семейных проблем с учетом их мнения, то есть планомерно происходят семейные советы, так как мнение детей и мнение родителей должны совпасть, потому что они тоже являются личность и частью данной семьи, что не мало важно со стороны родителей, это их готовность прийти на любую помощь своим детям, с одновременной верой в успех самостоятельной деятельности ребенка.

Ребенок проходит через все роли, но не смотря на это, он  не застревает ни на одной из них, поскольку никто из родителей его к этому не вынуждает. Нормальная семья должна предлагать своему  ребенку не только разумный «ролевой репертуар», но и социальные и ценностные ориентации,  и обязательным критерием нормальной семьи служит образец для подражания.

Глава 2. Результаты исследования взаимосвязи агрессивности детей старшего дошкольного возраста и степенью отверженности их матерью

2.1 Организация исследования

Целью моей работы является изучение особенностей агрессивного поведения дошкольников в зависимости от степени  отверженности ребенка матерью.

Задачи исследования

  1. Изучить научную литературу по проблеме исследования
  2. Исследовать степень отверженности детей дошкольного возраста матерью
  3. Проанализировать проявления агрессивности дошкольников
  4. Определить характер связи между агрессивностью и степенью отверженности дошкольника матерью.

Исследование проводилось на базе  МБДОУ детского сада «Сказка»,   р-п. Октябрьский, Хабаровского края.

Объектом нашего исследования выступили дети, посещающие детский сад в возрасте от 5 до 7(таблица 2)

  • Дети со старшей группы – 23 человека;
  • Дети с подготовительной группы – 17 человек.

Таблица 2

Возрастной состав выборки

Наименование групп детского сада

Старшая група

«Смешарики»

Подготовительная группа

«Умняшки»

Количество детей

23 человека

17 человек

Возраст

5 лет

6 лет

С целью диагностики агрессивности детей старшего дошкольного возраста нами были использованы методики:

  • Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Т.М. Титоренко – для воспитателей.
  • проективная методика исследования личности «Несуществующее животное»  - для детей;

Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» - Титаренко Т. М. – для воспитателей.

Анкета была разработана с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада специально для воспитателей.  

Ключ интерпретации

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15–20 баллов.

Средняя агрессивность – 7–14 баллов.

Низкая агрессивность – 1–6 баллов.

Образец анкеты представлен в приложении 1.

Тест «Несуществующее животное» - методика для детей

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных методик. Метод  исследования построен на теории  психомоторной связи.

По  И.М. Сеченову, всякое  представление, возникающее в психике,  любая тенденция, связанная с этим  представлением, заканчивается движением (буквально «Всякая мысль заканчивается движением»).

Данная методика направлена на исследование личности детей, помогает понять основные проблемы   ребенка, его  отношения к миру, понимание мира, окружающего его; выясняет, какой тип воображения у ребенка преобладает; может использоваться  при работе с детьми  от 4,5- 5 лет и старше.

Инструкция «Придумайте и нарисуйте  несуществующее животное  и дайте ему несуществующее название».

Проведение теста. Детям предлагается лист  белой бумаги и цветные  карандаши. Им так же  могут быть даны детальные разъяснения «несуществующее животное».

Например, взрослый может  предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни , оно существует только в сказках.

После начала работы взрослый не вмешивается в процессе рисования. Как только ребенок закончил рисовать.

Как только ребенок  закончил рисовать, его можно попросить ответить на некоторые вопросы

«как зовут это животное?»;

«с кем оно живет?»;

«с кем дружит?»;

«чем питается и как добывает пищу?»;

«как он себя защищает в опасных ситуациях?».

Можно  предложить ребенку  рассказать об одном дне из жизни животного  и задать по ходу рассказа нужные вопросы.

       Ответы детей фиксируются [18].

Для оценки агрессивности ребенка в нашей работе мы использовали таблицу распределения баллов по Фурманову приведенную в таблице 3

                        Таблица 3

Симптомокомплексы теста "несуществующее животное".

Симптомокомплекс

Симптом

Балл

Агрессия

1. Сильная, уверенная линия рисунка

0,1

2. Неаккуратность рисунка

0,1

3. Большое количество острых углов

0,1,2

4. Верхнее размещение углов

0,1

5. Крупное изображение

0,1,2

6. Голова обращена вправо или анфас

0,1

7. Хвост поднят вверх, пышный

0,1

8. Угрожающее выражение

0,1

9. Угрожающая поза

0,1

10. Наличие орудий нападения (зубы, когти,  рога)

0,1,2

11. Хищник

0,1

12. Вожак или одинокий

0,1

13. При  нападении  "дерется  насмерть"  или "всех убивает", дерется традиционными способами (зубы, когти,  рога,  хобот и т.д.)

