Конспект урока по обществознанию в 5 классе на тему "Учимся творчеству"
план-конспект на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
подробная разработка урока по обществознанию в 5 классе, в соответствии с ФГОС | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: обществознание
Класс: 5
Тема: Учимся творчеству
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Труд»; развивать творческое начало с помощью тренировочных упражнений.
Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся выявлять характерные особенности процесса творчества в науке и искусстве; приводить примеры проявления творчества в науке и искусстве; оформлять и презентовать проделанную работу;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД: формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования.
Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группе; словари; дополнительный материал (в том числе иллюстративный), материалы Интернета; листы бумаги, карандаши, фломастеры; проектор; мультимедийная презентация.
Тип урока: развивающего контроля.
Ход урока
- Организационный момент
Класс делится на четыре группы (каждый ученик, заходя в класс, вытягивает бумажку с номером группы)
- Мотивационно – целевой этап
Учитель принёс сундук и сказал ученикам:
- Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.
Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.
- Учитель, может, начнём учиться? – робко спросил один ученик. – Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.
Учитель обнял ученика и сказал:
- Ты прав. Образование – это клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.
- О чём эта притча?
- Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?
- Используя знания, полученные при изучении темы «Труд», ответьте на следующие вопросы.
- Что такое труд?
О. Труд – это такая деятельность человека, которая требует знаний умений. Труд не бывает бесцельным. Он всегда приводит к результату.
- Каким бывает труд человека?
О. Постоянный – временный
Простой – сложный
Умственный – физический
Оплачиваемый – безвозмездный
Добровольный – принудительный
Ручной – автоматизированный
Творческий – традиционный
Коллективный – индивидуальный (слайд ).
Выступление заранее подготовленной ученицы «В мире профессий» (презентация).
Задание: каждой группе учащихся предлагается вытянуть из коробки по 4 фишки с изображением профессии. Используя приведенные на слайде характеристики, необходимо дать характеристику труда (время на обсуждение 2 минуты).
- Почему труд по- разному оценивается?
- Кто такие меценаты?
- Какие правила помогают успешно трудиться?
- Какое значение имеет слово ремесленник?
- Чем ремесленник отличается от мастера? (слайд)
У. Рассмотрите слайд и выскажите свои предположения (определите черты, свойственные ремесленнику, изучая картинку, и черты, свойственные мастеру)
(ответы учеников).
План урока
- Проблемные задания.
- Практикум.
- Работа над проектом.
- Работа по теме уроков
- Проблемные задания
- Как вы понимаете английскую пословицу: «Цена работника – его зарплата»?
- Кого называют людьми творческих профессий?
- Известна поговорка «бить баклуши». Вы работали со словарём и материалами Интернета. Выскажите своё мнение: человек, который бил баклуши, был ремесленником или творцом?
(Проверка выполнения заданий)
- Практикум
Учёные доказали, что развивать творческие способности необходимо. Фантазию и образное мышление можно тренировать. Они как мышцы: чтобы были большими и хорошо функционировали, их нужно нагружать. Давайте выполним упражнения на развитие фантазии.
Упражнение 1. Стул
Инструкция. Выберите какой – нибудь предмет, например стул. Придумайте как минимум 30 способов, с помощью которых можно сделать стул. Например, его можно:
- сложить из книг;
- вылепить из глины;
- выпилить из дерева;
- вырезать из гигантского арбуза и т.д.
Чем необычнее будут ваши варианты, тем лучше.
Упражнение 2. Ощущения
Инструкция. Вам необходимо:
- посидеть на стуле так, как сидит царь на троне, как пчела на цветке, как побитая собака, наказанный ребёнок, бабочка, которая сейчас взлетит, наездник на лошади, космонавт в скафандре;
- показать, как двигается младенец, который только что научился ходить, старый человек, артист балета;
- улыбнуться, как улыбается очень вежливый японец, кот на солнышке; мать – младенцу; ребёнок матери;
- нахмуриться, как ребёнок, у которого отняли игрушку, как человек, желающий скрыть смех.
Упражнение 3. По кругу
Инструкция. Каждая группа (по очереди) становится в полукруг. Ведущий показывает игрокам предметы (книга, банка, указка, линейка). Ребята должны передавать этот предмет друг другу, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то передает линейку, как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй игрок изображает эту же линейку, например, как ружьё или кисть и т.д.Важно, чтобы дети делали не просто какие – то жесты, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Это упражнение направлено на взаимодействие ребят, ведь ученик должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.
Упражнение 4. Несуществующее животное.
Инструкция. Если существование рыбы-молота или рыбы- иглы научно доказано, то существование рыбы – напёрстка не исключено. Пофантазируйте: как выглядит рыба – кастрюля? Чем питается рыба – ножницы? Как можно использовать рыбу магнит?
Упражнение 5. Сочиняем сказки сами
Инструкция. Группам раздаются листы бумаги и карандаши. Задача игроков за 5-6 минут придумать весёлую юмористическую сказку, начинающуюся словами: «Жили-были…» - и заканчивающуюся словами: «Ну надо же!» По истечении установленного времени ребята от каждой команды по очереди зачитывают свои сказки, используя звуковое или какое-либо другое оформление, при этом и остальные члены команды участвуют в представлении. Игроки могут не только зачитать и разыграть сказку, но и перевести её на язык жестов или придумать что-то ещё.
- Работа над проектом
Тематика нашего проекта: « Творчество в науке и искусстве».
- Выберите тему из предложенных:
* Автомобиль будущего: каким он будет?
* Как дом «вышел» из под земли.
* От печатной до Интернет- книги.
- А теперь: 1) составьте план сообщения (доклада) и презентации;
2) подберите информацию по выбранной теме (для этого обратитесь к дополнительному материалу или загляните в Интернет);
3) подберите иллюстративный материал;
4) выполните презентацию и подготовьте текст сообщения (доклада) (слайд).
IV. Подведение итогов урока
Учитель задал ученикам вопрос:
- Если бы все хорошие люди были белыми, а все плохие - чёрными, какой бы цвет вы выбрали?
Маленькая девочка ответила:
- Я была бы полосатой.
- О чём свидетельствует ответ девочки?
(Ответы учеников.)
V. Рефлексия
Поскольку наш урок был посвящён творчеству, предлагаю украсить «дерево творчества» (слайд)
- плоды – занятие было полезным, плодотворным;
- цветок – занятие прошло довольно не плохо;
- зелёный листик – не совсем удовлетворён (а) занятием;
- жёлтый листик – удовлетворен (а) занятием.
(Ученики прикрепляют к шаблону дерева (изготовленного самими учениками)плоды, цветы, листья).
Домашнее задание
Подготовить собственный творческий проект по изученной теме.
При изучении темы «Труд» параллельно проводится конкурс рисунков « В мире удивительных профессий». Оформляется стенд с работами учащихся, определяются самые лучшие работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества»
Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду»....
Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества»
Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду»....
Конспект урока ИЗО в 5 классе
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе...
Конспект урока литературы в 7 классе. Тема: "Музыкальность рассказов А. П. Чехова."
Два конспекта уроков литературы в 7 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе"....
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: "О ком плачет скрипка"
Конспект урока литературы в 9 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе"....
Конспект урока по литературе ( 9 классе )
Тема урока: Дружба в лирике А.С.Пушкина. И. И. Пущину « Во глубине сибирских руд…»- свидетельство душевной доброты, щедрости , верности идеалам дружбы...
Конспект занятия по обществознанию "Весна пришла"
Конспект занятия по обществознанию "Весна пришла"....