страница Норовой Татьяны Викторовны
материал по теме
безопасность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основы личной безопасности для дошкольников
Дошколятам этого возраста крайне тяжело даются исключения, и их часто сбивают с толку общие правила типа: "Не разговаривай с незнакомцами". Пенелопа Лич, специалист по детскому развитию, утверждает, что первая проблема этого правила в том, что мы подразумеваем, приказывая: "Не разговаривай!"? Вторая проблема - кого мы имеем в виду под "незнакомцами"? Лич говорит, что малыши этого возраста не усваивают смысла общего правила, запрещающего им говорить с людьми, которых они не знают, при одновременном требовании "говорить вежливо с водителем автобуса, говорить "спасибо" лавочнику и слушаться новую няню". И еще: мы приказываем им не разговаривать с незнакомцами, но они видят, как мы делаем это повседневно! Лич убеждена, что детей защитят положительные установки, описывающие "что они должны делать всегда, а не то, что им, как правило, возбраняется". Вот почему вместо приказа "не разговаривать" с незнакомцами необходимо внушить им понятные правила типа: "Всегда подходи к опекающему тебя взрослому, прежде чем пойти куда-то с кем-либо".
Поскольку маленьких детей очень легко обмануть, наши усилия по их обучению должны включать в себя правило, требующее от детей постоянно быть на виду у взрослых. На этой стадии груз ответственности лежит целиком на нас. В моей семье это правило было жестко установлено, когда дочке исполнилось три года. Мы попросили ее всегда сообщать нам о том, где она находится, даже уходя в туалет. Мы ясно дали ей понять, что всегда хотим знать, где она или куда собирается уйти. Это казалось ей разумным, поскольку дети этого возраста чрезвычайно интересуются, где находитесь вы. Вскоре объявляемый ею "план путешествий" стал естественной частью наших разговоров. Позже она перенесла это правило на своих учителей и нянь.
Еще одна особенность развития малышей состоит в том, что им трудно понять, как это взрослый, которому они доверяют, может чем-то обидеть их. Они уверены, что все опекающие их взрослые заботятся о них и желают им только добра. "До них просто не доходит, что люди, принимаемые ими и их родителями за друзей, могут вести себя как враги", - говорит Лич. Поэтому мы не пытаемся учить дошколят оценкам границ достойного поведения взрослых. И мы не полагаем, что они подготовлены к тому, чтобы воспрепятствовать нападению или насилию. Но мы можем научить их говорить "нет" легко понятному им поведению - ну, например, сказать "нет" "плохим прикосновениям" или людям, желающим увести их куда-то без разрешения родителей. Мы даем им простые правила и ограничиваем их выбор, потому что это доступно их пониманию и соответствует особенностям их мышления.
Самое главное преимущество малышей и дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что они любят правила. Фактически они полагаются на правила. Вы замечали, что когда вы забываете или слегка отклоняетесь от правила, установленного для ребенка, он напоминает вам о нем и заставляет ему следовать? Большинство детей обожают действовать по правилам; особенно им нравится управлять своими приятелями по играм королевскими повелениями типа: "Моя мама сказала..." Я часто замечала, как дошколята напоминают о правилах взрослым родным, сиделкам и учителям. Можете быть уверены: если правила личной безопасности наряду с другими правилами излагаются вами ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами - ваши дети обязательно будут следовать этим правилам.
Воспользуйтесь стремлением вашего ребенка к логичности. Дошкольник быстро подмечает, когда что-то нарушает заведенный порядок вещей. Вам необходимо усиливать это его стремление. Сын-дошкольник одной моей подруги часто возвращается домой с отчетом о "нестандартных" событиях учебного дня. Мальчик говорит о том, кто отсутствовал или заменял учительницу, или о том, что класс перекусывал на игровой площадке, а не там, где обычно. Отец при этом часто замечает: "Ты очень смекалистый!" Легко представить себе, что этот мальчуган немедленно скажет отцу, если любой взрослый поведет себя не так, как обычно. Хорошие наблюдательные способности прекрасно помогают детям заметить необычное или подозрительное поведение, и их следует поощрять за это.
Границы послушания
Похоже, мы всегда устанавливаем для наших детей какие-то границы послушания, добиваясь, чтобы они не покидали их, и настаивая, чтобы дети всегда находились на виду. На это есть причина: малыши и дошколята не понимают, что для них безопасно, а что нет. Поэтому наша задача - рассказать им об этом и показать. Устанавливая границы, мы гарантируем нашему ребенку физическое здоровье. Это начало личной безопасности.
Необходимо, чтобы вы сыграли активную роль в установке границ вашему ребенку. В дальнейшем он сможет устанавливать их для себя сам. Но сейчас вы должны вмешиваться и говорить "да" или "нет". И не забывайте обучать вашего ребенка четкой, понятной информации, например: это безопасно, а это - нет.
Назовем все части тела
В трехлетнем возрасте дети могут начать называть свои части тела и могут усвоить, какие из них интимны. Это важный навык. С дошкольного возраста мы начинаем учить их "бессознательному" языку, включающему слова наподобие названий половых органов. Мы хотим, чтобы они смогли определять и называть все части своего тела не стесняясь. Это означает, что мы должны научить произносить слова "пенис", "вагина" так же спокойно, как они сказали бы слова "локоть", "нос". Мы сами передаем им уровень комфорта, и малыши действуют под стать нам, обучаясь чувствам смущения или беззастенчивости самостоятельно.
