Роль бисероплетения в интеллектуальном и эстетическом развитии воспитанников социально-реабилитационного центра
статья на тему
Бисероплетение – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью. Для детей плетение из бисера – это возможность изготовить своими руками эксклюзивные украшения и сувениры для себя или в подарок, это неограниченное поле для реализации своей фантазии. И если на первых порах дети учатся плести по готовым схемам, то в дальнейшем с удовольствием создают собственные формы и узоры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_rol_biseropleteniya.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО МБУ «СРЦдН Ивнянского района»: «Роль бисероплетения в интеллектуальном и эстетическом развитии воспитанников социально-реабилитационного центра».
Бисер и изделия из него известны с глубокой древности. Еще в Древнем Египте существовало искусство бисероплетения, и при раскопках археологи находили изделия из этого материала. До нашей эры кочевые племена скифов и сарматов часто украшали свою одежду стеклянными бусинками. Первые сведения об использовании бисера на Руси относятся к 9-12 векам. Народное искусство и традиционные ремесла играют в развитии детей огромную роль. Приобщение к рукоделию способствует интеллектуальному и эстетическому развитию, тренирует пальцы и стимулирует развитие мелкой моторики. Дети, занимающиеся народным искусством, становятся более внимательными, дисциплинированными, и целеустремленными, их успеваемость ощутимо повышается.
Одним из наиболее интересных народных ремесел является бисероплетение. Это занятие подходит для детей старшего школьного возраста, и для младших школьников является отличной развивающей деятельностью. Как правило, работой с бисером больше интересуются девочки, хотя и для мальчиков она весьма полезна. Мальчики нашего центра научились плести из бисера цветы и деревья, вышивать бисером, делать из бисера мелкие поделки (бабочек, стрекоз, ящериц и многое другое).
Бисероплетение – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью. Для детей плетение из бисера – это возможность изготовить своими руками эксклюзивные украшения и сувениры для себя или в подарок, это неограниченное поле для реализации своей фантазии. И если на первых порах дети учатся плести по готовым схемам, то в дальнейшем с удовольствием создают собственные формы и узоры.
Занятия по бисероплетению организовать довольно легко. Для этого не нужно специальное оборудование или особые условия. Каждому ребенку необходим бисер различных цветов, капроновая нить, проволока, леска, иглы для бисера, а также разнообразные аксессуары для украшений (замочки для колье, дужки для серег, заготовки для колец и так далее), ножницы и клей.
Обучение детей бисероплетению можно начинать уже в шестилетнем возрасте. На первом ознакомительном занятии необходимо пробудить интерес старших дошкольников к этому занятию. Можно рассказать детям историю бисероплетения и вышивки бисером, в какой стране зародилось это искусство и как распространялось по земному шару, рассказать, какие мотивы в своих орнаментах использовали разные народы, какие техники возникли первыми, и какие были изобретены сравнительно недавно. Также на вводном занятии необходимо ознакомить детей с готовыми работами. Это поможет зажечь интерес к процессу работы и обозначить цель кропотливого труда.
Обучать бисероплетению необходимо с основ. Дети узнают, какие материалы используются, в каких случаях нужно выбирать в качестве основы проволоку, а в каких – нить, какие преимущества и недостатки у лески и капроновой нити, чем отличается игла для бисера от обычной.
Самым первым упражнением является нанизывание бусинок на нитку в один ряд. При этом бусины могут быть одного цвета или разноцветными. При нанизывании разноцветных бусин можно дать детям задания сделать «полосатую» или «радужную» нитку. Это повысит интерес к выполнению упражнения, позволит быстро освоить базовое движение.
На следующем занятии можно приступить к изготовлению простейших конструкций на проволоке. Для этого можно приобрести готовые наборы для детского творчества или составить простые схемы самостоятельно.
После освоения простейших работ на проволоке можно переходить к простым цепочкам на двух нитях. Такие цепочки являются основой для разнообразных "фенечек", которые девочки с удовольствием носят на руках и дарят друг другу.
Схемы простых цепочек со звеньями из трех, пяти и более бусин можно найти в любом пособии или составить их самостоятельно, это не представляет никакой сложности. После двух-трех изделий, выполненных по готовым схемам, можно предложить воспитанникам придумать и нарисовать узор для цепочки самостоятельно. Это не только стимулирует воображение, но и знакомит детей с основами эскиза.
После освоения простых цепочек дети учатся плести ажурные сеточки на одной и двух нитях. На первых порах сеточка плетется однотонная, чтобы воспитанники легче могли усвоить принцип ее построения, не отвлекаясь на необходимость следить за узором. Далее можно предложить выполнить сеточку с простым рисунком.
Ажурная сеточка является универсальным приемом бисероплетения. На ее основе можно делать любые украшения, ею можно оплетать любые предметы (в том числе пасхальные яйца, бутылки, вазы и прочее). Осваивать сетчатое плетение можно на примере браслетиков, которые дети на первых порах плетут по готовым схемам. Постигнув на готовых схемах принципы построения орнамента и его основных элементов, дети сами начинают создавать узоры для украшений.
К концу года можно сделать бисерную веточку, цветочек, жука, бабочку, сердечко, кольцо и другие работы, основанные на простых схемах, не требующих долгой кропотливой работы. На следующем этапе обучения детей можно познакомить с другими техниками бисероплетения, научить плести полотно, создавать объемные составные фигуры (игрушки, цветы, деревья и так далее), изготавливать сложные украшения. Неплохие результаты дает совместная работа, когда вся группа делает одну крупную композицию, состоящую из множества частей. Каждый ребенок изготавливает свою часть, а потом все вместе собирают готовое изделие.
