Мой дом, моя семья, моя страна
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Коростелева Татьяна Ивановна

  Конспект НОД. В соответствии с проектом «Родной свой край – люби и знай»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_dom_moya_semya_moya_strana.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №10 г. Сим Ашинского района

Челябинской Области

Конспект НОД

В соответствии с проектом «Родной свой край – люби и знай»

Блок - «Мой дом, моя семья, моя страна»

Тема: «Государственные символы»

Возрастная группа: старшая логопедическая

Апрель зан. №1

Составила:

Воспитатель Коростелева Т. И.

МКДОУ №10 г. СИМ

Педагогический стаж - 35лет

Квалификационная категория – 1

        2015 г.

Цель: Дополнить представление детей о государственных символах.

Задачи:

  • Познакомить детей с гербом родного города: цветовое решение, символика цвета, фигур, форма щита;
  • Освоение детьми доступных знаний об истории своего города;
  • Совершенствовать художественно- речевые, исполнительские навыки при чтении стихов;
  • Развивать словарный запас введением новых слов;
  • Развивать внимание, речь, логическое мышление, мелкую моторику;
  • Воспитывать чувство любви и уважения к Родине.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие.

Словарная работа: герб, геральдика, символы,

Оборудование: репродукции герба города СИМ, листы бумаги, карандаши, материал к играм, аудиозапись звуков города, иллюстрации разных гербов

Предварительная работа: целевые беседы, экскурсии по городу, в библиотеку, музей, заучивание стихов о родном городе, просмотр презентаций «Немного о городе СИМ», «О чем рассказывают

Гербы», детская Энциклопедия «Российская государственная символика»

Ход НОД

На адрес нашего детского сада «Улыбка» пришло письмо от детей, маленьких герольдов из далекой Франции. Знаете ли вы кто такие герольды? (ответы детей)

Это люди, которые создают гербы. В этом письме ребята пишут о том, что они создали клуб, где создают гербы для всех желающих. Они предлагают нам с ними дружить, но только в том случае, если мы имеем необходимые знания. Что ответим маленьким герольдам? (ответы детей)

Хорошо, но тогда мы должны постараться много узнать о гербах. Что такое герб? Герб - это отличительный символ чего –либо: страны, города, семьи или просто человека. А сейчас послушайте историю гербов. Она началась много тысяч лет тому назад. Люди жили племенами. Каждое племя почитало своими заступниками различных птиц и животных: оленей, медведей.  Изображали их на видном при входе в жилище месте.  Изображения брали на охоту, войну. Люди считали, что они приносят удачу, защищают от врагов, являются проводниками божественной силы. Позже гербы появились на печатях, одежде, оружие. Герб на печати был понятен даже безграмотному человеку. Его использовали как подпись, чтобы заверить какой- то важный документ.  Вообще говоря, никто не знает, когда появились изображения, которые мы называем гербами. Первые гербы были очень просты. С помощью креста поле щита делили на четыре части, Отличительные гербы были у воинов Древнего Египта, Древней Греции, их изображали на боевых щитах рыцарей. И если в бою противники захватывали вражеский герб, то это считалось подвигом, или даже больше – разгромом вражеского войска. Но наступило время и гербов стало великое множество. Вот тогда-то и появилась наука о гербах, которая должна была упорядочить, узаконить правила их построения. Это наука о гербах - геральдика. Людей, которые создавали гербы называют герольдами.

Гербы бывают разные: исторические, профессиональные, экологические. На исторических гербах изображают какие-то исторические события, на экологических-отражены природные особенности местности, животные, птицы, на профессиональных гербах мы можем увидеть какими трудовыми успехами славится город, предприятие (рассматривание различных гербов).

А теперь давайте подумаем с каким гербом мы познакомим наших французских друзей.  И как мы это сделаем. Познакомим с гербом нашей страны, области города. Я думаю, что они знают герб нашей Родины, но герб нашего города вряд ли им знаком (дети рассматривают репродукцию герба -города СИМ).

