Диагностическая работа
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме
Представлен пакет методического материала,направленный на диагностику подготовки к обучению в школе для детей подготовительной к школе группе, а так же диагностику страхов у детей для 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
verbalnoe_i_neverbalnoe_myshlenie_posledovatelnost_sobytiy.docx | 88.69 КБ |
zritelno-_motornaya_koordinatsiya_kushnir.docx | 34.34 КБ |
motivatsionnaya_gotovnost._test_v_kartinkah.doc | 763 КБ |
l.a.venger_samoe_nepohozhee.docx | 39.18 КБ |
proizvolnoe_vnimanie_rasstav_znaki_perone_r.docx | 83.9 КБ |
a.r._luriya_10_slov.docx | 20.99 КБ |
strahi_v_domikah_zaharova_starshaya_gruppa.doc | 32 КБ |
o.m.dyachenko.docx | 145.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест на мышление ребенка «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)
Цель: исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению. Стимульный материал: серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта: Процедура проведения методики: Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картин перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено». Задание состоит из двух частей: После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки. Выводы об уровне развития. |
ФОРМА ПРОТОКОЛА
Наименование серии и замечание экспериментатора | Раскладка | Объяснения испытуемого |
1 | ||
... |
Предварительный просмотр:
Методика «Езда по дорожке»
^ Цель: определение уровня развития мелких движений кистей рук.
Материал: протокол с рисунком, карандаш.
Инструкция: «представь себе, что ты водитель вот этой машины. Тебе надо проехать к этому дому вот по этой дорожке. (Экспериментатор показывает рисунок) Ты поедешь так, т.е. соединяешь линией изображения машины и дома. Карандаш нельзя отрывать от бумаги, иначе получится, что машина взлетела, как самолет. Поезжай аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги».
^ Обработка результатов:
1. Высокий уровень (5 баллов)- отсутствуют выходы за пределы дорожки, без отрыва, по середине дорожки.
2. Хороший уровень (4 балла) -нарушения линий (1 отрыв, не более двух раз соединения с краем дорожки)
3. Средний уровень (2-3 балла) -неровная «дорожная» линия; линия очень слабая, почти невидимая; линия с очень сильным нажимом, карандаш отрывался от бумаги не более 3 раз (2 раза -3 балла, 3 раза-2 балла)
4. Низкий уровень (1 балл) – на рисунке имеются три и более выходов за пределы дорожки или при отсутствии выходов наблюдаются многократное прочерчивание по одному и тому же месту, но «доехал»
5. Уровень патологии (0 баллов) – не справился с заданием., отказ.
^ Примечание. В карте индивидуального психологического обследования отмечается, если ребенок держит карандаш в левой руке.
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ»
(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой).
Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.
Метод: эксперимент, беседа.
Процедура проведения.
В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Инструкция:
"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".
№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".
На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)
№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)
№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)
№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)
№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)
№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)
После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:
1) А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
2) С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
3) С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.
Выборы | Мотивы, № | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I выбор | ||||||
II выбор | ||||||
III выбор | ||||||
Контрольный |
1.Внешний мотив – 0 баллов;
2.Учебный мотив – 5 баллов;
3.Игровой мотив – 1 балл;
4.Позиционный мотив – 3 балла;
5.Социальный мотив – 4 балла;
6.Отметка – 2 балла;
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.
Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Для успешного обучения благоприятным является такое сочетание мотивов: учебный -- социальный -- позиционный; учебный -- социальный -- игровой; учебный -- социальный -- отметка. Па несформированность мотивации к обучению указывает такое сочетание мотивов: внешний -- игровой -- отметка; внешний -- игровой -- позиционный.
РИСУНКИ К ТЕСТУ
"СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ"
Г. ВИЦЛАКА
Предварительный просмотр:
Методика 2
«Самое непохожее» (Л. А. Венгер). Позволяет изучить мышление и восприятие детей.
Проведение теста. Перед ребенком в ряд выкладывается 8 геометрических фигур: 2 синих круга (маленький и большой), 2 красных круга (маленький и большой), 2 синих квадрата (маленький и большой), 2 красных квадрата (маленький и большой).
Инструкция. Одну из фигурок (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку и просят: «Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая — только одна». Указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают: «Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?» Каждый ребенок выполняет задание с 2—3 фигурками.
Дети 6—7 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, величина, форма — и ориентируются на все эти параметры при выборе фигурки.
Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький синий квадраты), спросить: «Чем эти фигурки отличаются друг от друга?». Так же можно помочь выделить и другие признаки — цвет и форму.
Анализ результатов. Уровни выполнения заданий определяются количеством признаков, на которые ориентировался ребенок при выборе «самой непохожей» фигурки и которые он назвал.
Ниже среднего уровня — преобладание выбора по одному признаку без называния признака.
