КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
план-конспект занятия (младшая группа) на тему
сенсорика в 1 младшей группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Занятие № 1
Тема: Различение и называние цвета предметов. Дидактическое упражнение «Паровоз».
Цель: упражнять детей в различении и назывании цветов; учить отчетливо и по возможности длительно произносить звук «у».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети сидят за поставленными в ряд столами. На подносах лежат карандаши трех цветов. Воспитатель разрешает всем взять с подноса по карандашу: «Выбирайте любой! У кого какой?» Он проверяет, как выполнено задание, уточняет цвет карандаша. Упражнение повторяется 2-3 раза.
Далее педагог предлагает взять карандаш определенного цвета: «Найдите красный карандаш». Приглашает собаку Бобика проверить, как выполнено задание. Если оно выполнено правильно, Бобик лает; если нет - рычит, сердится. Упражнение повторяется 2-3 раза.
Педагог убирает карандаши и показывает игру - точный паровоз. Приглашает послушать, как гудит паровоз: у-у-у-у /произносится достаточно громко и протяжно /, просит малышей погудеть вместе и по одному.
Затем воспитатель организует игру «Позови паровоз». «У-у-у-у» - гудит ребенок, и паровоз «едет» на его звук. Если малыш гудит тихо или «песня» получается очень короткой, паровоз может «не услышать» ее. Воспитатель обращает на это внимание ребенка и предлагает погудеть громче или гудеть дольше.
В заключение игры желательно давать детям послушать, как гудит заводной озвученный паровоз.
Далее воспитатель прицепляет к паровозу вагончик и сообщает, что в вагончике лежат картинки, которые дети будут рассматривать. Дети берут по одной картинке, называют изображенный предмет и его цвет: «У меня красный мяч», «На моей картинке зеленый крокодил», «Посмотрите, какой у меня цыпленок желтенький» и т.д.
Занятие № 2
Тема: Дидактическая игра «Узнай и назови овощи».
Цель: Учить детей узнавать и называть овощи; понимать и выполнять инструкцию «возьмите по одному»; повторять за воспитателем несложные фразы; использовать в речи существительные «овощи».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель сообщает детям, что в корзине, которая стоит на столе, лежат овощи. «Сейчас я буду доставать овощи по одному. Посмотрю, знаете ли вы их»- говорит педагог и достает морковь, лук, картофель, помидор, капусту. После того как овощи будут названы, кладет их обратно в корзину. Если это целесообразно, спрашивает о цвете, размере, назначении овощей.
«Дети - продолжает воспитатель - кукла Машенька решила сварить суп. Она взяла большую кастрюлю, налила в нее воды и поставила на плиту /выполняет названные действия /. Теперь Машеньке потребуются овощи: морковь, лук, картошка? Картошка нужна? Дети, кто хочет принести Машеньке картошку?
Воспитатель ставит корзину с овощами на детский стул, чтобы детям удобно было брать из нее овощи.
«Иди, Костик, найди в корзине картошку, - приглашает педагог ребенка. Что у тебя в руке? Диана, что достал Костик? Отнеси Костик картошку Машеньке. Скажи: я принес тебе картошку.»
Чтобы суп получился вкусным, надо в него положить лук. Кто найдет луковицу? Что это? /«Лук», «луковица» /. А теперь надо найти морковь. Скажи, Броня, Машеньке: смотри, какая большая красная морковка».
Фразы, с которыми воспитатель предлагает обратиться к Машеньке, должны быть разными по синтаксической конструкции: простыми «/на, Машенька, лук»; «я принес капусту»/ и сложными / «чтобы суп был вкусным, надо положить в него лук»/. Они должны также отражать представление об овощах, которые дети получили на предшествующих занятиях. Например: «морковку можно натереть на терке».
Занятие № 3
Тема: Дидактическая игра « Что за форма?»
