Конспекты по экспериментированию в непосредственно - образовательной деятельности в средней группе
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Белкова Людмила Николаевна

Конспекты по экспериментированию в непосредственно - образовательной деятельности в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_eksper._deyat_belk.docx59.43 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по экспериментированию в непосредственно - образовательной деятельности в средней группе

Сентябрь

 «Знакомство со свойствами песка и глины»

Октябрь

 «Поиск воздуха»

Ноябрь

Волшебница-Вода»

Декабрь

 «Снег и лёд»

Январь

«Ветер, ветер, ветерок»

Февраль

«Приключения веселого Пузырика»

Март

«Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»

Апрель

Сравнение свойств металла, дерева и пластмассы

Май

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

 

 

«Снег и лёд»

Цель:

•  Познакомить детей со  свойствами снега и льда.

•  Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав.

Ход

Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:

Снег на полях,

 Лёд на реках,

 Вьюга гуляет –

 Когда это бывает? (Зимой)

А чем вам нравится зима? (Ответы детей). Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав). Всё это можно делать только зимой. Почему? (Потому, что зимой есть и снег, и лёд). О каком явление в неживой природе говорится в этих загадках?

Прозрачен, как стекло,

 А не вставишь в окно. (Лёд)

Бел, да не сахар, нет ног, да идёт. (Снег)

Раз снег и лёд бывают только зимой, то они наверное чем-то похожи между собой. Как вы думаете? (Ответы) Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. Я приготовила для вас два стакана: в один из них я положила снег, а в другой – лёд.

Опыт №1. «Определение цвета».

- Какого цвета снег? (белый)

- Какого цвета лёд? (бесцветный)

Если дети называют: белый, голубой, серый показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный).

Опыт №3. «Определение сыпучести».

Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).

Физ. минутка:  Дети имитируют движение катания на коньках и игры в снежки.

Опыт №4. «Воздействие температуры».

Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.

Вывод:

Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге. Снег  – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд  – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Ребята, а что общего между снегом и льдом? (Ответы).Как из воды получить лёд? (Ответы). Во что ещё превращается вода зимой? (Сосульки, изморозь). Показать картинки. В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

Воспит.-Скажите снег и лед  можно брать в рот?

Дети- нет, нельзя!

Воспит.- почему?

Дети- можно заболеть

«Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»

Задачи:

 Образовательные: закреплять представления о свойствах бумаги и ткани, о соотношении между материалом, из которого изготовлен предмет и способом его использования; совершенствовать обобщённые способы обследования предметов, направленные на выявление однородных признаков (сопоставление).

 Развивающие: развивать мыслительные операции: сравнение, сопоставление; совершенствовать опыт восприятия сенсорных свойств предметов путём активного включения органов чувств; обогащать чувственный опыт дошкольников в процессе практических действий с разными материалами и умение фиксировать его в речи.

 Воспитательные: поддерживать интерес к совместному с педагогом и самостоятельному обследованию и экспериментированию, воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками; бережное аккуратное отношение к объектам рукотворного мира, изготовленным из бумаги и ткани.

 Оборудование: Кукла Маша; для воспитателя и каждого ребёнка кусочек ткани и бумаги; «чудесный мешочек» с мелкими предметами из ткани и бумаги; куклы тряпичная и бумажная и одежда для них; 2 подарочные коробки, в одной из которых – альбом для рисования, в другой – скатерть; емкости с водой; силуэты платьев из бумаги и ткани.

ХОД НОД:

 I. СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ (мотивация деятельности) :

 Воспитатель: Ребята, у меня есть знакомая девочка, её зовут Маша. Сегодня Маша пришла к нам в гости (показать куклу Машу). Но что – то она грустная, задумчивая… Что случилось, Машенька?

 Воспитатель от лица Маши: Мишка подарил мне новые красивые платья. А я не знаю, какое из них лучше, сшитое из ткани или бумажное платье? (показывает силуэты платьев из ткани и из бумаги).

 Воспитатель: Ребята, я, не знаю, как помочь Маше выбрать платье. Давайте мы вместе определим, какое платье лучше, прочнее, тканевое или бумажное.

 II. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Опыты с тканью и бумагой:

 • обследование ткани и бумаги с помощью тактильных ощущений

 Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах есть ткань, из которой сшито Машино платье, и бумага, точно такая же, как бумажное платье у Маши. Возьмите в руку ткань, потрите её пальчиками и «запомните» какая она на ощупь. А теперь возьмите бумагу и потрите её. Какая ткань? А бумага? (Ответы детей: ткань - мягкая, гладкая, с ворсинками, немножко пушистая; а бумага- твёрдая, не очень гладкая, без ворсинок) .

 Д/игра «Чудесный мешочек». А сейчас мы поиграем и проверим, правильно ли вы определите на ощупь предметы, изготовленные из ткани и бумаги. (Каждый ребёнок, не глядя, достаёт из мешочка бумажный или тканевый предмет, называет его, определяет, из чего изготовлен и обосновывает свой ответ). Молодцы! Вы правильно определили, из каких материалов изготовлены предметы, и ещё раз убедились, что бумага на ощупь … Какая? А ткань? (ответы детей) .

