Аналитическая справка
методическая разработка (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №19 Курортного района Санкт-Петербурга
Аналитическая справка
«Создание развивающей предметно-пространственной среды
в соответствии с ФГОС ДО»
Шахова Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Санкт-Петербург
2015
1.Название: Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе».
2. Дата проведения анализа: январь -март 2015г.
3. Характеристика группы (возрастные, гендерные особенности, особенности физического, речевого развития и др.)
4. Факты, полученные в результате анализа развивающей предметно-пространственной среды:
- безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе;
- реализация ОП ДО (отражение образовательных областей);
- учет возрастных особенностей детей;
Безопасность и психологическая комфортность детей в группе.
- Комфортная предметно- пространственная среда: У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для групп определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катании, игры с крупными двигателями. Группе четырехлетних необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с большим количеством атрибутов.Поэтому в группе зоны располагаются так, чтобы у детей была возможность уединиться, но при этом сам педагог видел, но не мешал тем детям, которым необходима условная изоляция в данный момент (например, уголок конструирования и моделирования «Крепость» с деревянными и пластмассовыми частями конструктора и необходимым количеством игрушек - машинок, паровозов, тракторов), но и между зонами имеется достаточно большое пространство для уовлетворения детей в активном движении. Все, что находится в группе располагается в свободном доступе для ребенка, в нескольких вариациях - от простого варианта до сложного, для возможности самостоятельного развития ребенка.
- Одна из основных черт ребенка — инициативность, самостоятельность. Окружающая среда содержит достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать, при минимальной помощи взрослых (например, уголок конструирования и моделирования с деревянными и пластмассовыми частями конструктора и необходимым количеством игрушек - машинок, паровозов, тракторов; спортивный уголок, театральный уголок и др.). При этом зоны расположены так, что при самостоятельной детской активности внутри группы сферы между собой не пересекаются.
- Не раздражающее цветовое решение интерьера: в группе крупные, «малоподвижные» предметы обстановки окрашены в спокойные охристые тона: детский комплекс «Крепость»,книжные, театральные уголки,уголок рисования. Также в группе присутствуют яркие предметы: детские игрушки, предметы домашней утвари, в насыщенный голубой тон окрашен интерьер сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Больница», в нежный салатовый тон окрашен уголок для девочек «Кухня». Для визуального психологического комфорта, одомашнивания интерьера в группе имеется природный уголок с достаточным количеством комнатных растений, за которыми дети имеют возможность учиться ухаживать, а в раздевалке группы создана галерея детских работ, созданная для включения родителей в жизнь детей и создающая позитивные и приятные настроения родителей и детей.
- Гибкость, трансформируемость, вариативность: все игрушки, с которыми могут играть дети самостоятельно, находятся на открытых полках, в непосредственной доступности, зоны достаточно мобильны, могут менять свое расположение в зависимости от ситуации (например, театральный уголок на выкатывающихся ножках для показа кукольного спектакля).
- Полифункциональность игрового оборудования + предметы-заместители. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.Для этого в группе имеется игровое оборудование, которое имеет полифункциональное значение (например, игрушки- персонажи, строительные наборы и др.).
- Безопасность: для безопасного нахождения детей в группе вся мебель расставлена по периметру помещения, все предметы мебели с закругленными краями, все мелкие предметы (такие как детали мозаики), находятся в коробках с плотно закрывающимися крышками. Также в группе находится уголок безопасности, в котором находятся методические пособия для изучения правил дорожного движения, безопасного нахождения детей на улице и др. методические пособия. В группе имеется уютное и безопасное место для отдыха. Это мягкая мебель рядом с уголком рисования и видом на уголок природы.
Реализация ОП ДО
В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития) :
• уголок для сюжетно ролевых игр;
• уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;
• книжный уголок,
• уголок настольно печатных игр;
• уголок математических игр;
• уголок природы и экспериментирования с водой и песком;
• спортивный уголок;
• уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования) ;
• уголок конструктивной деятельности;
• уголок наш город Санкт-Петербург.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм лепки, аппликации, конструирования из бумаги, схемы для использования при конструкторских играх и др.)
Уголок для сюжетно ролевых игр;
В связи с тем, что игровые замыслы детей 3-4(5) лет весьма разнообразны, весь игровой материал в данном уголке размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их. Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.
В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. В детской деятельности начинает занимать особое место совместная игра с партнерами-сверстниками. Дети действуют с разнообразными мелкими фигурками-персонажами в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами, мелкие фигурки-персонажи которые выполняют функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми игры.
Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб — это игровые макеты с "насельниками" (тематическими наборами фигурок-персонажей) и предметами оперирования.
Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещены в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро "населен", по желанию играющих) .
Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:
• Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, Кот в сапогах)
• Настольный театр (Три поросенка, Кот в сапогах, Колобок, Теремок, Зимовье, Маша и медведь)
• Настольные игры из серии «Играем в сказку»
• Пальчиковый театр
• Театр с игрушками Бибабо
• Театр картинок
• Перчаточный
• Маски персонажей и костюмы
• Музыкальные инструменты
• Диски с музыкой и сказками
• Декорации и ширма
• Портреты великих композиторов
• Картотека музыкальных и театрализованных игр
Книжный уголок:
• Книги подобранные по возрасту и по текущей теме
• Портреты писателей и поэтов
• Сюжетные картинки
• Схемы для заучивания стихотворений
• Схемы для пересказа произведений
• Настольно-печатные игры по развитию речи
• Мнемотаблицы
Уголок математический:
• Настольно-печатные игры «Развиваем внимание» «Сложи картинку», «Учимся сравнивать» и др.
