Программа дополнительного образования по теме: «Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Короткова Любовь Анатольевна

Программа дополнительного образования по теме: «Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста»

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Детское конструирование – это создание разных конструкций и модулей из строительных материалов и детских конструкторов. Именно ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме и величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра; геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, шар, кирпичик; развивать речевые и познавательные умения: определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; учить понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.

Конструктивная деятельность детей младшего дошкольного возраста проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению. Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка. Игра способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т.д.).

Приобщение к конструктивной деятельности начинается с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструкторов, затем, отталкиваясь от возможностей ребенка и его интересов, предлагаются темы для построек и сооружений.

У детей второго года жизни начинают складываться представления о функциональном назначении строительных деталей, простейших предметах, которые можно из них соорудить, об игрушках, которыми можно обыграть постройки. Малыши овладевают элементарными действиями со строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. В это время идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы решения практических задач, развивается практическое экспериментирование.

Малыши много играют со строительными деталями, осваивая разные действия с ними. Игра формирует потребность в общении, которое требует собственной активной речи. А на основе речи начинают развиваться обобщение и символическая функция мышления.

Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры. Инициатором в этих играх остается взрослый. Дети продолжают знакомиться со свойствами и возможностями деталей, у них развиваются представления о цвете, форме, величине, пространственные ориентации. Малыши учатся создавать конструкции по образцу, используют слова для обозначения предметов и обобщения. У детей продолжают развиваться восприятие, память и другие познавательные процессы.

Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.

 

Данная программа соответствует требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

 

Программа имеет цель: развитие у детей общих познавательных и творческих способностей при создании продукта деятельности.
1. познакомить со свойствами строительного материала и способами построения из него простейших построек;
2. освоить способы конструирования простейших объектов (дорожек разной длины и ширины, заборов, замкнутых загородок с входом);
3. освоить способы конструирования объектов по готовому образцу (башня, лесенка, горка, мосты, грузовая машина, трамвай, одно- и двухэтажные дома);

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

1.Укрепление психического и физического здоровья детей, обеспечение эмоционального комфорта.

2.Развитие и активизация общих движений, эмоционально-делового и предметного общения, предметной деятельности.

3.Интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи.

4.Овладение различными навыками в процессе подражания.

5.Формирование предпосылок к конструктивной деятельности.

6.Формирование у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.

7.Взаимосвязь педагогов и родителей.

Организация работы.

 

Программа рассчитана на 1 год обучения в период с сентября по май 2 раза в неделю. Наполняемость групп до 10 человек.

Каждое занятие включает в себя пальчиковую гимнастику, игру с «волшебным» мешочком, подвижную игру и собственно сюжетное конструирование.

Прежде всего необходимо вызвать у детей интерес к действиям с деталями конструктора (кубиками, кирпичиками-лего), используя игровую мотивацию деятельности, поощряя и подбадривая их с помощью восклицаний, коротких стишков; научить узнавать и различать детали, следить за несложными действиями с ними взрослого и воспроизводить эти действия: накладывать кубики друг на друга, укладывать рядом, скреплять кирпичики ЛЕГО - конструктора. Последующие занятия целесообразно проводить в форме совместной практической деятельности (ребенок – родитель) с элементами конструктора. При этом переход к самостоятельной конструктивной деятельности происходит постепенно – за счет увеличения участия ребенка в построении изображения.

Необходимое оборудование:

- Строительные наборы: деревянные и пластмассовые.

- Конструкторы ЛЕГО.

- Сюжетные фигурки соответствующего размера.

Начинать надо с предметов и объектов простой формы: дорожки, башни, заборы и, далее, автотранспорт, предметы мебели, конструирования по схемам.

-Схемы

Методы и приемы, используемые в программе.

1.Наглядные: показ, пример, наблюдение, рассматривание.

2.Информационно-рецептивные: совместная деятельность ребенка и взрослого.

3.Репродуктивные: уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.

4.Словесные: убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово.

Ожидаемый результат.

•           Овладели простейшими приёмами конструирования (дорожки узкие и широкие, башни различной величины, мебель, транспорт, домики, ворота)

•           Различают детали по величине, форме, цвету.

•           Называют детали строительного материала(кубик, кирпичик, пластина)

•           Накладывают вырезанные фигуры на изображённые, выкладывают изображение по образцу.

 

Перспективы

•           Знакомство с природным  и бросовым материалом.

•           Работа с бумагой (оригами).

•            Создание  кружка по художественному конструированию.

 

Итог работы: ребенок умеет анализировать образец, выделять в нем основные и второстепенные части, устанавливает связь между функцией и строением предмета, представленного в качестве образца, воспроизводить образец самостоятельно;
- может называть тему (предмет) будущей конструкции, описывать некоторые внешние свойства задуманной постройки, называть требуемый для нее материал и указывать отдельные действия с ним. 
- называет предмет, который предполагает построить, необходимый материал, в процессе конструирования может изменить тему, но созданная постройка имеет предметный характер.

