Творческая деятельность в ДОУ в процессе преподавания иностранного языка
статья (подготовительная группа) на тему


Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая деятельность в ДОУ в процессе

 преподавания иностранного языка

На сегодняшний день широко известно, что изучение иностранного языка позволяет обогатить дошкольное образование, поскольку дети данного возраста обладают врожденной и еще неутраченной способностью к овладению языками, а языки, в свою очередь, могут стать действенным средством развития детей.

В рамках реализации ФГОС был выбран и реализуется деятельностный подход, основанный на организации учебного процесса посредством различных видов детской деятельности: познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной, музыкальной, коммуникативной деятельности. Таким образом, происходит объединение мыслительной, эмоциональной, двигательной деятельности детей.

Результатом обучения и развития детей подобным образом является максимальное раскрытие их индивидуального потенциала, овладение базовым уровнем иностранного языка, умение общаться со взрослыми и сверстниками на иностранном языке.

Дошкольный возраст  благоприятен для начала изучения иностранного языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу.

Игра является и формой организации, и методом проведения НОД, в ходе  которой дети накапливают определенный запас английской лексики, заучивают много стихов, песенок, считалок и т.д.

Такая форма проведения НОД создает благоприятные условия для овладения языковыми умениями и речевыми навыками. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении иностранному языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней.

Художественные, или творческие, игры – это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества, путь к которому лежит для ребенка через игру. Их, в свою очередь, можно разделить на:

 1. Драматизации (т.е. постановка маленьких сценок на английском языке) «В лесу» - например: в лесу встречаются лисичка и медведь, и разыгрывается маленький диалог (Hello! I’m fox. I can run. I like fish); «Красная Шапочка» и другие.

2. Изобразительные игры, такие как графический диктант, раскрашивание картинок и т.п. Раскрашивание картинок, это успокаивающее, не всегда содержательное, но очень распространенное занятие. Например, можно показать готовую картинку. Пока ребенок занимается с контуром, преподаватель многократно повторяет слово, называет детали. Таким образом, мы заложим основу как на новом языке называется то, что ребенок сделал сам. Графический диктант – например: на занятиях говорится детям, что какого цвета, дети раскрашивают, а потом сравнивают получившиеся изображения с тем, по которому диктовал преподаватель.

Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции. Это речь, интонация, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности, двигательный ритм, пластичность и т.д. Благодаря чему расширяется творческая личность ребенка; развивается эмоциональная сфера, формируется симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается стремление перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

Одним из средств, способствующих развитию интереса к иностранным языкам,  является пение. Обращаясь к музыке, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несет большой эстетический и воспитательный потенциал: происходит приобщение к музыкальной культуре страны изучаемого языка. Кроме того, пение вносит в занятие разнообразие, снимает усталость.

Музыкальная зарядка на английском языке – веселый и эффективный способ обучения. Такие разминки нужны не только для смены вида деятельности, они помогают в изучении английского языка с детьми, ведь, как известно, малыши легче запоминают слова и фразы на иностранном языке, если они сопровождаются действиями. К тому же музыкальная зарядка на английском языке легко превращается в игру.

Творческая деятельность вводится в НОД с целью выявления и развития творческих способностей детей, мелкой моторики рук, воображения. В ходе такой  деятельности наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности  и творческий потенциал каждого ребенка.

Каждый вид творческой деятельности эффективен для усвоения специфических групп слов и закрепления в непринужденной форме изученного в ходе НОД лексического и грамматического материала.

Творческая деятельность направлена в первую очередь на развитие творческой самостоятельности и активности детей. В данной деятельности происходит обучение навыкам рисования, лепки, созданию аппликаций, поделок в технике оригами, поделок из бросового материала, что нацелено на развитие детского воображения, творческой мысли как в предметном, так и в тематическом рисунке.

В ходе НОД дети обучаются:

- рисованию простым и цветными карандашами, восковыми мелками, красками;

- владению карандашом и кистью;

- использованию цветовой палитры;

-искусству создания аппликации - использованию клея, ножниц, цветного картона и бумаги.

Аппликация понимается как наклеенный орнаментальный рисунок, чаще геометрического характера. В последнее время все чаще аппликация используется в изобразительном, сюжетном плане, и поэтому ее вправе рассматривать как разновидность рисования, отличающуюся лишь своим материалом и техникой исполнения. Чем раньше начать учить детей технике вырезания, тем легче подвести их к свободному пользованию ножницами. Аппликация способствует развитию у детей чувства цвета, представлений о форме, относительной величине, развивает умение строить композицию рисунка.

Лепка помогает детям освоить строение предмета, его образ и осмыслить передачу движений. Важно то, что в лепке происходит осязательное восприятие формы, подготавливающее детей к рисованию.

