Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в старшей группе “Минем гайлә”.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Даутова Екатерина Александровна

Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Моя семья»

“Минем гайлә”.

Воспитатель группы №8: Даутова Е.А.

      Основная образовательная область: "Социализация"
 Интегрированные образовательные области: «Коммуникация», «Худ. слово», «Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность», «Труд» 

      Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.
     Задачи:
 Воспитательные: Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.
 Образовательные: Ввести понятие «семья». Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории:
 Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата; закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
 Развивающие: Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;
 развитие мелкой моторики; пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении; введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих трудовые действия; развитие диалогической речи: умения участвовать в беседе; развитие детского творчества.
 Ход НОД:
 Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исэнмесез балалар!
 Дети: Исэнмесез!
 Воспитатель: Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи. Вот о семье мы сегодня и поговорим. Послушайте стихотворение.
 Воспитатель читает стихотворение:
 Есть в доме любом семейный альбом
 Как в зеркале мы отражаемся в нем
 Пускай, не всегда мы красивы,
 Зато эти фото правдивы.
 Ребята, вчера мы рассматривали фотографии вашей семьи. Как вы думаете, что такое семья?
 Ребенок 1: Семья – это мама, папа, брат и я.
 Воспитатель: Скажи на татарском
 Ребенок: Гаилэ -эни, эти, эби, абый эм мин.
 Ребенок 2: Это мама, папа, я и дедушка с бабушкой. Воспитатель: Скажи на татарском
 Ребенок: бу эни, эти, мин, эби эм бабай.
 Воспитатель: Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
 Ребенок 1: Мою маму зовут Миляуша Расиховна. Она работает в больнице врачом. Папу зовут Рамиль Альбертович, он тоже врач.
 Ребенок 2: Мою маму зовут Юлия Михайловна. Она учитель. Папа – Павел Дмитриевич. Он работает строителем.
 Воспитатель: У кого есть братья и сестры?
 Ребенок 1: У меня есть брат. Его зовут Рафис.
 Ребенок 2: А у меня тоже есть братик. Он очень маленький.
 Ребенок 3: У меня есть старшая сестра - Лиана.
 Воспитатель: Дружно ли вы живете?
 Ребенок 1: Мы всегда дружим.
 Ребенок 2: А мой братик постоянно плачет. У него болит животик.
 Воспитатель: Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?
 Ребенок 1: Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин.
 Ребенок 2: А я мою бутылочку и соску.
 Воспитатель: Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими.
 Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.

 Очень бабушку свою,
 Маму мамину люблю,
 У нее морщинок много-
 И на лбу седая прядь,
 Так и хочется потрогать,
 А потом поцеловать.
 О ком эти строки?
 Дети: Про бабушку. А бабушка и дедушка - это родители ваших мам и пап. А ваши мама и папа – это ваши родители.
 Воспитатель: У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?
 Дети выполняют задание.
 Воспитатель: Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?
 Ребенок 1: Меня бабуля приводит в садик и забирает из садика. А еще мы вместе гуляем и ходим в цирк.
 Ребенок 2: Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.
 Ребенок 3: А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я поскорее выздоровела.
 Ребенок 4: А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой не замерз и не заболел.
 Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает. Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните.
 Ребенок 1: Надо позвонить!
 Ребенок 2: Надо приехать к ним в гости!
 Воспитатель: Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев, бабушку и дедушку одним словом?
 Дети говорят: Семья!
 Воспитатель: Скажите на татарском
 Дети: Гаилэ
 Воспитатель: Молодцы! Семьи бывают не только у людей, но и у животных. Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Все заботились друг о друге и жили дружно. Вспомните сказку про Красную Шапочку, где внучка пошла, навестить свою больную бабушку, и понесла ей гостинцы. Но по дороге встретила волка… а что было дальше?
 Дети: Волк съел бабушку и внучку.
 Воспитатель: Правильно! Если б девочка знала, что нельзя разговаривать на улице с незнакомыми и говорить свой домашний адрес или адрес близких людей, то все бы были живы и здоровы.
 Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье? »
 Воспитатель: А теперь мы немного поиграем и узнаем, кто как трудится в вашей семье. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или я.
 Например, ходит на работу - … Кто?
 Ребенок договаривает: Мама и папа
 Воспитатель: Учит уроки – …
 Ребенок: Сестра, брат.
 Воспитатель: Моет посуду – … Ребенок: Мама и бабушка.
 Воспитатель: Мастерит – …
 Ребенок: Папа, старший брат, дедушка.
 Воспитатель: Ходит в магазин за покупками - …
 Ребенок: Бабушка, мама, папа.
 Воспитатель: Убирает в доме – …
 Ребенок: Мама, сестра, бабушка.
 Воспитатель: А теперь, давайте встанем и поиграем пальчиками.
 Пальчиковая игра «Гаилэ»
 Бу бармак бабай
 Бу бармак эби
 Бу бармак эти
 Бу бармак эни
 Бу бармак мин
 Бу безнен Гаилэ
 Воспитатель: Молодцы! Детки, давайте встанем кругом. (дети встают кругом по середине группы) Ой, посмотрите какая красивая корзинка! (берет и показывает корзинку). Это не простая корзина, а волшебная. А теперь давайте распределим обязанности в семье. Кому на ладошку поставлю корзиночку, тот должен положить в нее добрые дела, которые дома делает вся семья. Договорились?
 Игра «Давайте справедливо распределим обязанности»
 Воспитатель: Зарина, папа что делает?
 Зарина: Зарабатывает деньги, делает ремонт.
 Воспитатель: Карим, мама что делает?
 Карим: Зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, гладит.
 Воспитатель: Юра, сын что делает?
 Юра: Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит.
 Воспитатель: Даша, дочь что делает?
 Даша: Моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.
 Воспитатель: Алия, бабушка что делает?
 Алия: Вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками.
 Воспитатель: Камиль, дедушка что делает?
 Камиль: Мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками.
 Воспитатель: Хорошо! Ребятки, давайте присядем на коврик. (садятся на ковер). Вы очень много рассказали о своей семье. А какая она у вас: большая, веселая?
 Игра «Какая у вас семья? »
 Дети поднимают руку и отвечают:
 Дети: Большая (зур, дружная (куелле, маленькая (кечкенэ, заботливая, хорошая (эйбэт, крепкая, счастливая.
 Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
 Ребенок 1: Не обижать младших братьев и сестер.
 Ребенок 2: Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.
 Ребенок 3: Дарить подарки, любить друг друга.
 Ребенок 4: Получать хорошие оценки, вместе отдыхать.
 Воспитатель: Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой. А теперь, давайте посмотрим ваши рисунки, которые вы нарисовали дома с родителями.
 Звучит песня «Эни кирэк». Все дети с воспитателем идут смотреть выставку детских рисунков на тему «Моя семья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya_minem_gayl.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Моя семья»