0,1

14. Ночное животное

0,1

15. Другие признаки

0,1

С целью диагностики степени отверженности ребенка в семье матерью мы использовали методику: Шкала степени отверженности ребенка в семье Баркан А.И.

Шкала степени отверженности ребенка в семье Баркан А.И.

Данная методика измеряет степень отверженности или приятия ребенка в семье (отцом или матерью – в нашем случае, объектом исследования выступает именно мать), которую иначе еще называют эмоциональным сиротством.

Также с помощью  данной шкалы можно получить  косвенный ответ на вопрос, что значит принимать ребенка таким, какой он есть, а также любить его безусловной любовью.

Инструкция

Уважаемый родитель! Предлагаемая Вам шкала содержит перечень не­которых черт характера и особенностей ребёнка.

Во время знакомства с этим перечнем поставьте знаки (+) перед порядковыми номерами тех черт характера и особенностей ребенка, о которых Вы мечтали, чтобы они были у Вашего ребенка, еще до его рож­дения (1 графа), а также перед порядковыми номе­рами тех черт характера и особенностей ребенка, которые, по Вашему мнению, имеются у Вашего ре­бенка в настоящее время (II графа).

В конце каждой графы подсчитайте общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком (+) [83].

Обработка результатов.

После подсчета общего количества черт характера и особенностей ребенка со знаком (+), совпавших в двух графах, необходимо вычислить процент совпавших черт характера и особенностей ребенка.

Для вычисления процента составляется пропорция где общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком (+) в I графе берется за 100%, а общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком (+), совпавших в двух графах, за х.

Результаты подсчета свидетельствуют о том, что ребенок в настоящее время на 60% оправдал надежды родителя, он очень редко раздражает родителей, у них нет повода его отвергнуть, и ситуация для него в семье благоприятная. 

Обработка результатов для детального анализа. 

Для более детальной оценки степени отверженности ребенка в семье подсчитывается общее количество знаков (+) во II графе, если они стояли перед следующими порядковыми номерами 6, 7, 14, 15, 16, 17, 23, 24, 25, 26, 27, 33, 34, 35, 36, 37, 44, 45, 47, 54, 58, 59, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 81, 82, 83, 84, 95, 96.

Данные порядковые номера соответствуют нежелательным и отрицательным чертам характера ребенка. Если некоторые из этих порядковых номеров совпали в I и во II графе, их в расчет не принимать.

После окончания подсчета необходимо вычислить % отрицательных и нежелательных черт характера и особенностей ребенка, которые беспокоят родителя в настоящее время.

Для этого составляется пропорция где общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком (+) во II графе равно 100%, общее количество нежелательных и отрицательных черт характера и особенностей ребенка во II графе – х.

Результаты подсчета свидетельствуют о том, что у ребенка в глазах родителя преобладают нежелательные и отрицательные черты характера, которые постоянно раздражают и волнуют родителей.

Значительное недовольство ребенком приводит к тому, что ребенок все время ощущает себя нелюбимым, ненужным, отвергнутым.

Если корреляции нет, то о степени отверженности ребенка более точно можно судить по результатам второй пропорции (нежелательные и отрицательные черты) [83].

Образец анкеты представлен в приложении 2

2.2. Результаты исследования

Результаты исследования по проективной методики исследования личности «несуществующее животное» для детей детского сада в возрасте от 5 до 7 лет, после обработки рисунков каждого ребенка и интерпретации баллов по Фурманову, отражены в таблице 4 и рисунке 1.

Таблица 4

Результаты оценки симптомокомплексов агрессивности по Фурманову у детей старшего дошкольного возраста (методика «Несуществующее животное»).

Количество детей

Суммарный балл оценки агрессивности

Процент детей, набравший данные баллы

1

20

0

50%

2

4

0,1

10%

3

4

0,2

10%

4

1

0,3

2%

5

3

0,4

7%

6

2

0,7

5%

7

2

0,9

5%

8

1

1

3%

9

2

1,3

5%

10

1

1,4

3%

Итого

40

-----

100%

Рис. 1. Результаты оценки симптомокомплексов агрессивности по Фурманову у детей старшего дошкольного возраста (методика «Несуществующее животное»).

Следовательно, после проведенной методике и обработки данных, мы можем наглядно наблюдать, что у 20 детей – агрессия отсутствует, максимальный балл набрал лишь 1 ребенок.

Рисунки детей, которые набрали наиболее высокий балл по Фурманову представлены в приложении 4.

Рис.1., выполнила Казакова Мария, возраст на момент проведения методики 5 лет 3 месяца. Рисунок набрал 1,4 балла. Название животного – Большеух. Рисунок выполнен не аккуратно, большое количество острых углов, крупное изображение рисунка, угрожающая поза, хищное животное, если нападают дерется насмерть до крови.

