Досуг для старшего дошкольного дошкольного возраста "Русский сувенир"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством.  Данное занятие направлено на воспитание уважительного отношения к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dosuga.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

                      Конспект досуга.

для детей старшего дошкольного возраста.

                Тема: «Русский сувенир».

                                  Цель:

1. Формировать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции.

2. Развивать музыкальный вкус.

3. Продолжать знакомить детей с народно – прикладным искусством.

                                Задачи:

1. Формировать эстетический вкус.

2.Развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной и музыкальной.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

4.Добиваться выразительности движений, дружного совместного исполнения песен.

5. Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего природного мира.

                           Ход занятия.

                                     Звучит народная музыка.

Входит мастер со своими подмастерьями, садится в избу.

Звучит отрывок из оперы Римского-Корсакова «Садко» тема моря. Появляется Хозяйка Медной горы.

Подходит к столу, на котором лежит шкатулка с драгоценными каменьями. Пересыпает их, смотрит печальным взглядом и говорит.

Хозяйка:

Надоело мне царство подземное, камни холодные, соскучилась я по солнцу ясному, хочу посмотреть на люд земной, послушать их песни душевные.

Мастер исполняет песню «На улице дождик» без музыкального сопровождения. Хозяйка Медной горы зачарованно идёт на звуки песни. Подходит к избе, заглядывает в неё.

Хозяйка:

Здравствуйте, я Хозяйка Медной горы. Как хорошо у вас и уютно в избе. Работа смотрю спорится.

Мастер:

Здравствуйте. Я – Мастер. Работаю со своими подмастерьями.

Хозяйка:

Хотелось бы мне взглянуть, из каких драгоценных каменьев сделаны ваши изделия?

Мастер:

Что вы, дорогая гостья! Наши работы сделаны из глины, дерева и фарфора.

Давно известно всем на свете

Искусство русских мастеров.

В них – красота родной природы

И мудрость древняя веков.

Хозяйка:

В ваших работах столько света, земного тепла, любви мастера к своему делу. Ах, мастер, твои работы так хороши, что смогли согреть моё каменное сердце.  А я ведь тоже могу волшебство творить. Смотри, мастер, как я твои фигурки оживлю.

              Звучит музыка. (Н. Кадышева «Красный сарафан»)

Выходят дети в гжельских костюмах, в костюмах хохломы, дымковские барышни, мальчики в русских народных рубашках. Обходят зал. Останавливаются полукругом.

1реб. Ох, и рады, что не надо

           Нам на полочке стоять.

          Станем мы теперь другими.

         Будем петь и танцевать.

                            Исполняется песня «Русский сувенир».

                                     Дети садятся на стулья.

Муз.рук. (в русском народном костюме):

Оставайтесь с нами, Хозяйка Медной горы. Мы будем рады показать вам своё мастерство.

Мастер: (в руках матрёшка)

Матрёшка на окошке

Под ярким сарафаном

И вся семья в матрёшке

Как в доме деревянном.

Муз.рук.:

Поют матрёшки в хоре,

Живут, не зная горя.

И дружно, и счастливо,

И весело на диво.

Эй, матрёшки, выходите!

Танец свой нам покажите!

                                                 Танец матрёшек.

Мастер:

С подмастерьями мы с самого утра трудились, ложки расписывали. Ложки не простые, ложки хохломские. Вы уже знаете, основными мотивами хохломской росписи стали злаки, трава, птицы, полевые, садовые цветы и ягоды. Использовались цвета красок: красный, чёрный и зелёный на золотом фоне. (Передаёт ложку музыкальному руководителю)

Муз.рук.:

Наши ложки знает целый мир.

Наши ложки самый лучший сувенир.

Хохломские, Псковские,

Тульские, загорские.

Вятские, смоленские,

Ложки деревенские.

Выходите, ложкари и спойте нам весёлую песню.

                    Исполняется песня «Ложки деревенские».

Муз.рук.

 Молодцы, ребята. Песня «Ложки деревенские, написанная Зинаидой Роот, как нельзя лучше рассказывает нам о культуре русского народа, мастерстве игры на деревянных ложках.

Хозяйка: (смотрит на Гжельскую утварь)

Мастер, как же посуда твоя хороша!

