Семинар-практикум из опыта работы по теме: «Формирование этических основ личности ребёнка дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
статья (младшая группа)

Бусыгина Светлана Николаевна

"Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые" - В. А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6

Адмиралтейского района

Семинар-практикум из опыта работы

По теме:

«Формирование этических основ личности ребёнка дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

ТЕАТР – ВОЛШЕБНЫЙ МИР

Воспитатель: Бусыгина С.Н.

Санкт-Петербург

2022 год

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: чести, правдивости, чувства дома, любви и уважения к труду. Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения.

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке зарождаются те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.

Работая с детьми дошкольного возраста,  я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра, а также театрализованная игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то именно этой деятельности необходимо уделять самое пристальное внимание.

Театрализованная деятельность даёт большой простор для творческих проявлений ребёнка. Она развивает творческую самостоятельность детей, побуждает к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживает стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест.
         
В. А. Сухомлинский  писал "Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые"

Актуальность избранной мной темы на современном этапе очевидно: педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться её главных принципов: развитие, творчество, игра. А помочь ему должен взрослый - педагог, в данном случае – Я, воспитатель, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.

Целью данной работы является: формирование художественно-эстетического развития, всесторонне – развитой творческой личности, воспитание нравственных качеств дошкольника средствами театрализованной деятельности.

Для достижения данной цели определены следующие задачи: 

• пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;

• использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра;

• формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;

• развивать формирование простых навыков творческого воображения дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.

• воспитание нравственных качеств.

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

В связи с этим мною был разработан тематический план театрализованных занятий во 2 мл. группе, подбирались методы и приемы работы.

СЛАЙД №1

            Сентябрь

Знакомство детей с русскими народными сказками 

  1. Чтение и прослушивание звукозаписей: «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба»
  2. Рассматривание игрушек, сюжетных картинок и иллюстраций к сказкам.

Формирование представлений о различных видах театра.

  1. Подготовка атрибутов к инсценировке сказки и театрализованное представление - инсценировка сказки «Курочка Ряба»
  2. Театр на столе: показ сказки «Волк и семеро козлят»

СЛАЙД №2

            Октябрь

Учить импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок;

  1. Чтение и прослушивание звукозаписей детских сказок: «Репка», «У страха глаза велики»;
  2. Разучивание пальчиковой игры: «Репка»
  3. Знакомство с театром би-ба-бо.
  4. Театрализация рус. нар. сказки «Репка»

СЛАЙД №3

           Ноябрь

  1.  Чтение и прослушивание рус. нар. сказок: «Три медведя», «Гуси-лебеди»
  2. Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди» с показом настольного театра.
  3. Проведение подвижных игр «Лиска – лиса», «У медведя во бору»

СЛАЙД №4

          Декабрь

Знакомство с понятиями «эмоции», «пантомимика», умение распознавать эмоциональные состояния других.

  1. Упражнения «Изобрази эмоцию», имитационные задания
  2. «Изобрази героев сказки и их голоса»

СЛАЙД №5

Продолжать учить импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок;

  1. Инсценировка рус нар сказки «Три медведя» с использованием театра масок.

СЛАЙД №6

          Январь

Активизировать познавательный интерес детей, привлекая их к совместной театрализованной деятельности;

  1. Рассматривание игрушек, сюжетных картинок и иллюстраций к сказкам.

Развивать дикцию, используя скороговорки, стихи.

  1. Работа с помощью мнемодорожек - скороговорки, стихи.

СЛАЙД №7

          Февраль

Индивидуальная работа. Пополнять словарный запас.

  1. Чтение стихов, потешек, работа с загадками, пословицами.
  2. Использование раскрасок и разрезных картинок по сказкам.

СЛАЙД №8

          Март

Способствовать развитию правильного речевого дыхания, речевого аппарата.

  1. Игры и упражнения на речевое дыхание. Зарядка для губ. Заучивание текста.

С помощью муз. руководителя на муз. занятиях: учились согласовывать свои действия с действиями других детей;

  1. Разучивание танцевальных движений и пение детских песенок.

СЛАЙД №9

          Апрель

Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру, также закрепить умение согласовывать свои действия с другими детьми

  1. Ряженье в костюмы героев сказок для игр – драматизаций.

Обучить детей технологии рассказа рус. нар. сказок с помощью технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - развитие гибкого мышления и фантазии

  1. Пересказ сказок детьми, с опорой на мнемотаблицы и героев настольного и магнитного театра;

СЛАЙД №10

          Май

Помочь детям лучше понять  характеры героев и на этой основе определиться с движениями. 

  1. Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов (К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька», Н. Павлова «На машине»).

СЛАЙД №11

Знакомство с «платковым» театром, обучить правильному использованию атрибутов.

  1. Театрализация рус. нар. сказки «Колобок» по средствам платкового театра.

СЛАЙД №12

Огромную помощь оказывают родители. Они участвуют в изготовлении декораций, придумывают и делают сценические костюмы или их элементы, а так же принимают участие в наших играх - драматизациях и сами, под нашим руководством и руководством муз. руководителя, разыгрывают небольшие сценки.

СЛАЙД №13

            Мы, взрослые, тоже участвуем в представлениях, где берём на себя роли отрицательных

             и положительных персонажей.

           Любой спектакль, поставленный совместно с малышами и их родителями, любой

праздник с элементами театрально - игрового творчества - это прежде всего игра, которую мы, взрослые, помогаем ребёнку организовать, украсить, придать ей особый вид сказочного действия, и играем мы в эту игру вместе. 

Данный вид деятельности благополучно сказывается  на взаимоотношениях детей в коллективе. В результате проведенной работы подтвердилось  то, что игры благополучно влияют на взаимоотношения детей со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.

Я, как педагог, занимаясь по данной системе театрализованной деятельностью, получаю удовольствие, радость, от самого процесса совместной творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через игру»

Содержание        Введение1. Формирование математических способностей через игру как фактор успешного развития познавательных способностей детей дошкольного во...

Презентация опыта работы на тему «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

  Презентация опыта работы на тему «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

Здравствуйте уважаемые педагоги.Делюсь свами обобщением опыта по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста  посредствам театрализованной деятельности"...

"Путь в сказку» Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Актуальность заключается в том, что решение задач направлено на развитие: личности ребенка, памяти, внимания, мышления. Дети учатся адекватному реагированию: пониманию эмоционального состояния другого...

Система работы по теме: « Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

Система работы по теме: « Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализован...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Ее изу...