Опыт работы «Развитие детской одарённости через познавательно-исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Фестиваль «Хочу все знать» исследовательских работ дошкольников стал программой развития детского творческого потенциала, познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности.
Цель фестиваля – оптимизация взаимодействия всех участников образовательного процесса; развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка старшего дошкольного возраста, совершенствование навыков исследовательского поведения и развитие исследовательских способностей. Создание условий для максимальной самостоятельности получения знаний детьми. Развитие свободной, творческой личности ребенка.
Задачи фестиваля:
Для детей:
1. Формировать у воспитанников представления об исследовательской работе как одной из форм образовательной деятельности;
2. Содействовать формированию у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
3.Развивать познавательную активность дошкольников;
4.Развивать умение представить результаты своей работы.
5.Принимать решения и делать осознанный выбор, действовать самостоятельно, творчески мыслить, понимать существенное и важное в учебном материале.
Для педагогов:
1.Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.
2. Предоставить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.
3. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы самостоятельно. Стимулировать активно - поисковое поведение детей и родителей,
4.Формировать умения применять данные методы способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов.
5. Развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности.
6. Содействие развитию и распространению педагогического опыта проведения исследований с дошкольниками;
7. Выявлять и поддерживать талантливых детей и родителей;
8. Формирование у педагогов навыков научно-методического сопровождения учебно-исследовательской деятельности дошкольников.
Фестиваль проводится в два этапа: 1 этап – дошкольное учреждение; 2 этап – районный уровень. И мы очень мечтаем о третьем этапе на уровне города. Интернет ресурсы показывают, что такой опыт фестивалей в других городах имеется.
К участию в Фестивале допускаются как индивидуальные участники, так и творческие группы (до трёх человек). Детям коллективно защищаться легче. Оставили только две возрастные категории групп: старшую и подготовительную к школе группы.
Оформляют работы, конечно же, взрослые, но материал описывается языком, понятным детям. Основной этап – защита. Ребята рассказывают о том, что делали и для чего это нужно, доказывают свои предположения, демонстрируют самые весомые результаты (опыты, часть эксперимента).
Для организации и проведения Фестиваля создается организационный комитет. Выбираются члены жюри. Каждая работа Фестиваля получает диплом. Лучшая работа выдвигается на районный фестиваль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы | 577.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
«Развитие детской одарённости через познавательно-исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Одаренность - конечно, дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность - это огонь.
Не гаси, поддержи его, слышишь?
Одаренность - пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный - философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок.
Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей. Одаренные дети... Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Одаренный ребенок в детском сообществе, такой яркий и непохожий на остальных… Это подарок педагогу или проблема для него? Ведь признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности.
Моя работа ориентирована на стимулирование и поддержку эмоционального развития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей в различных видах деятельности.
Можно отметить следующие типичные черты одаренных детей:
- на занятиях дети все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
- задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
- оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.
- высоко развитая любознательность, пытливость;
- способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
- высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
- развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
- способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
- раннее развитие сенсорных способностей;
- оригинальность суждений, высокая обучаемость;
- стремление к самостоятельности.
Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важном деле мне помогает тест-анкета, разработанная учёными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет ребенку погрузиться в творческий процесс поиска и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию на фоне ярко выраженных положительных эмоций: чувства радости, удовольствия, иногда даже интеллектуального восторга.
При отсутствии таких эмоций способности не удается развить за долгие часы напряженной умственной работы. В своей работе я использую творческие игры, которые помогают детям развивать свои способности.
Вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, я ставлю конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по поставленным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своих, качественно новых идей. Поддерживая и развивая исследовательское поведение детей, я помогаю выработать свою исследовательскую позицию по отношению к окружающей действительности и к самому себе.
Развитие исследовательских способностей, становление исследовательской позиции как особого типа субъектной позиции рассматриваю по следующим этапам:
1 – потребность в самостоятельности действий («Я хочу сам»);
2 – самостоятельное владение нормой действия («Я могу сам»);
3 – способность задавать цель деятельности и регламентировать норму действия («Я действую сам»);
4 – осознание культурных и личностных смыслов собственной деятельности («Я понимаю, зачем я действую»);
5 – созидание новых реалий деятельности и способов действия («Я реализую себя в деятельности для других»).
Работа по развитию познавательной исследовательской одаренности подразумевает самостоятельное выполнение ребенком основных этапов работы.
Моя задача – помочь ребенку на пути поиска новых знаний, организовать оптимальные условия для успешного хода работы (оснащение рабочего места, консультации в затруднительных ситуаций и пр.).
Стараемся с родителями не ограничивать ребенка изучением лишь конкретной области знания, а направляем его на поиск междисциплинарных связей между предметами.
