Конспект развлечения для детей подготовительной группы. «Хлеб всему голова».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии». Развивать грамматический строй речи, логическое внимание, мышление, память, творческое воображение. Формировать умение работать в коллективе; воспитать нравственность и уважительное отношение к труду людей, к хлебу. Воспитывать аккуратность и позитивное отношение к своей работе через внедрение инновационных технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1
СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
Конспект развлечения для детей подготовительной группы.
Воспитатель: Артамонова О.В.
2015г.
Активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии». Развивать грамматический строй речи, логическое внимание, мышление, память, творческое воображение. Формировать умение работать в коллективе; воспитать нравственность и уважительное отношение к труду людей, к хлебу. Воспитывать аккуратность и позитивное отношение к своей работе через внедрение инновационных технологий.
Ход
На центральной стене музыкального зала — цветная аппликация, на которой изображены солнце, каравай, колосья пшеницы, на полу стоят снопы; на полках-витринах и столе - хлебобулочные изделия. В зал под звуки народной мелодии входят дети, одетые в русские народные костюмы, и хозяйка с караваем на расшитом полотенце.
ХОЗЯЙКА. Здравствуйте! Вот и снова мы встретились! А за окном осень золотистая - хлебом колосистая!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
Мы гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем!
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Хозяйка подходит к гостям с караваем, поклонившись, просит отведать хлеб-соль.
ХОЗЯЙКА. Хлебом-солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорожденного, дорогах и уважаемых гостей. Это символ благополучия и гостеприимства. Сегодня мы будем прославлять с вами чудо земли - хлеб. В его честь слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.
1-Й РЕБЕНОК.
У народа есть слова:
«Хлеб - всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе.
ХОЗЯЙКА. Чтобы был хлеб, сеют рожь, и пшеницу. Из маленьких зернышек вырастают хлебные колоски. А когда, сеют хлеб? Правильно, весной. На поля выезжают трактора, сеялки, вовсю кипит работа. На Руси пели песни, в которых звучали особые пожелания: чтобы колосья росли спелыми, наливными, чтобы урожай был богатым. Вы знаете такие песни?
Дети исполняют песни-попевки «Нива золотая», «Расти, рожь».
«Нива золотая»
Нива золотая,
Добрая, медовая,
Принеси нам хлеба,
Стебелек до неба.
«Расти, рожь»
Расти, рожь, большая!
Вот такая!
Расти, копна, золотая!
Вот такая!
(См.: Музыкальный руководитель. 2010. №5.)
ХОЗЯЙКА. В наш век, век техники и электроники, хлеб вырастить все равно непросто: добывается он в поте лица, и хлебная страда всегда тяжела. А теперь послушайте, как приходит хлеб к нам на стол.
Дети читают стихи Т. Шорыгиной.
2-Й РЕБЕНОК.
За лесами, за лугами
Раздается в поле гром –
Это трактора плугами
Пашут легкий чернозем.
3-Й РЕБЕНОК.
На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно –
Сеют сеялки зерно.
4-Й РЕБЕНОК.
Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.
5-Й РЕБЕНОК.
Он не падает к нам с неба.
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятка рук.
6-Й РЕБЕНОК.
Посеяли хлеб
Хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною.
И слышит страна: I
За уборку пора,
Для хлеба комбайны
Нужны, трактора.
7-Й РЕБЕНОК,
Каждому знакомы
Мудрые слова:
Хлеб - хозяин дома,
Всему он голова!
8-Й РЕБЕНОК.
Крепкою державой
Его звали встарь,
Хлебушек по праву
В государстве - царь!
Хозяйка исполняет песню «Русское поле» (муз. Я. Френкеля, сл. И. Гофф). На экране - слайды на тему «Хлебные поля».
ХОЗЯЙКА. Созрели колосья, наступила пора жатвы. В наше время хлеб убирают огромные машины - комбайны.
А в старину колосья срезали серпами, жали, поэтому уборка хлеба и называется жатвой.
9-Й РЕБЕНОК.
Солнце поднимается,
Заря загорается,
А наши жницы на ноле идут,
Поют заливаются.
«Обрядовая урожайная»
(русская народная песня, обраб. И.А. Якушиной)
1. Чье же это поле золотом блестит?
Это наше поле в золоте стоит.
Жницы не дремали,
Жницы жито жали,
Связали снопами,
Сложили копнами.
2. Кто же это поле так красиво сжал?
Кто же это с поля урожай собрал?
Наши жницы сжали, караваи почали.
Хлебушко, расти! Времечко, лети!
До новой весны, до нового лета,
До нового хлеба.
(См.: Колокольчик. 2001. №2)
Девочка – жница.
А мы жито жали,
Во снопочки вязали,
На ток возили,
Цепами молотили.
Будем тесто месить,
Пирогами всех кормить.
(Девочки-жницы исполняют русскую народную прибаутку «Бай-качи, качи, качи!» (обраб. М. Магиденко, И. Каплунова, И. Новоскольцева).
Бай-качи, качи, качи!
Глянь, баранки, калачи!
