Исследовательский проект "Росток одарённости"
проект по теме

Викторова (Собянина) Ирина Владимировна

Исследовательский проект «РОСТОК ОДАРЁННОСТИ» направлен на выявление и развиНовизна проекта заключается в комплексном подходе, в соблюдении принципов систематичности, последовательности и непрерывности в содержании и организации работы с дошкольниками, использование интерактивных методов в обучении и воспитании в художественно – эстетическом и музыкально – театральном направлениях.тие детей в ДОУ с признаками одарённости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_proek_rostok_odaryonnosti.docx268.2 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.edubj.org/bbs/upfile/2012-07-11/827872012711164920.jpg

http://svsh9ki1.ucoz.ru/_si/0/23691903.jpg

2014


Авторы - составители:        

И.В.Викторова, воспитатель, высшая квалификационная категория;

Консультант – координатор:

Е.Н. Решетняк, педагог – психолог, высшая квалификационная категория.

Рецензент внутренний:        

Л. С. Исаченко, старший воспитатель МБДОУ «ЦРР ДС №18 « Теремок»,

высшая квалификационная категория.

Исследовательский проект «РОСТОК ОДАРЁННОСТИ» направлен на выявление и развитие детей в ДОУ с признаками одарённости.

Новизна проекта заключается в комплексном подходе, в соблюдении принципов систематичности, последовательности и непрерывности в содержании и организации работы с дошкольниками, использование интерактивных методов в обучении и воспитании в художественно – эстетическом и музыкально – театральном направлениях.


Управление образования Администрации г. Юрги Кемеровской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок»

РОСТОК ОДАРЁННОСТИ

(исследовательский проект)

Руководитель проекта

И.В.Викторова

2014

Содержание

Описание проекта..........................................................................................

3

1. Постановка проблемы................................................................................

3

2.Актуальность проекта…………………………………………………….

4

3.Новизна проекта…………………………………………………………..

5

4. Цели проекта...............................................................................................

5

5. Задачи проекта…………………………………………………………….

5

6.Партнеры проекта.......................................................................................

6

7.Целевая группа проекта............................................................................

6

8. Механизм реализации  проекта................................................................

6

9. Ресурсное обеспечение..............................................................................

7

10. Ожидаемые результаты проекта………………………………………..

8

11.Сроки реализации проекта......................................................................

8

12.Содержание проекта……………………………………………………..

10

13. Оценка результатов……………………………………….......................

10

14.Критерии эффективности реализации проекта……………………….

10

15.Перспектива проекта................................................................................

11

16. Нормативно – правовая база……………………………………………

11

17. Приложения

18. Приложение 1 «КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ»……………………………

19. Приложение 2 « План реализации проекта»…………………………..

20. Приложение 3 «Промежуточный результат»………………………….

21. Приложение 4 «Наши достижения»……………………………………

22.приложение 5 «Фоторепортаж»…………………………………………

Паспорт проекта

Наименование проекта

Исследовательский проект «РОСТОК ОДАРЁННОСТИ»

Заказчик проекта

Администрация МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №18 «Теремок», города Юрги.

Основание для разработки проекта

-Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);

-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г «N 124-ФЗ);

-Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы (ООП) дошкольного образования.

-Федеральная целевая программа «Одарённые дети»

-Рабочая Концепция одарённости.

-Программа по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в Кемеровской области на 2010 – 2015г.г. (утверждённая распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области № 844-р от 21.10.2010г.).

Авторы составители проекта

Руководитель проекта:

Викторова Ирина Владимировна, воспитатель, высшая квалификационная категория.

Координатор проекта:

Решетняк Елена Николаевна, педагог-психолог, высшая квалификационная категория.

Инициативная группа проекта:

Ягодкина Елизавета Павловна, педагог ДО по изо деятельности, высшая квалификационная категория;

Чаюнова Ольга Александровна, музыкальный руководитель театральной студии «Звёздочка», первая квалификационная категория.

Цель и задачи проекта

Основная цель:создание условий для проявления каждым воспитанником своих творческих способностей и интересов и формирование познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Основные задачи:

- повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах одаренности детей;

- провести диагностических обследований воспитанников на предмет выявления видов одаренности, определение интересов, и способностей;

-создать условия для развития и реализации потенциальных способностей одарённых детей;

- максимально развить способности на основе дифференцированного подхода одарённых детей в образовательных областях: социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка;

- создание банка электронных данных воспитанников центра развития «ПОРТФОЛИО».