Все малыши должны уметь определять части своего тела по мере построения своего словаря и общего развития. Кроме того, есть еще одна причина для затрат вашей энергии на обучение малышей построению "словаря тела": в случае домогательства ваш ребенок сумеет точно определить, какие части его тела подверглись насилию. Ребенок должен без колебаний суметь сказать родителям, что "там гуляет человек с висящим наружу пенисом" или что "кто-то пытался потрогать мою вагину".
Если ребенка не обучили соответствующим словам или внушили, что определенные части тела нельзя упоминать, то он может утаить случившееся, и родители не смогут ему помочь.
В чем разница между "хорошо" и "плохо"?
Чтобы помочь детям лучше понять, кому позволено трогать их интимные места, необходимо научить их разнице между "хорошими" и "плохими" прикосновениями и рассказать, что им надо делать, когда они не желают, чтобы их трогали. Помните, вы строите основу для того, чтобы дошколята смогли сказать НЕТ недостойным прикосновениям.
Т. Берри Бразелтон, доктор медицинских наук, считает, что трех-четырехлетним детям необходимо внушить, что их гениталии - интимная часть их тела. Помогите им осознать, что, если они не хотят, чтобы к ним прикасались взрослые, они должны сказать им это, и даже громко крикнуть при случае. Вы наверняка сможете научить ребенка говорить: "Это нехорошо. Отпустите меня!" или "Не трогайте здесь - это мои интимные места!"
"Хорошие" прикосновения
- Обнять, когда этого хочет ребенок
- Подержаться за руки
- Нежно обнять ребенка за плечи
- Нежно поцеловать в щеку перед сном
- Покачать или подержать на руках маленьких детей
"Плохие" прикосновения
- Объятие слишком крепкое и долгое
- Непрошеный поцелуй
- Щекотать ребенка после его просьбы "перестаньте!"
- Прикосновения взрослого к интимным местам
- Когда взрослый заставляет ребенка потрогать или поцеловать его
Как определить незнакомца
Вот наилучшее определение незнакомца, которому вы можете научить малыша в возрасте до пяти лет: незнакомец - это тот, кого мы не знаем. Вы слышите, как спокойно и не тревожаще это звучит? Ваша цель, начиная с подготовительного к школе класса, - научить ребенка замечать незнакомцев. В основном обучение на этой стадии касается различия между семьей, родственниками, друзьями и незнакомцами. Позже вы научите ребенка отличать знакомых от друзей. Каждому ребенку необходимо научиться делать это, но только когда он подрастет. На данном же этапе важнее всего передать вашему дошкольнику знания о том, "кто есть кто" в его детском мире, и научить наблюдательности по отношению к окружающим людям.
Ребенок должен знать информацию о себе
Понятно, как важно обучить дошкольника запоминанию своего полного имени, адреса и телефонного номера. Как только он выучит эту информацию, помогите ему "вызубрить" ее как следует. Зачем? Потому что зубрежка поможет ему вспомнить информацию в том случае, когда он попал в беду. Если кто-то спросит у ребенка его фамилию, адрес или телефоный номер, то, даже когда он расстроен или испуган, он все же сможет вспомнить их. Обязательно внушите вашему ребенку, что не следует опасаться называть свое имя, возраст, адрес и телефонный номер милиционеру, пожарному или телефонистке на коммутаторе.
Кстати, если ваш ребенок выучил свою идентифицирующую информацию, но слишком робок, чтобы сказать ее кому-либо кроме вас, это значит, что пока еще он не может помочь людям, желающим выручить его из беды. Из этого вы должны заключить, что он весьма рискует в том случае, если потеряется, и поэтому необходимо внимательно приглядывать за ним, как и за детьми, неспособными запомнить информацию о себе.
Позвонить 911 и 0
Помню, мне рассказывали о родителе, обучавшем маленького ребенка звонить по номеру девять-одиннадцать вместо девять-один-один. Когда у них в доме возник пожар, мальчик не смог вызвать помощь, потому что долго искал цифру 11 на телефонном циферблате. Попросите вашего дошкольника показать вам, как он умеет набирать номер 911. Затем поговорите с ним о том, что можно считать ситуацией, когда звонок в службу спасения необходим. Конечно, нет полной гарантии, что ваш дошкольник сможет вызвать помощь в случае настоящей беды, но вы можете увеличить шансы на успех, регулярно упражняясь с ним.
Примечание: телефон службы спасения в Российской Федерации - 01.
Вмешаться, чтобы защитить
В данном возрасте дети очень доверчивы. Вот почему вам необходимо активно вмешиваться и защищать их в случае необходимости от посторонних. Для малышей до пяти лет наилучшая защита со стороны взрослого - быть рядом с ребенком и активно устанавливать границы, которые он, возможно, не может еще определять сам.
Жизнерадостные и ласковые дошколята, многие из которых ищут объятий и поцелуев неважно от кого, подвержены большему риску. Для таких детей физический контакт может быть главным способом общения.
Ласковых детей необходимо подталкивать к тому, чтобы они пользовались также словами. Научите их, что слова лучше объятий и поцелуев. Также научите их, что незнакомые им взрослые, например официанты, продавцы магазинов или посыльные, тоже должны пользоваться словами, а не обнимать их и целовать. На этой стадии вы можете установить простое правило: физически приласкать вашего ребенка могут лишь несколько главных в его жизни людей.
Вначале попроси разрешения
Вы говорили вашим малышам, что они должны спросить вашего разрешения, прежде чем принять от кого-то конфету? Это обычное, устанавливаемое родителями правило, отчасти потому, что они пытаются ограничить количество поедаемых детьми конфет. Но в любом случае это правило полезно, потому что оно - шаг к правилам личной безопасности.
