Качество образовательной среды, её развивающий потенциал.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
1.6. Качество образовательной среды, её развивающий потенциал.
«Среда должна быть нацелена на зону
ближайшего психического развития»
(Л.С. Выготский).
Для полноценного музыкального развития ребёнка недостаточно занятий с педагогам. Ребёнку необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально- дидактических игр.
Для достижения этой цели я стараюсь создавать благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, его музыкальных способностей. С целью повышения у детей интереса к обучению, развития детской деятельности и личности ребёнка созданию необходимые условия, и прежде всего, предметно-развивающую среду по музыкальному воспитанию. Этому я придаю большое значение, что является одним из важных направлений в моей работе.
Понимая, что содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер, что позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить. В первую очередь, музыкально предметно-развивающую среду я создаю в музыкальном зале.
Классификация оборудования в нашем музыкальном зале включает в себя:
- Фортепиано, электромузыкальное пианино, музыкальный центр, телевизор, видеоаппаратура.
- Материал для творческих сюжетно-ролевых игр - мягкие игрушки, костюмы сказочных персонажей, различные виды кукольного театра, иллюстрации, лото, бутафорские музыкальные инструменты предназначенные для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируют, представляют себя музыкантами.
- Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования :
- Металлофоны (с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом).
- Дудки (с одним фиксированным звуком).
- Бубны, погремушки, барабаны, маракасы (шумовые ).
- Музыкально- дидактические игры и пособия (нотный стан, нотное лото).
- Аудиовизуальные пособия ( компакт- диски, фонограммы, аудио-кассеты).
Считаю, что предметно-развивающая среда не только обеспечивает совместную деятельность детей и педагогов, но и является основной самостоятельного творчества каждого ребёнка.
Совместно с воспитателями оформляем музыкальные центры в группах согласно возрастных особенностей воспитанников нашего ДОУ:
Перечень материалов для детей от 2 до 4 лет в музыкальных центрах групп:
- Куклы- неваляшки.
- Игрушки- инструменты со звуком не определённой высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан.
- Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.).
- Атрибуты к музыкальным подвижным играм (флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам).
- Ширма настольная с перчаточными игрушками.
Перечень материалов для детей 4—5 лет
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет, ц имеются пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:
- Металлофон.
- Шумовые инструменты для детского оркестра.
- Фланелеграф или магнитная доска.
- Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик».
- Ширма настольная и набор игрушек.
- Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования.
- Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Перечень материалов музыкальной зоны для детей 5-6 лет.
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
- Погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.
- Музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино).
- Иллюстрации по теме «Времена года».
- Музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр).
- Портреты композиторов.
- Музыкально-дидактические игры: «Пчелка», «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Угадай, что звучит».
- Ширмы: настольная и ширма по росту детей.
- Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам.
Перечень материалов музыкальной зоны для детей 6-7лет.
- Музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.)
- Портреты композиторов.
- Иллюстрации по теме «Времена года».
- Графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений.
- Альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты».
- Музыкально-дидактические игры: «Три цветка», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Музыкальные птенчики» и т. д.
- Атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону.
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Я стараюсь организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как и во что играть. Детский сад реализует образовательную программу« От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, поэтому создание среды в соответствии с содержанием данной программы требует ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности, над чем наш педагогический коллектив и работает в настоящее время.
Луговая Ирина Артуровна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зависимость качества образования от качества образовательной среды
Материал о создании в дошкольном учреждении таких условий, которые способствовали бы разностороннему развитию ребенка, обеспечивали его комфортное самочувствие....
Анализ качества образовательной среды государственных и частных дошкольных организаций РФ.
Анализ качества образовательной среды государственных и частных дошкольных организаций РФ....
Педагогический проект "Стань природе другом!" Развитие личностного потенциала детей через создание творческой личностно-развивающей образовательной среды.
Своей работой мы хотим обратить внимание на развитие личностного потенциала и социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста посредством приобщения детей к познанию природы, создания тво...
Рекомендации по совершенствованию качества образовательной среды
Рекомендации по совершенствованию качества образовательной среды...
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...
Публикация в сборнике.II территориальная педагогическая конференция работников ДОО. Качество образовательной среды ДОО: современные тенденции и успешные практики.
Роль театрализованной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста....
Статья на Тему :"Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях, как условие повышение качества образовательной среды"
В статье описывается о важности применения на занятиях с логопедом таких упражнений как пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения,артикуляционная гимнастика, су-джок терапия....