Формирование основ патриотизма в дошкольном возрасте через технологию проектирования
проект (старшая группа) на тему

Сотникова Татьяна Петровна

В статье представлен опыт работы по формированию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Через технологию проектирования отражена работа по ознакомлению детей с малой родиной: городом, улицей , семьей. Разработан проект "Вот эта улица, вот этот дом..." Результаты работы по проекту : оформление фотоальбома "Улицы родного города"и макет микрорайона "Западный" города Абакана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_osnov_patriotizma.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon ulitsy_abakana.doc31.5 КБ
Файл ulitsa.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:

«Формирование основ патриотизма в дошкольном возрасте через технологию проектирования»

         Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.

              Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

http://www.portal-slovo.ru/upload/iblock/8cf/959_sxema.jpg

          Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: непосредственно-образовательной, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовало бы созданию качественно новых подходов к организации этой деятельности с подрастающим поколением. Ценностно - ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку познать историю родного края, раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.

   Основы гражданственности и патриотизма в дошкольном возрасте можно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематической работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых. Для реализации поставленной задачи мы обратились к проектной деятельности. Технология проектирования- уникальное средство, позволяющее реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Проект в педагогике понимается как конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать процесс и результат своей деятельности. Проанализировав задачи по патриотическому воспитанию в дошкольном возрасте, мы разработали проекты по каждой возрастной группе. Более подробно расскажем о работе по проекту «Улицы родного города»

Тема мини-проекта: «Вот эта улица, вот этот дом»

  • Тип проекта: информационно-ориентированный, краткосрочный
  • Срок реализации: 1 неделя.
  • Участники проекта: дети старшей группы «Пчелки» , воспитатели, родители
  • Результат проекта: создание макета микрорайона, оформление книги «История улиц города Абакана», презентация ее другим детям.

Проблема:

Слабый уровень сформированности нравственно-морального опыта; знаний о своем городе, крае, стране, явлениях общественной  жизни. 

Актуальность:

  Постижение города, красоты и тайн его улиц, а через это - истории и культуры- является не частью «ознакомления с окружающим», а особой и, что немало важно, доступной дошкольнику формой самопознания.

Цель проекта:

Обогащение знаний детей об истории названий улиц города Абакана.

Задачи:

  • Формировать  умение ориентироваться в ближайшем культурном окружении и отражать это в своей деятельности ;
  • Развивать интерес к истории названия улиц, поисково-исследовательские навыки;
  • Воспитывать любовь к родному городу.



Предварительный просмотр:

В Абакане более 300 улиц.

         Улицы Абаканская, Гавань, Мостовая, Набережная, Нагорная и ряд других, расположены в предмостном районе. Вблизи Набережной в прошлом селилось состоятельное население, здесь же возводились общественные здания. На этой улице, первой сформировавшейся в с. Усть- Абаканском, в 1863 году появилось здание первой школы, в которой обучалось 12 учеников. Школа принадлежала министерству  просвещения, но фактически руководство процессом обучения осуществляла церковь. В здании помещались класс для занятий, общежитие и квартира учителя.

         Дальше от реки шли улицы мастеровых: Кожевенная, Бондарная, Овражная, Островная, Раздольная. Они были застроены небольшими домами и частично юртами коренных жителей.

         Новые улицы начали формироваться в начале 30-х г.г ХХ века в районе железнодорожного вокзала.

         Улица Вокзальная в середине 30-х годов, на ней были выстроены двухэтажные дома для железнодорожников (сейчас на этом месте привокзальный сквер), рядом построили большое одноэтажное здание клуба.

         Затем –улица Первая (позже ул. Ленина, ныне Пушкина). В 1931 году закладывается Пятая улица (позже Октябрьская, затем пр. Ленина). Она была застроена двумя рядами деревянных двухэтажных домов, которые многие десятилетия формировали её вид, начиная от парка «Орленок» и до улицы 40 лет Октября. Ровная возвышенность этой части города была недоступна разливам рек, поэтому район быстро застроился и вскоре представлял собой центр города.

        Большинство улиц Абакана – это современная его история. Они появились в эпоху крупных, переломных событий.

        Проспект Ленина, улицы Маркса, Энгельса, Октябрьская, Баумана, Дзержинского, Урицкого, Кирова, Орджоникидзе, Димитрова, Розы Люксембург, Тельмана напоминают  о событиях революции 1917 года, о её вождях.

        Улицы Чапаева, Щорса, Фурманова, Котовского, Щетинкина, Бограда, Павших Коммунаров, Партизанская – это память о времени гражданской войны.

         Улицы Колхозная, Совхозная, Второй пятилетки, Ленинского Комсомола, Профсоюзная, Советская отразили этапы социалистических преобразований, новые организации и понятия.

         Улицы Чкалова, Челюскинцев напоминают о легендарных событиях 30-х г.г.ХХ века, успехах в освоении Арктики.

         В 30-40 годы 18 улиц города были названы в честь классиков литературы и советских писателей, деятелей музыкального искусства, русских ученых. Это улицы Пушкина, Лермонтова, Герцена, Чехова, Тургенева, Крылова, Чернышевского, Гоголя, Тараса Шевченко, Горького, Маяковского, Островского, Гайдара, Фадеева, Макаренко, Чайковского, Менделеева.