Двигаясь от естественно-научного направления, изучая свойства предметов и явлений, а также получая новые знания в ходе наблюдения, он постепенно, через гуманитарную область осуществляет сбор материала из теоретических источников и приходит к практике организации собственного эксперимента в рамках направления «Физика и техника». При этом начинать проводить исследование можно с любого направления, все зависит от вопроса, который наиболее заинтересовал малыша.
Конечным продуктом данной работы является наглядное представление ребенком результатов самостоятельно выполненной исследовательской работы, участие в Фестивале проектов и исследовательских работ «Хочу все знать».
Для участия в Фестивале принимаются исследования, выполненные детьми по любым направлениям ознакомления с окружающим миром. Практика показывает, что нет границ детской фантазии: как появился горошек, где растет булочка, зачем нужны удобрения, что такое соль, зачем пить молоко, какими бывают грибы, почему в городе должно быть чисто, бывает ли плохой погода - на все эти вопросы малыши нашли ответы в своих исследованиях. Тему выбирают дети вместе с родителями с учетом возникшего интереса к исследованию какого-либо процесса. При этом родители и педагоги в данной ситуации выступают консультантами, координаторами проекта, помощниками, «настоящими друзьями» направляющим поиск решения проблемы, помогая и советуя. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим выбором. Решение ее должно быть доступным и не очень длительным по времени (учет возрастных особенностей).
На нашем фестивале дети представляют свои проекты и рассказывают о своих исследованиях и открытиях. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
На защите проекта используются схемы, таблицы, рисунки, мультимедийные презентации, которые сопровождают речь ребёнка и помогают ребёнку (выполняют роль мнемотаблиц). Демонстрируемые материалы оформляются так, чтобы они помогали выступлению и были видны всем присутствующим в зале.
В ходе подготовки к фестивалю педагоги подбирают игровой и музыкальный материал в соответствии с заявленными темами, чтобы обеспечить смену видов деятельности, учитывая особенности детей дошкольного возраста.
Поэтому в результате фестиваль получается настоящим праздником с информационными выступлениями участников, весёлыми играми и творческими выступлениями воспитанников. И ни один из фестивалей не похож на предыдущий, они всегда разные и этим запоминаются и детям и родителям.
Практический материал для работы с «маленьким ученым»
«Кто такой исследователь?»
Педагог-воспитатель (или мама, папа ребенка) начинает упражнение с формулировки проблемного вопроса о том, кто такой исследователь. Дети предлагают свои варианты ответов. Обычно дети связывают понятие исследователь с близкими, созвучными понятиями, такими как расследование, следователь. Необходимо подвести ребят к представлению об исследователе как о том, кто самостоятельно находит новое знание. Для этого детям предлагаются карточки с изображениями (см. приложение).
- Ученый в лаборатории;
- Дети в песочнице;
- Кошка, наблюдавшая за воробьями.
Ребенку необходимо ответить на вопрос, кто из изображенных на карточках персонажей является исследователем; свой ответ нужно обосновать. В итоге у ребенка должно сформироваться понимание, что на каждой карточке изображен исследователь, то есть исследователем может быть кто угодно, главным критерием является его исследовательская (познавательная) активность.
«Для чего проводится исследование?»
Данное упражнение направлено на формирование у ребенка первичных представлений о значении исследовательской деятельности. Детям предлагается ряд вопросов:
Почему светит солнце?
Почему деревья не ходят?
Для чего кошке хвост?
Почему у человека два глаза?
Практика показывает, что обычно дети высказывают суждения по данным вопросам, начинающиеся со слов «Потому что…» Задача педагога состоит в том, чтобы объяснить детям опасность высказываний подобного рода, так как если мы не знаем точного ответа на вопрос, то можем лишь делать предположения или, как говорят в мире науки, - выдвигать гипотезы. Традиционно гипотезы начинаются со слов: «Вероятно, что…», «Возможно…», «Я предполагаю…»и.т.п. Именно проведение исследования позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу, а значит, найти верный ответ на вопрос.
В конце занятия педагог подводит итог, побуждая ребенка к анализу собственной исследовательской деятельности.
Педагог задает ребенку вопросы следующего характера:
- Чему ты сегодня научился
-Что у тебя вызвало сложности?
-Что тебе понравилось больше всего?
«Как увидеть проблему?»
Педагог предлагает ребенку закрыть глаза и подумать, о чем бы ему хотелось узнать больше, а через несколько минут открыть глаза и нарисовать свою фантазию, то есть объект будущего исследования так, как он его представляет. Как при индивидуальной, так и при групповой работе с детьми педагог раздает детям заранее подготовленные листы бумаги и цветные карандаши. Важно, чтобы педагог обратил внимание детей на следующие моменты:
•работа должна быть индивидуальная, то есть рисунок должен быть не похож ни на чей другой;
•рисунок не оценивается с позиции эстетической ценности, то есть не имеет значения, насколько красиво он выполнен (главное, чтобы рисунок был понятен самому ребенку).