В процессе подготовки и проведения НОД предусматривается чередование и комбинирование видов творческой деятельности. Обучение и развитие детей происходит в игровой форме. Например, изучая тему «Погода», можно предложить детям игру «Дождик» с целью обучения рисованию прерывистых линий.

Далее предлагается перечень выражений, которые рекомендуется использовать на творческой части образовательной деятельности:

Рисование.

Работа с цветными карандашами, восковыми мелками

и красками

Where are your crayons (pencils) / wax crayons? Here they are, inside the pencil-box

Где ваши (цветные) карандаши/ восковые мелки? Вот они, в пенале

The crayon is broken/ has broken

Этот карандаш сломан/ сломался

Press harder

Нажимай сильней

Do you need this colour/ crayon?

Тебе нужен вот этот цвет/ карандаш?

Take your crayons correctly

Возьмите карандаши правильно

Let’s sharpen your crayon

Давай заточим карандаш

Let’s draw together

Давайте порисуем вместе

Wet your brushes first

Сначала намочите кисточки

Dip your brushes into the water

Окуните кисточки в воду

Don’t put your brushes in the water

Не оставляйте кисточки в воде

Shake excess water from your brushes

Стряхните лишнюю воду со своих кисточек

What are you drawing?

Что вы рисуете?

Is this your paining?

Это твой рисунок?

Do you like this painting?

Тебе нравится твой рисунок?

First we’ll make a drawing in pencil then we’ll colour it

Сначала мы делаем набросок в карандаше, затем раскрашиваем его

You can mix these colours ' .

Вы можете смешивать цвета

If you mix yellow and blue you’ll get green

Если смешать желтую и голубую краску, то получится зеленый цвет

Лепка

Let’s model

Давайте будем лепить

Make your modeling boards and knifes ready

Приготовьте дощечки для лепки

What are we going to make?

Что мы будет лепить (делать)?

We’ll work with play-dough

Будем лепить из пластилина (теста для лепки)

We’ll wash your hands after the work

После окончания работы помоем ручки |

Open the boxes and take the play- dough out of them

Открывайте коробки с пластилином и доставайте пластилин

Play-dough is hard, let’s warm it up

Пластилин твердый, давайте его разомнем

Take/cut a piece of play-dough

Возьмите/ отрежьте кусочек пластилина

Make a ball from this piece

Скатайте из него шарик

You can roll with your hands

Можно скатать шарик в ручках

Roll it back and forth

Катайте его вперед-назад

Press it with your finger

Нажмите на него пальчиком

Put these two pieces together

Соедините эти две детали (кусочка)

Make a ring

Сделайте колечко

This is your work. Well done

Вот и твоя работа. Прекрасно!

Put these pieces into the boxes

Сложите пластилин в коробки

Close the boxes

Закройте коробки

Аппликация

Let’s make a collage

Давайте сделаем аппликацию

We need white and colour paper, scissors, glue and brush for glue, cardboard, cloth, napkin

Нам понадобятся белая и цветная бумага, ножницы, клей и кисточка для клея, картон, ткань, салфетка

Hold scissors straight

Держите ножницы прямо

Bend paper please this way

Пожалуйста, сложите бумагу вот таким образом

Let’s cut square, circle, triangle, rectangular out of the paper

Давайте вырежем квадрат, круг, треугольник, прямоугольник из бумаги

Cut on the line

Отрезайте по линии

Cut off a thin strip

Отрежьте тонкую полоску бумаги

Apply the glue with the brush

Нанесите клей с помощью кисточки

Glue this side

Намажьте клеем вот эту сторону

Position this piece on the paper

Поместите деталь на бумагу

Press it with a napkin

Прижмите салфеткой

Put materials you don’t need away

Уберите ненужные материалы (вещи)

Pick up all remaining and throw them away

Соберите и выбросьте всё ненужное

Rinse out the glue brush

Помойте кисточку для клея

Примеры тем творческих заданий в рамках комплексных занятий:

  1.  Тема «Друзья. Домашние и дикие животные».
  • Оригами Паучок (дополнительные знания (далее по тексту - ДЗ): элементарные математические знания (ЭМЗ) - геометрические фигуры «круг, полукруг»; цвета; счет).
  • Аппликация из цветной бумаги и картона - работа с трафаретами.
  • Рисование карандашами - рыбка, птичка, паучок - самостоятельный рисунок по образцу (ДЗ: ЭМЗ - геометрическая фигура «овал»).
  • Лепка предметная - мишка, зайчик, лисичка (ДЗ: ЭМЗ - геометрические фигуры «круг, овал, треугольник»).
  • Поделка «Озорной мишка» - марионетка-шнуровка.