Если вы с самого раннего возраста научите ваших детей спрашивать разрешения, прежде чем принимать от кого-то конфету или подарок, они будут менее уязвимы перед домогателями или насильниками, активно применяющими эту уловку. Скажите вашему ребенку, что без вашего разрешения ему нельзя принимать угощения или подарки от людей вне вашего семейного круга. Конечно, вы можете по желанию сделать несколько исключений в правиле, например, для друзей семьи.
Никаких тайн от родителей
Скажите вашему ребенку: "Взрослые не должны просить детей держать что-то в тайне" и "Взрослым не позволено говорить ребенку, что с ними или их родными случится что-то плохое, если он не согласен хранить что-то в тайне". В некоторых известных по прессе случаях домогатели с целью заставить молчать своих юных жертв пользовались угрозами типа "убить на их глазах любимых кроликов или котят"; затем они говорили детям, что далее наступит их очередь, если они не будут хранить тайну. Скажите вашим детям, что никто не смеет угрожать им, и добавьте: "Если любой взрослый попытается запугиванием вынудить тебя хранить тайну, немедленно приходи ко мне".
Основные выводы
Вы можете научить дошколят:
- определять и называть все части тела;
- выучить разницу между "хорошими" и "плохими" прикосновениями;
- определять незнакомцев и доброжелательных людей;
- вызубрить идентифицирующую информацию - имя, адрес, номер телефона;
- звонить по номеру 01 в критическом случае;
- позволять физические ласки только членам семьи;
- просить разрешения, прежде чем принять подарки от людей, не принадлежащих к вашему семейному кругу;
- рассказать вам, если кто-то пытается запугиванием вынудить их держать что-то в тайне.
Ссылка на сайт - Психологический центр "АДАЛИН".
Обучение ребенка общению с незнакомыми людьми
Наиболее трудным и волнующим вопросом, касающимся детской безопасности, является для родителей обучение ребенка правильному поведению с незнакомыми людьми. Никто из взрослых не хочет загубить природную детскую общительность и вырастить параноика, с недоверием относящего к каждому встречному на улице.
К счастью, вам нет необходимости запугивать ребенка ради его безопасности. Маленький ребенок не нуждается в знании таких страшных вещей как киднеппинг, убийства и изнасилования. Ваши ночные кошмары не должны стать его ночными кошмарами.
Существует одно единственное правило, которое малыш должен знать, и которому он должен неукоснительно следовать:
Вы (или доверенное заботиться о ребенке лицо: папа, бабушка/дедушка, няня, воспитатель в детском саду) должны всегда знать, где он находится в любой момент времени.
Если, например, ваши соседи приглашают ребенка в гости посмотреть мультфильмы, или незнакомый дядя на улице просит его о помощи, то он обязательно должен сначала спросить разрешения у вас. Куда бы он не пошел, он должен сначала поставить вас в известность.
Родителям надо иметь в виду, что 90% случаев насилия над детьми совершается людьми, которых ребенок знал до этого. В большинстве случаев преступники используют заманивание и обман, и редко применяют силу.
Если ребенок потерялся
Правило: "Никогда не заговаривай с незнакомыми людьми!" не работает хотя бы потому, что если, вдруг ребенок потеряется, ему придется обратиться за помощью к незнакомым людям.
В этой ситуации научите его обращаться за помощью только к женщинам. Почему?
Во-первых, гораздо меньше вероятность, что женщина окажется педофилом.
Во-вторых, как показывает практика, большинство женщин, к которым обратился за помощью потерявшийся ребенок, бросают все свои занятия и не успокаиваются, пока не помогут малышу. Большинство мужчин, к которым обратился за помощью потерявшийся ребенок, поступают иначе. Например, среднестатистический мужчина вполне способен на то, чтобы посоветовать потерявшемуся в магазине ребенку самому найти охранника и обратиться к нему за помощью. В то время как женщины примут активное участие в помощи ребенку.
"Если ты потерялся, обращайся за помощью к женщине" - это правило работает, потому что оно практичное (обычно, всегда вокруг есть женщины, к которым можно обратиться) и простое (его легко запомнить и ему легко следовать). Еще лучше, если ребенок обратится за помощью к женщине с ребенком.
Также полезно заранее договориться с ребенком, где вы встретитесь в том случае, если потеряетесь. Либо можно договориться, что ребенок никуда не будет уходить с того места, где он потерялся, дожидаясь вас.
Ссылка на сайт - Психологический центр "АДАЛИН".
МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ И ОПАСНЫЕ ВЕЩИ
Мы любим своих маленьких чад и стремимся оградить их от тех вещей или предметов, которые могут нанести вред здоровью. Что не опасно в повседневной жизни для взрослого, но представляет опасность для маленького ребенка?
Маленькие дети и опасные вещи – вещи не совместимые. Каламбур, в котором попробуем разобраться вместе. Обратим внимание на то, что вы, возможно, считали безопасным для своего ребенка.
1. Мелкие детали игрушек. Каких только игрушек нет в наших магазинах – глаз радуется. Хочется купить все и сразу. Вы с малых лет хотите научить ребенка логически думать, поэтому покупаете ему конструкторы, трансформеры, пазлы? Пожалуйста. Только выбирайте такие, у которых крупные детали. Ох, уж эти дети, они настолько любопытные, что так и норовят проверить детальку на вкус или пролезет ли она в нос. По статистике, именно с такими травмами поступают маленькие дети в травмпункт чаще всего. Оставьте опасные игрушки с мелкими деталями для более старшего возраста.