После окончания процесса рисования детям предлагается расположить рисунки на подставках перед собой и внимательно посмотреть на них. Для большей заинтересованности мы предлагаем включить игровые элементы: поздороваться с рисунком, спросить, как у него дела.
Упражнение «Что я буду исследовать?»
Детям предлагается посмотреть внимательно на свои рисунки и попробовать задать им вопросы. Вопросы могут быть самыми разными, но начинать их нужно со слов: как, кто, зачем, почему и т.д. Педагог предъявляет детям карточки с вопросительными словами, дети по очереди, либо каждый индивидуально задают вопросы изображению на своем рисунке.
Кто? Как? Почему? Где? Когда? Для чего?
Например, если ребенок выбрал для изучения домашнюю кошку, то вопросы могут быть следующими: «Что ты ешь?», «Почему у тебя светятся глаза в темноте?», «Для чего тебе хвост?», «Как ты стала домашним животным?» и т.д.
Далее педагог предлагает ребенку выделить из всех высказанных вопросов один, на который ему больше всего хотелось бы получить ответ, и произнести его вслух. Этот вопрос и станет основным при изучении выбранной темы исследования.
Главная задача данного занятия - определить проблему будущего исследования. Умение видеть проблему является одним из важных исследовательских умений, так как позволяет быть чувствительным к окружающей действительности, открывать что-то новое в привычном мире. Если нет проблемы, то, по сути, нет и самого исследования, а вся собранная информация, скорее, будет выглядеть как реферат, а не как исследовательская работа.
Упражнение «А что, если…?»
Педагог предлагает ребенку попробовать сделать несколько предположений (гипотез) относительно проблемы исследования. Вместе с педагогом юный исследователь называет вслух слова, с которых обычно начинаются гипотезы: «Возможно…», «Предположим, что...», «Может быть...». Далее педагог направляет ребенка на продуцирование нескольких предположений о том, как можно ответить на главный вопрос его собственного исследования. Предлагаемые гипотезы фиксируются.
Упражнение «Как я узнаю ответ?»
Когда обозначены тема и проблема исследования, выдвинуты гипотезы, начинается поиск информации. Для осуществления данного этапа исследования необходимо познакомить ребенка со способами получения информации, или методами исследования
•подумай сам; •обратись к книге; •посмотри в интернете; •спроси у специалиста.
Предлагаю группе детей не просто карточки с изображениями методов исследования и их объяснением, а задаю дошкольникам вопросы относительного того, что изображено на карточках и какой метод мы будем применять первым, чтобы узнать новое об объекте исследования.
Важно подвести детей к пониманию того, что изначально нужно подумать о том, что и откуда сами дети знают об изучаемых объектах, а далее подумать о том, какие методы могут пригодиться им для получения достоверной информации. Таких методов может быть значительно больше представленных на карточках, да и сама последовательность их применения зависит от выбранной темы исследования. Не стоит придерживаться четкого формализма, когда педагог механически применяет один метод за другим, набирая информацию относительно решения проблемного вопроса исследования. Главное, чтобы сам ребенок понимал, почему был выбран этот, а не другой метод исследования, и какой метод мог бы помочь ему в поиске ответа на поставленный вопрос. Важно отметить, что в старшем дошкольном возрасте многие дети еще не умеют писать. Эту проблему можно легко решить, если обучить детей графическому способу выражения мысли, то есть пиктографированию. Пиктографирование представляет собой фиксирование информации при помощи значков, символов. Детям нравится такой способ фиксирования информации, и поэтому они не испытывают дискомфорта при работе.
Упражнение «Я творю »
Интересным заданием станет разработка собственного эксперимента. Например, если ребенок выбрал тему исследования, связанную с изучением камней, то можно придумать серию экспериментов по данной тематике: установить связь между размером камня и дальностью броска, скоростью падения камня.
Тема «Кошки» допускает эксперименты, относящиеся к пищевым предпочтениям домашних питомцев. Можно положить перед кошкой несколько типов корма: кошачий корм, овощи, конфеты, газировку - проверить, какое лакомство выберет кошка. Однако на начальных стадиях экспериментирования педагогам и родителям необходимо контролировать действия детей.