Рис.2., выполнил Пахомов Максим, возраст на момент проведения методики 6 лет 1 месяц. Рисунок набрал 1,3 балла. Название животного – Клонт. Животное ночное, живет один, у него нет друзей, он хищник выходит только ночью, защищается рогами и длинной шеей из которой выстреливает черная лава, на спине наличие шипов для защиты, питается животными, пьет кровь.

Рис.3., выполнила Сильченко Алиса, возраст на момент проведения методики 6 лет 6 месяцев. Рисунок набрал 0,9 баллов. Название животного – Петкализ. Обитает в болоте, живет с собакой, имеет черный окрас, что бы ночью быть незаметным, хищное животное, наличие рогов, которыми он защищается в опасных ситуациях.  Присутствует неаккуратность рисунка.

Рис.4., выполнил Насырбеков Дмитрий, возраст на момент проведения методики 6 лет. Рисунок набрал 0,9 баллов. Название животного – Выхарь.  Место обитания – пустыня, живет с друзьями, защищается хвостами поднятыми вверх. В рисунке присутствует неаккуратность, при нападении дерется на смерть, всех убивает.

Рис.5., выполнил Алимский Никита, возраст на момент проведения методики 5 лет 7 месяцев. Рисунок набрал 0,7 баллов. Название животного -Длинноног. Присутствие когтей, рога, острых хвостов, которые служат защитой от врагов. Животное обитает  в квартире со своей семьей.

Проанализировав результаты диагностики с помощью методики «Шкала степени отверженности ребенка матерью» мы можем видеть в приложении № 1, а наглядно результаты данной методики мы можем наблюдать на круговой диаграмме, представленной на рисунке 2.

        Рис.2. Результаты диагностики матерей старших дошкольников по методике «Шкала степени отверженности ребенка матерью»

Полученные данные свидетельствуют, о том что для 11 детей обстановка в семье крайне благоприятная (они являются принимаемыми в семье матерью), так как их процент колеблется от 71 до 100; у 8 детей процент варьируется от 0 до 20, что свидетельствует о том, что дети отвержены  матерью  и ситуация для них в семье крайне неблагоприятная; у 9 детей процент варьируется от 21 до 40 , что говорит о средней степени отвержения матерью и ситуация для ребенка в семье неблагоприятная; у 12 детей  процент варьируется от 41 до 70 -  обстановка в семье для ребенка средне-благоприятная и они являются для матери условно принимаемыми.

С целью получения наиболее объективных результатов нами были задействованы воспитатели детского сада, хорошо знающие обследуемых детей. Воспитатели заполнили анкету «Критерии агрессивности у ребенка» - Титаренко Т. М. на каждого ребенка. Обобщенные результаты исследования представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты исследования агрессивности детей старшего дошкольного возраста по методике «Критерии агрессивности у ребенка» - Титаренко Т. М.

Наличие агрессии

Количество детей

Проценты

1

Отсутствие агрессивности

2

5%

2

Низкая агрессивность

29

71%

3

Средняя агрессивность

5

13%

4

Высокая агрессивность

4

11%

Итого

40

100%

Для наглядности полученные результаты представлены на рисунке 3.

Рис.3 Результаты исследования агрессивности детей старшего дошкольного возраста по методике «Критерии агрессивности у ребенка» - Титаренко Т. М.

Данные по всем трем методикам мы можем видеть в приложении 3. Полученные в ходе исследования данные были проанализированы c применением методов математической статистики (Корреляционный анализ по Спирмену).

Корреляционный анализ показал, что отверженность ребенка матерью напрямую связана с его агрессивностью с высокой степенью достоверности (p=,0001) (табл. 6).

Таблица 6

Корреляционный анализ между показателями агрессивности детей старшего дошкольного возраста и отверженностью их в семье матерью

Показатели агрессивности старших дошкольников (по методике «Несуществующее  животное»)

Показатели агрессивности старших дошкольников (по методике «Критерии агрессивности у ребенка» - Титаренко Т. М.)

Степень отверженности ребенка матерью по методике «Шкала степени отверженности ребенка матерью»

0,6586

0,6278

p=,0001

p=,0001

Количество отвергаемых черт характера ребенка матерью по методике «Шкала степени отверженности ребенка матерью»

0,8003

0,7747

p=,0001

p=,0001

По итогам проведения ряда методик, было выявлено, что из 40 детей старшего дошкольного возраста абсолютное отвержение наблюдается у одного ребенка. По методике «несуществующее животное», набрал 1,4 балла – это наивысший балл из всех представленных рисунков, по методике Титаренко «анкета для родителей» наблюдается полное отвержение родителем своего ребенка, а так же после обработки анкеты для воспитателей, также набрал наивысший балл.