  1.  Тема «Моя семья».
  • Рисунок красками - Дом с крылечком зимой (ДЗ: ознакомление с окружающей средой (ООС) - изучение времен года; ЭМЗ - геометрические фигуры «треугольник, квадрат»).
  • Аппликация из цветной бумаги, картона «Семейный альбом» (ДЗ: элементарные страноведческие знания (ЭСЗ) - введение в историю, династии и ЭМЗ - счет).
  • Пластилиновая картина - праздничный дом с флагами (ДЗ: ЭСЗ - флаги изучаемых стран; ЭМЗ - геометрические фигуры «треугольник, квадрат, прямоугольник»; рисование - спирали (дым).
  • Рисунок восковыми мелками «Папа, мама, я».
  • Поделка «Геометрические семейные машинки» (ДЗ: ЭМЗ «круг, полукруг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник»).

  1.  Тема «Погода».
  • Пластилиновая картина - Дерево осенью. Утро (ДЗ: ООС - изучение времен года).
  • Рисунок красками - Сад весной. День (ДЗ: ООС - изучение времен года; ЭМЗ - счет, цвета).
  • Аппликация из цветной бумаги и картона - Снежная баба. Ночь (ДЗ: ЭМЗ - геометрические фигуры «круг, треугольник, трапеция», цвета, счет).
  • Мозаичная техника - Радуга. День (ДЗ: ЭМЗ - цвета, счет, геометрическая фигура «полукруг»).
  • поделка - Мобиль «Лето» (ДЗ: ЭМЗ - счет, цвета).

  1.  Тема «Игрушки».
  • Рисунок восковыми мелками «Любимая игрушка».
  • Коллаж «Мои игрушки».
  • Аппликация из цветной бумаги и картона - работа с трафаретами.

-  Вулкан из картона и рисунок красками (ДЗ: ЭСЗ - география: ЭМЗ - геометрическая фигура «конус», цвета) - поделка с использованием пластилина - Светофор (ДЗ: правила безопасности, цвета, ЭМЗ - геометрическая объемная фигура «цилиндр»).

  1.  Тема «Одежда».
  • Аппликация из цветного картона и бумаги - работа с трафаретами.
  • Рисунок карандашами - «Одень девочку/ мальчика».
  • Пластилиновая картина «Моя любимая одежда».
  • Коллаж «Одежда».
  • Поделка - мобиль «Одежда».

  1.  Тема «Животные. Экзотические животные».
  • Аппликация из цветного картона и бумаги - работа с трафаретами.
  • Работа с гуашью (раскрашивание животных из гипса) - «Экзотические животные» - ДЗ: ООС.
  • Поделка «Черепашка» (ДЗ: ООС - знакомство с природным материалом, ЭМЗ - геометрические фигуры «овал, полукруг»).
  • Поделка «Воздушный змей» (ДЗ: конструирование: использование ножниц, цветной бумаги, клея, ниток; ЭМЗ - геометрическая фигура «ромб»).
  • Рисунок к сказкам, например “Goldilocks and three bears” (ДЗ: цвета, эмоции, ЭСЗ - курс «Мир сказки»).

  1.  Тема «Части тела».
  • Аппликация “Humpty Dumpty” (ДЗ: ЭМЗ - геометрические фигуры «овал, прямоугольник»).
  • Рисунок восковыми мелками «Моё личико» (ДЗ: ЭМЗ - геометрические фигуры «круг, овал, полукруг»).
  • Раскраска карандашами «Робот» (ДЗ: ЭМЗ - геометрические фигуры «круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, полукруг, овал»).
  • Поделка - мобиль «Гимнастка».
  • Поделка «Гусеничка» (ячейки контейнера для яиц) - ДЗ: ООС.

8) Праздники.

  • Аппликация «Новогодняя ночь» (ДЗ: ЭСЗ - культурные особенности; цвета - черный, белый).
  • Раскрашивание гуашью картонных заготовок (шаблонов) (ДЗ: ЭСЗ - культурные особенности Международного женского дня; цветовая палитра).
  • Поделка «Пасхальное яйцо» (ДЗ: ЭСЗ - культурные особенности праздника «Пасха», ЭМЗ - геометрическая фигура «овал»).
  • Пластилиновая картина - разноцветные воздушные шары, салют (ДЗ: ЭСЗ - культурные особенности празднования Дня победы в России и за рубежом; ЭМЗ - геометрические фигуры «овал, круг»; цвета).

Пояснения преподавателя на английском интуитивно понятны, потому что дети не только слышат речь, но и видят и повторяют сопутствующие ей движения. У детей складывается целостное восприятие творческого процесса и изучения иностранного языка, что положительным образом влияет на всесторонне развитие дошкольников.

