Программа по взаимодействию с семьёй в группе №7
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»
Программа по взаимодействию с семьёй в группе №7
Воспитатель:
Михайлюк И.В
Городской округ город Выкса 2015г.
Введение
Семья – уникальный социальный институт, в котором начинается формирование целостных ориентиров и закладывается фундамент развития личности. В настоящее время политика государства в сфере репродукции и воспитания подрастающего поколения направлена на улучшение положения семьи как института социализации. В этой связи перед российским педагогическим сообществом встаёт проблема поиска новых современных подходов к организации взаимодействия детского образовательного учреждения с семьями своих воспитанников. На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных организаций. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и обучения семьи. В концепции дошкольного воспитания сказано, что «…семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом…» Таким образом важно, чтобы общение педагогов и родителей базировалось на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
Пояснительная записка
Воспитывает ребёнка всё: люди, вещи, явления,
Но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С. Макаренко
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки- передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Актуальность
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И, как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности. Актуальность данной программы состоит в том, что её содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения культуры социально – педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребёнка.
Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что её реализация способствует созданию единой воспитательно-образовательной среды в дошкольной организации и семье через развитие социально – педагогической компетентности, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновлённых форм взаимодействия. Родители являются активными участниками реализации программы, для которых целевым ориентиром является формирование социального портрета ребёнка дошкольника 5-7 лет и возрастает степень доверия и уважения к работникам дошкольной организации, которая ведёт к продвижению имиджа детского сада. Программа даёт возможность перестроить традиционную систему повышения социально-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского сада и придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.
Цель:
создание условий для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами ДОУ. Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения.
Задачи:
установление добрых, доверительных отношений с семьей каждого воспитанника группы;
приобщение родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;
обогащение, расширение и повышение уровня знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
привлечение родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Предполагаемый результат
- Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
- У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как к помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
- Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
- Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного учреждения (организации) и семьи.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1.Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
3.Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Основные направления реализации программы.
Реализация программы рассчитана для работы с детьми 5 - 7 лет.
Структурно – функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребёнка |
Информационно – аналитический блок |
Практический блок
|
Наглядно – информационные формы взаимодействия |
Познавательные формы взаимодействия |
Досуговые формы Взаимодействия |
Информационно-аналитический блок
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, «Почтовый ящик», изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
Второй блок – практический
Цель: решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.
Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей
Наименование | С какой целью используется эта форма | Формы проведения общения |
Досуговые | Они призваны устанавливать тёплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. | Совместные досуги, праздники, например, «Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», участие родителей и детей в выставках, конкурсах |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. | Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, экскурсии, видеотека, аудиотека, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников, походы |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Информационно – ознакомительная форма – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами,
преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ, например, это Дни открытых дверей. Информационно- просветительская форма – близка к задачам познавательных форм и направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек, паспорт здоровья, листы-памятки, информационные стенды, выставка пособий, библиотека игр и упражнений |
Контрольно-оценочный блок
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями , можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия ( в нашей группе используется книга отзывов). Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
Оценка эффективности программы
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребёнок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъём, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И, как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Таким образом, использование разнообразных форм работы даёт положительный результат при работе педагогов по взаимодействию с семьёй.
Внедрение новых ФГОС позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи наиболее эффективно.
Взаимодействие воспитателей с родителями на 2014 – 2015 учебный год
Месяц | Информационно-аналитический блок | Практический блок | Контрольно-оценочный блок | ||
Познавательные | Досуговые | Наглядно-информационные | |||
Сентябрь | Анкетирование «Скоро в школу» | Родительское собрание «У школьного порога»
|
| Фоторепортаж «Воспоминания о лете» Папка – передвижка «Здравствуй, Осень!» Выставка поделок «Дары Осени»
|
|
Октябрь |
Трудовой десант «Уборка территории от листвы»
| Консультация «Учимся, играя!» Проект «Путешествие во Вселенной» И.В. Михайлюк
| Осенний праздник «Здравствуй, осень золотая!»