2. Красивая посуда. У вашего малыша должно быть все красивым – одежда, игрушки, посуда. Никто и не спорит. Только обратите внимание, из чего ест и пьет ваш малыш. Купленная вами красочная небьющаяся посуда может таить опасность. Она конечно легче и дольше прослужит, чем фаянсовая, но посмотрите ее состав. Часто такую посуду производители делают из меламина. При нагревании она отщепляет аммиак с образованием мелема. Здоровья вашему малышу эти вещества точно не принесут, а вот вред могут нанести непоправимый.
3. Синтетика. Вещи из синтетики мы любим и носим. Они не растягиваются, не мнутся и дольше не изнашиваются. Только детской коже синтетические вещи не очень подходят – создают парниковый эффект. На ней могут появиться опрелости или выступить потница. Старайтесь покупать вещи из натуральных тканей.
4. Пушистые красители. Как приятно держать в руках мягкого, пушистого зайца или медведя. Маленькие дети не расстаются с ним ни днем, ни ночью. При покупке мягкой игрушки, обратите внимание на следующие моменты.
Выбирайте такого «питомца», у которого не очень длинная шерстка. Игрушка обязательно будет грязниться и вам нужно будет ее стирать. Да и ваш малыш будет немало уделять ему внимания. Не каждый пушистик это выдержит. Шерсть может начать выпадать, а значит, окажется во рту или носу у малыша.
Обратите внимание, насколько стойко она окрашена. Намочите краешек платка и немного потрите по шерсти игрушки. Если платок окрасился, не стоит покупать такого зверя.
5. Длинные шнурочки. Детям очень нравится возить за собой на веревочке всякие игрушки. Это очень хорошо, только отрегулируйте длину шнурка. Если веревочка будет слишком длинной, то у ребенка больше шансов запутаться в ней и упасть. Оптимальный вариант длины – 50-60 сантиметров.
6. Ходунки. Однозначного совета, сажать малыша в ходунки или нет, вы не найдете. Ортопеды против этого изобретения, так как считают, что двигательный аппарат малыша расслабляется, находясь в ходунках, и они позднее своих сверстников начинают ходить самостоятельно. Многие же родители уверены, что только благодаря ходункам, их первопроходцы быстрее научились ходить сами. В любом случае, решать вам.
7. Опасные покрытия. Чем, в первую очередь, привлекает взгляд игрушка? Яркими, нарядными красками и глянцевой, лакированной поверхностью. Но далеко не все они безопасны. В состав некоторых красителей входят ядовитые вещества, такие например, как кадмий и свинец. Они вызывают аллергию и отравление. Если лак или краска нанесены не качественно, то возможно их отслоение от поверхности игрушки и ваш ребенок может взять их в рот.
Если у вас возникли сомнения, то перед покупкой, попросите сертификат качества. Ядовитых веществ в игрушке быть не должно.
8. Петушок на палочке. Вы знаете, что эта сладость делается из жженого сахара. Для детских зубов это уже большой минус. Но в состав, для яркого цвета и аромата, добавляют красители и консерванты. И в своем большинстве, они не натуральные. Чем позднее маленькие дети познакомятся с петушками, белочками и зайцами, тем меньше вероятность кариеса и аллергии. Палочка, на которой держится леденец, может травмировать маленького ребенка, если он случайно упадет.
9. Ажурные игрушки. В продаже очень много игрушек, выполненных в кружевном стиле. Они очень красивые и действительно привлекают не только ваш взгляд, но и вашего малыша. Отказываться от них не стоит. Обратите внимание на размер отверстий и дырочек. Важно, чтобы они были или очень маленькие или достаточно большие. Только в этом случае, ребенок не сможет травмировать свои любопытные пальчики.
10. Громкие игрушки. Барабаны, пищалки и тарахтелки с громким звучанием, могут напугать малыша. Его слух лучше воспримет нежную, тихую мелодию, чем агрессивные звуки.
11. Качели. Сейчас выпускают портативные качели, которые легко установить дома. Важный момент – проверьте устойчивость конструкции. Слишком легкие качели могут не выдержать амплитуды движения и ваш малыш упадет. Если на ножках стойки есть резиновые подложки, то качели не будут скользить. Сиденье должно идти с ремешком, который застрахует малыша от падения.
12. Прочность игрушки. Под прозрачной пластмассой перекатываются разноцветные горошины – очень красиво. Такая погремушка наверняка заинтересует малыша, он будет следить за ней глазами, стучать об пол и просто бросать. Если пластмасса тонкая, то она очень быстро расколется и тогда – смотри п.1
13. Накладные элементы на одежде. Бантики, аппликации, значки и разноцветные пуговички – чем только не украшают детскую одежду. Важно, чтобы пришиты они были крепко и малыш не смог их оторвать. Не забывайте регулярно проверять мелкие детали на прочность «сцепления».
- Если у игрушки нет инструкции на русском языке, скорее всего она не имеет сертификата. В таком случае, хорошего качества ожидать не стоит.
- Вам понравилась игрушка, но прочитайте сначала этикетку. Обратите внимание, на какой возраст она рассчитана, возможно, ваш малыш еще до нее не дорос.
ДЕТИ И ТЕРРОРИЗМ
К сожалению, терроризм - это часть нашей сегодняшней реальности. Даже если мы сами и наши близкие живут в относительно безопасных регионах. Мы не в силах скрыть от своих детей то, что происходит на другом полушарии (теракт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке). Или то, что случилось в нашей столице (захват заложников в концертном зале в октябре 2002 г.).