Д/игра «Магазин». А теперь отправимся в магазин и выберем одежду для кукол, которые живут у нас в группе (показывает бумажную куклу и куклу тряпичную). Для бумажной куклы будем выбирать… какую одежду? (бумажную, а для тряпичной куклы.? (изготовленную из ткани). Дети выбирают одежду из бумаги (для бумажной куклы) и из ткани (для тряпичной куклы). Вы правильно распределили одежду для кукол. А как вы догадались, что эта одежда сделана из бумаги? (он твёрдая, без ворсинок, без ниток) ; а тканевая? (мягкая, есть ворсинки, состоит из ниток). Всё правильно сделали и объяснили, молодцы! Давайте немножко отдохнём.

 ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

 Мы топаем ногами, (движения по тексту)

 мы хлопаем руками,

 киваем головой.

 Мы руки поднимаем,

 Мы руки опускаем,

 Мы кружимся потом.

 Мы топаем ногами:

 Топ-топ- топ,

 Мы руки опускаем:

 Хлоп- хлоп –хлоп.

 Мы руки разведём и

 побежим кругом.

 • восприятие на слух шуршания ткани и бумаги при смятии («Как разговаривают ткань и бумага»)

 Воспитатель: Ребята, оказывается, ткань и бумага умеют «разговаривать». Вы слышали, какие звуки они издают? (да, нет). Сейчас мы с вами послушаем их разговор! Возьмите бумагу и сомните её. Вы услышали звуки при смятии бумаги? Какой звук услышал Ваня? А Катя? (бумага громко шуршит, бумага издаёт шум, громкий звук). А теперь сомните ткань. Какой звук услышали? (звуков не услышали, ткань не шуршит, звуков не издаёт).

 • определение свойства бумаги и ткани при физическом воздействии мнётся – не мнётся, принимает первоначальную форму – расправляется

 Воспитатель: А теперь попробуйте ещё раз смять бумагу и ткань. Что легче мнётся бумага или ткань? (бумага помялась, а ткань – нет, бумага мнётся легче, а ткань не мнётся). А теперь расправьте бумагу и ткань. Что вы заметили? Одинаково ли разгладились ткань и бумага? (Ткань расправилась, разгладилась, на ней не видно следов смятия, осталась гладкой, не помятой; а бумага осталась мятая, до конца не расправилась, трудно её расправить, она не разглаживается).Чем можно разгладить ткань?

 • определение прочности бумаги и ткани

 Воспитатель: Ребята, а давайте определим, что же прочнее, ткань или бумага. Попробуйте разорвать бумагу. Когда рвётся бумага, она издает звук, как - будто немножко «фыркает». Разорвите бумагу и прислушайтесь! Что получилось? (бумага порвалась, и получилось два кусочка бумаги. А теперь попробуйте разорвать ткань (ткань - не рвётся). Какая ткань? (прочная, крепкая). А бумага? (не прочная, легко рвётся). Бумага рвётся легко, а ткань – с трудом, тяжело её порвать, надо сильно дёргать). Поэтому всякую одежду шьют из ткани. А если всё- таки надо разрезать бумагу или ткань, чем можно это сделать? (Ножницами). А если надо склеить бумагу, чем можно воспользоваться? (клеем, а чтобы зашить порвавшуюся ткань, что нужно взять? (иголку с ниткой). Вот как много вы знаете теперь о бумаге и о ткани!

 Загадки о предметах, изготовленных из ткани и бумаги «Отгадай по описанию».

 Воспитатель: Посмотрите, у меня есть две волшебные коробочки! (показывает их). Это Мишка прислал вам подарки! В одной – подарок, изготовленный из бумаги, а в другой – из ткани! Чтобы узнать, какие же подарки прислал Мишка, отгадайте загадки.

 1. Этот предмет твёрдый, он состоит из листочков, они не очень гладкие, громко шуршат, легко мнутся, при смятии издают звук, после смятия до конца не расправляются, остаются мятым, легко рвутся, если порвались, их можно склеить клеем. Этот предмет используют для рисования. Как вы думаете, этот предмет изготовлен из ткани или бумаги? Почему так решили? Что может быть в коробке? (Альбом для рисования) (воспитатель достаёт альбом из коробки, показывает детям) .

 2. Этот предмет мягкий, гладкий на ощупь, не мнётся, при смятии не издаёт звуков, не шуршит, после смятия быстро расправляется, не рвётся, прочный, а если вдруг и порвался, его можно зашить иголкой с ниткой. Этот предмет расстилают на стол, когда приходят гости. Как вы думаете, этот предмет изготовлен из ткани или бумаги? Почему так решили? Догадались, что это? (Скатерть на кукольный стол) (воспитатель достаёт скатерть из коробки, показывает детям). Какие вы внимательные, правильно отгадали загадки!

