Программа по ознакомлению дошкольников с фольклором
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Фадеева Ольга Николаевна

Рекомендую свой материал музыкальным руководителям детских садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение детский сад общеразвивающего  вида      "Буратино" государственного бюджетного общеобразовательного    учреждения Самарско й области средней общеобразовательной школы №2

с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский

ПРОГРАММА 

по

                                   ознакомлению

дошкольников с

фольклором

(Разработана музыкальным  руководителем СП Д/С «Буратино»     О.Н.Фадеевой)

                                       

                                                2012г.

                                                Пояснительная записка.

        Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о Красоте и Любви, об извечных проблемах борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы. По своей сути эти знания являются универсальными, незыблемым стержнем общих законов сохранения и продления жизни на Земле. Они содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно – эстетические ценности, и на их основе непрерывно созидать  новое. Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач  художественно – эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика – всё это способствует воспитанию чувства осознания Красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов. Фольклор – художественное коллективное творчество народа, вобравшее в себя его жизненный вековой опыт и знания. Главное место в нем принадлежит песне. Песня многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Именно в песенном творчестве отразились извечные стремления народа к добру и правде, к счастью и справедливости.

Человек – сначала маленький, потом большой – только тогда твердо       стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю.

Через исполнение народных песен мы прививаем детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучаем их слышать, и видеть голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней.

        Приобщение детей к народным песням обогащает детей новыми впечатлениями, активизирует их мышление, тренирует память и художественно – образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая  перед зрителями, дети преодолевают смущение и робость, мобилизуют внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать уверенно среди сверстников.

Привить детям любовь к своим национальным корням – это не только эстетическое, но и, прежде всего, идейно – нравственная задача.

Практическое общение с национальной культурой помогает им расти не «Иванами, родства не помнящими», а личностями, сознающими свою причастность к тысячелетней богатейшей истории русского народа, научить любить и ценить его духовное богатство, ум, талант и мудрость.

        

                        Цели и задачи

    Цели:

  1. Всестороннее гармоничное развитие детей средствами  фольклора.
  2. Развитие музыкальных, творческих способностей детей.
  3. Развитие художественного и эстетического вкуса детей.

    Задачи:

  1. Воспитывать уважение и любовь к народной песне.
  2. Научить ребенка чувствовать, переживать, уметь эмоционально передать смысл и содержание песни.
  3. Обучать детей принципам народного исполнительства: учить водить хороводы, петь в ансамбле, обыгрывать театрализованными приемами содержание песни.
  4. Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью.
  5. Развитие навыков общения и соучастия: контактности, доброжелательности, взаимоуважения.
  6. Формирование качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия.
  7. Обучить детей навыкам игры на народных инструментах

(деревянные ложки, трещотка, треугольники, бубен).

Развитие творческого потенциала в фольклорной деятельности                  дошкольников.

           Современная педагогика и психология уделяют много внимания развитию интеллекта и творческого потенциала личности дошкольника. Решение этих задач возможно и через организацию фольклорной деятельности детей в детском саду.  Детский музыкальный фольклор – это оригинальный и многообразный пласт музыкального народного творчества, богатейшей песенной культуры.

Каждый ребенок с первых месяцев жизни соприкасается с колыбельными

песнями, потешками, прибаутками, сказками, а затем подрастая, - со считалками, дразнилками, играми. Через них он познает окружающий мир, развивается физически и духовно, овладевает родным языком, осваивает навыки музыкального интонирования. Очень разнообразны жанры фольклора.

  Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Любят ребята небылицы. Это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.  Скороговорки. Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка.

  Игровые и плясовые песни – образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя эти песни можно устраивать импровизированные хороводы и пляски. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость.

 Русские загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из просто вопроса, другие похожи на задачки. Если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы.

 Все свободное время дети играют. Почти в каждой местности есть свои  игры, которые здесь родились и получили распространение. Во многих детских играх поются короткие или длинные песни – игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребенку мелодии.

 Хоровод – это жанр, в котором поэтика – музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии.

 В современных условиях быстро разрушаются системы старых ценностей и идеалов, поэтому чрезвычайно важно воспитывать в ребенке с самого раннего возраста культуру духовных потребностей.

Фольклорная деятельность детей в дошкольном учреждении направлена на развитие духовно-эстетической сферы деятельности и на формирование творческой личности.   Фольклорная деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.

                 

   Построение занятий по фольклорной деятельности

         Данная программа состоит из четырех разделов, работа над которыми продолжается в течение двух лет, предназначена для детей   5-7 лет.