• Логические кубы
• Логика и цифры
• Сложи узор
• Цветное лото
• Головоломка «Шестиугольник»
• Математический планшет
• Блоки Дьенеша
• Палочки Кьюзенера
• Найди фигуру
• Выкладываем дорожки
• Логические цепочки
Уголок природы и экспериментирования с водой и песком:
• Календарь природы
• Картотека прогулок, опытов, экспериментирования
• Настольно-печатные игры по экологии (Ботаническое лото, лото растений и животных, Во саду ли в огороде, Времена года)
• Домино (фрукты, овощи, животные и т. д.)
• Пазлы
• Таблицы
• Мини лаборатории
• Мини музей «Вода-волшебница»
Спортивный уголок:
• Мячи большие, средние, маленькие
• Обручи
• Флажки
• Гантели
• Гимнастический мяч
• Кольцебросы
• Мешочки для метания
• Скакалки
• Кегли
• Боулинг
• Городок
• Дорожки здоровья
• Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна
Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования) :
• Акварель
• Гуашь
• Кисти разных размеров и материалов
• Бумага разной фактуры
• Ножницы
• Трафареты
• Палитры
• Пластилин
• Глина
• Тесто для лепки
• Формы для лепки
• Карандаши
• Фломастеры
• Дидактический материал из серии «Искусство детям»
• Настольно-печатные игры (Чудо узоры, «Цветные карандашики»)
• Схемы смешивания красок
• Картины известных художников
• Образцы изделий декоративно -прикладного искусства
• Раскраски по темам
Уголок конструктивной деятельности:
• Конструктор разных размеров и форм и материалов
• Схемы построек
• Мозаики разных форм и размеров
• Бумага для оригами
• Природный материал
Уголок наш город Санкт-Петербург:
• Символика нашей страны
• Фото книги по городам России
• Карта России
• Глобус
• Маршрут- карта
• Электронный гид на дисках
• Настольно-печатные игры из серии «Достопримечательности России», «Волшебный Петербург», «Наш город»
• Пазлы «Герб России»
• Домино «Наш город», «Где я живу», «Мой дом»
• Конструкторы «Архитектура Санкт-Петербурга»
• Книги по истории города
Учет возрастных особенностей
1. С трех лет дети становятся более требовательными к "похожести" игрушек на реальные вещи. Поэтому предметно-развивающая среда сохраняет некоторые особенности среды для детей первой младшей группы, но в то же время их состав может быть обогащен обогащен прототипической ширмой-"прилавком" (имеющей многофункциональное значение — магазина, аптеки и пр., в зависимости от расширяющихся детских игровых интересов). Наряду с прототипическим маркером многофункционального "транспортного средства" — ширмой-автомобилем, или вместо него, может использоваться скамеечка со съемным рулем на одном конце (на ней помещаются "водитель" и пара пассажиров).
Игрушки-персонажи (куклы и антропоморфные мягкие животные) для детей 3-4 лет приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размерах (до среднего). Также для этого возраста полезны прототипические по облику игрушки-персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских телепередач (среднего размера — до 10-15 см.), с которыми ребенок может разыгрывать соответствующие сюжетные события. Для такой игры необходим набор персонажей (по крайней мере, два персонажа) из одного смыслового контекста (например, Филя, Хрюша и Каркуша из телепередачи "Спокойной ночи, малыши"; Красная шапочка и Серый волк; крокодил Гена и Чебурашка и т.п.). Полезны будут эти персонажи как в виде обычных кукол, так и в виде наручных кукол би-ба-бо, плоскостных фигур на подставках (все — среднего размера).
Полифункциональные материалы практически те же, что и в первой младшей группе. Все большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, для гаражей, зоопарков и пр., в связи с расширяющейся тематикой детской игры)
2. Для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катании, игры с крупными двигателями. Группе четырехлетних необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с большим количеством атрибутов.
Вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о педагогической деятельности
Аналитическая справка о педагогической деятельности МАЛАЧЕВОЙ ИРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ Воспитателя МБДОУ Березовский ДС «Семицветик» Образовательное учреждение: Шарыповский район, муниципальное бю...
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О МБДОУ
Работая в должности старшего воспитателя, мне часто приходится составлять информационные справки о своем учреждении, которые затем сопровождают различные плановые документы стратегического и тактическ...
Аналитическая справка о деятельности воспитателя
В этой справке отражена моя педагогическая деятельность...
Аналитическая справка по теме "Адаптация детей в ДОУ"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 4 «Золотой ключик» (МБДОУ № 4 «Золотой ключик») ...
Справка в аттестационную комиссию для повышения квалификации.1. Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.2.Организация развивающей предметно- пространственной среды группы.
Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.Дана воспитателю Романишко Татьяне Леонидовне воспитателю МБДОУ -...
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!