Особенности содержания и организации предшкольного образования
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме

Гордиенко Жанна Александровна

Цель данной работы - подготовить ребенка подготовительной группы к успешному обучению, легкой адаптации при переходе на новую ступень обучения и воспитания; осуществление преемственности со школой по вопросу предшкольного образования; воспитание положительного отношения к обучению в школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности содержания и организации предшкольного образования

Слайд 2

Группы полнодневного пребывания детей в ДОУ, реализующих комплексные образовательные программы Группы кратковременного пребывания детей в ДОУ Коррекционные группы в ДОУ. Предназначены для подготовки к школе детей 5-7 лет, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья Группы кратковременного пребывания по подготовке к школе при образовательных учреждениях «СОШ с дошкольными группами» Семейные группы Формы предшкольного образования:

Слайд 3

Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней. Создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности Понимания воспитателем значимости проблемы и проявления его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми. Педагогическое просвещение родителей по вопросам психологической готовности к школьному обучению. Осуществления связи ДОУ со школой в вопросах преемственности. Психологическая готовность к школьному обучению и воспитание положительного отношения к школе у детей будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

Слайд 4

Информационно-рекламное (размещение необходимой информации по вопросу на стендах в холлах ДОУ и на группах, распространение буклетов по теме и т.п .) Аналитико-диагностическое, включающее в себя проведение тестовых исследований для выявления родительских потребностей в вопросах качественной подготовки детей к школе Организационно-педагогическое направление включает в себя проведение различных форм взаимодействия с родителями по проблеме предшкольного образования: тематические родительские собрания, консультации специалистов. Вся деятельность с родителями по вопросам предшкольного образования детей осуществляется по нескольким направлениям:

Слайд 5

Формирование нормативной базы деятельности Организационно-методическая работа Организационно – просветительская работа с родителями (будущих первоклассников): Практико-ориентированная деятельность субъектов сотрудничества Сотрудничество между ДОУ и школами микрорайона. Алгоритм конструирования данного направления:

Слайд 6

Т.о. результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию: социальному, личностному, когнитивному, творческому; появление у него первичной картины мира, т. е осмысленного и систематизированного первичного знания о мире, которая является ориентированной основой для адекватной деятельности личности в дальнейшем.



Предварительный просмотр:

Образование бывает разное — школьное, внешкольное, дошкольное, вузовское, и т.п.  Теперь  все чаще и чаще говорят о предшкольном образовании. Что же это за форма, чем вызвана необходимость ее введения и в чём ее отличие от уже существующих. Впервые понятие «предшкольное образование» прозвучало в конце 2004 года, до этого существовало общее понятие « подготовка к школе» и  особых  требований к старшему дошкольнику не было.

           Существуют различные формы предшкольного образования: это и группы кратковременного пребывания, это и семейные группы, это и группы по воспитанию детей инвалидов на дому. Мы остановимся на предшкольном образовании в рамках ДОУ, целью которого  является: создание оптимальных условий для реализации получения равных стартовых возможностей воспитанниками ДОУ в период подготовки к переходу в систему начальной школы. Вся система воспитательно-образовательного процесса детского сада предусматривает, так или иначе, формирование готовности ребенка к школьному обучению на основе комплексного подхода к организации и постановке воспитания, отвечающего задачам формирования личности дошкольника. А подготовительная к школе группа – это завершающий этап выполнения всех задач  воспитательно-образовательной работы, предусмотренных задачами реализуемой в ДОУ программы.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
         Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.

Цель нашей работы подготовить ребенка подготовительной группы к успешному обучению, легкой адаптации при переходе на новую ступень обучения и воспитания; осуществление преемственности со школой по вопросу предшкольного образования; воспитание положительного отношения к обучению в школе.

Всем известно, что любой переход в новое состояние, даже самый приятный – это всегда стресс. Поскольку обойтись без стрессов практически невозможно, надо попытаться «сделать» их менее вредными и более полезными для развития. Преемственность – это плавный переход из дошкольного учреждения в школу.

Психологическая готовность к школьному обучению и  воспитание положительного отношения к школе у детей будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

- Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней.

 - Создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности

 - Понимания воспитателем значимости проблемы и проявления его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми.

 - Педагогическое просвещение родителей по вопросам психологической готовности к школьному обучению.

 - Осуществления связи ДОУ со школой в вопросах преемственности.     

В школе  первоклассник сталкивается  с новыми правилами поведения, с большим потоком  учебной информации. Необходимо готовить малыша к грядущим переменам  в привычных условиях постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующим новым требованиям.

Например, сюжетно-ролевая игра « В школу» помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» ( познавательную и предметно- практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Всё это необходимо будущему первокласснику. Игра детям не навязывается, а происходит как обычная игра в дошкольном возрасте.

Важно, чтобы вся информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого используются:

1. Экскурсии.

2. Рассматривание картин о школе.

3. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.

4. Рисование на темы: « Какая она школа», «Моя будущая учительница»

5. Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.

6. Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда.

7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.

8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.

Чтобы безболезненно перейти к восприятию новой ситуации, ребенку потребуется время, поэтому необходимо  постепенно обращать внимание на некоторые или одну из сторон школьной жизни, а остальные компоненты не затрагиваются. Вначале это вещи, учебные принадлежности, которые можно рассмотреть на картинках, полистать учебники, с помощью воспитателя выполнить несложные задания, затем экскурсии к зданию школы.

На первоначальном этапе необходимо проводить диагностику, позволяющую  определить уровень представлений и знаний детей о школе и учебной деятельности; выявить мотивы и отношение к школе; выявить нормы поведения, характеризующие положительное отношение к ней для этого используются комплексы методик, таких как, например:

- беседа о школе « Расскажи о школе» (на основе материалов Л.И. Божович)

- выявления школьной зрелости ребенка шести лет (диагностика Керна-Йирасека);

- наблюдения за детьми на занятиях, в сюжетно-ролевых играх;

- анализ продуктов детской деятельности (рисунки, работы из пластилина, бумаги и т.п.);

 Родители  воспитанников являются непосредственными субъектами педагогического пространства ДОУ. Поэтому необходимо уделять огромное внимание сотрудничеству с ними по данному вопросу. Вся деятельность с родителями по вопросам предшкольного образования детей осуществляется по нескольким направлениям:  

  1. Информационно-рекламное (размещение необходимой информации по вопросу на стендах в холлах ДОУ и на группах, распространение буклетов по теме и т.п.);
  2. Аналитико-диагностическое, включающее в себя проведение тестовых исследований для выявления родительских потребностей в вопросах качественной подготовки детей к школе, которое позволяет  выявить:

- достаточно ли родители информированы по данному вопросу;

- имеют ли они возможность в получении квалифицированной помощи со стороны специалистов  ДОУ по озвученной проблеме;

- имеют ли они возможность совместного обсуждения вопросов готовности детей к школе в ДОУ;

- получают ли своевременную информацию о результатах диагностических обследований детей;

-удовлетворены ли родители степенью подготовки детей к школе в рамках ДОУ;

- нуждаются ли дети в дополнительной подготовке вне ДОУ (посещение дополнительных образовательных услуг);

- с удовольствием ли дети посещают  детский сад.

            3.Организационно-педагогическое направление включает в себя проведение различных форм взаимодействия с родителями по проблеме предшкольного образования: тематические родительские собрания, консультации специалистов. Значительно эффективным звеном в системе предшкольного образования  является организация и функционирование пункта  медико  - психолого-педагогического консультирования, целью которого является оказание практической психолого-педагогической  помощи родителям , в том числе и неорганизованных детей (т.е. детей, которые не посещают ДОУ).

  Важным и необходимым звеном в системе предшкольного образования в  ДОУ является тесное сотрудничество  между д/с и школами микрорайона, что позволяет  выработать  алгоритм конструирования данного направления:

1. Формирование нормативной базы деятельности:

-заключение договора о сотрудничестве

-составление и подписание плана преемственности в работе

2. Организационно-методическая работа:

-подготовка и проведение совместных методических мероприятий с воспитателями ДОУ и учителями: круглые столы, диспуты, анкетирования, взаимопосещения и пр.

3. Организационно – просветительская работа с родителями (будущих первоклассников):

-собрания, МПППк, , информационная работа;

-просмотр видеофильмов, слайд-шоу, презентаций о деятельности СОШ;

-организация школы «Будущих первоклассников» (на базе СОШ);

4. Практико-ориентированная деятельность субъектов сотрудничества:

-совместные мероприятия для детей ДОУ и учеников начального звена СОШ

-экскурсии, взаимопосещения уроков и занятий дошкольниками и первоклашками;

-совместные спортивные праздники и досуги;

-театрализованные представления

-выставочная деятельность  и пр.

 Совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя дает возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе.
         Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием и радостью.

 Т.о. результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию: социальному, личностному, когнитивному, творческому; появление у него первичной картины мира, т. е осмысленного и систематизированного первичного знания о мире, которая является ориентированной основой для адекватной деятельности личности в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности предшкольного образования

Особенности предшкольного образования заключаются в том, чтобы выравнить стартовые возможности детей при поступлении в первый класс....

ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в  преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня  стоит задача: выравнивание стар...

Организация предшкольного образования

Предшкольное образование:нормативная база, варианты и перспективы организации....

Особенности содержания и организации предшкольного образования.

Образование бывает разное — школьное, внешкольное, дошкольное, вузовское, и т.п.  Теперь  все чаще и чаще говорят о предшкольном образовании. Что же это за форма, чем вызвана необх...

Консультация для педагогов «Особенности содержания и организации комплексов физических упражнений и игр детей дошкольного возраста с учётом их двигательной активности».

Цель педагогики оздоровления — обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ

В настоящее время дошкольное образование и школа решают сложные задачи перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Успехи современного школьного обучения в немалой степени...