Сроки и этапы реализации проекта

2012-2014 гг.

Iэтап – организационно - аналитический:(май– 31.08.2012г)

Задача: анализ ситуации; первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования; создание условий для развития одарённого ребёнка в МБДОУ; привлечение дополнительных социальных партнеров в реализацию проекта.

II этап - практическая деятельность (основной):

(01.09.2012 – 30.05 2014г.г.)

Задача: повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах одаренности детей; максимально развить способности на основе дифференцированного подхода одарённых детей в образовательных областях: социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка.

III этап - итоговый, диагностический

(01.06. – 31.08. 2014 г.)

Задачи: мониторинг результатов сопровождения; определение результата практической деятельности педагога;обобщение опыта;слайд - презентация по итогам реализации проекта;театрально - музыкальное представление (содружество педагогов + детей + родителей).

Механизм реализации проекта

Проект реализуется через работу МО педагогов ДОУ и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование воспитателей, через работу инициативной группы и воспитанников по созданию базы данных и ее пополнению, взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Ожидаемые результаты проекта

После реализации данного проекта мы ожидаем получить следующие результаты:

- создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их саморазвития,самореализации.

- совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;

- обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

-стимулирование мотивации развития способностей;

-увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, деятельностью;

-создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка).

Объем и источники финансирования проекта

Управляющий совет МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»

Организация контроля за исполнением проекта

Координацию работ и контроль за исполнением проекта осуществляет Администрация МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок», координатор проекта педагог – психолог Решетняк Е.Н.

Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет Мацюк Г. И.,  заведующая МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок».

Описание проекта

«Одарённость человека – это маленький росточек,

Едва проклюнувшийся из земли и

Требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

Сделать всё необходимое, чтобы он вырос

И дал обильные плоды»

В.А. Сухомлинский

1.Постановка проблемы

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Детский сад, именно сад! Невольно возникают в воображении картины цветущего сада, полного благоухающих растений.

В детском саду тоже есть прекрасные растения. Это сообщество людей: педагогов, родителей и детей. Уверенные, крепко держащиеся корнями за родную землю взрослые растения и хрупкие, прекрасные росточки – дети.

Современное дошкольное учреждение призвано выполнить просветительскую миссию, от которой, без преувеличения, зависит будущее России. Для этого необходимо новое образовательное пространство – плодородное "поле", которое гармонично объединяет различные направления и области, помогающие каждому ребенку открыть для себя прекрасный и многогранный мир творчества.

МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок» - это муниципальное бюджетное образовательное учреждение, обеспечивающее познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное, физкультурно-оздоровительноеразвитие детей.

Художественно – эстетическое и музыкально - театральное направления можно выделить отдельно, так как они имеет огромное влияние на речевое, интеллектуальное, творческое развития и нравственно – эстетическое воспитание, а также на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, способствуют познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Концепция проекта

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения, изучения психологических особенностей воспитанников, речи, памяти, творческого воображения. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности дошкольного образования.

Актуальность проекта.

Актуальность нашего проекта заключается в том, что на сегодняшний день проблема выявления и развития одаренности у дошкольников, а также создать условия для воспитания и обучения на уровне МБДОУ и семьи, стоит очень серьезно и насущно.

Выявление детей с признаками одаренности это достаточно длительный временной процесс, связанный с динамикой развития дошкольников. Эффективность диагностики возможна посредством применения разнообразных процедур тестирования. Следовательно, диагностические процедуры должны проводиться с определенной периодичностью, охватывая весь списочный состав детей, и служить основой для корректировки воспитательно – образовательных программ ДОУ.

Мы считаем эту проблему актуальной, и она требует решения.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что раннее выявление одаренности ребенка, построение целенаправленной работы с ним педагогов, оказание психолого-педагогической поддержки, педагогически оправданная позиция родителей способствуют более глубокому развитию качеств личности одаренного ребенка.

Новизна проекта заключается в комплексном подходе, в соблюдении принципов систематичности, последовательности и непрерывности в содержании и организации работы по проекту, использовании интерактивных методов обучения и воспитания в художественно – эстетическом и музыкально – театральном направлениях.

Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно-образовательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в творческий процесс.

Таким образом, был сделан вывод, что необходимо создать условий для выявления и развития у детей творческих способностей.

Все вышеприведенные данные позволили нам сформировать цели проекта и его задачи.

  1. Цель проекта:

- создание условий для проявления каждым воспитанником своих творческих способностей и интересов и формирование познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Для успешного достижения намеченной цели  предполагается решение следующих задач:

- повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах одаренности детей;

- провести диагностических обследований воспитанников на предмет выявления видов одаренности, определение интересов, и способностей;

-создать условия для развития и реализации потенциальных способностей одарённых детей;

- максимально развить способности на основе дифференцированного подхода одарённых детей в образовательных областях: социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка;

- создание банка электронных данных воспитанников центра развития «ПОРТФОЛИО».

2. Социальные партнёры проекта:

- МАОУ «Гимназия г. Юрги»

- МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа  №18» г.Юрги;

- МБУК «Краеведческий музей г. Юрги»;

-МБУК «Юргинский музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего востока»;

- МОУДО «Детская художественная школа №7 г. Юрга».

3. Целевая группа проекта

В реализации проекта «РОСТОК ОДАРЁННОСТИ» принимают участие родители, воспитанники от 4 до 6 лет и педагоги «Центра развития ребёнка – детский сад № 18 «Теремок».

Основной целью учреждения является создание условий для максимального раскрытия индивидуального, возрастного, творческого потенциала ребёнка.

4. Механизм реализации проекта

Проект «РОСТОК ОДАРЁННОСТИ» реализуется через работу МО педагогов ДОУ и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование воспитателей, через работу инициативной группы и воспитанников по созданию базы данных и её пополнению, взаимодействие всех участников воспитательно – образовательного процесса.

В данном проекте используются разнообразные формы и методы работы с детьми, родителями, педагогами:

Индивидуальные формы:

- индивидуальные консультации педагога-психолога для родителей и педагогов;

- индивидуальные консультации педагога ДО по изо деятельности для родителей и педагогов;

- индивидуальная НОД с детьми;

- индивидуальная диагностика, наблюдение, опрос, анкетирование.

Групповые, массовые формы:

- групповая НОД, совместная деятельность, театрально-музыкальные, художественно – эстетические мероприятия;

Работа в творческих группах (специалисты и родители);

Мастер – класс (специалисты и родители);

Занятия с элементами тренинга (педагоги и родители).

Методы наглядные:

- интерактивные методы обучения и воспитания;

- театрально-музыкальные представления,

- художественно-эстетические мероприятия;

- фото-видео съёмки;

- смотры – конкурсы;

- выставки детского творчества (художественного творчества, декоративно-прикладного);

Методы словесные:

- сказки (музыкальные, театрализованные, волшебные);

- интеллектуальные викторины;

- беседы;

- игры дидактические, музыкальные, игры, вербальные и художественные упражнения.

5. Ресурсное обеспечение

Инициативная творческая группа проекта

Руководитель проекта Викторова И. В.

Координатор проекта Решетняк Е.Н., музыкальный руководитель Чаюнова О.А., педагог ДО Ягодкина Е.П., педагог-психолог Решетняк Е.Н., социальные партнеры проекта.

Материально-техническое обеспечение «Центра развития ребёнка – детский сад № 18 «Теремок» соответствует успешной реализации проекта.

На базе учреждения имеются: музыкальный зал, оборудованные согласно современным требованиям (мультимедийный комплекс, два ноутбука, видео камера, фотокамера, музыкальный центр),изостудия, театральная студия «Звёздочка»,комната психологической разгрузки.

6. Ожидаемые результаты проекта:

- создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их саморазвития, самореализации.

- совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;

- обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

-стимулирование мотивации развития способностей;

-увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, деятельностью;

-создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка).

7. Сроки реализации проекта

Протяжённость проекта 2 года (с 01.09.2012 г. по 01.09.2014 г.)

Этапы реализации проекта и его содержательная деятельность

I этап – организационно - аналитический: (май– 31.08.2012г)

Задача: анализ ситуации; первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования; создание условий для развития одарённого ребёнка в МБДОУ; привлечение дополнительных социальных партнеров в реализацию проекта.