 

 

Примерная тематика занятий по конструированию во второй младшей группе, программа «Радуга»

 

месяц

 

Тема конструирования

Сентябрь

1. «Вот кирпичики какие» - знакомство со строительным материалом.

2. «Дорога для машины» - из кирпичиков, обыграть машиной.

Октябрь

1.«Мебель для матрешки» - учить из кирпичиков и кубиков строить мебель.

2. «Башня» - строить из кирпичиков башню, обыгрывать.

Ноябрь

1.«Зоопарк» - строить клетки соответственно размеру животного.

2. «Кораблик» - строительство по образцу, из крупного строительного материала.

Декабрь

1. «Теремок» - из крупного строительного материала вместе с воспитателями.

2. «Домик для зайчонка» - по воображению.

Январь

1. «По замыслу» - развивать фантазию.

Февраль

1. «Гаражи для машин» - по размеру.

2. «Мост» - пластина, кирпичи и кубики.

Март

1. «Дом с крылечком» - для Кати.

2. «Грузовая машина».

Апрель

1. «По схеме» - учить самостоятельно работать.

2. «По схеме» - учить самостоятельно производить постройку.

Май

1. «Городок для игрушек» - учить делать коллективные постройки.

2. «По замыслу».

 

 

 

Литература:

Куцакова   Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»,

Издательство «Мозаика – Синтез», Москва, 2010г.

Парамонова  Л.А. «Детское творческое конструирование», Москва, ИД «Карапуз», 1999г.

Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО» Москва, Линка-Пресс, 2001г.

Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО», Москва, Владос, 2003г.

Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду» , Москва, Творческий центр, 2012г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_po_teme.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования по теме: «Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Детское конструирование – это создание разных конструкций и модулей из строительных материалов и детских конструкторов. Именно ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме и величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра; геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, шар, кирпичик; развивать речевые и познавательные умения: определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; учить понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.

Конструктивная деятельность детей младшего дошкольного возраста проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению. Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка. Игра способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т.д.).

Приобщение к конструктивной деятельности начинается с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструкторов, затем, отталкиваясь от возможностей ребенка и его интересов, предлагаются темы для построек и сооружений.

У детей второго года жизни начинают складываться представления о функциональном назначении строительных деталей, простейших предметах, которые можно из них соорудить, об игрушках, которыми можно обыграть постройки. Малыши овладевают элементарными действиями со строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. В это время идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы решения практических задач, развивается практическое экспериментирование.

Малыши много играют со строительными деталями, осваивая разные действия с ними. Игра формирует потребность в общении, которое требует собственной активной речи. А на основе речи начинают развиваться обобщение и символическая функция мышления.

Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры. Инициатором в этих играх остается взрослый. Дети продолжают знакомиться со свойствами и возможностями деталей, у них развиваются представления о цвете, форме, величине, пространственные ориентации. Малыши учатся создавать конструкции по образцу, используют слова для обозначения предметов и обобщения. У детей продолжают развиваться восприятие, память и другие познавательные процессы.

Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.

Данная программа соответствует требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа имеет цель: развитие у детей общих познавательных и творческих способностей при создании продукта деятельности.
1. познакомить со свойствами строительного материала и способами построения из него простейших построек;
2. освоить способы конструирования простейших объектов (дорожек разной длины и ширины, заборов, замкнутых загородок с входом);
3. освоить способы конструирования объектов по готовому образцу (башня, лесенка, горка, мосты, грузовая машина, трамвай, одно- и двухэтажные дома);

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

1.Укрепление психического и физического здоровья детей, обеспечение эмоционального комфорта.

2.Развитие и активизация общих движений, эмоционально-делового и предметного общения, предметной деятельности.

3.Интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи.

4.Овладение различными навыками в процессе подражания.

5.Формирование предпосылок к конструктивной деятельности.

6.Формирование у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.

7.Взаимосвязь педагогов и родителей.

Организация работы.

Программа рассчитана на 1 год обучения в период с сентября по май 2 раза в неделю. Наполняемость групп до 10 человек.

Каждое занятие включает в себя пальчиковую гимнастику, игру с «волшебным» мешочком, подвижную игру и собственно сюжетное конструирование.

Прежде всего необходимо вызвать у детей интерес к действиям с деталями конструктора (кубиками, кирпичиками-лего), используя игровую мотивацию деятельности, поощряя и подбадривая их с помощью восклицаний, коротких стишков; научить узнавать и различать детали, следить за несложными действиями с ними взрослого и воспроизводить эти действия: накладывать кубики друг на друга, укладывать рядом, скреплять кирпичики ЛЕГО - конструктора. Последующие занятия целесообразно проводить в форме совместной практической деятельности (ребенок – родитель) с элементами конструктора. При этом переход к самостоятельной конструктивной деятельности происходит постепенно – за счет увеличения участия ребенка в построении изображения.