 • определение свойства бумаги и ткани при воздействии воды (размокает, намокает)

 Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим, что же происходит с бумагой и тканью, когда на них попадает вода. В емкость с водой воспитатель с детьми опускают по очереди платья из бумаги и ткани. Достаёт «мокрые платья» и спрашивает детей: Какие стали платья? (они стали мокрые от воды) Что произошло с бумажным платьем? (бумажное платье размокло в воде и стало непригодным для того, чтобы его носить). А платье из ткани? (платье из ткани намокло). Что нужно сделать с одеждой, если она намокла? А как вы думаете, что нужно сделать с тканевым платьем? (надо платье из ткани посушить, а потом прогладить утюгом). Воспитатель «вешает» платье сушить и говорит о том, что, когда оно высохнет, его нужно прогладить утюгом.

 III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Выводы и умозаключения:

 Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы были настоящими исследователями, играли, отгадывали загадки. Что делают из бумаги? (тетради, альбомы, книги, журналы,) . А что изготавливают из ткани? (одежду, полотенца, постельное бельё, мягкие игрушки,) . Бумага и ткань нужны и полезны, у них разные свойства, поэтому назначение тоже разное.

 Ребята, наша гостья Маша, внимательно слушала нас. Воспитатель от лица Маши: Спасибо, ребята, вы мне помогли узнать, чем отличаются ткань и бумага, почему одежду шьют из ткани, и я тоже выберу платье тканевое! Вот это! (показывает силуэт платья из ткани).

Сравнение свойств металла, дерева и пластмассы

Программное содержание:

Продолжать обогащать знания детей об окружающих предметах, их свойствах, качествах и названиях.

Познакомить детей с материалами: деревом, металлом и пластмассой, помочь выявить их свойства на основе сравнения.

Учить различать, находить и называть предметы из дерева, металла и пластмассы в ближайшем окружении.

Формировать у детей интерес к познавательной деятельности.

Развивать у детей: способность мыслить самостоятельно, проявляя творческий подход; умение анализировать, обобщать и сравнивать; слуховую память путем нахождения звуков разной высоты.

Воспитывать интерес, инициативу, любознательность, самостоятельность, умение действовать сообща.

Развитие речи (обогащение и активизация словаря):

Формировать овладение лексической грамотностью, умение свободно вести беседу.

Активизировать словарь детей, обогащать их речь прилагательными.

Оборудование: тазики с водой; металлические, деревянные, пластмассовые предметы;

магнит; «Чудесный мешочек».

Методы и приемы:поисковые вопросы к детям; решение проблемных ситуаций;

исследовательская деятельность;

Ход

1. Вводная часть. Мотивация.

Ребята, скажите, пожалуйста, какие предметы нас окружают? Из чего они изготовлены, из каких материалов? (ответы и размышления детей)

А вы хотите узнать о свойствах этих материалов? (ответы детей)

Ребята, я хочу предложить вам путешествие в необычную сказку, которую вы еще никогда не слышали. Сказка эта про трех друзей и она поможет нам узнать свойства металла, дерева и пластмассы.

Итак, отправляемся.

2. Сказка.

Жили-были три друга - металл, дерево и пластмасса. Жили они дружно, чем могли, помогали людям. Но однажды друзья заспорили: кто их них самый важный и нужный? Для разрешения своего спора собрались они в поход.

Идут они, а на пути у них встречается препятствие- речка.

Как вы думаете, смогут ли металл, дерево и пластмасса перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей)

Давайте проверим - проведем эксперимент.

1. «Легкий – Тяжелый»

Ребята, опустите деревянные, пластмассовые и металлические предметы в воду.

Дети опускаю материалы в таз с водой.

Что произошло? Как вы думаете, почему металлический предмет сразу утонул? (размышления детей)

Что произошло с деревянным предметом? Пластмассовым? Почему они не утонули, плавают?

Воспитатель вопросами подводит детей к мысли о том, что дерево и пластмасса - легкие, поэтому они не утонули; металл - тяжелый, он утонул.

Как вы думаете, как нашим друзьям-материалам перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей)

Воспитатель подводит детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянный предмет положить металлический - металл не утонет).

Вот и перебрались друзья на другой берег.

2. «Чудесный мешочек».

 А сейчас мы поиграем и проверим, правильно ли вы определите на ощупь предметы, изготовленные из дерева, железа и пластмассы. (Каждый ребёнок, не глядя, достаёт из мешочка предмет, называет его, определяет, из чего изготовлен и обосновывает свой ответ). Молодцы! Вы правильно определили, из каких материалов изготовлены предметы.

3. «3вучит — не звучит»

Ребята, у вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла)

Давайте возьмем деревянные ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?

Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками.

Воспитатель подводит детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой.

4. «Всё ли притягивает магнит? »

 Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет.

Пошли друзья дальше. Шли они долго, устали. Увидели друзья дом и решили в нем отдохнуть.