Ожидаемый результат I этапа:

 - создание на базе МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок»благоприятной среды, условий для развития одарённого ребёнка;

II этап - практическая деятельность (основной):

(01.09.2012 – 30.05 2014г.г.)

Представляет собой прохождение III модулей:

Работа с ребёнком

Работа с педагогами

Работа с родителями

- уточнение выявленной одарённости ребёнка;

- проведение комплексного психолого – педагогического обследования;

- практическая деятельность.

- повышение профессионального мастерства с целью правильной организации воспитательно-образовательного процесса с одарёнными воспитанниками.

Психолого – педагогическая поддержка в воспитании одарённого ребёнка.

Задача: повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах одаренности детей; максимально развить способности на основе дифференцированного подхода одарённых детей в образовательных областях: социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка.

Используемые формы работы в ходе реализации проекта

- пресс-конференций для родителей, включая подготовку пакета материалов с описанием целей и задач проекта;

- фотовыставки «STOP-кадр»;

- выставки детского творчества;

- СМИ;

- мероприятия художественно – эстетического цикла;

- продуктивная деятельность на территории МБДОУ;

-активное участие детей в конкурсном движении.

Промежуточный результат II этапа:

Результаты экспертных оценок из 25 детей (100%) – 15 детей с признаками одарённости (60%):

- сфера художественных достижений – 7 воспитанников;

- сфера творчества – 7 воспитанников;

- интеллектуальная сфера – 8 воспитанников;

- музыкальная сфера – 7 воспитанников;

- артистическая сфера – 5 воспитанников;

- общение и лидерство – 5 воспитанников.

IIIэтап - итоговый, диагностический

(01.06. – 31.08. 2014 г.)

Задачи: мониторинг результатов сопровождения; определение результата практической деятельности педагога; обобщение опыта; слайд - презентация по итогам реализации проекта; театрально - музыкальное представление (содружество педагогов + детей + родителей).

Ожидаемый результат III этапа:

- создание благоприятной среды для проявления каждым воспитанником своих творческих способностей и интересов и формирование познавательного интереса.

- создание банка электронных данных воспитанников центра развития «ПОРТФОЛИО».

Содержание проекта включает в себя творческую деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Итоговое мероприятие в форме художественно – эстетического, музыкально – театрального представления.

8. Оценка результатов

Способы оценки эффективности проекта

Эффективность проекта будет оцениваться Администрацией «Центра развития ребёнка – детский сад № 18 «Теремок», родителями и непосредственно детьми, участвующими в реализации проекта.

Будет осуществлено:

- тестирование воспитанников (педагог-психолог);

- мониторинг интегративных качеств детей (старший воспитатель);

-анкетирование, опрос родителей (получение обратной связи по реализации проекта «РОСТОК ОДАРЁННОСТИ».

Критерии эффективности реализации проекта:

-увеличение числа воспитанников, желающих и способных заниматься творческой деятельностью;

- вовлеченность в работу с детьми по ведущих специалистов города.

9. Перспектива проекта:

Дальнейшее развитие проекта «РОСТОК ОДАРЁННОСТИ» предусмотрено программным обеспечением до 2015 года. Возможность финансирования проекта предусмотрено: Управляющим советом МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок» и участием воспитанников и педагогов в муниципальных, региональных, Всероссийских, Международных конкурсах, фестивалях, олимпиадах, марафонах на грантовой основе.

Возможно привлечение спонсоров в целях финансирования реализации проекта «РОСТОК ОДАРЁННОСТИ».

10. Нормативно правовая база

Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998 г. «N 124-ФЗ).

Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы (ООП) дошкольного образования.

Федеральная целевая программа «Одарённые дети»

Рабочая Концепция одарённости.

Программа по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в Кемеровской области на 2010 – 2015г.г. (утверждённая распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области № 844-р от 21.10.2010г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одарённость: признаки,виды,особенности личности одарённого ребёнка.

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенкаОпределение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»   Одаренность — это системное, развивающееся в ...

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Статья на тему: «Исследовательская деятельность в работе с одарёнными детьми»

Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности (детской одаренности) существует много, но я считают, что одним из очень эффективных является исследовательская деятельность....

Опыт работы «Развитие детской одарённости через познавательно-исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Фестиваль «Хочу все знать» исследовательских работ дошкольников стал программой развития детского творческого потенциала, познавательных способностей, умений и навыков исследовательской де...