После того, как были обработаны все методике, в своей работе мне захотелось использовать дополнительный метод  наблюдения за данным ребенком. Ребенок, не проявляет чувство уважения ко взрослым и к матери, грубит, кричит, огрызается как и со сверстниками, так и с людьми старшими его по возрасту. В случае если данному ребенку захотелось какую-либо игрушку, которая в данный момент  находится у сверстника, всеми способами старается ее забрать (кричит, толкается, дерется, обзывается).  На занятиях, часто отвлекается, не усидчив. На прогулке довольно часто старается убежать от воспитателя. На музыкальные занятия и к логопеду ходить категорически отказывается. Постоянно норовит, что-то сломать, привлекая тем самым к себе внимание. Родителям были даны рекомендации по снижению агрессии у данного ребенка. Для воспитателей был разработан индивидуальный план по работе с ребенком, который представлен в приложении 5. Так же этот план можно применять как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Следовательно, данные свидетельствуют о том, что чем больше степень отверженности матерью, тем выше агрессивность у ребенка. Результаты исследования имеют теоретическую значимость, поскольку позволяют оценить влияние такого фактора  связи между степенью отверженности ребенка матерью и агрессивностью дошкольника
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты наших исследований могут быть использованы в практической психологии при осуществлении психологического консультирования по детско-родительским отношениям.

После того, как были выявлены дети, у которых присутствует наличие агрессии, следующим этапом должна идти коррекция направленная  на снижения  агрессивного поведения у дошкольников. В приложении 5 приведены ряд мероприятий, которые позволят снизить агрессивность дошкольников.


Выводы

Проведенное исследование взаимосвязи между отверженностью детей старшего дошкольного возраста матерью и уровнем их агрессивности позволило сделать следующие выводы:

  1. Подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста  характеризуются низкой агрессивностью. Около 10% старших дошкольников проявляют высокую степень агрессивности.
  2. 20% старших дошкольников в семье отвергаемы в семье матерью, около 30% старших дошкольников принимаемы матерью безоговорочно.
  3. Между агрессивностью дошкольников и отверженности их матерью выявлена выраженная прямая связь: чем больше старший дошкольник отвергаем в семье матерью, тем более агрессивным он является.


