Исследовательский проект "Росток одарённости"
проект по теме
Исследовательский проект «РОСТОК ОДАРЁННОСТИ» направлен на выявление и развиНовизна проекта заключается в комплексном подходе, в соблюдении принципов систематичности, последовательности и непрерывности в содержании и организации работы с дошкольниками, использование интерактивных методов в обучении и воспитании в художественно – эстетическом и музыкально – театральном направлениях.тие детей в ДОУ с признаками одарённости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_proek_rostok_odaryonnosti.docx | 268.2 КБ |
Предварительный просмотр:
2014
Авторы - составители:
И.В.Викторова, воспитатель, высшая квалификационная категория;
Консультант – координатор:
Е.Н. Решетняк, педагог – психолог, высшая квалификационная категория.
Рецензент внутренний:
Л. С. Исаченко, старший воспитатель МБДОУ «ЦРР ДС №18 « Теремок»,
высшая квалификационная категория.
Исследовательский проект «РОСТОК ОДАРЁННОСТИ» направлен на выявление и развитие детей в ДОУ с признаками одарённости.
Новизна проекта заключается в комплексном подходе, в соблюдении принципов систематичности, последовательности и непрерывности в содержании и организации работы с дошкольниками, использование интерактивных методов в обучении и воспитании в художественно – эстетическом и музыкально – театральном направлениях.
Управление образования Администрации г. Юрги Кемеровской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок»
РОСТОК ОДАРЁННОСТИ
(исследовательский проект)
Руководитель проекта
И.В.Викторова
2014
Содержание
Описание проекта.......................................................................................... | 3 |
1. Постановка проблемы................................................................................ | 3 |
2.Актуальность проекта……………………………………………………. | 4 |
3.Новизна проекта………………………………………………………….. | 5 |
4. Цели проекта............................................................................................... | 5 |
5. Задачи проекта……………………………………………………………. | 5 |
6.Партнеры проекта....................................................................................... | 6 |
7.Целевая группа проекта............................................................................ | 6 |
8. Механизм реализации проекта................................................................ | 6 |
9. Ресурсное обеспечение.............................................................................. | 7 |
10. Ожидаемые результаты проекта……………………………………….. | 8 |
11.Сроки реализации проекта...................................................................... | 8 |
12.Содержание проекта…………………………………………………….. | 10 |
13. Оценка результатов………………………………………....................... | 10 |
14.Критерии эффективности реализации проекта………………………. | 10 |
15.Перспектива проекта................................................................................ | 11 |
16. Нормативно – правовая база…………………………………………… | 11 |
17. Приложения | |
18. Приложение 1 «КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ»…………………………… | |
19. Приложение 2 « План реализации проекта»………………………….. | |
20. Приложение 3 «Промежуточный результат»…………………………. | |
21. Приложение 4 «Наши достижения»…………………………………… | |
22.приложение 5 «Фоторепортаж»………………………………………… |
Паспорт проекта
Наименование проекта | Исследовательский проект «РОСТОК ОДАРЁННОСТИ» |
Заказчик проекта | Администрация МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №18 «Теремок», города Юрги. |
Основание для разработки проекта | -Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31); -Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г «N 124-ФЗ); -Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы (ООП) дошкольного образования. -Федеральная целевая программа «Одарённые дети» -Рабочая Концепция одарённости. -Программа по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в Кемеровской области на 2010 – 2015г.г. (утверждённая распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области № 844-р от 21.10.2010г.). |
Авторы составители проекта | Руководитель проекта: Викторова Ирина Владимировна, воспитатель, высшая квалификационная категория. Координатор проекта: Решетняк Елена Николаевна, педагог-психолог, высшая квалификационная категория. Инициативная группа проекта: Ягодкина Елизавета Павловна, педагог ДО по изо деятельности, высшая квалификационная категория; Чаюнова Ольга Александровна, музыкальный руководитель театральной студии «Звёздочка», первая квалификационная категория. |
Цель и задачи проекта | Основная цель:создание условий для проявления каждым воспитанником своих творческих способностей и интересов и формирование познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Основные задачи: - повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах одаренности детей; - провести диагностических обследований воспитанников на предмет выявления видов одаренности, определение интересов, и способностей; -создать условия для развития и реализации потенциальных способностей одарённых детей; - максимально развить способности на основе дифференцированного подхода одарённых детей в образовательных областях: социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка; - создание банка электронных данных воспитанников центра развития «ПОРТФОЛИО». |