Средний уровень — преобладание выбора по двум признакам и называние одного.
Высокий уровень — преобладание выбора по трем признакам и называние одного-двух.
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Протокол диагностики Л.А. Венгер «Самое непохожее»
№ | Ф.И. ребенка | Признаки | Количество | Уровень | ||
Цвет | Размер | Форма | ||||
Наблюдение психолога | ||||||
Словесный отчет испытуемого |
Предварительный просмотр:
Методика Пьерона-Рузера
Цель
Определение объема кратковременной зрительной памяти
Данная методика используется для исследования и оценки таких параметров внимания, как его устойчивость, возможность переключения, распределения, а также особенностей темпа деятельности, врабатываемость в задание, проявление признаков утомления и пресыщения. В своем классическом варианте предъявления методика в полном объеме реализует возможность выявления уровня сформированности произвольной регуляции психических функций (программирования собственной деятельности и ее контроля, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков). Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простой программы деятельности, усвоения нового способа действий, степени развития элементарных графических навыков, зрительно-моторной координации
Материал
Бланк методики с изображением геометрических фигур (4 типа фигур), расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга в квадратной матрице 10x10. Простой карандаш средней мягкости (ТМ)
Рис.1. Образец бланка методики Пьерона-Рузера
Возрастной диапазон применения
Методика может быть использована в работе с детьми 5-8 лет
Процедура проведения и регистрации результатов
Перед ребенком кладется чистый бланк методики. Психолог, заполняя пустые фигурки образца (в левой верхней части бланка), говорит:
Инструкция
«Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике - вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе - вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (еще раз повторить, где и что нарисовать - устно). Иногда имеет смысл добавить, что фигуры в бланке надо заполнять все подряд, не выбирая одинаковых
Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка.
В зависимости от возраста ребенка и задач исследования условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться в одной, двух или трех фигурах. Четвертая фигура всегда должна оставаться «пустой». Важно, чтобы метки в фигурах не были «гомологичны» форме фигуры. Данная методика может быть использована и в ситуации групповой диагностики.
Детям до 5,5-6,5-летнего возраста можно уменьшить объем предлагаемого задания, например до 6-7 строк (60-70 фигур). Анализ результатов выполнения методики при этом остается прежним
После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество фигур бланка, заполняемых ребенком каждые 30 секунд или 1 минуту, например, делая отметки в виде точек или черточек прямо на бланке. О подобной регистрации ребенка лучше предупредить заранее
Желательно отметить, хотя бы приблизительно, с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры взглядом на образец
В протоколе необходимо указать, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или импульсивно; как это отражается на темпе работы; какая мотивация оказалась наиболее действенной для ребенка
Анализируемые показатели
- возможность удержания инструкции (программы, алгоритма деятельности)
- целенаправленность деятельности
- параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение)
- количество правильно заполненных фигур по отношению к общему их числу (индекс правильности)
- количество заполненных фигур за каждую минуту (динамика изменения темпа деятельности))
- число ошибок за регистрируемые отрезки времени (динамика изменения количества ошибок)
- распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа - в данном случае анализируются как характер распределения ошибок в пространстве бланка (в верхней и нижней части бланка, в правой и левой), так и особенности динамики работоспособности и ее влияния на количество ошибок
- характер необходимой мотивации деятельности (мотивация достижения, соревновательная, игровая и т.п.)
Возрастные нормативы выполнения
- К 5-5,5 годам доступно выполнение методики в полном варианте предъявления (заполнение 3-х фигур) с различными ошибками, в частности пропусками, и достаточно быстро наступающим пресыщением (ребенка «хватает» обычно не более чем на 5-6 строк). Темп деятельности, как правило, неравномерен
- К 6-7 годам доступно выполнение в полном объеме с постепенной врабатываемостью (обычно к концу второй строки ребенок перестает обращаться к образцу) и возможными единичными ошибками. Темп деятельности либо постепенно нарастает, либо, достигнув определенного уровня, остается постоянным. Пресыщения не наблюдается при адекватной мотивации
- После 7 лет доступно безошибочное выполнение методики. Большое значение начинает приобретать скорость выполнения и количество «возвратов» к образцу. Хорошими результатами выполнения методики считается: заполнение 100 фигур бланка в среднем за время до 3 минут, безошибочно или с единичной ошибкой, а скорее с собственным исправлением ошибки, при ориентации не столько на образец, сколько на собственные отметки на бланке
Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.
Методика изучения концентрации и устойчивости внимания ребенка. Тест Пьерона-Рузера
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА СЛУХОВОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
А.Р.ЛУРИЯ «10 СЛОВ».
Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.
Описание. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.
Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:
1) однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные);
2) слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь - вода и т. п.).