Цель: Учить детей различать и называть им знакомые геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик в разнообразной обстановке: по предъявлению /что это?/, среди нескольких других, разных по названию и цвету, по слову воспитателя / найдите кубик/.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает и предлагает всем по очереди назвать шарик, кубик, кирпичик.. Объясняет, чем кубик отличается от кирпичика: «Кирпичик длиннее, на него можно поставить два кубика /показывает/, а кубик высокий, как маленький домик. Кубик - домик, а кирпичик - дорожка к домику».
Далее воспитатель раскладывает на своем столе кирпичики, шарики, кубики. Предлагает каждому ребенку взять по одному предмету. Воспитатель спрашивает, кто какую фигуру выбрал. Проверяет, правильно ли дети соотносят предмет с его названием. Подсказывает правильные ответы.
Затем педагог предлагает всем, у кого кубики, поднять их вверх. Если ребенок ошибся, говорит ему: «Я просила поднять кубик. Он похож на домик. А у тебя кирпичик - дорожка к домику».
Далее дается задание поднять кирпичики. В процессе выполнения задания педагог предлагает детям проверить, не ошиблись ли соседи слева и справа.
Воспитатель ставит на стол воротца и предлагает детям, взявшим шарики, прокатить их в воротца.
Затем педагог размещает на коврике шарики, кубики и кирпичики. Приглашает детей взять с коврика по одному кирпичику. Проверяет, как они справились с заданием. Предлагает показать кирпичики друг другу. Дети обмениваются впечатлениями: «У меня красный кирпичик. И у меня красный. А у Заяны кубик...» Воспитатель хвалит заметивших ошибку, дает ребенку возможность исправить ее. Собирает кирпичики и вновь раскладывает их на ковре. Детям предлагает взять по одному кубику. Занятие заканчивается игрой. По совету воспитатели дети прокатывают шарики в воротца, строят дорожку к домику, башенки из
кубиков.
Занятие № 4
Тема: Дидактическая игра «Подбери перышко».
Цель: Учить детей различать и называть красный, желтый, зеленый цвета, повторять простые и относительно сложные фразы.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Перед детьми на мольберте цветной рисунок, на котором изображен большой красивый петух с пышным хвостом /хвост намечем контуром и не раскрашен/. В том месте, где должны начинаться перья, сделаны прорези. /Перья воспитатель заранее вырезает из бумаги и окрашивает с двух сторон/. Сбоку от мольберта - стол воспитателя. На нем разложены перья трех цветов /для старшей подгруппы/ или двух /для младших детей/. Педагог обращает внимание детей на петуха. Показывает другого петуха /картинка, игрушка/ с ярким пышным хвостом. Поясняет, что первый петушок тоже хочет иметь красный хвост, и просит малышей подарить ему перышки: красные, зеленые, желтые /показывает/.
«Вначале перышко петушку подарю я, - говорит педагог. Петушок, какое перышко подарить?» /красное/. Воспитатель находит красное перышко, показывает детям, затем вставляет его в прорезь и говорит: « Вот тебе красное перышко». «Пусть Вова подарит мне перышко» - просит петушок.
Задание следует разнообразить: ребенок выбирает любое перо, показывает его детям, называет цвет / «Решил подарить петушку желтое перо»/; петушок просит ребенка подарить ему перо определенного цвета и т. д.
Если ребенок ошибается, петушок кукарекает: «Кукареку!» Хочу другое перо. Хочу перо зеленое!»
В заключении дети любуются красивым петушиным хвостом. « Красивый у меня хвост!» - радуется петушок.
«Очень красивый!» - подтверждают дети. «Петушок доволен, - говорит воспитатель - разрешил мне прочесть про него стихотворение:
Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он: «Здравствуй!»
На ногах его сапожки,
На ушах висят сережки,
На головке - гребешок,
Вот какой он, петушок!
/Г. Бойко. Петух/
Воспитатель читает стихотворение повторно.