Цели обучения английскому языку и

                            развития детей дошкольного возраста.

Учебный процесс подчинен достижению практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей в их непрерывном единстве. Работа ведется таким образом, чтобы она гармонично вписывалась в образовательный процесс всего учреждения и органично сочеталась с деятельностью других педагогов.

Основой для достижения целей является практическое овладение иностранным языком. Цели и средства обучения на раннем этапе направлены на развитие таких видов коммуникативной деятельности, как аудирование и говорение (диалогическая и монологическая речь).

Аудирование, то есть восприятие речи на слух, составляет основу обучения. Любой ребенок начинает изучение родного языка с процесса слушания, таким образом, дети начинают изучать иностранный язык с опыта слушания на родном языке. Они способны долго и внимательно слушать рифмовки, небольшие рассказы, сказки, реагировать и впоследствии отвечать на вопросы, поэтому обучение аудированию строиться так, чтобы подержать уже сложившиеся умения и навыки и постепенно их развивать. Педагог ставит задачу научить детей понимать на слух иностранную речь в нормальном темпе в изложении преподавателя и в звукозаписи.

Говорение. Педагог учит детей решать элементарные коммуникативные задачи в процессе общения со взрослыми и между собой в пределах игровой, учебной и бытовой сфер общения. Умения в монологической и диалогической речи формируются параллельно и во взаимосвязи. Монологу и диалогу дети учатся на примере образцов, заданных игрушками, сказочными персонажами, речи англоговорящих детей в воспроизведении аудиозаписи.

Образовательная цель заключается в формировании навыков самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики и в приобретении страноведческих знаний, в расширении общего кругозора. Дети узнают, что есть другие языки кроме русского, на котором они привыкли говорить; что есть другие страны, такие как Англия, Америка, Австралия, где говорят на английском языке

Развивающая цель. В процессе обучения происходит развитие у детей мышления, эмоций, внимания, воображения, воли, памяти, формирование навыков межличностного общения.

Воспитательная цель предполагает привитие у детей интереса к изучению иностранного языка, формирование у них навыков учебной деятельности, умение коллективно решать поставленные задачи.

Творческие задания, как правило, даются детям после знакомства с опорной лексикой английского языка,  и процесс выполнения такой деятельности направлен  на  закрепление полученных знаний: раскрашивание, аппликации, сборка мозаик, лепка из пластилина. Также широко используются настольные игры с кубиком, домино, лото, непосредственно связанные с изучаемой лексической темой.

Таким образом, необходимо:

  • формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;
  • сформировать элементарные коммуникативные умения в таких видах речевой деятельности как аудирование и говорение, с учетом речевых возможностей и потребностей детей дошкольного возраста;
  • познакомить детей среднего и старшего дошкольного возраста с миром зарубежных сверстников, с англоязычным, стихотворным и сказочным фольклором и доступными детям образцами художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
  • приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения; формировать представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, отвечающих интересам дошкольников.

Во время  НОД педагог объединяет в нужном соотношении в одно целое элементы изобразительной деятельности, развития речи, физического развития, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме. Достигается это за счет того, что каждый ребёнок найдет близкие для себя темы в каждой НОД. Такая организация учебного процесса в детском саду в полной мере соответствуют активной и подвижной природе детей. Дошкольник попросту не успевает «устать» от объема полученной  новой информации, ведь в нужный момент он переключается на новую форму подачи материала.  Творческая деятельность детей и введение иностранного словаря   способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон. Кроме того, у воспитанников формируется познавательный интерес, а переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

English for kids.Творческая деятельность в рамках комплексных занятий по английскому языку детей дошкольного возраста.

Данная статья помогает разнообразить занятия по английскому языку в рамках комплексных занятий в ДОУ. Обращается внимание на раскрытие творческого потенциала детей, развития творческой мысли....

К вопросу формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения иностранному языку

Дошкольник, сталкиваясь с новой областью познания, испытывает переживания, связанные с личной состоятельностью или несостоятельностью и зачастую в современных условиях это связанно с изучением и...

Особенности преподавания иностранного языка для детей в рамках дополнительного образования в православном детском саду и способы обучения, направленные на повышение учебной мотивации дошкольников.

В статье рассматриваются особенности в процессе преподавания английского языка в православном детском саду и актуализируется вопрос о выборе эффективных способов обучения иностранному языку детей дошк...

Особенности преподавания иностранного языка дошкольникам

Данная статья содержит несколько моментов, которые следует учесть при преподавании английского языка маленьким детям. В статье говорится о том, как правильно организовать занятие детей 3-7 лет. Изучен...