Значимость развития логического мышления в дошкольном детстве
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
У кого нет своих мыслей,
у того нет интереса к мыслям других.
Юрий Шнайдер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Значимость развития логического мышления в дошкольном детстве
У кого нет своих мыслей, у того нет интереса к мыслям других. Юрий Шнайдер |
Величайшие события в мире — это те, которые происходят в мозгу у человека Оскар Уайлд |
Логика — очень важный навык для человека, поэтому важно развивать в детях логическое мышления с раннего детства. Развитие логики способствует развитию мышления, анализированию действий и учат детей решать проблемы.
Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер. Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.
В дошкольном возрасте дети начинают управлять собой, вспоминая и применяя на практике все навыки, приобретенные ранее. Скоро ребенок пойдет в школу и там ему понадобится умение не просто знать, а сопоставлять одно с другим, анализировать некие действия и так далее.
Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
Развитие человеческого общества немыслимо без передачи новому поколению опыта и знаний всех предшествующих поколений, синтезированных в различных научных дисциплинах. Такая преемственность поколений оказывается возможной благодаря уникальной способности человеческого мозга познавать объективный мир.
Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание проявляется в виде ощущений, восприятий и представлений. Используя данные ощущений, восприятий, представлений, человек с помощью и в процессе мышления выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и поэтому непосредственны вообще и не наблюдаемы. Таким образом, благодаря мышлению человек оказывается способным уже не материально, не практически, а мысленно преобразовывать объекты и явления природы. Способность человека к мыслительному действию необычайно расширяет его практические возможности. Отсюда очевидным становиться положение о том, что одной из основных задач современного школьного образования является развитие мышления учащихся
Основными показателями умственного развития старших дошкольников являются: усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний. Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка.
Игры и упражнения на развитие мышления.
- Назови одним словом.
Детям зачитываются несколько слов и затем просят их назвать одним словом.
Лиса, заяц, волк, лось – дикие животные;
Лимон, яблоко, банан, груша – фрукты;
Огурец, морковь, капуста, картошка – овощи и т.д.
Детям старшего возраста можно изменить игру, говорить обобщающее слово и предлагать им назвать предметы относящиеся к этому обобщающему слову: Птицы - …., Насекомые - …., Посуда - ….
- Найди лишнее слово.
Детям зачитывается серия слов, затем они должны выбрать лишнее слово и объяснить почему:
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Час, минута, лето, секунда;
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
- Классификация
Детям предлагается набор картинок с изображением различных предметов. Рассмотрев ребёнок должен их разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими (фрукты к фруктам, транспорт к транспорту и т.д.)
- Найди лишнюю картинку
Подбирается серия картинок, три картинки должны быть определены по общему признаку, а четвёртая картинка лишняя. Ребёнок должен найти лишнюю картинку и объяснить почему.
- Чередование
Детям предлагается нарисовать, раскрасить, сложить геометрические фигуры, чтобы предметы чередовались в определённой последовательности.
- Отвечайка.
Взрослый бросает детям мяч, по одному, называя цвет, а ребенок, возвращая мяч должен назвать любой предмет этого цвета. Можно назвать так же и любое качество (вкус, форму) предмета.
- Нелепицы.
Детям предлагаются рисунки, в которых содержаться противоречия, нарушения поведения персонажей. Ребёнок должен найти ошибки и противоречия и объяснить свой ответ, и как это бывает на самом деле.
- Размышлялки.
В игре используются серии сюжетных картинок. Детям предлагается рассмотреть их, и разложить их по порядку развёртывания событий. В заключении ребёнок составляет рассказ по картинкам.
- Угадай по описанию.
Детям предлагается угадать, о чём или о ком говориться и даётся описание этого предмета. Например: он овальный, зелёный, длинный, с семечками (огурец). Если у ребёнка возникнут затруднения, можно выложить картинки овощей, чтобы ребёнок нашёл нужный предмет.
- Бывает, не бывает.
Бросая мяч ребёнку называется ситуация. Ребёнок ловит мяч в том случае если ситуация бывает, если нет, то мяч надо отбить. Ситуации разные: мама, варит кашу; мясо сладкое; машина летает; яблоко кислое и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование на математических занятиях и в свободной деятельности дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
технология опыта и результативность...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)
Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

Консультация для воспитателей "Использование логических болков Дьенеша для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
Актиуальность,значение,описание игр с блоками Дьенеша...

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".
Краткое описание работы:· Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...
«Предпосылки развития логического мышления у детей 4-5 лет. Игры на развитие логического мышления»
Открытый показ в средней группе...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»
В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр, упражнений, логических задач и головоломок.
Конкурсный материал заочного конкурса "Лесенка успеха -2018"...