Ребята, из какого материала построен дом? (ответы детей)

Можно ли построить дом из металла, пластмассы? (ответы детей)

Почему? (размышления детей)

4.«Теплый - холодный»

Ребята, я предлагаю вам провести опыт. Давайте проверим, какой материал самый теплый.

Возьмите в руки деревянный предмет. Аккуратно приложите его к щечке. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Процедура повторяется с металлической и пластмассовой предметами. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал.

Значит, дома лучше строить из .... (дерева)

Ребята, а наши друзья-материалы призадумались: не могут они решить - кто же из них самый главный.

А вы как думаете, кто важнее всех и почему? (размышления детей)

Скажите, можно ли обойтись без этих материалов? Почему нельзя?

Воспитатель подводит детей к мысли о том, что все материалы: дерево, пластмасса и металл - важны и нужны человеку. Предметы, изготовленные из дерева, металла и пластмассы помогают человеку в повседневной жизни.

Сказка закончилась. Понравилась она вам?

«Знакомство со свойствами песка и глины»

Программное содержание:

Познакомить детей со свойствами песка и глины.  Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру

Оборудование:

Песок, глина, лупы, три пластиковые бутылки с отрезанным дном.

Ход

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком и глиной.

Опыт № 1. Сыпучесть песка и глины.

Воспитатель. Из стаканчика высыпьте песок на бумагу. Легко ли это сделать? (На бумаге песок рассыпался на песчинки). То же проделайте с глиной (Глина рассыпалась комочками).

 Вывод: песок рыхлый, в отличие от глины.

Опыт № 2. Из чего состоит песок и глина?

Воспитатель. С помощью лупы рассмотрите песчинки. Как они выглядят? (Очень маленькие, круглые, полупрозрачные, разноцветные или однотонные, например, желтые). Это крохотные камешки. Похожи ли песчинки одна на другую? Так же рассмотреть глину. Видны ли песчинки в глине?

 Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые прилипли друг к другу.

Опыт № 3. Легкие ли песчинки и частички глины?

Воспитатель. Давайте в банке создадим искусственный ветер. Подуем через трубочки на песок и глину. Что происходит? (Песок разлетается, песчинки двигаются быстро, частички глины не сдуваются, или сдуваются с трудом).

 Вывод: песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины - нет.

Опыт № 4. Куда исчезла вода?

Воспитатель. Ребята, давайте в стаканчик с песком нальем воды. Потрогаем песок. Каким он стал? Куда исчезла вода? (Мокрым, она впиталась в песок). Затем нальем воды в стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно? (Медленнее, чем в песок. Часть воды остается сверху на глине.) Вывод: вода впитывается в песок быстрее, чем в глину.

Опыт № 5. Лепим из влажной глины и песка.

Воспитатель. Ребята, а теперь давайте попробуем слепить шарики, колбаски из песка и глины. Что лепится лучше? Оставим поделки до полного высыхания. Что произошло с поделками из песка? (Они рассыпались). Поделки из глины сохранились, стали твердые. Вывод: глина хорошо лепится, а песок нет. При высыхании глина становится твердой.

Опыт № 6. Пропускаем воду через песок, глину и камешки.

Воспитатель. Давайте возьмем три пластиковые бутылки с отрезанным дном: первую – наполняем песком, вторую – камешками, третью – глиной. Переворачиваем бутылки вверх дном. Под бутылками помещаем ёмкости, для стекания воды. В каждую бутылку нальем равное количество воды. В какой из бутылок она быстрее исчезнет? Почему?

 Вывод: быстрее всего вода пробегает между камешками, затем, сквозь песок. Глина воду не пускает, ее частички слиплись, и вода не может пройти через них.

Воспитатель: ребята, сегодня мы познакомились с вами со свойствами песка. Расскажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали.

песок (сыпучий; состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу; песчинки легко сдуваются; вода впитывается в песок; из сухого песка ничего не слепишь; песок пропускает воду) глина (рассыпается  комочками; состоит мелких частичек, которые прилипли друг к другу; слипшиеся частички глины не сдуваются; вода медленно  впитывается в глину).

 Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны.

 «Ветер, ветер, ветерок»

Задачи:

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование:

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);

- мыльные пузыри (по количеству детей);

- игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);

- 2 подноса;

- сундучок Кузи;

- игрушка «Домовёнок Кузя» и ширма;

- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;

- сосуд – «море» для корабликов;

-салфетки бумажные (по количеству детей);

-веера (по количеству детей);

- апельсин, чеснок;

- воздушные шары (по количеству детей).

Ход

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

Домовёнок Кузя: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, Кузе, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Кузя: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Кузя! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кузя: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Кузя! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Кузя: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: Конечно, Кузя! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Кузя: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

(дети поочерёдно достают из Кузиного сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Кузе! Теперь ты знаешь, Кузя, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.

Кузя: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)

 Воспитатель: Кузя, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Кузя: Конечно, же мыло!