Библиографический список

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. С-П., 1998
  2. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1997
  3. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия Изучение влияния воспитания и семейных отношений . – М.,1999
  4. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. С-П., 1998
  5. Бэрон Р. Агрессия. Серия мастера психологии. Питер. Санкт-Петербург, 2000
  6. Варга Д. Радости родительских забот. Изд. «Прогресс» – М., 1983.
  7. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М. Академия, 2002.
  8. Волкова А.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений. \\ Вопросы психологии. 1985. №5
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,1991.
  10. ГамезоМ.В. Возрастная и педагогическая психология / Москва, 1984.
  11. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. - СПб., 1994.
  12. Гарбузов В.И. Невроз главное предупредить. \\ Наш малыш. 1997. №9
  13. Гарбузов В.И. Усидчивость –родительская победа. \\ Наш малыш. 1997. №10
  14. Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М. Владос, 2000.
  15. Гозман Л.Я. Психологические проблемы семьи. \\ Вопросы психологии.1985. №2
  16. Глазырина Е.И. Ребенок и музыка Опыт диалога. –Екатеринбург, 1995.
  17. Денисова Н.Д.Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. Волгоград, 2014.
  18. Джайнотт Х.Д. Родители и дети. – М.,1986.
  19. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.
  20. Дубровиной И.В Психическое здоровье детей и подростков детей в контексте психологической службы. \ 4-е изд. – Екат. «Деловая книга». 2000.
  21. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Личностное развитие дошкольника на этапе кризиса 7 лет. Вопрпсих. № 1 1999
  22. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности. \\ Дошкольное воспитание. 2003. №1
  23. Журнал. Психолог в детском саду. 2001. №1, 2.\ Под ред. Колесникова В.Г.
  24. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском возрасте Вопр.псих., 1993
  25. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М. Просвещение. 1993.
  26. Зверева О. Школа для родителей. \\ Дошкольное воспитание. – 1994. - №3.
  27. Зимбардо Ф. Застенчивость. – М. Педагогика, 1991.
  28. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе функции и структуры эмоциональных процессов у дошкольников. \\ Вопросы психологии.1977.
  29. Земска М. Семья и личность. – М., 1986.
  30. Игра дошкольника. \ Под ред. Новоселовой С.Л. – М., 1989.
  31. Изард К.Э. Психология эмоций. –СПб. Питер, 1999.
  32. Кон, И.С. В поисках себя личность и ее саморазвитие/И.С. Кон. – М. Академия, 2012
  33. Кимовна Нартова-Бочавар.С. Браниться или не браниться. \\ Наш малыш. 1997, №8
  34. Карабанов О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка Учебное пособие. – М., 1997.  
  35. Крайг Г. Психология развития. –Питер, 2000.
  36. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль Академия развития, 2000.
  37. Клюева Н.В. Общение детей до 5 лет, детей 5-7лет.- Ярославль, Академия развития, 2001
  38. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль Академия развития, 1997.
  39. Кэмпбэлл Р. Как справиться с гневом ребенка. - СПб. Мирт, 1998.
  40. Кэмпбэлл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка. – СПб. Мирт 1996.
  41. Лосева В.К. Рисуем семью. – М., 1995.
  42. Логушко Т. Как пережить развод. – СПб. Питер, 2002.
  43. Ледяев А. Бумеранг. – Рига, 1996. –203с.
  44. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. \\ Вопросы психологии, 1967. №6
  45. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. – М. изд. Прогресс, 1983.
  46. Лоренц К. Агрессия. – М., 1994.
  47. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – М.,1992.
  48. Лоренц К. Агрессия. - М., 1994.
  49. Лубовский Д.В. О применении теста фрустрации Розенцвейга в школьной диагностике. Вопр. псих. № 3 1990
  50. Матова-Томова В.С. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. –София, 1981.
  51. Майерс Д. Социальная психология. – Питер, 2000.
  52. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия – игра. –М. АРКТИ, 2001.
  53. Минаева В.М. Знакомим детей  с эмоциональным миром человека. \\ Дошкольное воспитание. 2003. №2.
  54. Михайлова, Я.И. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка/ Я.И. Михайлова/ под ред. Е.Д. Божович.-М. Ин-т практ. Психологии; Воронеж Изд-во НПО «МОДЭК», 2009.
  55. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., Академия. 1999.
  56. Назарова Н.М. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М., Академия. 2001.
  57. Немов Р.С. Психология. СМ., 1994
  58. Немов Р.С. Книга 3. Психодиагностика., 3-е изд. – М. Гуман. изд. центр «Владос». 1998.
  59. Никитина В.А. Социальная педагогика. – М. Гуман. изд. центр «Владос». 2000.
  60. Нигаев А.Н. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. \ Опыт словаря – справочника. – Екат., 1997.
  61. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений уч-ся. Вопр. псих., 1994
  62. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997
  63. Павленко Т. Рузская А. Посему они конфликтуют. \\ Дошкольное воспитание. 2003. №1
  64. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М.. 1999.
  65. Петрова О.О., Умнова Т.В. Возрастная психология / - Ростов-на-Дону Феникс, 2004.
  66. Реан А.А. Агрессия личности. Псих.ж-л 1996
  67. Римская Р. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. \ Аст-Пресс-книга. 2001.
  68. Роджерс К.  Консультирование и психотерапия. М., 2000
  69. Романова Е.С. Потемкин О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992.
  70. Рубинштейн, С.А. Проблемы общей психологии/ С.А. Рубинштейн – М. Академия, 2008
  71. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста. – М., 1991.
  72. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д «Феникс». 2003.
  73. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология / - Санкт-Петербург Питер, 2007.
  74. Степанов С. Психология в лицах. – Эксмопресс. 2001.
  75. Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А. С. Спиваковская // Семья и формирование личности / под ред. А. А. Бодалева. — М. Просвещение, 1981.
  76. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. — М. Мысль, 1987
  77. Фромм Э. Анатомия человеческойдеструктивности. – М., 1994.
  78. Фурманов И.А. Детская агрессивность Психодиагностика и коррекция. М., 1996.
  79. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М. Просвещение Владос, 1995.
  80. Шелухина, И.П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию  детей дошкольного возраста/ И.П. Шелухина. – М. ТЦ Сфера, 2011
  81. Шипицына Т. Основы коммуникативности. – СПб., 1995.
  82. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии. - 1971. - № 4.
  83. http//psycabi.net/ - Шкала степени отверженности ребенка в семье. Методики для родителей.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА

(АНКЕТА)

(Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.)

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10.  Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11.  В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  12.  Часто не по возрасту ворчлив.
  13.  Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14.  Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  15.  Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
  16.  Легко ссорится, вступает в драку.
  17.  Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18.  У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  19.  Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20.  Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Анкета для родителей

Ф.И.О. ребенка______________________________________________________

Возраст __________________

Уважаемые родители! Предлагаемая вам шкала содержит  перечень некоторых черт  характера и особенностей ребенка. Во время знакомства с этим перечнем поставьте  знаки (+) перед порядковыми номерами тех черт  характера и особенностей ребенка, о которых Вы мечтали, чтобы они были у Вашего ребенка еще до его рождения (1  графа), а также перед порядковым номером тех  черт характера и особенностей  ребенка, которые, по  Вашему мнению , имеются у Вашего ребенка в настоящее время (2 графа).В конце каждой графы посчитайте общее количество черт  характера и особенностей  со знаком (+).

