Консультация для педагогов «Особенности содержания и организации комплексов физических упражнений и игр детей дошкольного возраста с учётом их двигательной активности».
консультация по физкультуре на тему
Цель педагогики оздоровления — обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_no_1.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении
«Детский сад № 27»
Консультация для воспитателей.
ТЕМА:
«Особенности содержания и организации комплексов
физических упражнений и игр детей дошкольного
возраста с учётом их двигательной активности».
г. Бийск, 2014г.
Здоровье детей — будущее страны! В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. По мнению медиков, 75% болезней взрослых заложены в детстве. За последние десятилетия, по данным Министерства здравоохранения, состояние здоровья дошкольников ухудшилось, поэтому в настоящее время возникло особое направление в педагогике; педагогика оздоровления. Теоретическое обоснование и практическая информация о ее современном состоянии изложены в книге В.И. Ковалько*.
Цель педагогики оздоровления — обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.
Методологической основой педагогики оздоровления являются принципы, методы и средства, выражающие специфические закономерности данного направления. Общеметодические принципы — основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы воспитательно-образовательного процесса в соответствии с общими целями здо-ровьесберегающих технологий. К общеметодическим относятся принципы:
- сознательности — нацеливает на формирование у дошкольника понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения; осознавая оздоровительное воздействие, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера;
- активности — предполагает высокую степень инициативы и творчества;
- систематичности и последовательности — предполагает непрерывность процесса;
- «Не навреди!»;
- постепенности;
- доступности и индивидуализации — учитывает индивидуальные особенности возраста детей;
- непрерывности — предполагает чередование нагрузок и отдыха;
- цикличности — предполагает повторяющуюся последовательность;
- оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения;
- комплексного междисциплинарного подхода — учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом;
- формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей;
- связи теории с практикой — приучает применять знания по формированию, сохранению, укреплению здоровья на практике.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:
- средства двигательной направленности (движения, физкультминутки, минутки покоя, психогимнастика, двигательный режим);
- оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе, фито-, арома-, витаминотерапия, ионизация воздуха);
- гигиенические факторы (выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена).
Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимают методы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Выделим две группы методов:
- специфические, характерные только для педагогики оздоровления;
- общепедагогические, применяемые во всех случаях обучения и воспитания.
С учетом целей, приемов, методов педагогики оздоровления в дошкольном учреждении создана модель оздоровления детей дошкольного возраста, представляющая фундамент для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса в режиме здоровьесбережения (приложение). Раскроем содержание некоторых составляющих модели" оздоровления детей.
Динамические паузы — кратковременный активный отдых, смена видов деятельности, активизация умственных способностей. Динамические паузы применяются на занятиях и имеют фиксированное время: 10.30 и 15.30. Комплекс упражнений рассчитан на 10 дней.
Интенсивная двигательная активность способствует физическому развитию, которое, в свою очередь, стимулирует нервно-психическое развитие детей. Для повышения их двигательной активности в МДОУ не обязательно вводить дополнительные занятия физкультурой — действенным будет повышение их моторной плотности и эмоциональной насыщенности.
Модель двигательной активности детей нашего детского сада включает сочетание базовых форм (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, дни здоровья, физкультурные праздники и досуги) и вариативных форм физического воспитания (кружок, двигательные разминки и упражнения с использованием массажных, больших гимнастических мячей, занятия на оздоровительных массажных дорожках). С целью повышения двигательной активности и оздоровления детей раннего возраста используются «игровые массажные дорожки» после дневного сна. «Игровые массажные дорожки» есть в каждой группе в виде импровизированных спортивных предметов (лоток с галькой и водой, махровый коврик, ребристая доска, лесенки и коврики — резиновые, шерстяные, теплые, холодные, сухие, влажные), которые помогают включить в работу все группы мышц.
Однако более эффективны занятия физкультурой на свежем воздухе, так как позволяют не только повысить двигательную активность, но и закаливать детей, повышать выносливость организма при изменяющихся факторах внешней среды, его сопротивляемость к различным заболеваниям.
Развитие физической активности детей в воспитательной системе МДОУ во многом зависит от рациональной организации предметно-пространственной среды, а эффективность физического воспитания дошкольников — от наличия необходимой материально-технической базы. Разнообразные игрушки-двигатели, спортивно-игровой материал, оборудование и инвентарь, природное окружение составляют неотъемлемую часть предметно-пространственной среды, которая имеет огромное значение для развития активности детей. Предметы спортивно-игрового оборудования предназначены для эффективного выполнения физических упражнений, подвижных и спортивных игр разного характера и назначения. Все предметы выполняют двоякую функцию: они — объекты разнообразной двигательной деятельности детей и одновременно — средства их воспитания, разностороннего физического и психологического развития.