Воспитатель: Ребята, прав ли Кузя? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Кузя: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Опыт 3. С салфеткой.

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра « Кораблики»

Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Кузя: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Опыт 4. С веером (сложить из бумаги) и вертушкой.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

Кузя: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 5. С чесноком.

Кузя: Ой-ёй-ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Кузя! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 6. «Не дышу»

Воспитатель: Вот видите, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель: Кузя, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.

Кузя: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;

Что воздух легче воды;

Что воздух есть внутри пустых предметов;

И даже внутри людей;

Без воздуха ничто живое не может жить;

А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи;

А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха;

Кузя: Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!

«Волшебница-Вода»

Задачи:

 1. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;

 2. Познакомить со свойствами воды;

 3. Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;

 4. Воспитывать бережное отношение к воде;

 5. Обогащать и активизировать словарь;

 6. Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;

 7. Воспитывать умение работать сообща.

Оборудование: стаканы, вода, молоко, лимон, разноцветные крышки, трубочки, сок, камушки, игрушка Капелька.

Ход:

 Воспитатель:

 Доброе утро! Я вам говорю.

 Доброе утро! Я всех вас люблю!

 Желаю вам хорошо заниматься!

 Слушать внимательно, ума набираться!

 – Сегодня ребята у нас гости, поздоровайтесь.

 Дети: Доброе утро!

 Сегодня к нам на занятие пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и

 печальная.

 Послушайте ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя

 не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем

 не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные

 ребята и наверняка что-то о ней знаете.

 Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?

 Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.

 - Капелька из чего состоит? (Из воды). И живет она где? В воде.

 Молодцы А где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д)

 В: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

 (Показ и рассматривание картинок)

 - Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям. А нам, в детском саду,

 нужна вода?

 - Да!

 А для чего?

 - Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.

 Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

 В: Молодцы ребята! Вы сказали все правильно: растениям нужна вода

 и их нужно поливать водой — иначе они погибнут.

 Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода

 просто необходима: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды.

 Ни одно живое существо не может жить без воды.

 Вы слыхали о воде?

 Говорят, она везде!

 В луже, в море, в океане

 И в водопроводном кране.

 Как сосулька, замерзает,

 В лес туманом заползает.

 На плите у нас кипит.

 Паром чайника шипит,

 Без нее нам не умыться,

 Не наесться, не напиться!

 Смею вам я доложить:

 Без воды нам не прожить!

 В: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить

 различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?

 - Да!

 Тогда прошу за столы!

 В: Ребята, посмотрите, на столе у меня два стакана. Определите, в каком стакане вода? (дети показывают) .

 В: Как вы догадались? Как мы это определили что нам помогло?

 Д: Вода прозрачная, а молоко нет.

 В: А давайте мы с вами посмотрим, правда, это или нет?

 Опыт № 1: «На определение прозрачности воды»

 В: Давайте положим в стаканчик с водой камушки. Видно их?

 Д: Да

 В: А теперь такие же камушки мы положим в стаканчик с молоком. Видно их?

 Д: Нет

 В: Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле прозрачная.

 А скажите ка мне ребятки, какого цвета вода?

 Опыт №2 «На определение цвета воды»

 В: Давайте мы с вами это проверим. У меня есть разноцветные крышки. Я буду опускать в воду эти крышки по очереди, а вы будете смотреть, с цветом какой крышки совпадет цвет воды. (Проверяет цвет воды с помощью цветных крышек) Ну, что ребятки, подошла какая-нибудь крышка по цвету?

 Д: Нет.

 В: Тогда какой вывод мы с вами можем сделать? Есть цвет у воды? Нет. Значит вода бесцветная.

 Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, и обрадовалась, а мы немного отдохнем.

 Физкультминутка.

 К речке быстро мы спустились

 Наклонились и умылись

 1, 2, 3, 4. Вот как славно освежились

 А теперь поплыли дружно

 Делать так руками нужно

 Вместе раз - это брас

 Одной другой - это кроль.

 Вышли на берег крутой

 И отправились домой.

 Ну что продолжим.

 Опыт №3: «На определение вкуса воды»

 А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте

 сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?

 Д: Вкусный, сладкий.

 В: Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (даю

 попробовать воду на вкус). Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. Нет.А

 какая вода?

 Д: Вода безвкусная!

 В: А вот теперь посмотрите, что будет, если я в чистую воду добавлю лимон.

 Попробуйте теперь воду. Какая стала вода?

 Д: Кислая.

 В: Правильно, вода стала кислой. Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить,

 какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее положили.

 Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте понюхаем воду и

 узнаем, пахнет вода или нет.

 

Опыт №4: «На определение запаха воды»

 Д: Нет.

 В: Правильно вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах?

 Д: Есть.

 В: А почему вода с лимоном пахнет?

 Д: Потому, что лимон пахнет.

 В: Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?

 Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у

 воды появится запах того, что в нее добавили.