| День открытых дверей «Проведём один день вместе» Информационный стенд «Права ребёнка».
| Отзывы родителей о дне открытых дверей |
Ноябрь |
Трудовой десант «Уборка территории от листвы»
| Тематический день «День Матери» Проект «День материи» Консультация «Роль отца в воспитании ребёнка» | Совместный досуг «Осеннее кафе» | Информационный стенд «Слово о Матери»
| Отзывы родителей о досуге |
Декабрь |
| Памятка «Что подарит Дед Мороз?» Консультация «Как дарить новогодние подарки?»
| Новогодний праздник «Ёлка» (по сказке В.Сутеева «Ёлка»)
| Выставка поделок «Еловый лес» Папка – передвижка «Здравствуй, Зимушка – Зима!»
|
|
Январь |
| Тематический день «День опытов и экспериментов» Консультация «Ребенок и компьютер»
|
| Смотр – конкурс «Снежные постройки»
Информационный стенд «На природу в любую погоду»
|
|
Февраль |
Трудовой десант «Уборка участка от снега»
| Тематический день «Зимние виды спорта» Проект «Зимние виды спорта»
| Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества «Аты-баты, шли солдаты» | Стенгазета «Лучше папы друга нет» Папка – передвижка «Папы разные нужны» Информационный стенд «Масленица»
| Отзывы родителей о празднике |
Март |
| Тематический день «Вторая жизнь мусора» Проект «Вторая жизнь мусора» И.В. Михайлюк Консультация «Как можно использовать бытовой мусор?» | Утренник , посвященный 8Марта «Любимые телепередачи»
| Папка – передвижка «Весна – красна!» Выставка поделок из бросового материала « Чудеса для детей из ненужных вещей», «Скворечники для птиц».
|
|
Апрель |
| Тематический день «Правила дорожные знать каждому положено» Проект «Животный мир морей и океанов» М.В. Веселова
Проект «Пасха-праздник русского народа» И.В .Михайлюк
| Развлечение «Праздник воздушных шаров» | Папка – передвижка «День космонавтики» Информационный стенд «Великая Пасха» | Отзывы родителей о празднике воздушных шаров. |
Май | Трудовой десант «Благоустройство и озеленение участка» Анкетирование «Работа ДОУ в этом учебном году»
| Проект «Чтим и помним» И.В. Михайлюк Проект «Сказки В.Сутеева» (2014-2015.) Веселова М.В. Проект «ТРИЗ в познавательной деятельности детей 6-7лет» (2014-2015уч.г.) Михайлюк И.В. Родительское собрание «Организация выпускного бала детей»
| Выпускной бал «Поезд детство» | Стенгазета «Наш любимый детский сад»
| Отзывы родителей о выпускном вечере |
Взаимодействие специалистов МБДОУ с родителями
Месяц | Информационно-аналитический блок | Практический блок | Контрольно-оценочный блок | ||
Познавательные | Досуговые | Наглядно-информационные | |||
Сентябрь | Музыкальный руководитель Анкетирование «Музыкальное воспитание детей в семье» | Логопед Индивидуальные беседы с родителями Савелия К. |
| Музыкальный Руководитель Консультация «С чего начинается «Радость?» |
|
Октябрь |
| Музыкальный руководитель Индивидуальные беседы с родителями. Привлечение родителей к изготовлению новогодних костюмов |
|
|
|
Ноябрь |
|
|
| Психолог Информационный стенд «Гиперактивные дети»
|
|
Декабрь |
| Музыкальный руководитель Привлечение родителей к изготовлению новогодних костюмов Логопед заседание клуба «Речевичок» | Музыкальный Руководитель Новогодний утренник «Ёлка»
|
| Отзывы родителей о новогоднем утреннике |
Январь |
| Музыкальный руководитель Консультация
«Домашние праздники для детей» Психолог Индивидуальная консультация для мамы Даниила Г. «Застенчивый ребенок» Физорг Консультация «Утренняя гимнастика» |
| Логопед Информационный стенд «Правильно ли говорит Ваш ребёнок?»