Нам приходится задумываться - как наши дети реагируют на происходящее? Как правильно говорить с ними об этом?
Конечно, реакции разных детей различаются по своей остроте. И все же есть общие моменты в том, что дети чувствуют, когда в нашу жизнь врываются акты терроризма.
Возможно, главная реакция - это страх. И за себя, и за своих близких, и за тех, кто оказался в непосредственной опасности. Он усугубляется неуверенностью, недостатком информации о происходящих событиях. Если ребенок раньше пережил другие потери или травмирующие события, воспоминания об этих событиях могут всплыть именно сейчас.
Характерно и ощущение потери стабильности. Это очень выбивает из колеи. Терроризм нарушает привычный ход событий, разрушает доверие к людям, лишает эмоционального равновесия и чувства безопасности. Растерянность, ощущение беспомощности - эти чувства могут транслироваться от взрослого к ребенку.
Гнев - естественная реакция на происходящее. Дети могут испытывать его по отношению к террористам, к их соотечественникам. Нужно разрешить им выражать эти чувства. Но гнев может направляться и на тех, с кем дети чувствуют себя в наибольшей безопасности - на близких.
Как говорить с ребенком.
- Признавайте чувства ваших детей Постарайтесь выразить это словами. Например: "Я вижу, ты потрясен этим".
- Иногда трудно подобрать нужные слова. Тогда просто обнимите ребенка и скажите: "Это действительно тяжело для тебя и для нас".
- Скажите ребенку: испытывать страх за собственную безопасность - это нормально. В то же время постарайтесь убедить его, что принимаются необходимые меры, чтобы обеспечить эту безопасность. Этим занимается правительство, армия, другие взрослые.
- Дети, особенно младшего возраста, могут испытывать непреодолимый страх, который им трудно выразить словами. Если кому-то из родителей нужно уехать, они могут беспокоиться и за него и за себя ("Что будет со мной, если папа (мама) не вернется?"). Обсудите с ребенком возможные ситуации: кто о нем позаботится, если уедет тот или иной близкий человек? К кому, в случае необходимости, можно обратиться за поддержкой?
- Если мы просто говорим ребенку: "Не плачь, все будет в порядке", то тем самым не признаем серьезности его эмоциональных реакций. В то же время, помогая ребенку выразить его чувства, не забываем высказать надежду, что все наладится.
- Стоит ли подробно обсуждать произошедшее с ребенком? Это зависит от его возраста. Если вы говорите с дошкольником, младшим школьником, ограничьтесь только самыми необходимыми деталями. Подростку, возможно, понадобится подробная информация. Не из праздного любопытства, а чтобы он мог ответить на свой же вопрос: "Кто может с этим что-либо поделать?" Старайтесь помочь подростку удержаться от незрелых реакций и действий ("во всем виноваты мусульмане", "месть террористам" и т.д.).
Помогайте вашим детям справиться с их страхами.
- Помогите детям убедиться в их личной безопасности. Расскажите, что предпринимаются меры предосторожности для предотвращения терроризма. Например, усиливается охрана аэропортов и мест проведения общественных мероприятий, тщательно проверяются документы и багаж пассажиров самолетов, есть современные технические средства, обеспечивающие безопасность, и т. д.
- Укрепляйте ваши обычные семейные ритуалы, например отхода ко сну (рассказывание сказки, чтение; помогут мягкие игрушки, любимое одеяло и т.д.). Это повышает у ребенка чувство стабильности и безопасности. Чем меньше ребенок, тем больше времени сейчас нужно проводить с ним. Выделите при этом специальное время (пускай даже небольшое), которое будет посвящено играм или общению только с ним. Постарайтесь сделать общение как можно более теплым.
- Обычные страхи детей могут усилиться в это время (страх темноты, резких звуков и др.). Ребенок может бояться засыпать один. Посидите рядом несколько ночей, дожидаясь, пока сын или дочь заснут. Разрешайте держать включенным неяркий свет. Если дети в семье спали в разных комнатах, они могут захотеть спать вместе, разрешите им это. Постепенно возвращайтесь к обычным порядкам, пока ребенок не почувствует себя снова в безопасности.
- Попробуйте показать детям, что чувство контроля над ситуацией можно приобрести, оказывая поддержку другим людям, предпринимая какие-то действия. Например, послав необходимые вещи, игрушки, письма со словами поддержки тем, кто пострадал. Это можно сделать через соответствующие организации.
- Если кому-то из членов семьи надо уехать на время, предусмотрите какие-то действия на этот случай. Собирайтесь с семьями тех, чьи близкие тоже уехали по каким-то обстоятельствам (например, в общую командировку с вашим родственником).
- Не позволяйте детям проводить слишком много времени у телевизора в ожидании новостей о случившемся теракте. Направьте их внимание на любимые занятия. Постарайтесь сами меньше времени уделять новостям и больше проводить его с семьей.
- Если вы замечаете у своего ребенка слишком острую или затянувшуюся реакцию на печальные события, воспользуйтесь внешней поддержкой. Например, помощью детского психолога, в случае необходимости - и врача. В крупных городах созданы специальные кризисные службы для детей и подростков. Есть и другие организации, способные оказать поддержку, - общественные или религиозные.
- Выберите время для себя и постарайтесь разобраться в своих реакциях на происходящее настолько, насколько это возможно. Это поможет вам лучше понять своего ребенка.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитетелей.