Молодцы, вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке что мы

 узнали? И что вода прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, при замерзании может превратиться в снег или лед пр. Посмотрите,

 какая Капелька веселая и радостная стала. На память о себе она хочет

 подарить вам своих подружек - “капелек”.

 Дружите с ними и берегите их!

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначений (уши- слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус)

 Материал: ширма, «волшебный мешочек»,  газета, колокольчик, молоток, 2 камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.

Описание игры – эксперимента.

 На столе разложены: газета, колокольчик, молоток, 2 камня, погремушка, свисток, говорящая кукла.

 - Посмотрите, пожалуйста, на меня, мальчики и девочки, покажитесь мне. Вы сегодня все такие красивые и нарядные. А ручки у вас красивые? Покажите свои ладошки друг другу. Наши головушки тоже красивые и очень умные, правда? Погладим себя по головушке и скажем: «Моя умная головушка! » (Дети выполняют и проговаривают фразы)

 - А щечки вы свои любите? Давайте погладим свои щечки: «Мои любимые щечки! »

 - А где же наш любознательный носик? «Мой любимый здоровенький носик. » (Дети показывают и проговаривают) Мы любим себя? А своего дружка? Как мы любим? (Дети поворачиваются друг к другу, улыбаются, обнимаются, говорят добрые слова, проговаривают: «Мой любимый дружочек! ». И я вас тоже очень люблю и поэтому приготовила вам секретики. Отгадаем их? А помогут нам наши добрые помощники.

 Садитесь поудобнее, выровняйте спину. (Дети сидят полукругом) Внимательно посмотрите на предметы, которые лежат на столе. Эти предметы непростые, они могут издавать звуки. Послушайте как они звучат. (Детям предлагаю поиграть с ними)

 - Как звучит колокольчик? (звенит)

 А как звучит свисток? (свистит)

 - Какие звуки издает газета? (шуршит)

 - С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?

 А вот и первый секретик: игра «Угадай, что звучит? » (Ставлю ширму на стол. Ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают этот предмет и говорят, что услышали звук ушами)

 - Молодцы, вы разгадали первый секрет! А вот и второй секрет: игра «Отгадай по запаху». (Дети закрывают глаза,  а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках).

 - Что это? Как узнали? (нам помог носик) какие вы сегодня молодцы, и второй секрет отгадали!

 - Ребята, а если мы потрогаем вот эти предметы, мы тоже узнаем секрет! Давайте проверим. Игра «Отгадай на ощупь». (Дети опускают руку в «волшебный мешочек», отгадывают предмет и затем достают его)

 А теперь с помощью чего вы смогли отгадать предмет (с помощью рук) Вот и еще один наш добрый помощник – наши руки.

 Есть еще один секретик, с помощью которого мы узнаем тоже одного доброго нашего помощника. Игра «Отгадай на вкус»

 (Дети отгадывают по вкусу чеснок, лимон, сахар). Как вы узнали что это лимон? (кислый на вкус) – сахар (сладкий) – чеснок (горький). С помощью чего вы смогли узнать эти продукты? Молодцы ваши язычки - помощники, все правильно отгадали! Вот сколько секретов мы с вами узнали. Нужно только внимательно смотреть вокруг, трогать и слушать. Назовите наших добрых помощников, которые помогают узнать нам предметы по звуку, по запаху, по вкусу, на ощупь. Представьте, что бы было бы, если бы их у нас не было? Поэтому нужно их беречь и любить. (На доске с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств).

«Приключения веселого Пузырика»

 Задачи:

 1. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;

 2. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания о свойствах мыла и воды:

 • мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри;

 • при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат;

 3. Учить самостоятельно, проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов;

 4. Упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом;

 5. Активизировать словарь: аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое) мыло; мыло: пенится, скользит, несъедобное.

 Оборудование: кукла Пузырик, таинственная коробка, рисунки – схемы «Как получить пузыри», предметные картинки, отображающие аромат мыла (яблоко, лимон и т. д.) . Для детей: кусочки мыла с различными ароматами, коктейльные трубочки, пластмассовые ложки, тазы, стаканы, полотенце, фартук.

 Предварительная работа: экскурсия в прачечную; наблюдения за свойствами мыла в ходе проведения культурно – гигиенических процедур; чтение: К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Л. Барто «Девочка чумазая», русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», Э. Фарджон «Мыльные пузыри».

Ход

 Воспитатель обращает внимание детей на таинственное появление в группе красочной коробки (в коробке находятся кусочки мыла) .

 Воспитатель: Ребята, откуда взялась коробка? Может, это вы ее принесли? Нет? Странно.

 Из-за ширмы показывается кукла Пузырик (можно использовать игрушку колобок).

 Пузырик: Это моё, моё. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Пузырик. Вы не видели, моих друзей пузырят? Я нигде их не найду. Моя мама говорит, что они появляются из волшебных кубиков, которые лежат в этой коробке. Я их грел, кормил, тер, но пузырята так и не появились. Может, вы мне поможете?

