Особенности содержания и организации предшкольного образования.
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Образование бывает разное — школьное, внешкольное, дошкольное, вузовское, и т.п. Теперь все чаще и чаще говорят о предшкольном образовании. Что же это за форма, чем вызвана необходимость ее введения и в чём ее отличие от уже существующих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_soderzhaniya_i_organizacii_predshko_1.pptx | 97.37 КБ |
osobennosti_soderzhaniya_i_organizacii_predshko_mit.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальная - обеспечение возможности единого старта . Педагогическая - развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста , формирование его готовности к систематическому обучению. Цели предшкольного образования:
Организация процесса обучения , воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей этого возраста; Отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение ценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения. Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребёнка . Формирование социальных черт личности будущего школьника ,необходимых для благополучной адаптации к школе. Задачи предшкольного образования:
Группы полнодневного пребывания детей в ДОУ, реализующих комплексные образовательные программы Группы кратковременного пребывания детей в ДОУ Коррекционные группы в ДОУ. Предназначены для подготовки к школе детей 5-7 лет, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья Группы кратковременного пребывания по подготовке к школе при образовательных учреждениях «СОШ с дошкольными группами» Семейные группы Формы предшкольного образования:
Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней. Создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности Понимания воспитателем значимости проблемы и проявления его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми. Педагогическое просвещение родителей по вопросам психологической готовности к школьному обучению. Осуществления связи ДОУ со школой в вопросах преемственности. Психологическая готовность к школьному обучению и воспитание положительного отношения к школе у детей будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
Д ошкольное образование выполняет в современном обществе ряд функций: • реализация прав детей на своевременное, всестороннее интеллектуальное развитие в дошкольном возрасте; • образовательная и психологическая подготовка к обучению в школе; • охрана и укрепление здоровья детей дошкольного возраста; • формирование социального характера ребёнка в общении со сверстниками в детском коллективе; • восполнение пробелов ограниченных развивающих возможностей семьи и окружающей социальной среды; • создание благоприятных условий для общественного труда и личностного самосовершенствования женщин-матерей .
Информационно-рекламное (размещение необходимой информации по вопросу на стендах в холлах ДОУ и на группах, распространение буклетов по теме и т.п.) Аналитико-диагностическое, включающее в себя проведение тестовых исследований для выявления родительских потребностей в вопросах качественной подготовки детей к школе Организационно-педагогическое направление включает в себя проведение различных форм взаимодействия с родителями по проблеме предшкольного образования: тематические родительские собрания, консультации специалистов. Вся деятельность с родителями по вопросам предшкольного образования детей осуществляется по нескольким направлениям:
Формирование нормативной базы деятельности Организационно-методическая работа Организационно – просветительская работа с родителями (будущих первоклассников): Практико-ориентированная деятельность субъектов сотрудничества Сотрудничество между ДОУ и школами микрорайона. Алгоритм конструирования данного направления:
Т.о. результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию: социальному, личностному, когнитивному, творческому; появление у него первичной картины мира, т. е осмысленного и систематизированного первичного знания о мире, которая является ориентированной основой для адекватной деятельности личности в дальнейшем.
Предварительный просмотр:
Образование бывает разное — школьное, внешкольное, дошкольное, вузовское, и т.п. Теперь все чаще и чаще говорят о предшкольном образовании. Что же это за форма, чем вызвана необходимость ее введения и в чём ее отличие от уже существующих. Впервые понятие «предшкольное образование» прозвучало в конце 2004 года, до этого существовало общее понятие « подготовка к школе» и особых требований к старшему дошкольнику не было.
Существуют различные формы предшкольного образования: это и группы кратковременного пребывания, это и семейные группы, это и группы по воспитанию детей инвалидов на дому. Мы остановимся на предшкольном образовании в рамках ДОУ, целью которого является: создание оптимальных условий для реализации получения равных стартовых возможностей воспитанниками ДОУ в период подготовки к переходу в систему начальной школы. Вся система воспитательно-образовательного процесса детского сада предусматривает, так или иначе, формирование готовности ребенка к школьному обучению на основе комплексного подхода к организации и постановке воспитания, отвечающего задачам формирования личности дошкольника. А подготовительная к школе группа – это завершающий этап выполнения всех задач воспитательно-образовательной работы, предусмотренных задачами реализуемой в ДОУ программы.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.
Цель нашей работы подготовить ребенка подготовительной группы к успешному обучению, легкой адаптации при переходе на новую ступень обучения и воспитания; осуществление преемственности со школой по вопросу предшкольного образования; воспитание положительного отношения к обучению в школе.
Всем известно, что любой переход в новое состояние, даже самый приятный – это всегда стресс. Поскольку обойтись без стрессов практически невозможно, надо попытаться «сделать» их менее вредными и более полезными для развития. Преемственность – это плавный переход из дошкольного учреждения в школу.
Психологическая готовность к школьному обучению и воспитание положительного отношения к школе у детей будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
- Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней.
- Создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности
- Понимания воспитателем значимости проблемы и проявления его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми.
- Педагогическое просвещение родителей по вопросам психологической готовности к школьному обучению.
- Осуществления связи ДОУ со школой в вопросах преемственности.
В школе первоклассник сталкивается с новыми правилами поведения, с большим потоком учебной информации. Необходимо готовить малыша к грядущим переменам в привычных условиях постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующим новым требованиям.