“Минем гайлә”.

Воспитатель группы №8: Даутова Е.А.

      Основная образовательная область: "Социализация"
 Интегрированные образовательные области: «Коммуникация», «Худ. слово», «Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность», «Труд» 

      Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.
    Задачи:
 Воспитательные: Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.
 Образовательные: Ввести понятие «семья». Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории:
 Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата; закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
 Развивающие: Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;
 развитие мелкой моторики; пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении; введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих трудовые действия; развитие диалогической речи: умения участвовать в беседе; развитие детского творчества.
 Ход НОД:
 Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исэнмесез балалар!
 Дети: Исэнмесез!
 Воспитатель: Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи. Вот о семье мы сегодня и поговорим. Послушайте стихотворение.
 Воспитатель читает стихотворение:
 Есть в доме любом семейный альбом
 Как в зеркале мы отражаемся в нем
 Пускай, не всегда мы красивы,
 Зато эти фото правдивы.
 Ребята, вчера мы рассматривали фотографии вашей семьи. Как вы думаете, что такое семья?
 Ребенок 1: Семья – это мама, папа, брат и я.
 Воспитатель: Скажи на татарском
 Ребенок: Гаилэ -эни, эти, эби, абый эм мин.
 Ребенок 2: Это мама, папа, я и дедушка с бабушкой. Воспитатель: Скажи на татарском
 Ребенок: бу эни, эти, мин, эби эм бабай.
 Воспитатель: Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
 Ребенок 1: Мою маму зовут Миляуша Расиховна. Она работает в больнице врачом. Папу зовут Рамиль Альбертович, он тоже врач.
 Ребенок 2: Мою маму зовут Юлия Михайловна. Она учитель. Папа – Павел Дмитриевич. Он работает строителем.
 Воспитатель: У кого есть братья и сестры?
 Ребенок 1: У меня есть брат. Его зовут Рафис.
 Ребенок 2: А у меня тоже есть братик. Он очень маленький.
 Ребенок 3: У меня есть старшая сестра - Лиана.
 Воспитатель: Дружно ли вы живете?
 Ребенок 1: Мы всегда дружим.
 Ребенок 2: А мой братик постоянно плачет. У него болит животик.
 Воспитатель: Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?
 Ребенок 1: Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин.
 Ребенок 2: А я мою бутылочку и соску.
 Воспитатель: Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими.
 Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.