Сроки и этапы реализации проекта | 2012-2014 гг. Iэтап – организационно - аналитический:(май– 31.08.2012г) Задача: анализ ситуации; первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования; создание условий для развития одарённого ребёнка в МБДОУ; привлечение дополнительных социальных партнеров в реализацию проекта. II этап - практическая деятельность (основной): (01.09.2012 – 30.05 2014г.г.) Задача: повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах одаренности детей; максимально развить способности на основе дифференцированного подхода одарённых детей в образовательных областях: социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка. III этап - итоговый, диагностический (01.06. – 31.08. 2014 г.) Задачи: мониторинг результатов сопровождения; определение результата практической деятельности педагога;обобщение опыта;слайд - презентация по итогам реализации проекта;театрально - музыкальное представление (содружество педагогов + детей + родителей). |
Механизм реализации проекта | Проект реализуется через работу МО педагогов ДОУ и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование воспитателей, через работу инициативной группы и воспитанников по созданию базы данных и ее пополнению, взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса. |
Ожидаемые результаты проекта | После реализации данного проекта мы ожидаем получить следующие результаты: - создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их саморазвития,самореализации. - совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми; - обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов; -стимулирование мотивации развития способностей; -увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, деятельностью; -создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка). |
Объем и источники финансирования проекта | Управляющий совет МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок» |
Организация контроля за исполнением проекта | Координацию работ и контроль за исполнением проекта осуществляет Администрация МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок», координатор проекта педагог – психолог Решетняк Е.Н. Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет Мацюк Г. И., заведующая МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок». |
Описание проекта
«Одарённость человека – это маленький росточек,
Едва проклюнувшийся из земли и
Требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
Сделать всё необходимое, чтобы он вырос
И дал обильные плоды»
В.А. Сухомлинский
1.Постановка проблемы
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад, именно сад! Невольно возникают в воображении картины цветущего сада, полного благоухающих растений.
В детском саду тоже есть прекрасные растения. Это сообщество людей: педагогов, родителей и детей. Уверенные, крепко держащиеся корнями за родную землю взрослые растения и хрупкие, прекрасные росточки – дети.
Современное дошкольное учреждение призвано выполнить просветительскую миссию, от которой, без преувеличения, зависит будущее России. Для этого необходимо новое образовательное пространство – плодородное "поле", которое гармонично объединяет различные направления и области, помогающие каждому ребенку открыть для себя прекрасный и многогранный мир творчества.
МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок» - это муниципальное бюджетное образовательное учреждение, обеспечивающее познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное, физкультурно-оздоровительноеразвитие детей.
Художественно – эстетическое и музыкально - театральное направления можно выделить отдельно, так как они имеет огромное влияние на речевое, интеллектуальное, творческое развития и нравственно – эстетическое воспитание, а также на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, способствуют познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Концепция проекта
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения, изучения психологических особенностей воспитанников, речи, памяти, творческого воображения. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности дошкольного образования.
Актуальность проекта.
Актуальность нашего проекта заключается в том, что на сегодняшний день проблема выявления и развития одаренности у дошкольников, а также создать условия для воспитания и обучения на уровне МБДОУ и семьи, стоит очень серьезно и насущно.
Выявление детей с признаками одаренности это достаточно длительный временной процесс, связанный с динамикой развития дошкольников. Эффективность диагностики возможна посредством применения разнообразных процедур тестирования. Следовательно, диагностические процедуры должны проводиться с определенной периодичностью, охватывая весь списочный состав детей, и служить основой для корректировки воспитательно – образовательных программ ДОУ.
Мы считаем эту проблему актуальной, и она требует решения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что раннее выявление одаренности ребенка, построение целенаправленной работы с ним педагогов, оказание психолого-педагогической поддержки, педагогически оправданная позиция родителей способствуют более глубокому развитию качеств личности одаренного ребенка.
Новизна проекта заключается в комплексном подходе, в соблюдении принципов систематичности, последовательности и непрерывности в содержании и организации работы по проекту, использовании интерактивных методов обучения и воспитания в художественно – эстетическом и музыкально – театральном направлениях.
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно-образовательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в творческий процесс.
Таким образом, был сделан вывод, что необходимо создать условий для выявления и развития у детей творческих способностей.