Например, сюжетно-ролевая игра « В школу» помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» ( познавательную и предметно- практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Всё это необходимо будущему первокласснику. Игра детям не навязывается, а происходит как обычная игра в дошкольном возрасте.
Важно, чтобы вся информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого используются:
1. Экскурсии.
2. Рассматривание картин о школе.
3. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.
4. Рисование на темы: « Какая она школа», «Моя будущая учительница»
5. Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.
6. Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда.
7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.
Чтобы безболезненно перейти к восприятию новой ситуации, ребенку потребуется время, поэтому необходимо постепенно обращать внимание на некоторые или одну из сторон школьной жизни, а остальные компоненты не затрагиваются. Вначале это вещи, учебные принадлежности, которые можно рассмотреть на картинках, полистать учебники, с помощью воспитателя выполнить несложные задания, затем экскурсии к зданию школы.
На первоначальном этапе необходимо проводить диагностику, позволяющую определить уровень представлений и знаний детей о школе и учебной деятельности; выявить мотивы и отношение к школе; выявить нормы поведения, характеризующие положительное отношение к ней для этого используются комплексы методик, таких как, например:
- беседа о школе « Расскажи о школе» (на основе материалов Л.И. Божович)
- выявления школьной зрелости ребенка шести лет (диагностика Керна-Йирасека);
- наблюдения за детьми на занятиях, в сюжетно-ролевых играх;
- анализ продуктов детской деятельности (рисунки, работы из пластилина, бумаги и т.п.);
Родители воспитанников являются непосредственными субъектами педагогического пространства ДОУ. Поэтому необходимо уделять огромное внимание сотрудничеству с ними по данному вопросу. Вся деятельность с родителями по вопросам предшкольного образования детей осуществляется по нескольким направлениям:
- Информационно-рекламное (размещение необходимой информации по вопросу на стендах в холлах ДОУ и на группах, распространение буклетов по теме и т.п.);
- Аналитико-диагностическое, включающее в себя проведение тестовых исследований для выявления родительских потребностей в вопросах качественной подготовки детей к школе, которое позволяет выявить:
- достаточно ли родители информированы по данному вопросу;
- имеют ли они возможность в получении квалифицированной помощи со стороны специалистов ДОУ по озвученной проблеме;
- имеют ли они возможность совместного обсуждения вопросов готовности детей к школе в ДОУ;
- получают ли своевременную информацию о результатах диагностических обследований детей;
-удовлетворены ли родители степенью подготовки детей к школе в рамках ДОУ;
- нуждаются ли дети в дополнительной подготовке вне ДОУ (посещение дополнительных образовательных услуг);
- с удовольствием ли дети посещают детский сад.
3.Организационно-педагогическое направление включает в себя проведение различных форм взаимодействия с родителями по проблеме предшкольного образования: тематические родительские собрания, консультации специалистов. Значительно эффективным звеном в системе предшкольного образования является организация и функционирование пункта медико - психолого-педагогического консультирования, целью которого является оказание практической психолого-педагогической помощи родителям , в том числе и неорганизованных детей (т.е. детей, которые не посещают ДОУ).
Важным и необходимым звеном в системе предшкольного образования в ДОУ является тесное сотрудничество между д/с и школами микрорайона, что позволяет выработать алгоритм конструирования данного направления:
1. Формирование нормативной базы деятельности:
-заключение договора о сотрудничестве
-составление и подписание плана преемственности в работе
2. Организационно-методическая работа:
-подготовка и проведение совместных методических мероприятий с воспитателями ДОУ и учителями: круглые столы, диспуты, анкетирования, взаимопосещения и пр.
3. Организационно – просветительская работа с родителями (будущих первоклассников):
-собрания, МПППк, , информационная работа;
-просмотр видеофильмов, слайд-шоу, презентаций о деятельности СОШ;
-организация школы «Будущих первоклассников» (на базе СОШ);
4. Практико-ориентированная деятельность субъектов сотрудничества:
-совместные мероприятия для детей ДОУ и учеников начального звена СОШ
-экскурсии, взаимопосещения уроков и занятий дошкольниками и первоклашками;
-совместные спортивные праздники и досуги;
-театрализованные представления
-выставочная деятельность и пр.
Совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя дает возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе.
Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием и радостью.
Т.о. результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию: социальному, личностному, когнитивному, творческому; появление у него первичной картины мира, т. е осмысленного и систематизированного первичного знания о мире, которая является ориентированной основой для адекватной деятельности личности в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности предшкольного образования
Особенности предшкольного образования заключаются в том, чтобы выравнить стартовые возможности детей при поступлении в первый класс....
ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»
На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня стоит задача: выравнивание стар...
Особенности содержания и организации предшкольного образования
Цель данной работы - подготовить ребенка подготовительной группы к успешному обучению, легкой адаптации при переходе на новую ступень обучения и воспитания; осуществление преемственности со школой по ...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по предшкольному образованию программа Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора» раздел: «Учимся родному языку» Тема: «В гостях у волшебника Ударение».
Знакомство детей с понятием "Ударение"...
Организация предшкольного образования
Предшкольное образование:нормативная база, варианты и перспективы организации....
Консультация для педагогов «Особенности содержания и организации комплексов физических упражнений и игр детей дошкольного возраста с учётом их двигательной активности».
Цель педагогики оздоровления — обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу ...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ
В настоящее время дошкольное образование и школа решают сложные задачи перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Успехи современного школьного обучения в немалой степени...