Глянь, баранки, калачи
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи,
Нам осталися бараночки!
(См.: Праздник каждый день. Старшая группа. СПб: Композитор, 2008.)
Выходит Тит с большой ложкой, к нему подходят девочки-жницы.
ТИТ.
Где баранки, калачи?
- Я ЖНИЦА.
Не колода лодырь, а пень,
Пролежал целый день.
2-Я ЖНИЦА.
Не жнет, не косит,
А обедать просит,
- Я ЖНИЦА.
ТИТ.
Живот болит,
Тит, иди молотить!
- Я ЖНИЦА.
ТИТ.
Дай скорее шапку схватить.
ЖНИЦЫ (все).
Хочешь есть калачи –
Не сиди на печи!
1-Я ЖНИЦА.
Хорошо лентяю жить:
Ему не о чем тужить.
2-Я ЖНИЦА.
Лентяй пашенку не пашет,
Сеть шелковую не вяжет,
3-Я ЖНИЦА.
И в избе не прибирает,
Как испечь калач - не знает.
4-Я ЖНИЦА.
С зарей рано не встает,
С косой в поле не идет!
Пожелания для гостей и детей
1-Я ДЕВОЧКА. Что посеешь, то и пожнешь!
1-Й МАЛЬЧИК. Что пожнешь, то и смолотишь!
2-Я ДЕВОЧКА. Что смолотишь, то и смелешь!
2-Й МАЛЬЧИК. Что смелешь, то и съешь!
3-Й МАЛЬЧИК.
Золотистый колосок,
Кто расти тебе помог?
Теплый ветер, майский гром,
Солнце в небе голубом.
А еще людские руки,
Что в труде не знали скуки.
(Н. Красильников)
Дети исполняют «Хоровод с колосьями» («Яр хмель», муз. Н.А. Римского-Корсакова из оперы «Царская невеста» // Суворова Т.Танцевальная ритмика для детей. СПб: Музыкальная палитра, 2005).
ХОЗЯЙКА. У всех народов хлеб пользуется особым уважением, его почитали с древних времен и складывали о нем мудрые изречения. Сейчас мы их вспомним.
ДЕТИ (поочередно).
- Не красна изба углами, а красна пирогами,
- Был бы пирог, найдется и едок,
- Без теста пирога не спечешь,
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно,
- Хлеб - всему голова»,
- Блин не клин, брюха не расколет.
- В Москве калачи, как огонь горячи.
ХОЗЯЙКА. О хлебе народ сложил немало пословиц, Уважаемые наши родители, закончите, пожалуйста, пословицы.
- Горька работа… да хлеб сладок.
- Хочешь есть калачи... не сиди на печи.
- Пироги не... растут на кустах.
- В землю не положишь… и с земли не возьмешь,
- Не ленись с лужком... будешь с пирожком.
- На чужой каравай... рта не разевай.
- Пот на спине... так и хлеб на столе.
- Не надо хвалиться... коли не знаешь, как хлеб родится.
- Доплясались, что... без хлеба остались.
- Каравай хлеба не... свалится с неба.
ХОЗЯЙКА. Мука на мельнице смололась, ее нужно перенести.
Игра с родителями «Кто быстрее перенесет мишки?». По сигналу взрослый взваливает мешок на спину. На одной ноге он должен проскакать вокруг мельницы и передать мешок следующему.
ХОЗЯЙКА. Что нужно для того, чтобы замесить тесто?
ДЕТИ. Мука и вода.
ХОЗЯЙКА.
Ох, захотелось пирожка!
У нас есть масло и мука.
Вы бы тесто замесили
Да гостей бы угостили.
Девочки-хозяюшки исполняют частушки.
- Тесто я месить пойду,
Отходите дале.
Неужели вы меня
Раньше не видали?
- Хоть месить мне тесто лень,
Все же потружуся,
А когда я подрасту,
Бизнесом займуся.
- Разрешите помесить,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом зале
Половицы лопнут?
4. Помесить мне разрешите,
Я работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь.
«Тесто-сюрприз». Входят Дед и Баба несут кастрюлю, ставят ее на стол, начинают месить тесто. Затем вытирают пот со лба и садятся на скамеечку под дерево.
ВЕДУЩИЙ.
Замесили Бабка и Дедка тесто и сели ждать, пока оно поднимется.
Выло тесто бело,
Фыркало, шипело,
Тесто песню пело.
ТЕСТО.
Уползу я из кастрюли,
Я не буду пирогом.
Не хочу я быть ватрушкой,
Быть ватрушкой с творогом.
БАБКА (имитирует попытку затолкать тесто в кастрюлю).
Стой, стой, не беги,
Испеку я пироги!
Будешь ты с начинкой,
С ягодкой малинкой.
Будешь кулебякой
И коврижкой с маком.
ВЕДУЩИЙ. Отвечает Бабке тесто...
ТЕСТО.
Мне в кастрюльке мало места.
Мне в кастрюльке стало тесно.
В печку лезть неинтересно!
Уползу я из кастрюли,
Я не буду пирогом.
Не хочу я быть ватрушкой,
Быть ватрушкой с творогом!
