Комплекс занятий по сенсорному воспитанию и развитию действий с предметами "Во саду ли, в огороде".
учебно-методический материал по теме

Усачева Ольга Юрьевна

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.

Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс занятий по сенсорному воспитанию и развитию действий с предметами

«Во саду ли, в огороде».

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие

руки с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее… »

В. А. Сухомлинский

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.

Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

 Деятельность детей раннего возраста носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения. Для успешных экспериментирований  ребенку необходимо развивать мелкую моторику пальцев рук, которая в дальнейшем способна «запустить» развитие речи ребенка. Поскольку исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности.

Таким образом, представленные в данном комплексе  занятий пальчиковые игры, игры с прищепками и липучками помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания. Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи.

Задачи разработанного комплекса занятий:

 1. Обогащать сенсорный опыт детей 2-3 лет.

 2. Развивать познавательную активность детей.

 3. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.

 4. Развивать внимание детей, воспитывать усидчивость.

Занятие №1. «Собираем урожай».

Задачи: закрепление знаний  об овощах и фруктах; умение дифференцировать предметы по определенному признаку; развитие умения действовать с липучкой; закрепление знаний об основных цветах.

Материал:  перчаточная кукла Бабушка Анфиса; корзины, вырезанные из ковролина; цветные овощи (огурец, капуста, морковь, помидор) на липучке; цветные фрукты (груши, яблоки).

Ход занятия:

Детям предлагается подготовить свои пальчики к работе при помощи пальчикового бассейна (в глубокой емкости насыпаны фасоль и горох).

Мы капусту рубим, рубим    (Дети ребрами ладони стучат по насыпанной крупе)

 Мы морковку трём, трём     (Дети между ладошками «перетирают» крупу)

 Мы капусту солим, солим   (Дети берут в щепотку крупу, пересыпают ее)

 Мы капусту жмём, жмём     (Дети выполняют «жамкающие» движения с крупой). 

Сюжет занятия.  В гости приходит Бабушка Анфиса (перчаточная кукла) и рассказывает о своем урожае в огороде. Рассказывает о форме, цвете предметов (капуста – круглая, зеленая; помидор – красный, круглый и т.д.).  Теперь ей нужна помощь. Она предлагает  помочь собрать овощи и фрукты в отдельные корзины.

На ковре в случайном порядке разложены фрукты и овощи. Задача детей – собирать урожай, т.е. брать по одному предмету и приклеивать его при помощи липучки в нужную корзину.

Занятие №2. «Заготовки на зиму».

Задачи: закрепление знаний о форме и цвете предметов; 

Материал: перчаточная кукла Бабушка Анфиса; банка с консервированными овощами для показа; бумажные заготовки на каждого ребенка (банка,  цветные силуэты огурцов и помидор), клей.

Ход занятия:

Бабушка Анфиса (перчаточная кукла) вновь приходит в гости и  благодарит детей о собранном урожае. Теперь она предлагает сделать заготовки на зиму. Взрослый демонстрирует банку с консервированными овощами и обсуждает с детьми о том, какие овощи там засолены (название, цвет, форма). Затем взрослый предлагает детям выполнить аппликацию «Соления в банке».

Занятие № 3. «За ягодами»

Задачи: закрепление умения действовать с прищепками.

Материал: прищепки в форме клубники; картонные заготовки – корзины; перчаточная кукла Аленушка; корзина; резиновая/пластиковая клубника.

Ход занятия:

Перед началом занятия взрослый предлагает детям размять свои пальчики при помощи пальчиковой гимнастики:

Раз, два, три, четыре, пять        (Загибаем пальчики правой руки на каждый счет)

В лес идем мы погулять.         («Шагательные» движения пальчиков по столу)

За черникой,                             (Загибаем по одному пальчику)

За малиной,

За брусникой,

За калиной,

И клубнику мы найдем,

Вмиг братишке отнесем.

Сюжет занятия. В гости к ребятам приходит Аленушка (перчаточная кукла). Она рассказывает, что была в лесу и собрала там много клубники (демонстрирует полную корзину ягод). Затем предлагает ребятам помочь ей.

Взрослый раздает каждому ребенку по картонной заготовке (корзинка) и прищепкам-клубничкам. Дети прикрепляют прищепки к корзинке.

Затем Аленушка благодарит ребят, что они так постарались и так много собрали ягод.

Занятие №4.  «Зубастики».

Задачи: упражнение в сличении предметов по цвету, закрепление названий основных цветов; закрепление умения действовать с прищепками.

Материал: прищепки разных цветов (красный, желтый, зеленый). Силуэты из цветного картона (помидор, огурец/капуста, репа).

Ход занятия:

— Жили-были разноцветные зубастики (прищепки). Какого они цвета? (Красный, желтый, зеленый.) Зубастики любили все грызть. Но каждый зубастик выбирал только предметы своего цвета:

  Красный зубастик ест помидор,

  Желтый за репкой полез за забор,

Зеленый зубастик ест огурец.

Всех угостил ты! – Вот, молодец!

Дети «угощают» зубастиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по сенсорному воспитанию и развитию

Развитие сенсомоторики«Белка учится считать»Цель:развивать внимание, моторику пальцев рук, зрительную память, закрепить понятия «один», «много», совершенствовать двигательную активность детей, ф...

Традиционное комплексное занятие по сенсорному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Прогулка по лесу»

Сенсорное развитие ребёнка было и остаётся моментом, определяющим темп и динамику всего познавательного развития на всех последующих этапах его детства. Это удивительный источник обогащения детского с...

Конспект занятия по сенсорному воспитанию и развитию речи детей в первой младшей группе «Собери лепестки по цвету»

Занятия по сенсорному воспитанию и развитию речи детей в первой младшей группе"Собери лепестки по цвету"  Программное содержание.-Учить детей рисовать предмет круглой  формы...

Конспект открытого занятия в КГП по сенсорному воспитанию и развитию действий с предметами на тему: "Тропинка для мишки"

Цели:-закрепить знания основных цветов; -учить детей сооружать элементарные постройки по образцу;- закрепить название деталей; - активизировать активный и пассивный словарь детей за счет слов: тр...

занятие по сенсорному воспитанию в 1 младшей группе детского сада

Формировать представления детей о цвете, форме , величине....

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами у детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями

Уровень развития вашего малыша в раннем возрасте определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необ...