В связи с этим спортивно-игровая предметная среда содействует решению как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего раз вития и формирования личности, а именно:
- обогащать знание о мире предметов, их многообразии
- учить ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
- оценивать пространственно временные отношения;
- создавать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, мобилизации волевых усилий;
- учить применять предметы спортивно-игрового оборудования в своих играх, будит фантазию детей;
- способствовать закладыванию основ формирования личной физической культуры, приобщать к здоровому образу жизни каждого ребенка. Создание благоприятной предметно-пространственной среды для двигательной деятельности дошкольника, очень важно. Упражняясь и играя, ребенок действует в определенном пространстве, в каком-то конкретном поле деятельности. Оно может быть разным по величине и форме, предметном) насыщению. В местах игр и физических занятий детей на открытом воздухе поле деятельности детей широко и пространно но не безгранично. Границы его определяются как педагогическими требованиями, так и санитарно-гигиеническими правилами организации занятий физическими упражнениями и обеспечения безопасности детей. В других случаях поле двигательной деятельности детей во время физических занятий более замкнуто и ограничено размерами и формами закрытых помещений — групповых комнат, зала.
Комплексное и разностороннее познание пространственно-временных отношений предметного окружения происходит через посредство активных движений, выполняемых в разных условиях. Одни физические упражнения дети дошкольного возраста выполняют с мелкими пособиями: погремушкой, флажком, палкой, обручем, мячом, кеглями. Другие — на физкультурных пособиях: гимнастической скамейке, стенке, тренажере, санках, лыжах. Применение предметов спортивно-игрового оборудования позволяет конкретизировать возникающие перед детьми двигательные задачи, сделать их более наглядными, эмоционально окрашенными и поэтому более доступными и понятными. Организация и использование предметно-пространственной среды для проведения игр и физических упражнений должна обеспечивать ощущение постоянной новизны деятельности, вызывать положительный эмоциональный отклик, поэтому физкультурно-игровое оборудование должно радовать глаз, быть привлекательным и интересным, благоприятствовать развитию ребенка.
Важно учесть условия семейного воспитания детей, своевременно рекомендовать родителям приобретать необходимое физкультурное оборудование и инвентарь, чтобы способствовать повышению двигательной активности детей и в домашних условиях; нужно привлекать к совместным подвижным играм дошкольников старших сестер, братьев и других членов семьи. При проведении совместных с родителями праздников дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом они ведут себя непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения, более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях, что имеет большое значение для развития личности каждого ребенка. Задача этих праздников — приобщение родителей и детей к массовой физкультуре. Их веселая атмосфера передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Для организации эффективного сотрудничества родителей с МДОУ следует использовать анкетирование родителей, совместные физкультурные праздники, проведение дней открытых дверей с просмотром занятий в физкультурном зале, семинары-практикумы, текстовую информацию (бюллетени, консультации).
Наглядная агитация, консультации, беседы, практикумы помогают знакомить родителей с последними достижениями в области физического развития детей, вводят в курс тех проблем и достижений, которые есть у ребенка. Увлечь пап и мам, показать им, как интересно можно провести досуг в семье с пользой для ребенка, донести до них информацию об особенностях дошкольного возраста — важные задачи дошкольных учреждений.
Здоровый ребенок обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Именно таких детей мы стремимся воспитывать в нашем детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Особенности интеграции национального – регионального компонента в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
методичекие рекомендации для воспитателей ДОУ...
КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ БЕЗРЕЧЕВЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Предлагаю учителям-логопедам ДОУ игры для занятий с детьми с алалией....
Консультация для воспитателей по песочной терапии "Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста".
Консультация для педагогов "Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста" представлена в форме консультации на педагогическом часе с методическими материалами к нему. К ...
Тема: «Воспитание культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через оптимизацию их двигательной активности в течение дня»
Цель: Воспитание здорового образа жизни через обеспечение рационального режима двигательной активности у детей дошкольного возраста. Задачи:1. Разработать оптимальный...
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВОСТИ
Здоровье, физическое воспитание и суточная двигательная активность взаимосвязаны. Здоровье в значительной степени определяется уровнем привычной двигательной активности. Установлена связь между привыч...
Комплекс игровых упражнений для безречевых детей дошкольного возраста.
В данном материале представлены игровые упражнения для неговорящих детей....
Консультация для педагогов «Игры с мячом, как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического разви...