|
|
Февраль |
| Логопед Индивидуальные беседы с родителями Дианы Х., Вари Е. | Музыкальный руководитель Спортивно- музыкальный праздник «Папа лучший друг» | Музыкальный руководитель Консультация «Всё о детской вечеринке» | Отзывы родителей о спортивно-музыкальном празднике |
Март |
| Психолог Индивидуальная консультация для мамы Влада П., Рустама А. «Агрессивный ребенок»
| Музыкальный руководитель Утренник, посвящённый 8 Марта | Воспитатель по изодеятельности Информационный стенд «Роль родителей в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» |
|
Апрель |
| Физорг Консультация «Народные подвижные игры на свежем воздухе» Логопед Консультация «Развиваем речь, играя»
| Воспитатель по изодеятельности Развлечение «Праздник волшебного рисунка» |
|
|
Май | Музыкальный руководитель Анкетирование по итогам года |
| Музыкальный руководитель Выпускной бал «Поезд «Детство» |
| Отзывы родителей о проведенных мероприятиях, о выпускном вечере |
Список литературы
Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй». Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002 – 120 с.
Прохорова Г.А. «Взаимодействие с родителями в детском саду». Практическое издание «Айрис Пресс»
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012 – 2013 уч.г. / составила Пляскина Е.В. – с. Троицкое: РМК, 2013 – с.60
Интернет – ресурсы: сайты МААМ. ru и nsportal.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_rabote_s_roditelyami.docx | 36.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»
Программа по взаимодействию с семьёй в группе №7
Воспитатели: Веселова М.В.
Михайлюк И.В
Городской округ город Выкса 2015г.
Введение
Семья – уникальный социальный институт, в котором начинается формирование целостных ориентиров и закладывается фундамент развития личности. В настоящее время политика государства в сфере репродукции и воспитания подрастающего поколения направлена на улучшение положения семьи как института социализации. В этой связи перед российским педагогическим сообществом встаёт проблема поиска новых современных подходов к организации взаимодействия детского образовательного учреждения с семьями своих воспитанников. На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных организаций. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и обучения семьи. В концепции дошкольного воспитания сказано, что «…семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом…» Таким образом важно, чтобы общение педагогов и родителей базировалось на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
Пояснительная записка
Воспитывает ребёнка всё: люди, вещи, явления,
Но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С. Макаренко
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки- передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Актуальность
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И, как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности. Актуальность данной программы состоит в том, что её содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения культуры социально – педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребёнка.
Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что её реализация способствует созданию единой воспитательно-образовательной среды в дошкольной организации и семье через развитие социально – педагогической компетентности, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновлённых форм взаимодействия. Родители являются активными участниками реализации программы, для которых целевым ориентиром является формирование социального портрета ребёнка дошкольника 5-7 лет и возрастает степень доверия и уважения к работникам дошкольной организации, которая ведёт к продвижению имиджа детского сада. Программа даёт возможность перестроить традиционную систему повышения социально-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского сада и придать ей направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.
Цель:
создание условий для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами ДОУ. Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения.
Задачи:
установление добрых, доверительных отношений с семьей каждого воспитанника группы;
приобщение родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;
обогащение, расширение и повышение уровня знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
привлечение родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Предполагаемый результат
- Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
- У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как к помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
- Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
- Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного учреждения (организации) и семьи.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1.Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
3.Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Основные направления реализации программы.
Реализация программы рассчитана для работы с детьми 5 - 7 лет.
Структурно – функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребёнка |
Информационно – аналитический блок |
Практический блок |
Наглядно – информационные формы взаимодействия |
Познавательные формы взаимодействия |
Досуговые формы Взаимодействия |
Информационно-аналитический блок
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, «Почтовый ящик», изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
Второй блок – практический
Цель: решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.
Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей
Наименование | С какой целью используется эта форма | Формы проведения общения |
Досуговые | Они призваны устанавливать тёплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. | Совместные досуги, праздники, например, «Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», участие родителей и детей в выставках, конкурсах |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. | Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, экскурсии, видеотека, аудиотека, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников, походы |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Информационно – ознакомительная форма – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ, например, это Дни открытых дверей. Информационно- просветительская форма – близка к задачам познавательных форм и направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек, паспорт здоровья, листы-памятки, информационные стенды, выставка пособий, библиотека игр и упражнений |
Контрольно-оценочный блок
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями , можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия ( в нашей группе используется книга отзывов). Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
Оценка эффективности программы
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребёнок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъём, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И, как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Таким образом, использование разнообразных форм работы даёт положительный результат при работе педагогов по взаимодействию с семьёй.
Внедрение новых ФГОС позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи наиболее эффективно.
Взаимодействие воспитателей с родителями на 2014 – 2015 учебный год
Месяц | Информационно-аналитический блок | Практический блок | Контрольно-оценочный блок | ||
Познавательные | Досуговые | Наглядно-информационные | |||
Сентябрь | Анкетирование «Скоро в школу» | Родительское собрание «У школьного порога» | Фоторепортаж «Воспоминания о лете» Папка – передвижка «Здравствуй, Осень!» Выставка поделок «Дары Осени» | ||
Октябрь | Трудовой десант «Уборка территории от листвы» | Консультация «Учимся, играя!» Проект «Путешествие во Вселенной» И.В. Михайлюк | Осенний праздник «Здравствуй, осень золотая!» | День открытых дверей «Проведём один день вместе» Информационный стенд «Права ребёнка». | Отзывы родителей о дне открытых дверей |
Ноябрь | Трудовой десант «Уборка территории от листвы» | Тематический день «День Матери» Проект «День материи» Консультация «Роль отца в воспитании ребёнка» | Совместный досуг «Осеннее кафе» | Информационный стенд «Слово о Матери» | Отзывы родителей о досуге |
Декабрь | Памятка «Что подарит Дед Мороз?» Консультация «Как дарить новогодние подарки?» | Новогодний праздник «Ёлка» (по сказке В.Сутеева «Ёлка») | Выставка поделок «Еловый лес» Папка – передвижка «Здравствуй, Зимушка – Зима!» | ||
Январь | Тематический день «День опытов и экспериментов» Консультация «Ребенок и компьютер» | Смотр – конкурс «Снежные постройки» Информационный стенд «На природу в любую погоду» | |||
Февраль | Трудовой десант «Уборка участка от снега» | Тематический день «Зимние виды спорта» Проект «Зимние виды спорта» | Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества «Аты-баты, шли солдаты» | Стенгазета «Лучше папы друга нет» Папка – передвижка «Папы разные нужны» Информационный стенд «Масленица» | Отзывы родителей о празднике |
Март | Тематический день «Вторая жизнь мусора» Проект «Вторая жизнь мусора» И.В. Михайлюк Консультация «Как можно использовать бытовой мусор?» | Утренник , посвященный 8Марта «Любимые телепередачи» | Папка – передвижка «Весна – красна!» Выставка поделок из бросового материала « Чудеса для детей из ненужных вещей», «Скворечники для птиц». | ||
Апрель | Тематический день «Правила дорожные знать каждому положено» Проект «Животный мир морей и океанов» М.В. Веселова Проект «Пасха-праздник русского народа» И.В .Михайлюк | Развлечение «Праздник воздушных шаров» | Папка – передвижка «День космонавтики» Информационный стенд «Великая Пасха» | Отзывы родителей о празднике воздушных шаров. | |