Занятие №5
Тема: Дидактическое упражнение « сколько?» Чтение детям рассказа Л.Н.Толстого «Тетя дала Варе меду...».
Цель: научить детей понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов, использовать в речи слова один, по одному, много; воспитывать умение слушать небольшой по объему рассказ без наглядного сопровождения, помочь детям осмысливать идею рассказа.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель достает из коробки игрушечных утят. Говорит: «Утенок...Еще один утенок... Вот еще утенок...» Дети помогают ему: «Еще утенок» и т.п., затем педагог достает утку. Дети говорят, кто это. Воспитатель спрашивает: Сколько уток?» / «Утка одна»/. А сколько утят?/ «Утят много» /Кря- кря- кря! -крякают утята. Как крякают? И ходят вперевалочку /показывает/. Покажите, как утята вперевалочку ходят...»
Пока дети изображают утят, воспитатель убирает игрушки и ставит на стол елочку и грибы вокруг нее /по количеству детей/. «Сколько выросло грибов?- показывает он детям.- Сколько грибов? /« Много грибов»/. Грибов много, елочка? / «Одна»/. А вот и корзинка. Что это? Сколько в корзинке грибов /« Ни одного гриба нет/. Воспитатель предлагает детям сорвать по одному грибу, спрашивает, сколько грибов у Оли.. .Саши.. .Тани. Предлагает всем сложить грибы в корзинку. Задает вопрос, сколько грибов стало теперь в корзине /много грибов/ и сколько их у детей /ни одного гриба/. / Хоровые ответы чередуются с индивидуальными/.
Воспитатель убирает игрушки и предлагает послушать рассказ про девочку Катю и ее друзей. Дважды читает рассказ. Затем организует инсценировку, подзывает к себе девочку и начинает рассказывать: «Тетя дала Кате меду. Катя дала меду...» Катя раздает мисочки с ложечками трем детям, а педагог называет их имена: «Сашеньке, Диме, Оленьке. И они были довольны. «Спасибо, Катенька», - говорят дети, возвращая девочке мисочки.- На здоровье, пожалуйста/»,- отвечает Катя. Инсценировка повторяется 3-4 раза. В заключении воспитатель еще раз читает рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы – друзья природы. Конспект комплексного занятия по экологии и развитию речи в подготовительной группе
Занятие проходит в форме экскурсии в лес, где каждому ребенку удается без принуждения подключиться к игровым событиям и испытать чувство интеллектуальной радости от того, что он свободно говорит, выск...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА : «На прогулку с солнышком»
Задачи :Упражнять в ходьбе по массажным дорожкам, в беге не наталкиваясь друг на друга, упражнять в прыжках на двух ногах на месте; закрепить знания о цвете- красный, жёлтый, зелёный, синий, белый.Фор...
Конспект итогового занятия по социально-коммуникативному развитию в первой младшей группе на тему "Друзья для Колобка"
Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Воспитывать сопереживание, желание помочь.Воспитывать товарищеские чувства.Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; побуждать де...
Конспект комплексного занятия по лепке «Каравай, каравай» в первой младшей группе
Цель данного занятия – сформировать интерес у малышей к соленому тесту, научить детей работать с данным материалом – отщипывать кусочки от целого куска, раскатывать длинные валики, ов...
Конспект комплексного занятия по математике и развитию речи в старшей группе на тему «Радуга-знаний для лесной феи»
Конспект комплексного занятия по математике и развитию речи в старшей группе на тему «Радуга-знаний для лесной феи»...
Конспект комплексного занятия по математике и развитию речи в старшей группе на тему «Радуга-знаний для лесной феи»
Конспект комплексного занятия по математике и развитию речи в старшей группе на тему «Радуга-знаний для лесной феи»...
Конспект комплексного занятия по математике и развитию речи в старшей группе на тему «Радуга знаний для лесной феи»
Конспект комплексного занятия по математике и развитию речи в старшей группе на тему «Радуга знаний для лесной феи»...