«Обучение детей имитационным движениям».
Имитационным движениям (сказочных животных)можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.
Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии « курочка и петушок» воспитатель может спросить детей, подходит ли эта музыка к образу смелого петушка из сказки « Лиса, заяц и петух, и попросить показать данный образ в движении.
После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки путём имитации движений различных животных, причём, наблюдая с детьми за исполнениями, необходимо учить их подмечать различия в том, как один и тот же образ передают «актёры» ( «Чем отличаются Лиса - Таня от Лисы - Алёнки?» и т.д.).
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и представляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании ( Речь, напев. Мимика, движения).
Вначале фрагменты из сказок можно использовать как упражнения. Например, детям предлагают «попроситься» в теремок так, Как просилась Лягушка или Медведь ( русская народная сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто был более похож по голосу и манерам на данных персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложить одному ребёнку ( по желанию) разыграть диалог двух персонажей ( проговаривая слова и действия за каждого). Ит. д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что в этих упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
В старших группах для обучения средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просящее, требовательно и т. д.) самые обычные слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй и др. Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы, переставляя логическое ударение ( каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «Мама, пришла за мной» и т. д. При этом не забывайте, что интонацией (приветливо, небрежно, просящее, требовательно и т. д.) при этом не забывайте, что интонации воспитателя - образец для подражания, поэтому, прежде чем дать детям задание, следует неоднократно попробовать выполнить его самому.
Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивления, злость и др.) и способами их невербального и вербальному выражения. Значение этой работы определяется тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способности его внешнего проявления добиться выразительности речи трудно.
Решению этой задачи способствует задания типа «Разные настроения» (по карточкам - пиктограммам), чтение произведений и просмотр кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния, и беседа по ним (С. Маршак «Котята»; Л. Толстой «Лев и собачка», «Птичка»; Е. Чарушин «Страшный рассказ»; Н. Носов «Живая шляпа» и др.); дискуссии на такие темы, как рассказы из личного опыта и посещение выставки картин; прослушивание музыкальных произведений (П. Чайковский «Болезнь куклы», «Смерть куклы», «Новая кукла» и др.), упражнения типа «Я радуюсь, когда...» и т. д.
Воспитатель должен быть особенно тактичным при выполнении детьми подобных заданий. Фиксация эмоциональных выражений должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и никоим образом не превращаться в уроки мимики.
Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, в которых особенности ситуации необходимо подчеркнуть мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу, как ребенок испугался медведя и т. д. Хорошо, если одну и ту же сценку проиграют несколько детей (или несколько пар). При этом не следует обращаться к остальным с вопросом, у кого лучше получилось. Лучше спросить у кого получилось похоже и почему.
Особое внимание детей нужно обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого можно использовать упражнение «Говорящие картинки» - рассказы по схематичным рисункам, когда их рисуют в ходе совместно обсуждения или когда один ребенок рассказывает, а другие (3 - 5) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием невербальных средств выразительности. При ston собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строите; по трехмастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.
Таким образом, занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.). Занятия в основном строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Как организовать театрализированную среду»
Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности». В нем подчеркивается, что педагог обязан:
• создавать условия для развития творческой активности детей в
театрализованной деятельности (поощрять исполнительское
творчество, развивать способность свободно и раскрепощено
держаться при выступлении, побуждать к импровизации
средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с
устройством театра, театральными жанрами, с разными видами
кукольных театров); - обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами
деятельности в едином педагогическом процессе.
Для этого необходимы определенные условия. В первую очередь организация работы. Почему, прежде всего организация, а не содержание? По нашему мнению, только разумная организация театрализованной деятельности поможет выбрать основные направления, форму и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., в итоге - целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
Театрализованная деятельность детей может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изодеятельности и т. д.), а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно. Чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей (это позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку), причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному - в зависимости от содержания занятий.
В соответствии со склонностями и интересам детей в вечернее время могут быть организованы занятия разнообразных студий по театрализованной деятельности («Кукольный театр - малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и т. д.), которые проводит воспитатель или специалист. Полезно, когда результаты работы студий (по ручному труду, изодеятельности, музыкальному воспитанию, театрализованной деятельности) в итоге объединяются в единый «продукт» - концерт, спектакль или праздник; в таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью.
В работе студий по театрализованной деятельности могут участвовать воспитатели и родители. Это очень важно: совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни в ДОУ, которому присуще зарегламентировать, искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченные возможности их общения друг с другом и взрослыми. Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет им вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Участвуя в спектакле или концерте, ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно, так же, как взрослый естественно задает собственным примером образцы поведения и способы деятельности. Кроме того, в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При этом предметно -пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основной самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно -пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
- Индивидуальные социально - психологические особенности
ребенка; - Особенности его эмоционально - личностного развития;
- Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и
потребности; - Любознательность, исследовательский интерес и творческие
способности;
• Возрастные и поло - ролевые особенности. Социально - психологические особенности детей дошкольного возраста включает стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть
один и «порепетировать» какую - либо роль перед зеркалом или
ещё раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.
Учет индивидуальных особенностей эмоционально - личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных зон приватности - специальных мест, в которых каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой - либо костюм и т. д., которое он может использовать в театрализованной деятельности.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно -пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разного вида кукольные театры и ширма для его показа, детские рисунки и т. д. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком.
Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям - в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряжения.
Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальные и театральные залы, гримерная, комната сказок и т. п.), в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности детей, студийная работа и разнообразие праздники и развлечение. В «Школе развития» В. А. Сухомлинского была оборудована специальная комната сказки: «Каждая картина, каждый наглядный образ обостряли восприимчивость к художественному слову, глубже раскрывали идею сказки. Даже освещение в комнате сказки играло очень большую роль».
Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки - животные для театрализации знакомых сказок. В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т. д.
В целях учета поло - ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно - пространственной среды:
- Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной
деятельностью детей;
- Организация зон приватности;
- Предоставление права и свободы выбора;
- Создание условий для моделирования, поиска и
экспериментирования; - Полифункциональность использования помещений и
оборудования; - Возрастая и поло - ролевая адресованность оборудования и
материалов.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)
в соответствии с ФГОС ДО».
Подготовила воспитатель
МБДОУ Северный д/с №10 «Ёлочка»
Норова Т.В.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста:
в раннем возрасте (1 год - 3 года)
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами;
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
- двигательная активность
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет)
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
- восприятие художественной литературы и фольклора
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумага, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Схема развития любого вида деятельности такова:
сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым,
затем в совместной деятельности со сверстниками
и становится самодеятельностью.
Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:
• делают выбор;
• активно играют;
• используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;
• работают все вместе и заботятся друг о друге;
• отвечают за свои поступки.
Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение.
Как продемонстрировать детям свое уважение • Всегда называйте детей по имени. • Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно. • При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки или садитесь на низкий стул. • Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему. • Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не забудьте сделать это. • Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей. • Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах. • Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь |
Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей
Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.
Девиз партнёрского общения: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».
Проявление партнерской позиции воспитателя
на разных этапах непосредственно образовательной деятельности
Этапы непосредственно образовательной деятельности | Характеристика действий | |
1. | Начальный этап деятельности | Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…». Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации. |
2. | В ходе процесса деятельности | Воспитатель задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. |
3. | Заключительный этап деятельности | Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. «Открытый конец» деятельности |
Характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:
- включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);
- открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе)
В самом начале подобной организации непосредственно образовательной деятельности с детьми надо сразу договориться об общих правилах поведения в группе: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим».
Если воспитатель правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нем детей просто не возникает.
То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно. Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта.
Главным принципом воспитательной работы с дошкольниками (не говоря уже о детях раннего возраста) должен быть принцип заинтересованности ребенка.
В дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается прежде всего потребностью в новых впечатлениях.
Потребность в новых впечатлениях - это базовая потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней.
Данная форма деятельности (как и традиционные учебные занятия) вводятся в распорядок дня и недели детского сада. Для воспитателя это обязательные и спланированные действия.
При этом, решая задачи развития самостоятельности детей, продукты самостоятельной деятельности необходимо оценивать чаще и выше, чем продукты совместной деятельности, обращая внимание взрослых – «Посмотрите, это ребенок сделал сам!».
Примерные формы организации
непосредственно образовательной деятельности
Детская деятельность | Примеры форм работы |
Двигательная | *Подвижные игры с правилами *Подвижные дидактические игры *Игровые упражнения * Соревнования *Игровые ситуации *Досуг *Ритмика *Аэробика, детский фитнес *Спортивные игры и упражнения *Аттракционы *Спортивные праздники *Гимнастика (утренняя и пробуждения) *Организация плавания |
Игровая | *Сюжетные игры * Игры с правилами *Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения *Игры с речевым сопровождением *Пальчиковые игры *Театрализованные игры |
Изобразительная и Конструирование | *Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества *Реализация проектов *Создание творческой группы *Детский дизайн *Опытно-экспериментальная деятельность *Выставки *Мини-музеи |
Восприятие художественной литературы и фольклора | *Чтение *Обсуждение *Заучивание, рассказывание *Беседа *Театрализованная деятельность *Самостоятельная художественная речевая деятельность *Викторина *КВН *Вопросы и ответы *Презентация книжек *Выставки в книжном уголке *Литературные праздники, досуг |
Познавательно-исследовательская | *Наблюдение *Экскурсия *Решение проблемных ситуаций *Экспериментирование *Коллекционирование *Моделирование *Исследование *Реализация проекта *Игры (сюжетные, с правилами) *Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады) *Мини-музеи *Конструирование *Увлечения |
Коммуникативная | *Беседа. Ситуативный разговор *речевая ситуация *Составление и отгадывание загадок *Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные) *Игровые ситуации *Этюды и постановки *Логоритмика |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | *Дежурство *Поручения *Задания *Самообслуживание *Совместные действия *Экскурсия *Реализация проекта |
Музыкальная | *Слушание *Импровизация *Исполнение *Экспериментирование *Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) *Музыкально-дидактические игры |
Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.
Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Задача развития данных умений ставится воспитателем в разных видах деятельности. При этом воспитатель использует средства, помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
Воспитатель внимательно наблюдает за развитием самостоятельности каждого ребенка, вносит коррективы в тактику своего индивидуального подхода и дает соответствующие советы родителям.
Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному исследовательскому поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, высказывает догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение и их проверку.
Заключение
На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми:
- уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;
- обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);
- использование цикличности и проектной организации содержания образования;
- создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;
- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей;
- широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
- обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);
- выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;
- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Роль театральной деятельности в развитии речи детей»
Театр - одно из любимейших зрелищ дошкольников. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Ребята видят знакомые и близкие им игрушки: зайку, мишку, собачку, бабочку, деда и других героев, которые оживают, двигаются, разговаривают. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в особый сказочный мир. Цель театра не только в развлечении и в помощь ребёнку раскрыть в себе человеческую сущность, свою принадлежность к роду человеческому и одно время с этим осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость.
