Воспитание основ патриотизма детей дошкольного возраста
методическая разработка

Путилова Наталья Михайловна

/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путилова Наталья Михайловна,

 старший воспитатель

 МАДОУ «Детский сад «Радуга», Артинский ГО

Воспитание основ патриотизма детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становление личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда  убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Дошкольный возраст – это особое время в становлении личности, когда зарождаются основы человеческих ценностей. Исследователями обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, и на его основе – навыки поведения, в которых проявляется гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности. В дошкольном возрасте нравственные качества формируются, зарождаются. Но при этом важно понимать, правильно ли проходит процесс зарождения, грамотно ли выстраивается последовательность «нарастания» качеств, учитываются ли возрастные, психологические особенности детей в организации процесса патриотического воспитания. Только правильно организованный процесс патриотического воспитания дошкольника создает прочный фундамент, на котором в последующем будет выстраиваться личность младшего школьника, подростка, юноши, взрослого человека. В процессе патриотического воспитания дошкольников мы выделяем четыре этапа.

 Первый этап – наиболее важный и трудоемкий. На этом этапе надо сформировать чувство доверия к миру, к людям, окружающего малыша, эмоциональное благополучия, ощущение уверенности и защищенности.

 На первом этапе формирования патриотических чувств дошкольника педагог воспитывает социальные чувства – любовь, сопереживание, сочувствие, готовность поддерживать друг друга, быть готовым помочь тому, кто в этом нуждается, т.е. уделяет внимание общему нравственному воспитанию, которое будет направлено на другого человека, на близких людей, на привязанность к своему дому, родителям. Основными методами воспитания на этом этапе является практика нравственного поведения, включающая ситуации, направляющие ребенка проявлять внимание, заботу о людях, его окружающих, детях и взрослых: «Пожалей Катю, она упала, ударилась, ей больно. Помоги ей встать, скажи Кате хорошие слова, чтобы она улыбнулась», «Давай подумаем, как поздравить твою маму с днем рождения, чем ты можешь ее порадовать», «Ребята, сегодня день добрых дел, постарайтесь в течение дня сделать побольше добрых дел, а вечером мы поговорим, кто и какие добрые дела совершил, и порадуемся друг за друга». Метод практического действия сочетается с показом, объяснением, упражнением, похвалой.

Второй этап – на этом этапе, продолжая все, что формировали на первом этапе, больше внимания уделяем приобщению ребенка к народному, национальному – читать сказки, заучивать  пословицы, поговорки, слушать и петь народные песни, разучивать народные танцы, знакомить с народными игрушками, учиться их делать самим, участвовать в праздниках (Масленица, Пасха). Знакомим с традициями, обычаями своего народа и других национальностей. На этом этапе работаем над формированием интереса к творчеству своего народа, желанием приобщиться к нему, научиться поделкам, заинтересовать детей заучивать народные пословицы и поговорки. Методы на этом этапе: изучение песен, слушание сказок, разучивание игр, изготовление предметов народного быта и др.

Третий этап – формирование представлений о ближайшем окружении, своем поселке, городе, о стране, о людях, их труде, о защите Родины и Отечества. На этом этапе расширяем представления о стране.  Воспитатель знакомит с поселком, в котором живут дети. С достопримечательностями и интересными местами, с тем, чего нет в других поселках. Изучают герб поселка, района, области. Наблюдают с детьми за тем, как взрослые заботятся о поселке, что делают для того, чтобы наш поселок был чистым, красивым и удобным для жителей. Рассказывает о стране: ее название, ее флаг, герб, рассматривают карту мира и находят на ней нашу страну. Рассматривают политическую карту мира, находят Свердловскую область, столицу нашей страны. Затем рассматривают географическую карту и смотрят, какие у нас есть реки, моря, океаны. Цель данного этапа – вызвать у детей интерес к своему поселку,  к своей стране, желание уважать поселок и страну, где родился и живешь, уважать жителей своего поселка, людей с ограниченными возможностями здоровья,  желание еще больше узнавать  и рассказывать о своей малой и большой Родине. Методы: наблюдения, экскурсии, обсуждения, заучивание стихов о Родине, практическая деятельность по уборке и украшению своей группы, участка детского сада, рассказы детей на тему о путешествиях по нашей стране, области, посещения театра, музеев, парков и др.

Четвертый этап – формируем у детей представления о других странах мира, о культурах разных народов, о деятельности людей в разных странах. Педагог учит сравнивать нашу страну с другими, подчеркивая своеобразие нашей страны. Формирует у детей представление о том, что на планете Земля много разных стран и наша страна одна из них. Каждая страна отличается от другой страны названием, местоположением, климатом, культурой, языком, на котором говорят люди т др. Но во всех странах живут дети, они играют в игры, дружат друг с другом, уважают взрослых, помогают родителям, отмечают праздники. Цель данного этапа – воспитывать уважение и интерес к другим народам, другим странам. Методы на этом этапе – беседы, рассказы о путешествиях с родителями в другие страны, рассматривание фотографий, картин, просмотр видео и кинофильмов, разучивание игр разных народов, культур других национальностей. Так, ребенок привыкает ценить и любить свою страну и толерантно относиться к людям Земли, видит общее и различное в странах и у народов.

Все четыре этапа связаны между собой, и ни один из них не заканчивается, а педагог, переходя к другому этапу, продолжает закреплять, расширять и углублять то, что было сформировано на предыдущем. Патриотическое воспитание – это длительный процесс, который длится всю жизнь человека. Процесс, участниками которого должны быть дети, дошкольная образовательная организация и  семья. Этот процесс должен стать в современной России национальным приоритетом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного возраста

Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного возраста ...

Курсовая работа «Проектная деятельность педагога ДОО по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста».

Тема: «Проектная деятельность педагога ДОО по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста»....

Формирование основ патриотизма в дошкольном возрасте через технологию проектирования

В статье представлен опыт работы по формированию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Через технологию проектирования отражена работа по ознакомлению детей с малой родиной: городом...

Круглый стол для педагогов по теме «Роль сохранения традиций в воспитании патриотизма детей дошкольного возраста».

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе....

Консультация для педагогов "Формирование основ патриотизма в дошкольном возрасте через проектирование, квест, интерактивные технологии»

Материал может быть полезен для педагогов :повысить  компетентность в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников  посредством использовании инновационных технологий....

Круглый стол для педагогов по теме «Роль сохранения традиций в воспитании патриотизма детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самыхактуальных задач нашего времени.В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что в...

Доклад «Роль сохранения традиций в воспитании патриотизма детей дошкольного возраста»

Цель: повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;Задачи:- обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;- вы...