Работая с бусинками, школьники непроизвольно их считают, добавляют или убавляют ряды, знакомятся с разными геометрическими формами. Бисероплетение прекрасно развивает мелкую моторику, координацию рук. Воспитанники осваивают технику плоского параллельного плетения на проволоке и далее уже используют ее с вариациями. Они создают своими руками не только отдельные фигурки, но и составляют композиции. Например, перед тем, как сплести букет цветов из бисера, ребята рассматривают рисунки, фотографии различных цветов, обращают внимание на их разнообразие. У детей развивается самостоятельность, возникает желание фантазировать. Перед нами стоят следующие задачи:
- совершенствовать умение работать с бисером и проволокой путем простого низания;
- продолжать развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;
- закреплять умения и навыки в создании из бисера цветов, деревьев;
- развивать у детей чувство композиции;
- добиваться гармоничного сочетания основных и дополнительных цветов;
- воспитывать эстетический вкус, образное видение, любовь к природе.
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.
Маленький ребенок больше всего на свете хочет бегать, прыгать, совершать любые движения, потому что для него движение есть способ постижения мира. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость предметов, их форму, размер, тяжесть или легкость. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук. Следовательно, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Не так давно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс: дети, с самого раннего возраста усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали разговаривать.
Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – дело в том, что при использовании клавиатуры, а не обычной ручки-карандаша при письме, воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научных факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом.
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).
Развитие мелкой моторики важно ещё потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает определенную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. Поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских детей. Двадцать лет назад «бытовых занятий», которые развивали пальцы руки, было великое множество. Родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. Сейчас на каждое занятие есть по машине. Даже в детских садах просят приносить обувь на «липучках», куртки, кофточки и другую одежду на «молниях» или кнопках. Все это облегчает работу воспитателя, экономит время и силы, но замедляет развитие движений пальцев ребенка.
Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки - общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой вероятностью можно заключить, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Поэтому в последнее время развитию мелкой моторики уделяется всё большее внимание. Я думаю, что нельзя исключить большую роль бисероплетения в формировании мелкой моторики, а, следовательно, и речевой деятельности детей.
Само бисероплетение, как декоративно-прикладное искусство, органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целости. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
Занятие бисероплетением создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного развития и воспитания личности, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации ребёнка. Занятия по интересам способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильному представлению о взаимосвязи «Природа – Человек – Природная среда».
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности во времена Платона и Аристотеля. Термин "эстетика" происходит от греческого -воспринимаемый чувством. Философы - материалисты (Дидро, Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание детей характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для наших воспитанников.
И еще очень важное дополнение: умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают у детей большой интерес.
Бисероплетение - это искусство со стажем, и ему все возрасты покорны: малыши увлеченно нанизывают бусы, подростки плетут "фенечки" и браслеты, мамы с удовольствием носят изящные бисерные колье и серьги, подчеркивающие индивидуальность каждой рукодельницы. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.
Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно.
Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетенные из бисера, дети загораются желанием сплести такие украшения куклам, себе, маме. Бисер привлекает детей и яркостью красок, и разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых изделий. Воспитанники нашего центра научились вышивать бисером, плести из бисера деревья, цветы и делать мелкие поделки. Они сами подбирают нужный по цвету и тону бисер, создают композиции из разрозненных деталей. Дети привыкли работать самостоятельно и выполнять коллективную работу. Их радует возможность сделать своими руками красивые изделия, которые можно подарить или украсить наш центр.
Таким образом, бисероплетение для детей способствует:
- повышению внутренней мотивации ребенка к деятельности;
- становлению адекватной самооценки через появление уверенности в себе и в своих силах;
- развитию творческого (дивергентного) мышления в процессе нахождения различных вариантов решения творческой задачи при изготовлении изделия из бисера;
- формированию целеполагания и навыков планомерной деятельности;
- развитию мелкой моторики руки;
- развитию навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, взаимопонимания и сотрудничества в процессе коллективной деятельности:
- развитию умения видеть красоту окружающего мира, неповторимость и уникальность изделий из бисера.
Наши воспитанники знают правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; умеют гармонично сочетать цвета при выполнении изделий из бисера, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иголками и булавками, четко выполнять основные приемы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и книг по бисероплетению, самостоятельно составлять рабочие схемы и выполнять по ним изделия, хранить изделия из бисера согласно правилам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система занятий по оригами – способ интеллектуального и эстетического развития детей.
Для более полного раскрытия творческих способностей детей, поддержанию их познавательного интереса, поощрения детских успехов и достижений необходимы совместные усилия всех педагогов, психологов...
Нравственное воспитание средствами народной педагогики воспитанников социально-реабилитационного центра
В результате реформирования современного российского общества образовался кризис ценностей и социальных норм, в частности в вопросах воспитания моральных качеств подрастающего поколения. Детям п...
Программа ознакомления с окружающим миром для детей дошкольного возраста, воспитанников социально-реабилитационного центра "Юный эколог"
знакомство с окружающим миром...
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, талантливые пальчики"
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, ...
обобщение опыта работы по развитию творческих способностей воспитанников социально-реабилитационного центра
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник в условиях социаль...
Развитие нравственных качеств у воспитанников социально –реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.
Нравственное развитие и воспитание личности ребенка – одна из самых важных задач социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Нравственное воспитание является процессом, направленным на ...
Труд в жизни воспитанников социально- реабилитационного центра
Трудовое воспитание – важный проверенный принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и к...