Все вышеприведенные данные позволили нам сформировать цели проекта и его задачи.
- Цель проекта:
- создание условий для проявления каждым воспитанником своих творческих способностей и интересов и формирование познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Для успешного достижения намеченной цели предполагается решение следующих задач:
- повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах одаренности детей;
- провести диагностических обследований воспитанников на предмет выявления видов одаренности, определение интересов, и способностей;
-создать условия для развития и реализации потенциальных способностей одарённых детей;
- максимально развить способности на основе дифференцированного подхода одарённых детей в образовательных областях: социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка;
- создание банка электронных данных воспитанников центра развития «ПОРТФОЛИО».
2. Социальные партнёры проекта:
- МАОУ «Гимназия г. Юрги»
- МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №18» г.Юрги;
- МБУК «Краеведческий музей г. Юрги»;
-МБУК «Юргинский музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего востока»;
- МОУДО «Детская художественная школа №7 г. Юрга».
3. Целевая группа проекта
В реализации проекта «РОСТОК ОДАРЁННОСТИ» принимают участие родители, воспитанники от 4 до 6 лет и педагоги «Центра развития ребёнка – детский сад № 18 «Теремок».
Основной целью учреждения является создание условий для максимального раскрытия индивидуального, возрастного, творческого потенциала ребёнка.
4. Механизм реализации проекта
Проект «РОСТОК ОДАРЁННОСТИ» реализуется через работу МО педагогов ДОУ и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование воспитателей, через работу инициативной группы и воспитанников по созданию базы данных и её пополнению, взаимодействие всех участников воспитательно – образовательного процесса.
В данном проекте используются разнообразные формы и методы работы с детьми, родителями, педагогами:
Индивидуальные формы:
- индивидуальные консультации педагога-психолога для родителей и педагогов;
- индивидуальные консультации педагога ДО по изо деятельности для родителей и педагогов;
- индивидуальная НОД с детьми;
- индивидуальная диагностика, наблюдение, опрос, анкетирование.
Групповые, массовые формы:
- групповая НОД, совместная деятельность, театрально-музыкальные, художественно – эстетические мероприятия;
Работа в творческих группах (специалисты и родители);
Мастер – класс (специалисты и родители);
Занятия с элементами тренинга (педагоги и родители).
Методы наглядные:
- интерактивные методы обучения и воспитания;
- театрально-музыкальные представления,
- художественно-эстетические мероприятия;
- фото-видео съёмки;
- смотры – конкурсы;
- выставки детского творчества (художественного творчества, декоративно-прикладного);
Методы словесные:
- сказки (музыкальные, театрализованные, волшебные);
- интеллектуальные викторины;
- беседы;
- игры дидактические, музыкальные, игры, вербальные и художественные упражнения.
5. Ресурсное обеспечение
Инициативная творческая группа проекта
Руководитель проекта Викторова И. В.
Координатор проекта Решетняк Е.Н., музыкальный руководитель Чаюнова О.А., педагог ДО Ягодкина Е.П., педагог-психолог Решетняк Е.Н., социальные партнеры проекта.
Материально-техническое обеспечение «Центра развития ребёнка – детский сад № 18 «Теремок» соответствует успешной реализации проекта.
На базе учреждения имеются: музыкальный зал, оборудованные согласно современным требованиям (мультимедийный комплекс, два ноутбука, видео камера, фотокамера, музыкальный центр),изостудия, театральная студия «Звёздочка»,комната психологической разгрузки.
6. Ожидаемые результаты проекта:
- создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их саморазвития, самореализации.
- совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
- обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
-стимулирование мотивации развития способностей;
-увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, деятельностью;
-создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка).
7. Сроки реализации проекта
Протяжённость проекта 2 года (с 01.09.2012 г. по 01.09.2014 г.)
Этапы реализации проекта и его содержательная деятельность
I этап – организационно - аналитический: (май– 31.08.2012г)
Задача: анализ ситуации; первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования; создание условий для развития одарённого ребёнка в МБДОУ; привлечение дополнительных социальных партнеров в реализацию проекта.
Ожидаемый результат I этапа:
- создание на базе МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок»благоприятной среды, условий для развития одарённого ребёнка;
II этап - практическая деятельность (основной):
(01.09.2012 – 30.05 2014г.г.)
