Программа дополнительного образования по теме: «Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Программа дополнительного образования по теме: «Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Детское конструирование – это создание разных конструкций и модулей из строительных материалов и детских конструкторов. Именно ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме и величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра; геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, шар, кирпичик; развивать речевые и познавательные умения: определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; учить понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.
Конструктивная деятельность детей младшего дошкольного возраста проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению. Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка. Игра способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т.д.).
Приобщение к конструктивной деятельности начинается с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструкторов, затем, отталкиваясь от возможностей ребенка и его интересов, предлагаются темы для построек и сооружений.
У детей второго года жизни начинают складываться представления о функциональном назначении строительных деталей, простейших предметах, которые можно из них соорудить, об игрушках, которыми можно обыграть постройки. Малыши овладевают элементарными действиями со строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. В это время идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы решения практических задач, развивается практическое экспериментирование.
Малыши много играют со строительными деталями, осваивая разные действия с ними. Игра формирует потребность в общении, которое требует собственной активной речи. А на основе речи начинают развиваться обобщение и символическая функция мышления.
Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры. Инициатором в этих играх остается взрослый. Дети продолжают знакомиться со свойствами и возможностями деталей, у них развиваются представления о цвете, форме, величине, пространственные ориентации. Малыши учатся создавать конструкции по образцу, используют слова для обозначения предметов и обобщения. У детей продолжают развиваться восприятие, память и другие познавательные процессы.
Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.
Данная программа соответствует требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа имеет цель: развитие у детей общих познавательных и творческих способностей при создании продукта деятельности.
1. познакомить со свойствами строительного материала и способами построения из него простейших построек;
2. освоить способы конструирования простейших объектов (дорожек разной длины и ширины, заборов, замкнутых загородок с входом);
3. освоить способы конструирования объектов по готовому образцу (башня, лесенка, горка, мосты, грузовая машина, трамвай, одно- и двухэтажные дома);
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
1.Укрепление психического и физического здоровья детей, обеспечение эмоционального комфорта.
2.Развитие и активизация общих движений, эмоционально-делового и предметного общения, предметной деятельности.
3.Интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи.
4.Овладение различными навыками в процессе подражания.
5.Формирование предпосылок к конструктивной деятельности.
6.Формирование у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
7.Взаимосвязь педагогов и родителей.
Организация работы.
Программа рассчитана на 1 год обучения в период с сентября по май 2 раза в неделю. Наполняемость групп до 10 человек.
Каждое занятие включает в себя пальчиковую гимнастику, игру с «волшебным» мешочком, подвижную игру и собственно сюжетное конструирование.
Прежде всего необходимо вызвать у детей интерес к действиям с деталями конструктора (кубиками, кирпичиками-лего), используя игровую мотивацию деятельности, поощряя и подбадривая их с помощью восклицаний, коротких стишков; научить узнавать и различать детали, следить за несложными действиями с ними взрослого и воспроизводить эти действия: накладывать кубики друг на друга, укладывать рядом, скреплять кирпичики ЛЕГО - конструктора. Последующие занятия целесообразно проводить в форме совместной практической деятельности (ребенок – родитель) с элементами конструктора. При этом переход к самостоятельной конструктивной деятельности происходит постепенно – за счет увеличения участия ребенка в построении изображения.
Необходимое оборудование:
- Строительные наборы: деревянные и пластмассовые.
- Конструкторы ЛЕГО.
- Сюжетные фигурки соответствующего размера.
Начинать надо с предметов и объектов простой формы: дорожки, башни, заборы и, далее, автотранспорт, предметы мебели, конструирования по схемам.
-Схемы
Методы и приемы, используемые в программе.
1.Наглядные: показ, пример, наблюдение, рассматривание.
2.Информационно-рецептивные: совместная деятельность ребенка и взрослого.
3.Репродуктивные: уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.
4.Словесные: убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово.
Ожидаемый результат.
• Овладели простейшими приёмами конструирования (дорожки узкие и широкие, башни различной величины, мебель, транспорт, домики, ворота)
• Различают детали по величине, форме, цвету.
• Называют детали строительного материала(кубик, кирпичик, пластина)
• Накладывают вырезанные фигуры на изображённые, выкладывают изображение по образцу.
Перспективы
• Знакомство с природным и бросовым материалом.
• Работа с бумагой (оригами).
• Создание кружка по художественному конструированию.
Итог работы: ребенок умеет анализировать образец, выделять в нем основные и второстепенные части, устанавливает связь между функцией и строением предмета, представленного в качестве образца, воспроизводить образец самостоятельно;
- может называть тему (предмет) будущей конструкции, описывать некоторые внешние свойства задуманной постройки, называть требуемый для нее материал и указывать отдельные действия с ним.