 Очень бабушку свою,
 Маму мамину люблю,
 У нее морщинок много-
 И на лбу седая прядь,
 Так и хочется потрогать,
 А потом поцеловать.
 О ком эти строки?
 Дети: Про бабушку. А бабушка и дедушка - это родители ваших мам и пап. А ваши мама и папа – это ваши родители.
 Воспитатель: У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?
 Дети выполняют задание.
 Воспитатель: Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?
 Ребенок 1: Меня бабуля приводит в садик и забирает из садика. А еще мы вместе гуляем и ходим в цирк.
 Ребенок 2: Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.
 Ребенок 3: А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я поскорее выздоровела.
 Ребенок 4: А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой не замерз и не заболел.
 Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает. Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните.
 Ребенок 1: Надо позвонить!
 Ребенок 2: Надо приехать к ним в гости!
 Воспитатель: Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев, бабушку и дедушку одним словом?
 Дети говорят: Семья!
 Воспитатель: Скажите на татарском
 Дети: Гаилэ
 Воспитатель: Молодцы! Семьи бывают не только у людей, но и у животных. Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Все заботились друг о друге и жили дружно. Вспомните сказку про Красную Шапочку, где внучка пошла, навестить свою больную бабушку, и понесла ей гостинцы. Но по дороге встретила волка… а что было дальше?
 Дети: Волк съел бабушку и внучку.
 Воспитатель: Правильно! Если б девочка знала, что нельзя разговаривать на улице с незнакомыми и говорить свой домашний адрес или адрес близких людей, то все бы были живы и здоровы.
 Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье? »
 Воспитатель: А теперь мы немного поиграем и узнаем, кто как трудится в вашей семье. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или я.
 Например, ходит на работу - … Кто?
 Ребенок договаривает: Мама и папа
 Воспитатель: Учит уроки – …
 Ребенок: Сестра, брат.
 Воспитатель: Моет посуду – … Ребенок: Мама и бабушка.
 Воспитатель: Мастерит – …
 Ребенок: Папа, старший брат, дедушка.
 Воспитатель: Ходит в магазин за покупками - …
 Ребенок: Бабушка, мама, папа.
 Воспитатель: Убирает в доме – …
 Ребенок: Мама, сестра, бабушка.
 Воспитатель: А теперь, давайте встанем и поиграем пальчиками.
 Пальчиковая игра «Гаилэ»
 Бу бармак бабай
 Бу бармак эби
 Бу бармак эти
 Бу бармак эни
 Бу бармак мин
 Бу безнен Гаилэ
 Воспитатель: Молодцы! Детки, давайте встанем кругом. (дети встают кругом по середине группы) Ой, посмотрите какая красивая корзинка! (берет и показывает корзинку). Это не простая корзина, а волшебная. А теперь давайте распределим обязанности в семье. Кому на ладошку поставлю корзиночку, тот должен положить в нее добрые дела, которые дома делает вся семья. Договорились?
 Игра «Давайте справедливо распределим обязанности»
 Воспитатель: Зарина, папа что делает?
 Зарина: Зарабатывает деньги, делает ремонт.
 Воспитатель: Карим, мама что делает?
 Карим: Зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, гладит.
 Воспитатель: Юра, сын что делает?
 Юра: Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит.
 Воспитатель: Даша, дочь что делает?
 Даша: Моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.
 Воспитатель: Алия, бабушка что делает?
 Алия: Вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками.
 Воспитатель: Камиль, дедушка что делает?
 Камиль: Мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками.
 Воспитатель: Хорошо! Ребятки, давайте присядем на коврик. (садятся на ковер). Вы очень много рассказали о своей семье. А какая она у вас: большая, веселая?
 Игра «Какая у вас семья? »
 Дети поднимают руку и отвечают:
 Дети: Большая (зур, дружная (куелле, маленькая (кечкенэ, заботливая, хорошая (эйбэт, крепкая, счастливая.
 Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
 Ребенок 1: Не обижать младших братьев и сестер.
 Ребенок 2: Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.
 Ребенок 3: Дарить подарки, любить друг друга.
 Ребенок 4: Получать хорошие оценки, вместе отдыхать.
 Воспитатель: Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой. А теперь, давайте посмотрим ваши рисунки, которые вы нарисовали дома с родителями.
 Звучит песня «Эни кирэк». Все дети с воспитателем идут смотреть выставку детских рисунков на тему «Моя семья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»Обучающие задачи:1. Сүз байлыгын арттыру, сөйләм күнекмәләре формалаштыру.Яңа сүзләр өстендә эш:кишер,кәбест...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку в старшей группе "Муса Джәлиль-безнең йөрәкләрдә".

Цель: Познакомить детей с творчеством в военные годы великого поэта-героя Мусы Джалиля.Методика дошкольного образования: «Обучение татарскому языку русскоязычных детей».Обучающие задачи:1. Сүз ба...

Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в старшей группе "Яшелчәләр кибете"

Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в старшей группе...

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе " Бар матур бакча"...

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе . Тема: «Иван бабайга, Вәли бабайга кунака барабыз».

В данный материале отражена работа по обучению детей татарскому языку в старшей группе.Цели:- закрепление пройденного материала по проекту " Мой дом"- учить детей составлять диалог по темам " Овощи", ...

Конспект занятия «Моя семья» с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в средней группе № 7

Дети рассказывают о своих родителях: как зовут, где и кем работают, называют членов семьи по-татарски (бабай, әби, әти, әни, кыз, малай - зур, кечкенә); об уважительном отношении к старшим. Играют в и...

Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в средней группе на тему «Моя семья»

Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в средней группе на тему «Моя семья»...