Представляет собой прохождение III модулей:
Работа с ребёнком | Работа с педагогами | Работа с родителями |
- уточнение выявленной одарённости ребёнка; - проведение комплексного психолого – педагогического обследования; - практическая деятельность. | - повышение профессионального мастерства с целью правильной организации воспитательно-образовательного процесса с одарёнными воспитанниками. | Психолого – педагогическая поддержка в воспитании одарённого ребёнка. |
Задача: повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах одаренности детей; максимально развить способности на основе дифференцированного подхода одарённых детей в образовательных областях: социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка.
Используемые формы работы в ходе реализации проекта
- пресс-конференций для родителей, включая подготовку пакета материалов с описанием целей и задач проекта;
- фотовыставки «STOP-кадр»;
- выставки детского творчества;
- СМИ;
- мероприятия художественно – эстетического цикла;
- продуктивная деятельность на территории МБДОУ;
-активное участие детей в конкурсном движении.
Промежуточный результат II этапа:
Результаты экспертных оценок из 25 детей (100%) – 15 детей с признаками одарённости (60%):
- сфера художественных достижений – 7 воспитанников;
- сфера творчества – 7 воспитанников;
- интеллектуальная сфера – 8 воспитанников;
- музыкальная сфера – 7 воспитанников;
- артистическая сфера – 5 воспитанников;
- общение и лидерство – 5 воспитанников.
IIIэтап - итоговый, диагностический
(01.06. – 31.08. 2014 г.)
Задачи: мониторинг результатов сопровождения; определение результата практической деятельности педагога; обобщение опыта; слайд - презентация по итогам реализации проекта; театрально - музыкальное представление (содружество педагогов + детей + родителей).
Ожидаемый результат III этапа:
- создание благоприятной среды для проявления каждым воспитанником своих творческих способностей и интересов и формирование познавательного интереса.
- создание банка электронных данных воспитанников центра развития «ПОРТФОЛИО».
Содержание проекта включает в себя творческую деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Итоговое мероприятие в форме художественно – эстетического, музыкально – театрального представления.
8. Оценка результатов
Способы оценки эффективности проекта
Эффективность проекта будет оцениваться Администрацией «Центра развития ребёнка – детский сад № 18 «Теремок», родителями и непосредственно детьми, участвующими в реализации проекта.
Будет осуществлено:
- тестирование воспитанников (педагог-психолог);
- мониторинг интегративных качеств детей (старший воспитатель);
-анкетирование, опрос родителей (получение обратной связи по реализации проекта «РОСТОК ОДАРЁННОСТИ».
Критерии эффективности реализации проекта:
-увеличение числа воспитанников, желающих и способных заниматься творческой деятельностью;
- вовлеченность в работу с детьми по ведущих специалистов города.
9. Перспектива проекта:
Дальнейшее развитие проекта «РОСТОК ОДАРЁННОСТИ» предусмотрено программным обеспечением до 2015 года. Возможность финансирования проекта предусмотрено: Управляющим советом МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок» и участием воспитанников и педагогов в муниципальных, региональных, Всероссийских, Международных конкурсах, фестивалях, олимпиадах, марафонах на грантовой основе.
Возможно привлечение спонсоров в целях финансирования реализации проекта «РОСТОК ОДАРЁННОСТИ».
10. Нормативно правовая база
Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998 г. «N 124-ФЗ).
Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы (ООП) дошкольного образования.
Федеральная целевая программа «Одарённые дети»
Рабочая Концепция одарённости.
Программа по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в Кемеровской области на 2010 – 2015г.г. (утверждённая распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области № 844-р от 21.10.2010г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская одарённость: признаки,виды,особенности личности одарённого ребёнка.
Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенкаОпределение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» Одаренность — это системное, развивающееся в ...
«Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников»
Районное методическое объединение...
Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.
Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...
РОЛЬ И МЕСТО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМ ВОСПИТАННИКОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Самое главное в современном мире одаренные дошкольники....
Статья на тему: «Исследовательская деятельность в работе с одарёнными детьми»
Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности (детской одаренности) существует много, но я считают, что одним из очень эффективных является исследовательская деятельность....
Опыт работы «Развитие детской одарённости через познавательно-исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Фестиваль «Хочу все знать» исследовательских работ дошкольников стал программой развития детского творческого потенциала, познавательных способностей, умений и навыков исследовательской де...