Программа по взаимодействию с семьёй
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Веселова Марина Валерьевна

В этом учебном году, для того, чтобы вывести работу с родителями на более высокий уровень, мы решили разработать программу по взаимодействию с семьёй. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа по работе с родителями35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»

Программа по взаимодействию с семьёй в группе №7

Воспитатели: Веселова М.В.

                                                                                                         Михайлюк И.В

Городской округ город Выкса, апрель 2015г.

Введение

Семья – уникальный социальный институт, в котором начинается формирование целостных ориентиров и закладывается фундамент развития личности. В настоящее время политика государства в сфере репродукции и воспитания подрастающего поколения направлена на улучшение положения семьи как института социализации. В этой связи перед российским педагогическим сообществом встаёт проблема поиска новых современных подходов к организации взаимодействия детского образовательного учреждения с семьями своих воспитанников. На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных организаций. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и обучения семьи. В концепции дошкольного воспитания сказано, что «…семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление  доверительного делового контакта между семьёй и детским садом…» Таким образом важно, чтобы общение педагогов и родителей базировалось на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.

Пояснительная записка

Воспитывает ребёнка всё: люди, вещи, явления,

Но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С. Макаренко

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей  базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.  В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки- передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

Актуальность

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И, как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности. Актуальность данной программы состоит в том, что её содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия  для повышения культуры социально – педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребёнка.

Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что её реализация способствует  созданию  единой воспитательно – образовательной среды в дошкольной организации и семье через развитие социально – педагогической компетентности, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспи-тание детей в условиях семьи на основе использования обновлённых форм взаимодействия. Родители являются активными участниками реализации программы, для которых целевым ориентиром является формирование социального портрета ребёнка дошкольника 5-7 лет и возрастает степень доверия и уважения к работникам дош-кольной организации, которая ведёт к продвижению имиджа детского сада. Программа даёт возможность перест-роить традиционную систему повышения социально-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского сада и придать ей направление,необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.

Цель:

создание условий для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами  ДОУ. Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения.

Задачи:

установление добрых, доверительных отношений с семьей каждого воспитанника группы;

приобщение родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;

объединение усилий для развития и воспитания детей;

приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;

обогащение, расширение и повышение уровня знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;

привлечение родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;

добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;

постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.

Предполагаемый результат

  • Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
  • У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как к помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
  • Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
  • Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного учреждения (организации) и семьи.

 Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

1.Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;

2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;

3.Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;

4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;

Основные направления реализации программы.

  Реализация программы рассчитана для работы  с детьми 5 - 7 лет.

Структурно – функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи

по вопросам развития ребёнка

                                 

           

Информационно – аналитический

блок

Практический блок

Наглядно – информационные формы

взаимодействия

Познавательные формы взаимодействия

Досуговые формы

Взаимодействия

 

Информационно-аналитический блок

Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, «Почтовый ящик», изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

Второй блок  практический

Цель: решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.

Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Досуговые

Они призваны устанавливать тёплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

Совместные досуги, праздники, например, «Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», участие родителей и детей в выставках, конкурсах

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи.

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, экскурсии, видеотека, аудиотека, защита семейных проектов,

ведение домашних читательских дневников, походы     

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Информационно – ознакомительная форма – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ, например, это Дни открытых дверей.

Информационно- просветительская форма – близка к задачам познавательных форм и направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек, паспорт здоровья, листы-памятки, информационные стенды, выставка пособий,

библиотека игр и упражнений

Контрольно-оценочный блок

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями , можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия ( в нашей группе используется книга отзывов). Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

Оценка эффективности программы

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребёнок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъём, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И, как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы даёт положительный результат при работе педагогов по взаимодействию с семьёй.

Внедрение новых ФГОС позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи наиболее эффективно.

Список литературы

Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй». Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002 – 120 с.

Прохорова Г.А. «Взаимодействие с родителями в детском саду». Практическое издание «Айрис Пресс»

«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012 – 2013 уч.г. / составила Пляскина Е.В. – с. Троицкое: РМК, 2013 – с.60

Интернет – ресурсы: сайты МААМ. ru и nsportal.ru

Взаимодействие воспитателей с родителями на 2014 – 2015 учебный год

Месяц

Информационно-аналитический блок

Практический блок

Контрольно-оценочный блок

Познавательные

Досуговые

Наглядно-информационные

Сентябрь

Анкетирование «Скоро в школу»

Родительское собрание «У школь-ного порога»

Фоторепортаж «Воспоминания о лете»

Папка – передвижка «Здравствуй, Осень!»

Выставка поделок «Дары Осени»

Октябрь

Трудовой десант «Утепление окон к зиме»

Консультация

 «Учимся, играя!»

Проект «Космос»

Осенний праздник «Здравствуй, осень золотая!»

День открытых дверей

Информационный стенд «Права ребёнка».

Ноябрь

Трудовой десант «Уборка территории от листвы»

Тематический день

«День Матери»

 Проект «День мате-ри»

Консультация «Роль отца в воспитании ребёнка»

Совместный досуг «Осеннее кафе»

Информационный стенд «Слово о Матери»

Отзывы родителей о досуге

Декабрь

Памятка «Что пода-рит Дед Мороз?»

Консультация «Как дарить новогодние подарки?»