Необходимое оборудование:

- Строительные наборы: деревянные и пластмассовые.

- Конструкторы ЛЕГО.

- Сюжетные фигурки соответствующего размера.

Начинать надо с предметов и объектов простой формы: дорожки, башни, заборы и, далее, автотранспорт, предметы мебели, конструирования по схемам.

-Схемы

Методы и приемы, используемые в программе.

1.Наглядные: показ, пример, наблюдение, рассматривание.

2.Информационно-рецептивные: совместная деятельность ребенка и взрослого.

3.Репродуктивные: уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.

4.Словесные: убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово.

Ожидаемый результат.

  • Овладели простейшими приёмами конструирования (дорожки узкие и широкие, башни различной величины, мебель, транспорт, домики, ворота)
  • Различают детали по величине, форме, цвету.
  • Называют детали строительного материала(кубик, кирпичик, пластина)
  • Накладывают вырезанные фигуры на изображённые, выкладывают изображение по образцу.

Перспективы

  • Знакомство с природным  и бросовым материалом.
  • Работа с бумагой (оригами).
  •  Создание  кружка по художественному конструированию.

Итог работы: ребенок умеет анализировать образец, выделять в нем основные и второстепенные части, устанавливает связь между функцией и строением предмета, представленного в качестве образца, воспроизводить образец самостоятельно;
- может называть тему (предмет) будущей конструкции, описывать некоторые внешние свойства задуманной постройки, называть требуемый для нее материал и указывать отдельные действия с ним. 
- называет предмет, который предполагает построить, необходимый материал, в процессе конструирования может изменить тему, но созданная постройка имеет предметный характер.


Примерная тематика занятий по конструированию во второй младшей группе, программа «Радуга»

месяц

Тема конструирования

Сентябрь

1. «Вот кирпичики какие» - знакомство со строительным материалом.

2. «Дорога для машины» - из кирпичиков, обыграть машиной.

Октябрь

1.«Мебель для матрешки» - учить из кирпичиков и кубиков строить мебель.

2. «Башня» - строить из кирпичиков башню, обыгрывать.

Ноябрь

1.«Зоопарк» - строить клетки соответственно размеру животного.

2. «Кораблик» - строительство по образцу, из крупного строительного материала.

Декабрь

1. «Теремок» - из крупного строительного материала вместе с воспитателями.

2. «Домик для зайчонка» - по воображению.

Январь

1. «По замыслу» - развивать фантазию.

Февраль

1. «Гаражи для машин» - по размеру.

2. «Мост» - пластина, кирпичи и кубики.

Март

1. «Дом с крылечком» - для Кати.

2. «Грузовая машина».

Апрель

1. «По схеме» - учить самостоятельно работать.

2. «По схеме» - учить самостоятельно производить постройку.

Май

1. «Городок для игрушек» - учить делать коллективные постройки.

2. «По замыслу».

Литература:

Куцакова   Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»,

Издательство «Мозаика – Синтез», Москва, 2010г.

Парамонова  Л.А. «Детское творческое конструирование», Москва, ИД «Карапуз», 1999г.

Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО» Москва, Линка-Пресс, 2001г.

Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО», Москва, Владос, 2003г.

Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду» , Москва, Творческий центр, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича&raq...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста (2 - 7 лет) "Маленькие исследователи".

Цель:1. Приобщение к знаниям по экологии, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей 2 - 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС.2. Формирование у дошкольников нового экологического ...

Программа дополнительного образования ( кружковой работы) "Формирование музыкально- двигательных навыков детей дошкольного возраста ( на материале детского фольклора)

Глава1. Теоритические основы развития музыкально- ритмической деятельности  детей средствами музыкального фольклора1.1 Классификация и основная терминология детского музыкального фольклора1.2 ист...

Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности «СА-ФИ-ДАНС» детей дошкольного возраста, принята Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 49 «Настенька», протокол № 1 от 30.08.2018г, внесены дополнения - протокол Педа

Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной  направленности «СА-ФИ-ДАНС» детей дошкольного возраста, принята Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 4...

Программа по дополнительной платной услуге по развитию конструктивных способностей у детей дошкольного возраста 4г.-5л. «Самоделкин».

Парциальная образовательная программадополнительного образования (по интересам воспитанников)для детей дошкольного возраста 4л.-5л.по развитию конструктивных способностей «Самоделкин»...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста «Волшебный клубок»

Дополнительная общеразвивающая программа художественноэстетической направленности по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста «Волшебный клубок»...