Применение. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
Стимульный материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (см. табл.).
Наиболее часто используют следующий набор слов: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | число | артист | базар | береза | боль |
2 | хор | воск | восток | гараж | город |
3 | камень | забор | заяц | звезда | звук |
4 | гриб | клин | книга | крот | конь |
5 | кино | лен | липа | ложка | лопата |
6 | зонт | мышь | небо | овца | окно |
7 | море | поле | помидор | рама | река |
8 | шмель | стул | соль | телефон | токарь |
9 | лампа | хлев | цвет | часы | чашка |
10 | рысь | волк | жизнь | кедр | лес |
Методика проведения исследования. Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Протокол исследования
Испытуемый ___________________________________________________ Пол___
Дата тестирования_________Время опыта_______
№ | дом | лес | кот | игла | брат | ночь | мост | окно | конь | стол | Лишние слова | количество | уровень |
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 |
Словесный отчет испытуемого__________________________________________________
Наблюдения экспериментатора:_________________________________________________
Инструкции.
Инструкции для детей.
— Инструкция (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
—·Инструкция (б): «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Обработка результатов.
Воспроизведение – 10 – 7 слов после первого прочтения свидетельствует о высоком уровне слуховой механической памяти, 6 – 4 слов свидетельствует о среднем уровне, 3 – 0 – о низком уровне.
Оценка результатов:
4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.
3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении.
2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.
1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.
Предварительный просмотр:
ТЕСТ «СТРАХИ В ДОМИКАХ»
Цель: диагностика страхов у детей дошкольного возраста.
Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами нарисуют, а ключ – выбросить или потерять (это несколько успокаивает актуализированные страхи). Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.
Инструкция: «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома» (дошкольники показывают соответствующий дом).
СТРАХИ:
- когда остаешься один дома;
- нападение бандитов;
- заболеть, заразиться;
- умереть;
- того, что умрут твои родители;
- боязнь каких-то людей;
- мамы или папы;
- того, что они тебя накажут;
- сказочных персонажей: Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;
- опоздать в детский сад;
- перед тем как заснуть;
- страшных снов;
- темноты;
- волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
- машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
- бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
- когда очень высоко (страх высоты);
- когда очень глубоко (страх глубины);
- в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
- воды;
- огня;
- пожара;
- войны;
- больших улиц, площадей;
- врачей;
- крови;
- уколов;
- боли;
- неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.
Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту):
Возраст | Число страхов | |
Мальчики | Девочки | |
3 | 9 | 7 |
4 | 7 | 9 |
5 | 8 | 11 |
6 | 9 | 11 |
7 (дошкольники) | 9 | 12 |
7 (школьники) | 6 | 9 |
Ф.И. ребенка _________________________________________________
Черный дом Красный дом
Предварительный просмотр:
Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.
Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.
Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.
По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).
Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.
Можно выделить следующие уровни:
При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).
Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
Ф.И. ребенка | Фигуры для дорисовывания | Уровень | ||||||||
| ||||||||||
Ватагин Иван | ||||||||||
Ватагин Максим | ||||||||||
Ветюгов Артем | ||||||||||
Гусева Дарья | ||||||||||
Захаров Никита | ||||||||||
Казакова Людмила | ||||||||||
Кожевников Илья | ||||||||||
Комарова Надежда | ||||||||||
Карасева Дарья | ||||||||||
Миронова Кристина | ||||||||||
Рыбаков Руслан | ||||||||||
Рыжов Даниил | ||||||||||
Рябков Данил | ||||||||||
Рогов Георгий | ||||||||||
Смирнова Анна | ||||||||||
Туманова Кристина | ||||||||||
Удалова Вика | ||||||||||
Федотова Вика | ||||||||||
Шубенин Коля | ||||||||||
Шубин Антон |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные подходы к организации диагностической работы
Проблема диагностики чрезвычайно актуальна и значима для дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательного процесса...
Презентация по теме: "Диагностическая работа в ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования Стандарта ...
Диагностическая работа с детьми
программы, презентации...
Диагностическая работа социального педагога
Деятельность социального педагога предполагает проведение диагностических исследований среди детей, педагогов и родителей. В этом разделе я представлю вашему вниманию разработанные и апробированные ан...
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ОПЫТ, ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ В ДОУ.
Модернизация российского образования определяет осуществление мониторинга как одно из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения в режиме развития. Сегодня говорить об общем монито...
Процедура диагностической работы педагога-психолога ДОО по запросу суда и органов опеки
Процедура диагностической работы педагога-психолога ДОО по запросу суда и органов опеки...
«Методика проведения диагностических работ в детском саду»
Требования, предъявляемые к современному дошкольному образовательному учреждению, достаточно высоки. За качеством работы детского сада наблюдают родительская и педагогическая общественность, органы уп...