Новогодний праздник «Ёлка» (по сказке В.Сутеева «Ёлка»)

Выставка поделок «Еловый лес»

Папка – передвижка «Здравствуй, Зимушка – Зима!»

Январь

Тематический день

«День опытов и экспериментов»

Консультация «Ребё-нок и компьютер»

Смотр – конкурс  «Снежные постройки»

Информационный стенд «На природу в любую погоду»

Февраль

Тематический день «Зимние виды спорта»

Проект «Зимние виды спорта»

 Праздник, посвящён-ный Дню Защитника Отечества «Аты-баты, шли солдаты»

Стенгазета «Лучше папы друга нет»

Папка – передвижка «Папы разные нужны»

Информационный стенд «Масленица»

Отзывы родителей о  празднике

Март

Тематический день

«Вторая жизнь мусора»

Проект «Вторая жизнь мусора»

Консультация «Как можно использовать бытовой мусор?»

Утренник , посвящен-ный 8Марта «Мы любим мам и бабу-шек»

Папка – передвижка «Весна – красна!»

Выставка поделок из бросового материала

« Чудеса для детей из ненужных вещей»

Апрель

Тематический день «Правила дорожные знать каждому положено»

Проект «Животный мир морей и океанов»

Проект «Пасха-праз-дник русского наро-да»

Развлечение «Праздник воздушных шаров»

Папка – передвижка «День космонавтики»

Информационный стенд «Великая Пасха»

Отзывы родителей о празднике воздушных шаров.

Май

Трудовой десант «Благоустройство и озеленение участка»

Анкетирование «Работа ДОУ в этом учебном году»

Родительское собра-ние «Организация выпускного вечера детей»

Проект «Чтим и пом-ним»

Проект «Сказки В.Сутеева» (2014-2015 уч.г.) Веселова М.В.

Проект «ТРИЗ в поз-навательной деятель-ности детей 6-7лет» (2014-2015уч.г.) Михай-люк И.В.

Выпускной бал «Поезд детство»

Стенгазета «Наш лю-бимый детский сад»

Отзывы родителей о выпускном вечере

Взаимодействие специалистов МБДОУ с родителями

Месяц

Информационно-аналитический блок

Практический блок

Контрольно-оценочный блок

Познавательные

Досуговые

Наглядно-информационные

Сентябрь

Музыкальный руководитель Анкетирование «Музыкальное воспитание детей в семье»

Логопед

Индивидуальные беседы с родителями Савелия К.

Музыкальный

Руководитель

Консультация «С чего начинается «Радость?»

Октябрь

Музыкальный руководитель

Индивидуальные беседы с родителями.

Привлечение родителей к изготовлению новогодних костюмов

Ноябрь

Психолог

Информационный стенд «Гиперподвижные дети»

Декабрь

Музыкальный руководитель

Привлечение родителей к изготовлению новогодних костюмов

Логопед

заседание клуба «Речевичок»

Музыкальный

Руководитель

Новогодний утренник «Ёлка»

Отзывы родителей о ново-годнем утреннике

Январь

Музыкальный руководитель

Консультация «Домашние праздники для детей»

Психолог

Индивидуальная консультация для мамы Даниила Г. «Застенчивый ребенок»

Физорг

Консультация «Утренняя гимнастика»

Логопед

Информационный стенд «Правильно ли говорит Ваш ребёнок?»

Февраль

Логопед

Индивидуальные беседы с родителями Дианы Х., Вари Е.

Музыкальный руководитель

Спортивно- музыкальный праздник «Папа лучший друг»

Музыкальный руководитель

Консультация «Всё о детской вечеринке»

Отзывы родителей о спортивно-музыкальном празднике

Март

Психолог

Индивидуальная консультация для мамы Влада П., Рустама А.

«Агрессивный ребенок»

Музыкальный руководитель 

Утренник, посвящён-ный 8 Марта

Воспитатель по изодеятельности

Информационный стенд «Роль родителей в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»

Апрель

Физорг

Консультация «Народные подвижные игры на свежем воздухе»

Логопед

Консультация «Развиваем речь, играя»

Воспитатель по изодеятельности

Развлечение «Праздник волшебного рисунка»

Май

Музыкальный руководитель Анкетирование по итогам года

Музыкальный руководитель

Выпускной бал

«Поезд «Детство»

Отзывы родителей о проведенных мероприятиях,  о выпускном вечере


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"

Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"...

Программа по взаимодействию с семьёй в группе №7

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»   Программа по взаимодействию с семьёй в группе №7   Воспитател...

ПРОГРАММА взаимодействия с семьёй «Вместе весело шагать»

Программа рассчитана на работу с родителями детей  2-3-х лет, проходящих период адаптации к детскому саду....

План взаимодействия с семьёй в образовательном процессе по реализации основной общеобразовательной программы группа раннего возраста «Ладошки»

Воспитание очень сложное и ответственное дело. Для получения результатов недостаточно одной любви к детям, ребенка надо уметь воспитывать. Для этого нужны специальные знания, особенно молодым родителя...

Программа взаимодействия с семьёй дошкольного учреждения.

Примерная программа взаимодействия детского сада с семьёй....

Программа по взаимодействию с семьёй дошкольного образовательного учреждения на 2015-2016 учебный год.

Приведена примерная программа по взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Определена цель и задачи, расписаны направления работы. Так же расписаны мероприятия по...

"Программа взаимодействия с семьёй".

quot;Программа взаимодействия с семьёй"....