Консультация для педагогов
консультация на тему

Тюпикина Ольга Владимировна

Формирование у дошкольников умения ориентироваться на плоскости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orien.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24                                          муниципального образования Усть – Лабинский район

Консультация

для педагогов

«Формирование навыков ориентирования

на плоскости

 у детей дошкольного возраста»

                                                                                   Воспитатель: Тюпикина О.В

г. Усть-Лабинск,

2015

Поступление в школу – важный момент в жизни ребёнка. Чем он лучше будет подготовлен психологически и интеллектуально, тем увереннее будет себя чувствовать в непривычной для него обстановке, тем легче преодолеет адаптационный период.

Одним из основных показателей готовности к школе является развитие у ребёнка произвольной саморегуляции. По Л.С. Выготскому, произвольность – это способность человека владеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью.

Как показывает практика, очень немногие дети  к моменту поступления в школу обладают достаточно высоким уровнем произвольности.

На развитие произвольной саморегуляции влияет формирование навыков плоскостного ориентирования. Такие навыки формируют воспитатели (в ООД по математике), логопеды (при автоматизации звуков речи и активизации словаря), психологи (в процессе развития внимания и восприятия). Рассмотрим, как организует работу в этом направлении воспитатель.

Формирование графических навыков начинается в младшем дошкольном возрасте.

Во второй половине дня в ходе индивидуальной работы детям предлагаются простые графические упражнения, которые способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, зрительного восприятия и внимания.

Дети проводят прямые горизонтальные и вертикальные линии в ограниченном пространстве («Дождик», «Заборчик»), круговые безотрывные линии («Клубочек», «Верёвочка»), волнистые линии в горизонтальном и вертикальном направлении («Облака», «Летит птичка»), рисуют по точкам, выполняют штриховку прямыми линиями.

В старшем дошкольном возрасте задания усложняются.

Дети учатся правильно изображать те или иные фигуры по образцу и по памяти, а также одновременно со всеми начинать и заканчивать работу.

В подготовительной группе проводится целенаправленная работа по формированию навыков ориентировки на листе бумаги в клетку в НОД по математике в течение 5 – 10 минут и во второй половине дня индивидуально.

Для выполнения заданий необходимо тетрадь в крупную клетку, простой карандаш и ластик.

При формировании у детей графических навыков очень важно сохранять положительный эмоциональный настрой ребёнка и доброжелательное отношение взрослого.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

 Ориентировка на листе бумаги

Задачи: учить находить верхний правый и левый углы, нижний правый и левый углы, середину листа.

Упражнения: «Что изменилось?», «Слушай и рисуй», «Геометрический коврик» (с раздаточным материалом).

Штриховка

Задачи: учить не выходить за контур; штриховать в одном направлении, соблюдая расстояние между линиями; контролировать силу нажима на карандаш.

Упражнения на различные виды штриховки: горизонтальной, вертикальной, по диагонали, волнистыми линиями, круговой, петлями, комбинированной.

Рисование геометрических фигур, печатание цифр и букв

Задачи: учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, отсчитывать клетки, соблюдать строку, размер и интервал.

Вводится понятие «диагональ», чтобы дети выполняли задания, используя не только направления «вверх», «вниз», «влево», «вправо», но и сложные – «вверх-вправо», «вниз-влево» и др.

Графические диктанты

Зрительный диктант.

Дети учатся внимательно рассматривать рисунки, воспроизводить их по памяти, выкладывая из палочек, а затем зарисовывать карандашом.

В обучении детей срисовыванию по клеткам используют следующие виды заданий:

  • Срисовывание предметов одинакового, большего или меньшего размера по сравнению с образцом.
  • Дорисовывание недостающих частей образца.
  • Зеркальное отображение образца.

Слуховой диктант.

Педагог задаёт последовательность действий с указанием числа клеток и направлений.  Ребёнок воспринимает задание на слух, выполняет его, затем сравнивает полученное изображение с образцом.

Зрительные диктанты чередуют со слуховыми.

Графические диктанты подбирают по принципу от простого к сложному. К простым диктантам относятся узоры от 2 до 5 шагов. Постепенно количество шагов увеличивается, усложняется и условие задания.

Графические диктанты можно дополнить скороговорками, пальчиковой гимнастикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....