Кто скажет, что такое герб? (это знак, символ)

Какую форму имеет герб? (щита)

Правильно, а что он означает? (ответы детей)

Он говорит о том, что люди, живущие в этом городе очень дружные и готовы всегда вместе его защищать, в случае необходимости. Пространство щита называется полем.

Какой фон у поля герба г. Сим? (желтый)

Желтый (золотой) цвет символизирует – цвет солнечного света и радостных надежд, богатство, верность.

Что означает синие поле в виде лазоревого вогнутого острия? (это река СИМ)

Синий цвет символизирует красоту нашего города, верность, доверие, движение вперед, надежду, мечту.

По названию реки было дадено и название нашему городу.

Какая фигура изображена на гербе? (лебедь, летящий в верх)

Как вы думаете на что похожа фигура лебедя, летящего над рекой (на самолет)

Да этот лебедь, изображенный стальным (белым) цветом, стремится вдаль к новым успехам

Какого цвета лебедь (белого, стального)

Белый цвет- это чистота, невинность, радость.

Вот видите, ребята, в изображении герба очень важны и цвет, и форма, и фигуры

(Звучит аудиозапись звуков города: шум машин, пение птиц, смех, голоса людей, шум ветра, гул самолета).

Что вы услышали? (ответы детей)

Мы услышали не только звуки нашего города, но и то, чем он живет. Это люди, машины, шелест деревьев, самолеты для которых ваши мамы и папы делают детали на Симском агрегатном заводе.

Игра «Собери герб» (дети собирают герб города Сим из спутанных пазлов по заданному образцу)

Что еще вы можете рассказать о гербе нашего города? (он изображен в виде щита)

Почему, как вы думаете использовалась такая форма щита? (ответы детей)

В древние времена рыцари в боях защищались щитами, а, чтобы они могли отличить врага в бою на щитах рисовали каждый свой герб. С тех пор и стали изображать герб в виде щита.

В   рисунке герба нашего города отразилась информация о городе Сим, о людях города и заводе.

Поэтому наш герб относится к профессиональным гербам?

Как вы думаете, люди гордятся своим гербом (ответы детей)?

Я думаю, что да, и стараются его не посрамить, делая только хорошие дела.

Вот за такой герб мы должны сказать спасибо группе московских художников герольдов, создавших в августе 2004 его. Прошло ровно одиннадцать лет как наш город имеет такой герб.

Игра «Ошибка художника» (дети, находят ошибку в цвете, в предметах, изображенных художником на гербе).

Вот сколько интересного мы узнали о гербе нашего города. Я думаю, что мы можем сфотографировать его и отправить по электронной почте ребятам во Францию. А в следующий раз мы расскажем нашим французским герольдам о наших национальных символах: русской березе, медведе, русской тройке, русской матрешки о различных народных росписях

Ребята, а что вы можете сейчас сделать чтобы наш город стал еще краше? (беречь город, не рвать цветы, не ломать деревья, не мусорить, не рисовать на стенах, не позволять это делать другим) Что вы сделаете, когда вырастите (ответы детей)?

Фото экскурсия по городу. Дети из предложенного количества фотографий выбирают наиболее понравившуюся. Составляют рассказы о том, «Что мне нравится в моем городе».

Подберите слова, которые описывают красоту нашего города и показывают, как мы его любим, гордимся и восхищаемся им (ответы детей)

Физкультурная минутка

Скажите, какая главная фигура нашего герба? (самолет)

Правильно, давайте отдохнем и сделаем небольшую разминку (под веселую музыку, дети выполняют движения, изображая как самолеты летают, идут на посадку…)

Ребята мы с вами много знаем о своем городе, давайте прочитаем стихи о нем (дети читают стихи)

***

Мой город Сим, родной, любимый,

Раскинулся среди лесов и гор

Своей судьбой неповторимой он будет вечно горд.

***

Я люблю наш город и его места

В нашем Симском парке трели соловья

Лучше всех на свете здешние леса!

Я не променяю Родину мою

Ни за что на свете,

 Даже на Москву!

***

Там, где сладко пахнет смородиной,

Там, где дом и родная семья –

Это все называется Родиной, дорогая, родная, земля!