Каким я мечтал(а) видеть своего ребенка:

  1. Умным
  2. Сообразительным
  3. Все схватывающем на лету
  4. Одаренным
  5. Талантливым
  6. Глупым
  7. Тупым
  8. Целеустремленным
  9. Серьезным
  10. Настойчивым
  11. Трудолюбивым
  12. Деятельным
  13. Активным
  14. Целеустремленным
  15. Легкомысленным
  16. Ленивым
  17. Бездеятельным
  18. Сосредоточенным
  19. Добросовестным
  20. Старательным
  21. Скромным
  22. Послушным
  23. Рассеянным
  24.  Недобросовестным
  25. Нестарательным
  26. Заносчивым
  27. Непослушным
  28. Добрым
  29. Отзывчивым
  30. Справедливым
  31. Мягким
  32. Чувствительным
  33. Злым
  34. Неотразимым
  35. Несправедливым
  36. Жестоким
  37. Бесчувственным
  38. Ласковым
  39. Нежным
  40. Приветливым
  41. Обаятельным
  42. Откровенным
  43. Общительным
  44. Грубым
  45. Неприветливым
  46. Замкнутым
  47. Скрытым
  48. Ранимым
  49. Обидчивым
  50. Бесхитростным
  51. Мнительным
  52. Грустным
  53. Тревожным
  54. Хитрым
  55. Веселым
  56. Жизнерадостным
  57. Фантазером
  58. Хвастливым
  59. Болтливым
  60. Застенчивым
  61. Молчаливым
  62. Честным
  63. Решительным
  64. Сильным
  65. Выносливым
  66. Терпеливым
  67. Лживым
  68. Нерешительным
  69. Слабым
  70. Невыносливым
  71. Нетерпеливым
  72. Агрессивным
  73. Задиристым
  74. Вспыльчивым
  75. Вредным
  76. Упрямым
  77. Капризным
  78. Эгоистичным
  79. Спокойным
  80. Невредным
  81. Жадным
  82. Трусливым
  83. Неуклюжим
  84. Неряшливым
  85. Медлительным
  86. Щедрым
  87. Отважным
  88. Смелым
  89. Ловким
  90. Опрятным
  91. Подвижным
  92. Красивым
  93. Здоровым
  94. Обычным, как все
  95. Некрасивым
  96. Больным
  97. Необычным

Общее количество черт характера и особенностей ребенка  со знаком (+) 1 графа________________

 Каким я вижу своего ребенка в настоящее время, его качества:

  1. Умный
  2. Сообразительный
  3. Все схватывающий на лету
  4. Одаренный
  5. Талантливый
  6. Глупый
  7. Тупой
  8. Целеустремленный
  9. Серьезный
  10. Настойчивый
  11. Трудолюбивый
  12. Деятельный
  13. Активным
  14. Целеустремленный
  15. Легкомысленный
  16. Ленивый
  17. Бездеятельный
  18. Сосредоточенный
  19. Добросовестный
  20. Старательный
  21. Скромный
  22. Послушный
  23. Рассеянный
  24.  Недобросовестный
  25. Нестарательный
  26. Заносчивый
  27. Непослушный
  28. Добрый
  29. Отзывчивый
  30. Справедливый
  31. Мягкий
  32. Чувствительный
  33. Злой
  34. Неотразимый
  35. Несправедливый
  36. Жестокий
  37. Бесчувственный
  38. Ласковый
  39. Нежный
  40. Приветливый
  41. Обаятельный
  42. Откровенный
  43. Общительный
  44. Грубый
  45. Неприветливый
  46. Замкнутый
  47. Скрытый
  48. Ранимый
  49. Обидчивый
  50. Бесхитростный
  51. Мнительный
  52. Грустный
  53. Тревожный
  54. Хитрый
  55. Веселый
  56. Жизнерадостный
  57. Фантазер
  58. Хвастливый
  59. Болтливый
  60. Застенчивый
  61. Молчаливый
  62. Честный
  63. Решительный
  64. Сильный
  65. Выносливый
  66. Терпеливый
  67. Лживый
  68. Нерешительный
  69. Слабый
  70. Невыносливый
  71. Нетерпеливый
  72. Агрессивный
  73. Задиристый
  74. Вспыльчивый
  75. Вредный
  76. Упрямый
  77. Капризный
  78. Эгоистичный
  79. Спокойный
  80. Невредный
  81. Жадный
  82. Трусливый
  83. Неуклюжий
  84. Неряшливый
  85. Медлительный
  86. Щедрый
  87. Отважный
  88. Смелый
  89. Ловкий
  90. Опрятный
  91. Подвижный
  92. Красивый
  93. Здоровый
  94. Обычный, как все
  95. Некрасивый
  96. Больной
  97. Необычный

Общее количество черт характера и особенностей ребенка  со знаком (+) 2 графа________________

Общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком (+)

совпавших в двух графах_________________________________________



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Психокоррекционная программа направленные на снижение  агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

1. Преобладание высокий уровня тревожности у ребенка – все ситуации воспринимает как угрожающие для него и его жизни. Работа будет направлена на снижения уровня личной тревожности:

  • релаксация: все упражнения связанные с дыханием: глубокое и  свободное движение под музыку;
  • работа со страхами ребенка;
  • ролевые игры.