Чтобы развить творчески одаренную личность с детьми предлагаю играть в творческие игры, такие как:
Игра «Волшебные кляксы» на развитие творческого воображения; умения находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами. Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
Игра «Неоконченный рисунок», в которой развивается творческое воображение. Детям раздать листы с изображением недорисованных предметов. Предложить дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
Игра «Переделай один предмет в другой» (развитие способности к сцеплению наблюдаемого с заранее выработанными теоретическими представлениями). Попробуйте переделать один предмет в другой. Это делается поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета. Например, как столб превратить в нору. Сначала столб можно сделать полым внутри, затем распилить его на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю (дверь-велосипед, клумба-батарея отопления, бутылка-дом, дерево – ботинок).
Защита на Фестивале проходит в «серьезно-игровой» форме: заранее подготавливаются стенд с презентуемой работой и наглядными материалами (макет, модель, графические материалы), а также атрибуты маленького ученого: мантия и шапочка (в произвольной форме).
Готовя ребенка, советую родителям избегать заучивания текста защитной речи, а также не нужен строгий план с четким проговариванием всех этапов исследования. Дело в том, что это снижает ценность работы перед самим ребенком, теряется элемент творческой активности, акцент смещается с понимания ребенком предмета исследования, то есть живого детского интереса к изучаемому вопросу, в сторону внешних показателей - получения приза, достижения успеха, одобрения со стороны родителей или руководителя работы. При этом лейтмотивом самостоятельной исследовательской практики ребенка должно оставаться осознание, что главное участие, а не победа!
Приятным завершением исследовательской работы является вручение детям грамот и памятных подарков. Всегда интересуюсь, какую тему исследования ребенок хотел бы разрабатывать в дальнейшем.
«Ведь очень интересно все то, что неизвестно», а моей задачей остается лишь научить юных дарований инструменту поиска нового и неизвестного...
Сценарий
Фестиваля проектов и исследовательских работ детей
старшего дошкольного возраста «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»
День необычный сегодня у нас
Мы искренне рады приветствовать вас.
Сегодня мы открываем Фестиваль проектов и исследовательских работ «Хочу всё знать» для детей дошкольного возраста. В этом зале собрались самые умные, самые одарённые, самые эрудированные и трудолюбивые дети. Давайте вместе поприветствуем героев нашего фестиваля.
(На сцену приглашаются участники Фестиваля, ведущая оглашает список участников, звучат торжественные фанфары).
Слово предоставляется заведующей детского сада.
- Дорогие ребята! Дорогие гости! Мы рады Вас приветствовать в нашем уютном детском саду. И хотя сегодня у вас интересные испытания в виде выступлений перед гостями и участниками Фестиваля, где вы покажете свои увлечения и сделаете настоящие открытия, мы желаем Вам выступать с радостью и улыбкой.
(под музыку на зонтике «прилетает» Мери Поппинс и дети произносят клятву Фестиваля)
Ведущая: Здесь собрались самые умные и изобретательные дети. Жури будет справедливо оценивать ваши выступления. Давайте поприветствуем наше строгое, но справедливое жюри.
Мери Поппинс: Прилетела я к вам из дальних стран не просто так, а чтобы посмотреть на ваши выступления, которые вы приготовили с родителями. Перед тем как начнём, я хочу проверить, как вы подготовились. Сейчас давайте поприветствуем друг друга.
Игра-приветствие «Трик-трик»
Ведущая: Итак, начинаем наш Фестиваль.
ВЫСТУПЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
Ведущая перед каждым выступлением объявляет фамилию, имя ребёнка, его руководителя и тему выступления.
Мери Поппинс: Как у вас интересно, много интересного и полезного я узнала.
Какие вы самые-самые
.
Танец «Я самая (самый) лучший»
Ведущая: Вот и подошёл к концу наш фестиваль, вы очень достойно представляли себя и свои детские сады. Вы – самые настоящие герои! Жюри пришлось нелегко, но все мы с нетерпением ожидаем услышать их мнение о нашем фестивале. Слово предоставляется жюри!
Жюри оглашает итоги конкурса. Участники награждаются дипломами. Всем вручаются призы.
Мери Поппинс: Мы говорим вам до свидания,
Расставанье не для нас,
До новых встреч – вы ждите нас!
Спасибо Вам за интересные познания!
Чудесные цветы весёлой красоты,
Вы юной жизни пламя!
Вы – лучики зари, восторга фонари,
И мы гордимся вами!
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....
Роль родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Детско - родительский проект по опытно - эксприментальной деятельности. Тема: "Школа Профессора Знай Знайкина"...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»
Первые чувства патриотизма, доступны ли они малышам?...
«Развитие познавательно – исследовательских способностей через организацию экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
план самообраования...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»
Педагогический опыт...
Опыт работы «Развитие связной речи и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «сторителлинг»
Технология «Сторителлинга» позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перераба...