ВЕДУЩИЙ.
На пороге свинка,
Розовая спинка.
Свинка хрюкает, визжит,
К тесту белому спешит.
Свинка подбегает к тесту.
ТЕСТО.
Ты меня не трогай,
Подожди немного.
Буду я с начинкой,
С ягодкой малинкой.
Буду кулебякой
И коврижкой с маком .
СВИНКА.
Мне не нужен мак,
Съем тебя и так.
Свинка бегает за тестом.
ТЕСТО.
Ой, спасите, пропаду!
Ой, спасите, караул!
БАБКА С ДЕДКОЙ.
Будешь ты с начинкой,
С ягодкой малинкой?
ТЕСТО.
Буду!
С ягодкой малинкой!
БАБКА С ДЕДКОЙ.
Будешь кулебякой
И коврижкой с маком?
ТЕСТО.
Буду! Я хочу быть
пирогом,
Вкусным, ароматным.
Угостите всех детей
И коврижкой с маком!
ХОЗЯЙКА. Из полученного теста испечем пирожки.
Игра «Печем пирожки»
ДЕТИ (хором).
Засучим рукава, вымоем руки.
Точим ножи (трут ребра ладоней друг о друга, произносят: вжик-вжик).
Рубим капусту (стучат ребром одной ладони по другой: «тук-тук!).
Просеиваем муку (выполняют движение «сито», произносят «шик-шик!»).
Разбиваем яйцо («бум чпок!»).
Сыплем соль и сахар («пыш-пыш!»).
Греем молоко (поднимают сцепленные перед собой руки до уровня груди).
«Ш-ш-ш-ш». (Дуют па руки, опускают их.)
Выливаем молоко («буль-буль!»).
Хозяйка выходит с пирогами.
ХОЗЯЙКА. Как много вы приготовили пирогов! Всех сможем угостить. Расскажите, как из зерна получают хлеб.
1-Й РЕБЕНОК. Зерно измельчают в муку на мельнице, затем везут на хлебозаводы и в пекарни, где выпекают хлеб, булки, калачи, а мы их покупаем в магазине.
ХОЗЯЙКА. Посмотрите на стол. Сколько разных изделий из муки выпекли руки пекаря! Что еще можно сделать из муки?
ДЕТИ. Печенье, баранки, сушки, сухари, хлеб, пряники, торты, пироги, кексы, рулеты, пельмени, вареники, макароны, лапшу, вермишель...
ХОЗЯЙКА. Хлеб один из самых распространенных продуктов питания. Во многих странах существуют свои национальные рецепты его приготовления.
Лаваш делают на Кавказе, мацу - в Израиле, пиццу – в Италии, а я нашей стране пекут калачи, ватрушки, знаменитый черный хлеб, булки с изюмом, Масленица ассоциируется с блинами, а Пасха - с куличами.
Мальчики исполняют частушки.
1.Начинаем петь
частушки,
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
2.Мы и Жулебине живем,
Сушки, пряники жуем,
Булочки и крендельки,
Кулебяки, пирожки!
3.Прянички печатные
До чего ж нарядные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим!
4. Ты прости меня, Варюша,
Что тебя обидел,
Я пирог твой откусил,
А тебя не видел!
5.Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Не один его я съем,
Разделю ребятам всем!
ХОЗЯЙКА. Пора у нас осенняя. Предлагаю исполнить «Танец с осенними веночками» (русская народная мелодия, обра. И.А. Якушиной //Колокольчик, 1997, № 7).
ХОЗЯЙКА.
Нужно бережно относиться к хлебу. Научитесь его ценить с детства.
Вы запомните, дети,
Золотые слона:
Хлеб - всему голова!
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
2-Й РЕБЕНОК.
Взрослым и детям - хлеб и мир!
Пусть начнется дружный пир.
Крикнуть нам сейчас пора
Хлебу дружное УРА!
ХОЗЯЙКА. Гостей и детей приглашаем в гостиную на чаепитие у самовара с пирогами, пряниками, сутками, ватрушками.
Звучит песня «Ой, ты, рожь!» (муз. А. Долуханяна, сл. А. Пришельца).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта досуга для детей подготовительной группы «Хлеб — всему голова»
Образовательная деятельность осуществляется по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Хлеб – всему голова».
"Хлеб – всему голова" Хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда....
Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб – всему голова».
Цель занятия - закрепить у детей представления о выращивании хлеба; воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к людям вырастившим его....
Конспект занятия для подготовительной группы "Хлеб - всему голова"
Хлеб - всему голова...
Сценарий утренника для детей подготовительной группы "Хлеб - всему голова"
Сценарий на осенний праздник....
Международный день хлеба-16 октября. Беседа для детей подготовительной группы "Хлеб -всему голова"
Беседа для детей: «Хлеб – всему голова» Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;Задачи:1. формировать представление о процессе производства х...
Конспект развлечения для детей подготовительной группы. «Хлеб всему голова».
Конспект развлечения для детей подготовительной группы.«Хлеб всему голова».Цель:Углубить и расширить знание детей о хлебе.Задачи:Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу.У...