2. Преобладание у дошкольника его слабого осознания собственного эмоционального мира, а так же низкий уровень эмпатии. Работа направлена на развитие эмпатии, чувств других людей и осознания собственного мира эмоций:

  • работа с фотографиями или картинками, на которых отражены различные эмоциональные состояния (страх, гнев, радость…);
  • придумывание собственной истории с конфликтной ситуацией;
  • рисование и лепка эмоций;
  • разыгрывание небольших сценок, которые отражают различные эмоциональные состояния;
  •  методика - «я грустный (радостный, печальный, веселый…), когда…»

3. Неадекватная или низкая самооценка к себе, что к негативному отношению к окружающим.  Необходимо развивать позитивную самооценку:

  • различные упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», а так же «Я-состояний»;
  • обязательное  поощрения ребенка  и предоставления ему наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», похвала, медали, аплодисменты, календарь со звездочками…);
  • включение ребенка в работу различных секций, обязательно должно учитываться мнение ребенка по интересам.

4. Так же часто случается, что ребенок просто «застревает» на той ситуации, которая происходит  с ним сейчас в данный момент времени его жизни. Неумение самим ребенком предвидеть последствия, которые могут повлечь за собой  его действия. В работе с ребенком, необходимо научить его    отреагированию своего гнева обязательно лишь приемлемым способом.

  • пластическое выражение гнева через движения;
  • частое повторение безопасного действия для себя и окружающих;
  • рисование и лепка гнева (обсуждение по желанию ребенка);
  • «письма гнева»;
  • «галерея негативных портретов»
  •  Необходимо использовать  приемы арт-терапии, гештальт-терапии, эмоционально-образной терапии.

5.Преобладание у старшего дошкольника слабого контроля над своими эмоциями. Направление работы на обучение ребенка управлению своим гневом:

  • беседа с ребенком на тему: «остановись и подумай»;
  • правила по предотвращению вспышек гнева (счет до 10);
  •  ролевая игра: имитация ситуаций провоцирующих выплеск гнева;
  • сочинение рассказа от имени своего гнева (какие чувства он испытывает, почему это с ним происходит, как можно исправить);
  • осознание своего гнева через сенсорные каналы;
  •  осознание своего гнева через телесные ощущения.

6. Ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Учить ребенка дискутировать о данной проблеме:

  • работа с картина, фотографиями (составления рассказов);
  • проигрывание в спектаклях конфликтов (вместе с ребенком);
  • игры (наличие элементов соперничества, а так же направленных на сотрудничество;
  • беседа с ребёнком о конфликтных ситуациях, выход из нее;
  •  правила с поощрением;
  • Приучение  ребенка ведению блокнота с целью обучения самонаблюдению и контролю над  своим поведением;
  • ведение ребенком вместе с воспитателем или родителями карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребенка с обязательным использованием наград;
  • спортивные командные игры  вместе с ребенком.

7. Работа с родителями и педагогами  - снятие провоцирующих факторов:

  • информирование педагогов и родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка;
  • обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия;
  • позитивное общение с агрессивными детьми через ролевую игру;
  • выработка единых требований и правил воспитания в семье;
  • отказ от наказаний как основного метода воспитания;
  • включение ребенка в работу различных секций.

 



Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»)

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гахова Анна Сергеевна

АГРЕССИВНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ОТВЕРЖЕННОСТИ В  СЕМЬЕ МАТЕРЬЮ

Направление подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование

Профиль «Педагогика и психология»

  Бакалаврская работа

Комсомольск-на-Амуре, 2015

Работа выполнена на кафедре психологии образования Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»

Научный руководитель: Ситяева Снежана Михайловна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии образования

Рецензент –  Плотникова Елена Викторовна, заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением  детского сада «Сказка» рабочего поселка Октябрьский

Защита бакалаврской работы состоится: «02» июля 2015 г. в 8ч. 30 мин., в аудитории «340» в ГАК направления подготовки 44.03.02.  «Психолого-педагогическое образование» институт заочного и дополнительного образования.

К защите допускаю:

Научный руководитель _____________________________ С.М. Ситяева

  (подпись)

Заведующий кафедрой

 психологии образования____________________________        В.А. Шмакова

(подпись)

Директор  ИЗиДО        ___________________________            Н.В. Зайцева

(подпись)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Агрессивность старших дошкольников в зависимости от степени отверженности в семье матерью Дипломная работа по психологии Гаховой Анны Сергеевны Научный руководитель - Ситяева Снежана Михайловна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии образования.