          Много улиц названо в честь различных городов и местных населенных пунктов: Абазинская, Аскизская, Бейская, Братская, Белоярская, Енисейская, Запорожская, Игарская, Красноярская, Минусинская, Пирятинская, Саралинская, Таштыпская, Тувинская.

          В годы Великой Отечественной войны появились улицы в честь полководцев и героев войны – Нахимова, Богдана Хмельницкого, Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной.

          Двенадцать улиц были названы в память о видных земляках, оставивших заметный след в жизни города: Итыгина, Доможакова, Чебодаева, Чертыгашева, Катанова, Дружинника Курочкина, Семьи Станишевских.

         В названии трех улиц увековечен подвиг изыскателей трассы Абакан- Тайшет: Кошурникова, Журавлёва, Стофато.

        Улица Кати Перекрещенко. Бывшая пионервожатая школы № 10, комсомолка. На фронт ушла добровольцем. В боях спасла жизнь 321 раненому бойцу. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом доблесть и мужество была награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

         Улица Суворова. Суворов Г.- выпускник Абаканского педагогического училища, поэт. Проявил себя во время блокады Ленинграда. В феврале 1944 года Георгий был смертельно ранен при переправе через реку Нарва.

        Улица Попова. Попов П.Ф. до войны работал учителем  в школе №30 Абакана. Во время войны  участвовал в освобождении Киева, Винницы, Воронежа. Звание Героя Советского Союза присвоено за мужество и умелое командование взводом в боях за Днепр. Умер от тяжелых ран в марте 1944года и похоронен на Украине.

        Улица Макаренко. Герой Советского Союза сержант. Участвовал во многих боях, в том числе под Ленинградом. До войны Николай работал матросом, а потом мотористом  спасательного катера на р. Абакан.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Вот эта улица, вот этот дом» Выполнила: Сотникова Т,П. воспитатель 1 категории МДОУ "Д/с "Зоренька" г.Абакан

Слайд 2

Тема проекта : «Вот эта улица, вот этот дом» Тип проекта: информационно-ориентированный, краткосрочный Срок реализации: 1 неделя. Участники проекта : дети старшей группы «Пчелки» , воспитатели, родители Результат проекта : создание макета микрорайона, оформление книги «История улиц города Абакана», презентация ее другим детям.

Слайд 3

Обогащение знаний детей об истории названий улиц города Абакана. Задачи: Формировать умение ориентироваться в ближайшем культурном окружении и отражать это в своей деятельности ; Развивать интерес к истории названия улиц, поисково-исследовательские навыки; Воспитывать любовь к родному городу. Цель проекта:

Слайд 4

Модель трех вопросов Подготовительный этап: Модель трех вопросов Что мы знаем? Что хотим узнать? Как это сделать? Мы живем в городе Абакане Ира Б. В нашем городе все улицы разные. Дима П. Наш детский сад находится на улице Итыгина Кира С. Сколько улиц в нашем городе? Света О. Почему наша улица называется Итыгина ? Артем С. Какие улицы есть еще в нашем микрорайоне? Кирилл Ш. Попросить родителей узнать сведения через интернет. Ваня С. Найти в энциклопедии. Маша Д. Сходить на экскурсию в музей, по улицам города Вика Л.

Слайд 5

Дорогие мамы и папы! Нас очень интересует история названий улиц в нашем городе. Помогите нам , пожалуйста: -найти информацию в интернете или в библиотеке ; -разработать маршрут движения от дома до детского сада; -сделать макет нашего микрорайона «Западный»; -оформить книгу « История улиц города Абакана». Ваши дети Обращение к родителям

Слайд 8

Ресурсное обеспечение проекта Карта , фотографии города Абакана, портрет Итыгина Г.И. Дидактические игры «Что раньше, что теперь?», «Гостеприимный город»,«А у нас во дворе», «Кубики». Схемы, модели. Технические средства : ноутбук, мультимедиа

Слайд 9

Расширились и углубились представления детей о родном городе. У детей повысилась познавательная активность, интерес к исследовательской деятельности. Дети выражают свое отношение к родному городу в изобразительной, театральной, игровой, трудовой деятельности. Родители стали единомышленниками педагогов, способными оценить возможности ребенка и вместе с педагогами участвовать в формировании патриотических чувств ребенка . Итоги реализации проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «говорящая стена», как средство организации работы по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста.

В статье идет речь о формировании основ безопасности у детей  дошкольного возраста посредством интерактивной технологии "Говорящая стена", о ее внедрении в предметно - развивающую среду...

"Путь в сказку» Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Актуальность заключается в том, что решение задач направлено на развитие: личности ребенка, памяти, внимания, мышления. Дети учатся адекватному реагированию: пониманию эмоционального состояния другого...

Семинар-практикум из опыта работы по теме: «Формирование этических основ личности ребёнка дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

quot;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет в...

Методическая разработка Формирование эмоций детей старшего дошкольного возраста через игровые технологии

Формирование базовых эмоций и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста  является актуальной проблемой современности. Однако, данной проблемой занимались многие педагоги, психо...

Консультация для педагогов "Формирование основ патриотизма в дошкольном возрасте через проектирование, квест, интерактивные технологии»

Материал может быть полезен для педагогов :повысить  компетентность в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников  посредством использовании инновационных технологий....