В ней небесная синь и рек глубина.

Мастер:

Да, хозяйка медной горы, это Гжельская роспись.

Гжельский мазок особый. Его называют мазок с «растяжкой». По белому фону чашки или подсвечника ведёт рука художника кисточку с краской. То сильнее, то слабее нажимая на неё. И всё, что кисть рисует становится синим и голубым. И цветы, и птицы, и трава. Всего одна краска… А какая нарядная  и праздничная получилась роспись.

1реб.

Гжельская роспись на белом фарфоре

Синее небо, синее море.

Синь васильков, колокольчиков звонких,

Синие птички на веточках тонких.

Муз.рук.

Ребята! Обратите внимание, как красота нашей Гжели гармонично передаётся в поэзии и в музыке. Давайте исполним песню Зинаиды Роот для наших гостей.

                                   Исполняется песня «Гжель».

2реб.

Музыка скромной российской природы

Кружит и водит свои хороводы,

В нежном узоре сметаются краски,

И волшебство к нам приходит из сказки.

3реб.

Синяя сказка – глазам загляденье.

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье.

Русская, звонкая Гжель.

                                                   Танец «Гжель».

Муз.рук.

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок.

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом.

Голубые дали.

И село большое Дымково назвали.

Мастер:

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо - сказки.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые.

А волшебно – расписные.

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Муз.рук.

И пошла о дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

А затем пустимся в пляс.

    Девочки в костюмах дымковских барынь исполняют частушки.

Мастер:

Среди большого разнообразия промыслов вершиной искусства Гуслицких мастеров стало книжное ремесло. По всей России известны были Гуслицкие рукописные книги. Гуслицкие мастера любили изображать изящных птичек, яркие открытые цветы. Травы. Рассматривая книги старых мастеров можно увидеть, что книги отличаются друг от друга своеобразными почерками и разницей цветовой гаммы. Чередование красного, синего, белого, жёлтого и зелёного цветов, обилие золота в книжном орнаменте делает его более богатым и разнообразным.

          Девочка демонстрирует костюм  с Гуслицкой росписью.

Хозяйка:

У вас такая прекрасная жизнь, изумительная природа. Но самое главное, что вы можете всё это отобразить в своих песнях, танцах и даже росписи.

Как бы мне хотелось научиться такому мастерству.

Мастер:

Давайте мои помощники пригласим Хозяйку Медной горы и наших друзей в мастерскую и поскорее начнём работать.

Звучит русская народная музыка. Дети рассаживаются за столы и приступают к изготовлению поделок.  (расписывают бумажные фартучки Гжельской росписью, наносят рисунок Хохломы, раскрашивают дымковских барышень).

                В конце досуга все работы выставляются на один стол.

Хозяйка Медной горы рассматривает работы, даёт им краткую характеристику, восхищается. В знак благодарности за тёплый приём дарит детям и мастеру шкатулку с драгоценными камнями. Прощается, уходит.

Мастер замечает, что в шкатулке не просто камни. А вкусные леденцы.

                                     Приглашает детей к самовару.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг для старшего дошкольного возраста "День победы"

Музыкальное развлечение, посвященное Дню победы....

физкультурный досуг для старшего дошкольного возраста "Юные пожарные"

Физкультурный досуг "Юные пожарные" первый раз проводился в рамках городского конкурса "Будь осторожен с огнем", за что наш детский сад был награжден почетной грамотой....

Совместный досуг детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов «В городе Правильной речи»

Дошкольники совместно со своими родителями под руководством учителя-логопеда учат Бабу Ягу и домовенка Кузю красиво и правильно говорить. Они играют в речевые игры, поют песни, соревнуются, разгадываю...

Конспект физкультурного досуга для старшего дошкольного возраста"День бегуна"

Физкультурный досуг " День бегуна" для старшего дошкольного возраста...

Интегрированный физкультурно-логопедический досуг для старшего дошкольного возраста

Интегрированный физкультурно-логопедический досуг для старшего дошкольного возраста...

Досуг для старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое внимание».

Роль внимания в нашей жизни. Связь внимания с речью, мышлением. Обсуждение сказки «Сказка о внимательном Иванушке». Подведение итога: быть внимательным очень важно для человека.   Различные ...