Здоровьесберегающая профессиональная компетентность педагога
статья на тему

Бортникова Анастасия Сергеевна

             В документах, регламентирующих педагогическую деятельность, идет речь лишь о психолого-педагогической подготовленности педагога, заключающей в себе знания: методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей. Понятие компетентности шире понятия подготовленности, поэтому определение компетентности педагога в вопросах культуры здоровья, ЗОЖ является актуальной проблемой педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая профессиональная компетентность педагога

(по материалам  Э.В. Працун)

            Понятие «здоровьесберегающая компетентность» становится актуальным на современном этапе развития образования – в свете изменения стандартов образования,изменений предлагаемых в законе «Об образовании», правительственных инициатив и проектов.

             В документах, регламентирующих педагогическую деятельность, идет речь лишь о психолого-педагогической подготовленности педагога, заключающей в себе знания: методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей. Понятие компетентности шире понятия подготовленности, поэтому определение компетентности педагога в вопросах культуры здоровья, ЗОЖ является актуальной проблемой педагогики.

            Одной из важных составляющих понятия здоровьесберегающей компетентности являются знания педагога в области основ культуры здоровья, ЗОЖ, здоровьесберегающих технологий. В данном случае педагог должен не только обладать информацией по данным вопросам, но и владеть теоретическими, практическими и методическими знаниями, составляющими основу здоровьесберегающей педагогики.

           Содержание теоретической готовности педагога к здоровьесберегающей деятельности нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и других специальных знаний. Но формирование знаний и представлений – не самоцель. О сформированности здоровьесберегающей компетентности можно говорить лишь тогда, когда педагог не только владеет знаниями о здоровье, здоровом образе жизни и здоровьесберегающих технологиях, осознает ценность здоровья, мотивирован к здоровьесберегающей деятельности, но и реализует эти ценности, знания и мотивы на практике – в отношении и к собственному здоровью и к здоровью обучающихся.

           Содержание практической готовности педагога к осуществлению здоровьесберегающей деятельности выражается во внешних умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения. К организаторским умениям как общепедагогическим относят  мобилизационные умения. В вопросах здоровьесбережения данные умения взаимосвязаны: с привлечением внимания обучающихся (воспитанников)  к проблематике здоровья и развитием у них устойчивых интересов к сберегающим, формирующим и развивающим здоровье видам деятельности; с формированием потребности в знаниях о культуре здоровья, основах ЗОЖ и соответствующих навыков; с актуализацией знаний и жизненного опыта обучающихся в целях формирования у них активного, самостоятельного и творческого отношения к своему здоровью и здоровьесберегающей позиции в отношении здоровья окружающих.

            В качестве одной из важнейших составляющих здоровьесберегающей компетентности необходимо назвать способность педагога самостоятельно приобретать новые знания и умения в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья и использовать их в практической деятельности.

           Здоровьесберегающую компетентность педагога можно представить как интегральное, профессионально значимое качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к организации педагогической деятельности в сберегающем, формирующем и укрепляющем здоровье аспектах, основанной на интеграции знаний о здоровье и опыта по сохранению и укреплению собственного здоровья.

           Модель здоровьесберегающей компетентности педагога на уровне личности может быть представлена через совокупность следующих компонентов:

  • ценностно-мотивационный: потребность педагога к организации своей профессиональной  деятельности как здоровьесберегающей, формирующей основы здорового образа жизни;
  • когнитивный:  система знаний о закономерностях сохранения и развития здоровья, умений и навыков в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а также – самообразование в данном направлении;
  • операционально-технологический: владение поведенческими моделями здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями, применяемыми в образовательной деятельности.

             Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную индивидуальную.

             В соответствии с этим, каждому виду профессиональной компетентности можно поставить в соответствие определенное содержание здоровьесберегающего характера:

1.        Специальная, или деятельностная, здоровьесберегающая компетентность реализуется на высоком профессиональном уровне по отношению ко всем участним образовательного процесса.

2.        Социальная здоровьесберегающая компетентность характеризует владение педагогом способами совместной деятельности субъектов образовательного процесса, направленных на создание условий для формирования здорового образа жизни в микро- и макросоциуме, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3.        Личностная здоровьесберегающая компетентность характеризует владение педагогом способами саморазвития потенциала своего здоровья, наличие таких качеств, которые позволяли бы ему придать своей педагогической деятельности здоровьесберегающих характер.

4.        Индивидуальная здоровьесберегающая компетентность характеризует владение педагогом приемами саморегуляции, его готовность к повышению уровня квалификации в вопросах внедрения здоровьесберегающих технологий, неподверженность профессиональному «выгоранию», наличие устойчивой мотивации осуществления здоровьесберегающей деятельности.

          Здоровьесберегающий характер деятельности педагога может содержательно проявляться на следующих уровнях ее реализации: мотивационно-волевом, когнитивном, коммуникативном и рефлексивном.

Мотивационно-волевой уровень здоровьесберегающей деятельности включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в формировании, сохранении и укреплении здоровья, как своего, так и окружающих; предполагает наличие интереса к здоровьесберегающей деятельности.

Когнитивный уровень проявляется в виде знаний о закономерностях формирования, сохранения, укрепления здоровья, способах педагогической деятельности, необходимых педагогу для проектирования и реализации той или иной здоровьесберегающей педагогической технологии, проявляющихся в соответствующих умениях и навыках.

Коммуникативный уровень проявляется в способности создать комфортную психоэмоциональную атмосферу общения, включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль педагогического общения.

Рефлексивный уровень проявляется в склонности к самоанализу, в умении сознательно контролировать: результаты своей деятельности и личностных достижений, уровень собственного развития; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество и сотворчество. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, повышении уровня здоровьесберегающей компетентности, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля здоровьесберегающей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.

Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях п...

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. Социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования ...

Составляющие профессиональной компетентности педагога в соответствии с профессиональным стандартом Педагог

Консультация для педагогов ДОУ. Расмотрены составляющие профессиональной компетентности педагога в сооветствии с профессиональным стандартом Педагог...

Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...

Методическая разработка на тему: "ИКТ-компетентность в системе профессиональных компетентностей педагога»

Профессия педагога одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предо...

Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ в свете введения ФГОС ДО и профессионального стандарта.

В быстро меняющихся социально-экономических условиях возрастает значимость повышения профессиональной компетентности педагогических кадров – как составной части системы непрерывного образования....

Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...