Слайд 2

Цель: изучение особенностей агрессивного поведения старших дошкольников в зависимости от степени отверженности ребенка матерью

Слайд 3

Задачи: 1.Изучить научную литературу по проблеме исследования 2. Исследовать степень отверженности детей дошкольного возраста матерью 3. Проанализировать проявления агрессивности дошкольников 4. Определить характер связи между агрессивностью и степенью отверженности дошкольника матерью

Слайд 4

Объект: старшие дошкольники Предмет: агрессивность дошкольников в зависимости от степени отверженности ребенка матерью. Гипотеза: Чем выше степень отверженности ребенка матерью, тем более высокая агрессивность характерна для него.

Слайд 5

Результаты исследования имеют теоретическую значимость , поскольку позволяют оценить влияние такого фактора связи между степенью отверженности ребенка матерью и агрессивностью дошкольника Практическая значимость работы заключается в том, что результаты наших исследований могут быть использованы в практической психологии при осуществлении психологического консультирования по детско-родительским отношениям.

Слайд 6

Организация исследования Исследование проводилось в р-п . Октябрьском на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка». Объектом нашего исследования выступали старшие дошкольники в возрасте от 5 до 7 лет

Слайд 7

методики: проективная методика исследования личности «Несуществующее животное» - для детей (с использованием симптомокомплекса по Фурманову); «Шкала степени отверженности ребенка в семье» Баркан А.И. - для матерей; Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Т.М. Титоренко – для воспитателей.

Слайд 8

Результаты исследования

Слайд 9

Результаты по методике «Шкала степени отверженности ребенка матерью»

Слайд 10

Результаты по методике «Несуществующее животное»

Слайд 11

Результаты исследования по методике «Критерии агрессивности у ребенка» Титоренко Т.

Слайд 12

Корреляционный анализ между показателями агрессивности детей старшего дошкольного возраста и отверженностью их в семье матерью Показатели агрессивности старших дошкольников (по методике « Несуществующее животное » ) Показатели агрессивности старших дошкольников (по методике « Критерии агрессивности у ребенка » - Титаренко Т. М .) Степень отверженности ребенка матерью по методике « Шкала степени отверженности ребенка матерью » 0,6586 0,6278 p=,0001 p=,0001 Количество отвергаемых черт характера ребенка матерью по методике « Шкала степени отверженности ребенка матерью » 0,8003 0,7747 p=,0001 p=,0001

Слайд 13

Выводы 1. Подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста характеризуют низкую агрессию. Около 10% старших дошкольников проявляют высокую агрессию. 2. 20% дошкольников в семье отвергаемы матерью , около 30% старших дошкольников принимаемы матерью безоговорочно. 3. Между агрессивностью дошкольников и отверженности их матерью выявлена выраженная прямая связь: чем больше старший дошкольник отвергаем в семье, тем более агрессивным он является.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Слайд 15

КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА (АНКЕТА) (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. ) Временами кажется, что в него вселился злой дух. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. Он не прочь подразнить животных. Переспорить его трудно. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. Часто не по возрасту ворчлив. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. Легко ссорится, вступает в драку. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. У него нередки приступы мрачной раздражительности. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Слайд 16

Симптомокомплекс Симптом Балл Агрессия 1. Сильная, уверенная линия рисунка 0,1 2. Неаккуратность рисунка 0,1 3. Большое количество острых углов 0,1,2 4. Верхнее размещение углов 0,1 5. Крупное изображение 0,1,2 6. Голова обращена вправо или анфас 0,1 7. Хвост поднят вверх, пышный 0,1 8. Угрожающее выражение 0,1 9. Угрожающая поза 0,1 10. Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога) 0,1,2 11. Хищник 0,1 12. Вожак или одинокий 0,1 13. При нападении "дерется насмерть" или "всех убивает", дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т.д.) 0,1 14. Ночное животное 0,1 15. Другие признаки 0,1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:"Развитие навыков безопасного поведения дошкольников и приобщение их к ЗОЖ"

Основной целью опыта является формирование у ребёнка моральных качеств и привычек, необходимых для жизни в здоровом обществе. То есть обеспечение благоприятных условий для формирования его здоровья, г...

Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада

Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными ф...

дипломная работа на тему " Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

в  дипломной  работе  отражен  опыт  по  созданию  художествеенно -  эстетических  условий  для  развития  детей  в  соответствии ...

Дипломная работа Формирование мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением

Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Этот процесс получил свое отражение в системе общего среднего образо...

Сообщение из опыта работы на тему: "Агрессивный ребенок"

В сообщении даны советы родителям, что делать, если вы обнаружили у своего ребенка признаки агрессивного поведения...