Даже солнце здесь светит теплее,

И ромашки красивей цветут,

И горжусь я землею своею

Здесь хорошие люди живут

Всего лишь три буквы, короткое слово

Но где-то вдали его назови –

Сколько встанет за ним родного,

Сколько встанет за ним любви.

Окинь округу с птичьего полета

Мой Сим, мой славный городок

Лежит в горах, как в чаше,

Что сработал Данила- мастер,

Красоты знаток.

***

Сейчас мы говорили с вами о нашем городе, о гербе нашего города.

Какие еще могут быть гербы (семьи, детского сада). Сейчас мы попробуем нарисовать герб нашего детского сада.

Что будет основой герба (щит)?  Что вы на нем изобразите? (обсуждаем с детьми замыслы)

Попробуйте изобразить на гербе то, чем каждый из вас гордится, чем больше всего дорожит. Предложить воспользоваться детям силуэтами, трафаретами Дети рисуют. Подводим итоги.

Что было интересного сегодня? О каких символах мы с вами говорили (ответы детей)? За что вы можете себя похвалить? Что вам показалось трудным?

Я очень хочу, чтобы, когда вы вырастите, то смогли сделать для нашего города много хорошего, полезного. Чтобы он стал лучше, богаче, чтобы всем людям в нем жилось легко и спокойно, а для этого нужно очень любить свой город, народ, живущий в нем. Дома я попрошу вас, ребята, вместе с родителями создать герб семьи, принести герб в детский сад.  Мы с вами сделаем выставку семейных гербов.

Литература:

  1. Гербы и символы: Челябинск и Челябинской области. Альбом демонстрационных картин-

СПб ДЕТСТВО- ПРЕСС: 2007г.

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» 2003г. №6.С.45 – 55
  2. Логинова Л.В. «Что может герб нам рассказать» - М.: Издательство «Скрипторий» 2003г.

СИМ

Всего лишь три буквы, короткое слово,

Но где-то вдали его назови-

Сколько встанет за ним родного,

Сколько в нем зазвучит любви!

В нем Отчизна отцов святая,

В нем мама любимая, милый дом

Сердце манит оно сверкая

Как три звездочки над стихом.

Окинь округу с птичьего полета

Мой Сим. Мой славный городок,

Лежит в горах как в чаше,

Что сработал Данила – мастер,

Красоты знаток.

И Сим прожилкой светлой вьется,

По малахиту свой ведет узор

Спокойно, серебристая под солнцем

Течет петляя у подножья гор.

Н. Зимина.

Родина

Слышишь песенку ручья?

Это- родина твоя

Слышишь голос соловья?

Это- родина твоя

Школа, где твои друзья,

Это- родина твоя.

Руки матери твоей.

Звон дождей и шум ветвей,

И в лесу смородина-

Это- тоже родина!

М. Пляцковский.

«Гимн городу»

Славен Сим наш  людьми и природой.

Красотою уральской земли.

Ты овеян любовью народной.

Что в сказаниях тебя вознесли.

В годы битвы ковал ты победу

И надеждой единою жил.

Наш народ вместе с Симским заводом

Свою долю в сраженья вложил.

Славен Сим красотой небывалой.

Всех профессий людей трудовых.

Наши люди бывало

Заменяли героев иных,

Пусть цветет твоя доблесть и слава

Год от года на тысячи лет.

Сотни лет не предел для державы.

Для Сима не предел триста лет.

Эл. Лебедева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "семья - маленькая страна"

Проект " семья - маленькая страна" был реализован в средней группе . Дети знакомились с понятием семья, взаимоотношениями в семье, родители взаимодействовали как с детьми так ис воспитателями,...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Приобщение детей к истории семьи, города, страны»

Советы родителям обращать внимание на природу , своей малой родины , знакомить с достопремичательностями , посещать театры , выставки...

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СВОЕЙ СЕМЬИ И СТРАНЫ ЧЕРЕЗ ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СВОЕЙ СЕМЬИ И СТРАНЫ ЧЕРЕЗ ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....