- называет предмет, который предполагает построить, необходимый материал, в процессе конструирования может изменить тему, но созданная постройка имеет предметный характер.
Примерная тематика занятий по конструированию во второй младшей группе, программа «Радуга»
месяц
| Тема конструирования |
Сентябрь | 1. «Вот кирпичики какие» - знакомство со строительным материалом. 2. «Дорога для машины» - из кирпичиков, обыграть машиной. |
Октябрь | 1.«Мебель для матрешки» - учить из кирпичиков и кубиков строить мебель. 2. «Башня» - строить из кирпичиков башню, обыгрывать. |
Ноябрь | 1.«Зоопарк» - строить клетки соответственно размеру животного. 2. «Кораблик» - строительство по образцу, из крупного строительного материала. |
Декабрь | 1. «Теремок» - из крупного строительного материала вместе с воспитателями. 2. «Домик для зайчонка» - по воображению. |
Январь | 1. «По замыслу» - развивать фантазию. |
Февраль | 1. «Гаражи для машин» - по размеру. 2. «Мост» - пластина, кирпичи и кубики. |
Март | 1. «Дом с крылечком» - для Кати. 2. «Грузовая машина». |
Апрель | 1. «По схеме» - учить самостоятельно работать. 2. «По схеме» - учить самостоятельно производить постройку. |
Май | 1. «Городок для игрушек» - учить делать коллективные постройки. 2. «По замыслу». |
Литература:
Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»,
Издательство «Мозаика – Синтез», Москва, 2010г.
Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование», Москва, ИД «Карапуз», 1999г.
Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО» Москва, Линка-Пресс, 2001г.
Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО», Москва, Владос, 2003г.
Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду» , Москва, Творческий центр, 2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_po_teme.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования по теме: «Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Детское конструирование – это создание разных конструкций и модулей из строительных материалов и детских конструкторов. Именно ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме и величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра; геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, шар, кирпичик; развивать речевые и познавательные умения: определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; учить понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.
Конструктивная деятельность детей младшего дошкольного возраста проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению. Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка. Игра способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т.д.).
Приобщение к конструктивной деятельности начинается с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструкторов, затем, отталкиваясь от возможностей ребенка и его интересов, предлагаются темы для построек и сооружений.
У детей второго года жизни начинают складываться представления о функциональном назначении строительных деталей, простейших предметах, которые можно из них соорудить, об игрушках, которыми можно обыграть постройки. Малыши овладевают элементарными действиями со строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. В это время идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы решения практических задач, развивается практическое экспериментирование.
Малыши много играют со строительными деталями, осваивая разные действия с ними. Игра формирует потребность в общении, которое требует собственной активной речи. А на основе речи начинают развиваться обобщение и символическая функция мышления.
Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры. Инициатором в этих играх остается взрослый. Дети продолжают знакомиться со свойствами и возможностями деталей, у них развиваются представления о цвете, форме, величине, пространственные ориентации. Малыши учатся создавать конструкции по образцу, используют слова для обозначения предметов и обобщения. У детей продолжают развиваться восприятие, память и другие познавательные процессы.
Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.
Данная программа соответствует требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа имеет цель: развитие у детей общих познавательных и творческих способностей при создании продукта деятельности.
1. познакомить со свойствами строительного материала и способами построения из него простейших построек;
2. освоить способы конструирования простейших объектов (дорожек разной длины и ширины, заборов, замкнутых загородок с входом);
3. освоить способы конструирования объектов по готовому образцу (башня, лесенка, горка, мосты, грузовая машина, трамвай, одно- и двухэтажные дома);
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
1.Укрепление психического и физического здоровья детей, обеспечение эмоционального комфорта.
2.Развитие и активизация общих движений, эмоционально-делового и предметного общения, предметной деятельности.
3.Интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи.
4.Овладение различными навыками в процессе подражания.
5.Формирование предпосылок к конструктивной деятельности.
6.Формирование у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
7.Взаимосвязь педагогов и родителей.
Организация работы.
Программа рассчитана на 1 год обучения в период с сентября по май 2 раза в неделю. Наполняемость групп до 10 человек.
Каждое занятие включает в себя пальчиковую гимнастику, игру с «волшебным» мешочком, подвижную игру и собственно сюжетное конструирование.
Прежде всего необходимо вызвать у детей интерес к действиям с деталями конструктора (кубиками, кирпичиками-лего), используя игровую мотивацию деятельности, поощряя и подбадривая их с помощью восклицаний, коротких стишков; научить узнавать и различать детали, следить за несложными действиями с ними взрослого и воспроизводить эти действия: накладывать кубики друг на друга, укладывать рядом, скреплять кирпичики ЛЕГО - конструктора. Последующие занятия целесообразно проводить в форме совместной практической деятельности (ребенок – родитель) с элементами конструктора. При этом переход к самостоятельной конструктивной деятельности происходит постепенно – за счет увеличения участия ребенка в построении изображения.