Май | Трудовой десант «Благоустройство и озеленение участка» Анкетирование «Работа ДОУ в этом учебном году» | Проект «Чтим и помним» И.В. Михайлюк Проект «Сказки В.Сутеева» (2014-2015.) Веселова М.В. Проект «ТРИЗ в познавательной деятельности детей 6-7лет» (2014-2015уч.г.) Михайлюк И.В. Родительское собрание «Организация выпускного бала детей» | Выпускной бал «Поезд детство» | Стенгазета «Наш любимый детский сад» | Отзывы родителей о выпускном вечере |
Взаимодействие специалистов МБДОУ с родителями
Месяц | Информационно-аналитический блок | Практический блок | Контрольно-оценочный блок | ||
Познавательные | Досуговые | Наглядно-информационные | |||
Сентябрь | Музыкальный руководитель Анкетирование «Музыкальное воспитание детей в семье» | Логопед Индивидуальные беседы с родителями Савелия К. | Музыкальный Руководитель Консультация «С чего начинается «Радость?» | ||
Октябрь | Музыкальный руководитель Индивидуальные беседы с родителями. Привлечение родителей к изготовлению новогодних костюмов | ||||
Ноябрь | Психолог Информационный стенд «Гиперактивные дети» | ||||
Декабрь | Музыкальный руководитель Привлечение родителей к изготовлению новогодних костюмов Логопед заседание клуба «Речевичок» | Музыкальный Руководитель Новогодний утренник «Ёлка» | Отзывы родителей о новогоднем утреннике | ||
Январь | Музыкальный руководитель Консультация «Домашние праздники для детей» Психолог Индивидуальная консультация для мамы Даниила Г. «Застенчивый ребенок» Физорг Консультация «Утренняя гимнастика» | Логопед Информационный стенд «Правильно ли говорит Ваш ребёнок?» | |||
Февраль | Логопед Индивидуальные беседы с родителями Дианы Х., Вари Е. | Музыкальный руководитель Спортивно- музыкальный праздник «Папа лучший друг» | Музыкальный руководитель Консультация «Всё о детской вечеринке» | Отзывы родителей о спортивно-музыкальном празднике | |
Март | Психолог Индивидуальная консультация для мамы Влада П., Рустама А. «Агрессивный ребенок» | Музыкальный руководитель Утренник, посвящённый 8 Марта | Воспитатель по изодеятельности Информационный стенд «Роль родителей в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» | ||
Апрель | Физорг Консультация «Народные подвижные игры на свежем воздухе» Логопед Консультация «Развиваем речь, играя» | Воспитатель по изодеятельности Развлечение «Праздник волшебного рисунка» | |||
Май | Музыкальный руководитель Анкетирование по итогам года | Музыкальный руководитель Выпускной бал «Поезд «Детство» | Отзывы родителей о проведенных мероприятиях, о выпускном вечере |
Список литературы
Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй». Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002 – 120 с.
Прохорова Г.А. «Взаимодействие с родителями в детском саду». Практическое издание «Айрис Пресс»
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012 – 2013 уч.г. / составила Пляскина Е.В. – с. Троицкое: РМК, 2013 – с.60
Интернет – ресурсы: сайты МААМ. ru и nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по взаимодействию с семьёй
В этом учебном году, для того, чтобы вывести работу с родителями на более высокий уровень, мы решили разработать программу по взаимодействию с семьёй....
Программа социального взаимодействия с семьями воспитанников группы 4-5 лет.
Цель: Вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных...
Программа по взаимодействию с семьёй дошкольного образовательного учреждения на 2015-2016 учебный год.
Приведена примерная программа по взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Определена цель и задачи, расписаны направления работы. Так же расписаны мероприятия по...
Основные направления и формы взаимодействия с семьёй (подготовительная группа) на 2018-2019 учебный год
Основные направления и формы взаимодействия с семьёй(подготовительная группа №5 2018-2019 учебный год)...
Проект "Взаимодействие с семьёй" в группе раннего возраста.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в п...
Программа социального партнёрства с семьёй.Средняя группа .
Объективные социальные условия создают необходимость поиска эффективных пут...
Система взаимодействия с семьёй в группе № 1 "Гномы"
Семья и дошкольная образовательная организация считаются основными институтами социализации детей. Воспитательные функции их отличаются, однако для всестороннего и полноценного развития личности детей...