 Воспитатель: А ты знаешь, как называются эти кубики?

 Пузырик: Нет.

 Воспитатель: Чтобы узнать предмет, с ним надо познакомиться. А в этом деле у нас есть помощники. Какие, ребята?

 Дети: Глаза, уши, рот, нос, руки.

 Воспитатель: Сейчас вы увидите предмет. Наверно, вы его узнаете, но прежде чем назвать его, давайте расскажем о нем с помощью помощников.

 Воспитатель открывает коробку и показывает детям кусочки мыла.

 Воспитатель: Первый наш помощник – глаза. Что они вам говорят о предмете? Какой он?

 Дети (дают характеристику мылу): Прямоугольный, овальный, белый, розовый.

 Воспитатель: Следующий помощник – уши. Они о чем говорят? Предмет звуки не издает.

 Пузырик: А рот с язычком нам помогут?

 Дети: Нет. Этот предмет нельзя брать в рот, он несъедобный.

 Воспитатель: Сейчас возьмите этот предмет в руки. Что они вам говорят о предмете? Какой он?

 Дети: Гладкий, холодный, твердый.

 Воспитатель: Какой помощник нам еще может помочь? Что он говорит о предмете?

 Дети: Нос. Ароматный, душистый, пахучий.

 Воспитатель: Закройте глаза, попробуйте представить себе предмет, который имеет такой аромат. (показывает упаковки – картинки (от мыла), соответствующие аромату мыла). Откройте глаза, найдите изображение этих предметов на картинке. Проверьте друг друга.

 & Физкультминутка «Пузырь».

 Раздувайся, пузырь,

 Раздувайся большой,

 Оставайся такой

 Да не лопайся!

 Воспитатель: Мы рассказали все об этом предмете, а для чего он нужен?

 Дети: Умываться, стирать.

 Воспитатель: Вы догадались, что это… мыло

 Пузырик: Я понял, этот волшебный кубик – мыло, но как из него сделать ребят – пузырят? (Версии детей) .

 Пузырик: Что-то я не совсем понял, а вы можете мне показать, как это делается?

 Воспитатель: Что необходимо для того, чтобы сделать пузыри? Подойдите к столу и посмотрите, что вам пригодиться. (На столе необходимое оборудование). Итак, мы готовы. Что необходимо помнить при работе с мылом?

 Дети: Беречь глаза, не трогать глаза, рот.

 Дети занимают рабочие места, воспитатель обращает внимание на воду.

 Воспитатель: Какая вода?

 Дети: Прозрачная, теплая, без запаха.

 Дети опускают кусочек мыла в воду, размыливают его.

 Воспитатель: Вы размылили мыло, какое оно стало?

 Дети: Скользкое.

 Воспитатель: Что произошло с водой?

 Дет: Стала мутная, непрозрачная, пенится, есть запах мыла.

 Воспитатель: Мыло бывает твёрдое и жидкое. Чтобы получить хорошие пузыри я добавлю вам в воду жидкое мыло и размешаю.

Воспитатель: Возьмите трубочки и подуйте через них в воду.

 Пузырик: Ура! Мои друзья пузырики появились.

 Воспитатель: Какие пузыри у вас получились?

 Дети: Большие, маленькие, переливаются на свету.

 Воспитатель: Что произойдет с пузырями, если к ним прикоснуться?

 Дети: Лопнут.

 Воспитатель: А если подуть?

 Дети: Они полетят, они легкие.

 Воспитатель: Как вы думаете, внутри пузырей что-то есть?

 Дети: Воздух, мы их надуваем.

 Пузырик: Ура, у меня теперь много друзей - пузырят, только я боюсь, что забуду, как их искать.

 Воспитатель: Чтобы ты не забыл, мы тебе сейчас еще раз напомним. Вытирайте руки, ребята. Выходите на коврик.

 Чтоб пузырик получить,

 Надо чудо совершить.

 Взять простой кусочек мыла

 И водичкою полить.

 Три минуты подождать,

 Быстро-быстро размешать.

 Полетели пузыри

 Легкие, как мотыльки,

 С ними можно поиграть,

 Половить и полетать.

 Пузырик: Я понял, давайте поиграем в пузыри.

 & Игра «Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше? »

 Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой формы.

«Поиск воздуха»

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, занимает место и т. д.) и его значение для всего живого. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха.

 Словарь: воздух, свойства, опыт.

 Оборудование: воздушные шарики, стеклян. баночка, стеклян. стаканы, пробирки, соломинки, салфетки.

Ход

 Дети стоят в кругу.

 Воспитатель:

 - Сегодня к нам на занятие прилетели два воздушных шарика (показывает) :один - весёлый, румяный, толстый, а второй - худой, бледный и грустный. Как вы думаете, почему второй шарик такой?

 Дети: в нём нет воздуха, он сдулся.

 Воспитатель:

 - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

 Дети: нужно посильнее его надуть.