Необходимое оборудование:
- Строительные наборы: деревянные и пластмассовые.
- Конструкторы ЛЕГО.
- Сюжетные фигурки соответствующего размера.
Начинать надо с предметов и объектов простой формы: дорожки, башни, заборы и, далее, автотранспорт, предметы мебели, конструирования по схемам.
-Схемы
Методы и приемы, используемые в программе.
1.Наглядные: показ, пример, наблюдение, рассматривание.
2.Информационно-рецептивные: совместная деятельность ребенка и взрослого.
3.Репродуктивные: уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.
4.Словесные: убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово.
Ожидаемый результат.
- Овладели простейшими приёмами конструирования (дорожки узкие и широкие, башни различной величины, мебель, транспорт, домики, ворота)
- Различают детали по величине, форме, цвету.
- Называют детали строительного материала(кубик, кирпичик, пластина)
- Накладывают вырезанные фигуры на изображённые, выкладывают изображение по образцу.
Перспективы
- Знакомство с природным и бросовым материалом.
- Работа с бумагой (оригами).
- Создание кружка по художественному конструированию.
Итог работы: ребенок умеет анализировать образец, выделять в нем основные и второстепенные части, устанавливает связь между функцией и строением предмета, представленного в качестве образца, воспроизводить образец самостоятельно;
- может называть тему (предмет) будущей конструкции, описывать некоторые внешние свойства задуманной постройки, называть требуемый для нее материал и указывать отдельные действия с ним.
- называет предмет, который предполагает построить, необходимый материал, в процессе конструирования может изменить тему, но созданная постройка имеет предметный характер.
Примерная тематика занятий по конструированию во второй младшей группе, программа «Радуга»
месяц | Тема конструирования |
Сентябрь | 1. «Вот кирпичики какие» - знакомство со строительным материалом. 2. «Дорога для машины» - из кирпичиков, обыграть машиной. |
Октябрь | 1.«Мебель для матрешки» - учить из кирпичиков и кубиков строить мебель. 2. «Башня» - строить из кирпичиков башню, обыгрывать. |
Ноябрь | 1.«Зоопарк» - строить клетки соответственно размеру животного. 2. «Кораблик» - строительство по образцу, из крупного строительного материала. |
Декабрь | 1. «Теремок» - из крупного строительного материала вместе с воспитателями. 2. «Домик для зайчонка» - по воображению. |
Январь | 1. «По замыслу» - развивать фантазию. |
Февраль | 1. «Гаражи для машин» - по размеру. 2. «Мост» - пластина, кирпичи и кубики. |
Март | 1. «Дом с крылечком» - для Кати. 2. «Грузовая машина». |
Апрель | 1. «По схеме» - учить самостоятельно работать. 2. «По схеме» - учить самостоятельно производить постройку. |
Май | 1. «Городок для игрушек» - учить делать коллективные постройки. 2. «По замыслу». |
Литература:
Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»,
Издательство «Мозаика – Синтез», Москва, 2010г.
Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование», Москва, ИД «Карапуз», 1999г.
Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО» Москва, Линка-Пресс, 2001г.
Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО», Москва, Владос, 2003г.
Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду» , Москва, Творческий центр, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича&raq...
Программа профессионального самообразования на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через фольклор»
Программа по саомобразованию музыкального руководителя...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста (2 - 7 лет) "Маленькие исследователи".
Цель:1. Приобщение к знаниям по экологии, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей 2 - 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС.2. Формирование у дошкольников нового экологического ...
Программа дополнительного образования ( кружковой работы) "Формирование музыкально- двигательных навыков детей дошкольного возраста ( на материале детского фольклора)
Глава1. Теоритические основы развития музыкально- ритмической деятельности детей средствами музыкального фольклора1.1 Классификация и основная терминология детского музыкального фольклора1.2 ист...
Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности «СА-ФИ-ДАНС» детей дошкольного возраста, принята Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 49 «Настенька», протокол № 1 от 30.08.2018г, внесены дополнения - протокол Педа
Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности «СА-ФИ-ДАНС» детей дошкольного возраста, принята Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 4...
Программа по дополнительной платной услуге по развитию конструктивных способностей у детей дошкольного возраста 4г.-5л. «Самоделкин».
Парциальная образовательная программадополнительного образования (по интересам воспитанников)для детей дошкольного возраста 4л.-5л.по развитию конструктивных способностей «Самоделкин»...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста «Волшебный клубок»
Дополнительная общеразвивающая программа художественноэстетической направленности по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста «Волшебный клубок»...