Условность кукольного спектакля близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы героев, выполняют их поручения, дают советы. Театр доставляет детям большую радость.
Сюжеты театральных представлений берутся для дошкольников не только сказочные, но из окружающей жизни, природного мира такого понятного, доступного ребёнку с самого раннего возраста. Содержание обогащает малышей реальными значениями о жизни знакомых персонажей, знакомит с новыми.
Театр имеет большое значение для развития речи детей. Поэтому во время спектакля могут выделять отдельные моменты спектакля, подчёркивая какие-нибудь слова и фразы, сделать добавочную паузу, замедлить или ускорить подачу текста, попросить детей то или иное слово.
Любой спектакль расширяет кругозор и надолго остаётся в памяти у детей. Дети делятся своими впечатлениями с товарищами, рассказывают родителям о театре. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи, умению выражать свои чувства.
В театрализованной деятельности дети, которые закомплексованы, плохо развита речь, стесняются, выбирают сами себе героев, а за ширмой преодолевают себя.
Благодаря театрализованной деятельности происходит у детей всех возрастов правильное закрепление произношение всех звуков, как гласных, так и согласных, совершенствуется отчётливое произношение слов и словосочетаний. В театре дети учатся видеть качество своей работы, передают голосом различные состояния: страх, жадность, удивление, ласку, идёт поиск средств выразительности интонации, мимики, жестов.
Начинать заниматься театрализованной деятельностью со второй младшей группы, усложняя и усовершенствовав речь героев и расширяя виды театров. Театр играет огромную роль в развитии выразительности и естественности речи детей.
Благодаря театру у детей развивается память, мышление, внимание, активизируется словарь. Речь становится более насыщенной и обогащенной прилагательными, наречиями, совершенствуется монологическая и диалогическая речь. Дети благодаря театру легко пользуются прямой и косвенной речью.
Театр не только прививает любовь к прекрасному, искусству, развивает речь, кругозор детей, но и способствует доброжелательному отношению к окружающей среде, учит правилам и поведения и, наконец, раскрывает их индивидуальные способности, сближает детей.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
« Содержание занятий в театрализованной
деятельности».
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Игры - драматизации;
- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и
инсценировок; - Упражнения по формированию выразительности исполнения
(вербальной и невербальной);
- Отдельные упражнения по этике;
- Упражнения в целях социально - эмоционального развития
детей.
Театрализованная деятельности детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс.
Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:
- Развитие речи и навыков театрально - исполнительской
деятельности;
- Создание атмосферы творчества;
- Социально - эмоциональное развитие детей.
Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., т. е. со «знаками», играющими роль выразительного языка.
Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что - либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства, а так же основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходимо не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение. Однако переигрывать - для создания звукоподражательных эффектов - не рекомендуется: дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально, чтобы не помешать самостоятельному усвоению нового содержания.
Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.
Подготовка к театрализованной деятельности должна приходить в несколько этапов.
Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?» А. Толстого «Приключения Буратино» предложить следующие вопросы: каких героев этого произведения можно назвать злыми? Почему?»
Следуют подчеркнуть: чем полнее и эмоциональное восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.
Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять и как он чувствует, слушая какое - либо произведение. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение - это значит, что -то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу (В. А. Сухомлинский).
В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:
- Понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что
направлены его переживания, насколько они глубоки и
серьезны; - Помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства,
создать особые условия, в которых может развернуться его
содействие персонажам произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комплексного занятия по рабочей программе изостудии преподавателя МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. С.В. Рахманинова» Кимбург Татьяны Викторовны, по теме "На полянке у осени"
Осенний праздник для детей третьего года обучения, 5-6-летнего возраста, в МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа им. С.В. Рахманинова" Сценарий проведения комплексного занятия на свежем воздухе, на тем...
Аналитический отчёт за2011-12г.г. Субботиной Татьяны Викторовны, педагога-психолога МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Ладушки»
Цель работы педагога-психолога :создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физич...
«Карусель», авторская разработка: учитель – логопед Татьяна Викторовна Велижанцева МДОУ детский сад «Рябинушка», Тюменская область, Ханты – Мансийский автономный округ, городское поселение Игрим.
Уважаемые коллеги и родители! Больше 15 лет я работаю учителем-логопедом в детском саду и к сожалению с каждым годом число детей с дефектами звукопроизношения, нарушений речевого развития р...
Аналитический отчёт за 2012-13г.г. Субботиной Татьяны Викторовны, педагога-психолога МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Ладушки»
Цель работы педагога-психолога : создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических...
План-конспект комплексного занятия по рабочей программе преподавателя МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. С.В. Рахманинова» Кимбург Татьяны Викторовны, по теме "Декоративное рисование элементов хохломской росписи"
План-конспект урока для детей третьего года обучения, 5-6-летнего возраста, в МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа им. С.В. Рахманинова". Цель урока: Закрепить у дошкольников знания особенно...
«Методическое руководство деятельностью педагогов по приобщению детей к олимпийскому движению» Старший воспитатель: Ушакова Татьяна Викторовна
Цель: формировать у дошкольников начальные представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры. Задачи: 1. Создавать у детей представление об Олимпийских играх ка...
Обзор методики «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна» (авторы Татьяна Владиславовна Башинская, Татьяна Викторовна Пятница).
Представлены основные направления работы методики «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна» (авторы Татьяна Владиславовна Башинская, Татьяна Викторовна...