 Воспитатель:

 - Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?

 Дети: внутри шарика будет воздух.

 Воспитатель:

 - Откуда же берётся воздух?

 Дети: мы его выдыхаем.

 Воспитатель предлагает провести эксперимент.

 - Давайте вместе с вами попробуем вдохнуть глубоко-глубоко и выдохнуть воздух. Теперь подставьте ладонь ко рту и выдохните.

 (дети выполняют)

 Воспитатель:

 - Что вы почувствовали?

 Дети: движение воздуха.

 Воспитатель:

 - Сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Скажите, вы видите воздух вокруг нас?

 Дети: нет, не видим.

 Воспитатель:

 - Значит какой воздух?

 Дети: прозрачный, бесцветный, невидимый.

 Воспитатель:

 - А что ещё бывает прозрачным? (предлагает назвать прозрачные предметы в группе)

 Дети: стекло в окне, аквариум и т. д.

 Воспитатель:

 - Человек может существовать без воздуха? Почему?

 Дети: человеку нужно дышать.

 Воспитатель предлагает провести эксперимент.

 - Давайте проверим: пальчиками закроем нос, а ладошкой закроем рот одновременно. Что вы почувствовали?

 Дети: нам нечем дышать.

 Воспитатель:

 - А как попадает воздух в лёгкие человека?

 Дети: через рот и нос.

 Воспитатель:

 - Кто не может жить без воздуха?

 Дети: люди, животные, растения.

 Воспитатель:

 - Ребята, вы хотите стать учёными и делать опыты?

 

Опыт №1.

 Воспитатель:

 - Как вы думаете, есть ли воздух в воде?

 - Возьмите соломинку, опустите её в стакан с водой и потихоньку подуйте в неё.Что происходит?

 Дети: выходят пузырьки.

 Воспитатель:

 - Почему появились пузырьки?

 Дети: из соломинки выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем.

 Опыт №2.

 Воспитатель:

 - Как вы думаете, можно воздух услышать?

 - Надуйте воздушные шарики, чтобы они стали круглыми и упругими. Теперь пальчиками немного растяните основание шарика. Почему мы слышим звук?

 Дети: из шарика выходит воздух.

 Воспитатель:

 - Это доказывает, что звуки бывают там, где есть воздух.

 Опыт №3.

 Воспитатель:

 - Что произойдёт с салфеткой, брошенной в таз с водой?

 (показ воспитателя)

 Дети: салфетка стала мокрой.

 Опыт №4.

 Воспитатель:

 - Намокнет ли салфетка, опущенная в воду в перевёрнутой пробирке? (на дно пробирки положить кусочек салфетки, опустить в банку с водой) .Почему салфетка сухая?

 Дети: в пробирке находится воздух, который не даёт воде занять место.

 Итог занятия:

 Воспитатель:

 - Ребята, вы настоящие учёные - исследователи, провели опыты и многое узнали о свойствах воздуха. Давайте вспомним, что мы узнали о воздухе? Воздух бесцветный и прозрачный. Воздух можно почувствовать. Вспомните: как мы это делали?

 Дети: подставляли ладонь под струю воздуха.

 Воспитатель:

 - А ещё воздух можно увидеть. Как мы это делали?

 Дети: дули в соломинку, опущенную в воду и видели пузырьки.

 Воспитатель:

 - Воздух можно услышать. Как мы это делали?

 Дети: надували шарики и растягивали основание, слышали звук.

 Воспитатель:

 - Воздух нужен для жизни людей, животным, растениям.

 Рефлексия.

 Воспитатель:

 - Если вам понравились наши опыты, покажите своё настроение с помощью воздушных шариков. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно, всё у вас получалось - поднимите шарик красного цвета. Если вам было грустно, что-то не получалось - поднимите шарик синего цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе с элементами экспериментирования «Путешествие с Капелькой»

Аннотация к работе: Данный конспект предназначен для педагогов средней группы. В процессе проведенной мною образовательной деятельности я интегрировала несколько образовательных областей: • «познание»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по экспериментированию на тему: «Чудесный магнит»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по экспериментированию на тему: «Чудесный магнит»Цель: Познакомить, со способностью магнита притягивать металлические предметы; ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по развитию речи (с элементами экспериментирования). Тема: Зима пришла.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по развитию речи (с элементами экспериментирования). Тема: Зима пришла....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Перспективное планирование и конспекты по экспериментированию в непосредственно - образовательной деятельности в средней группе

Перспективное планирование и конспекты по экспериментированию в непосредственно - образовательной деятельности в средней группе...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе с элементами экспериментирования на тему«Путешествие в мир воды»

Знакомство со свойствами воды, значимость воды в природе и жизни человека. Обучение бережному отношению к воде....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «ПОМОЖЕМ МАЛЫШУ» с элементами экспериментирования

Цель: Развитие познавательных процессов у младших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.Задачи:Обучающие: Закрепить представления детей о свойствах воды, воздуха и магнита;Активиз...