Занятия проводятся  1 раза в неделю в вечернее время по подгруппам.

Продолжительность занятий от 20 до 30 минут в зависимости от возраста детей. Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2раза в год:

вводный в сентябре, итоговый в мае.

Данная программа является ознакомительной, поэтому предполагает прием детей  в группу по их интересу. При наборе в группу необходимо учитывать желание детей, музыкальные способности детей, умение двигаться, эмоционально говорить.

 1-й раздел – «Техника дыхания» - одна из основных задач в вокальном воспитании детей. Для этого можно использовать специальные упражнения.

Техника пользования дыхания – короткий бесшумный вдох, опора на дыхания и спокойное постепенное его расходование.

2-й раздел – «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией.

3-й раздел  - «Элементы народной пластики и хореографии» - включает в себя музыкальные, народные игры, хороводы и разводки песен, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, развитие свободы и выразительности телодвижений.

4-й раздел – «        Игра на инструментах» - включает в себя ритмические

игры, исполнение несложных ритмических рисунков песен при помощи шумовых и ударных инструментов (трещотки, ложки, бубен, треугольник,

румба).

Общие требования по программе.

 1.Научиться петь в народной манере.

 2.Овладеть вокально-хоровыми навыками.

 3.Получить необходимые теоретические знания по фольклору.

  • Обучиться определенному набору танцевальных движений,

уметь свободно и красиво двигаться.

  • Овладеть навыками игры на русских музыкальных инструментах.
  • Уметь ярко, выразительно передать содержание исполняемой песни.

   

                                              Уровень требований.

1.Вокальные навыки.

Петь в открытой манере, мягко, легко (помнить, что крик – враг  певческого голоса). Правильно формировать гласные звуки в  строго речевой манере. Уметь правильно пользоваться дыханием.

 Солисту петь выразительно, артистично, интонационно чисто исполнять несложную в мелодическом отношении песню.

2.  Хоровые навыки.

Петь чисто в унисон, чувствовать ритмическую «пульсацию» песни. Исполнять несложные распевы.

3.  Хореография. 

 Выработка правильной осанки. Умение легко и бесшумно  двигаться, «держать спину». Освоение несложных хоровых   движений (круговой, «стенка на стенку», «ручеек», «капуста»).

4.  Народные инструменты.

 Исполнять не сложный ритмический рисунок песни, уметь поддерживать ритм при помощи шумовых и ударных инструментов (трещотки, ложки, бубен, треугольник, румба).

                 План работы

Вид

 деятельности 

Содержание занятий

Программные занятия

Техника дыхания

Упражнения на        

 дыхания

«Цветочный магазин» (момент вдоха), «Свеча» (ровный медленный вдох), «Упрямая

свеча» (интенсивный выдох)

«Погашу свечу» (интенсивный прерывистый выдох).

Развивать короткий бесшумный вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование.

Добиваться от детей сознательного пения на одном дыхании каждой отдельной музыкальной фразы.

Стремиться к тому, чтобы звук не ослабевал к концу фраз.

Культура и техника речи

      Упражнение на тембр и диапазон

«Полет ракет»

«Кошка и котенок»

«Мама и дочка»

Артикуляционная гимнастика

Зарядка для языка

«Жало»        «Лошадка»

«Маятник» «Самый длинный

«Футбол»     язычок»

«Конфетка» «Вкусное»Зарядка для губ

«Веселый пятачок»

«Карабас Барабас – Буратино»

Зарядка для шеи и челюсти.

«Фыркующая лошадка»

«Удивленный бегемот»

Скороговорки

Забавные стихи

Важный момент в народном

вокале – «разговорность» пения.

Петь так, как говоришь, один из принципов народного исполнения. Плохая, вялая дикция оказывает отрицательное влияние на звукообразование и интонацию.

Быстрые и легкие перемещения языка, губ сохраняют устойчивое положение гортани.

Развивать певческое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию.

Совершенствовать навык четкого произношения.

Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Элементы народной пластики и хореографии

Начальные хореографические  навыки: движение руками,

хлопки в ладоши,

разведение рук, шаги с акцентным  притопыванием и хлопками, движение по кругу в разные  стороны, взявшись за руки.

Танец и песня неотделимы. Развивать двигательную способность детей, подвижность.

Упражняться в попеременном расслаблении и напряжении основных групп мышц.

Игра на инструментах

Учить исполнять простейшие ритмы.

Использовать для ритмических

упражнений «звучащие жесты» - хлопки, шлепки  по

бедрам, притопы, щелчки

пальцами.

Обучение детей игре на русских инструментах

(ложки, трещотки, треугольник, румба).

Развивать навыки игры  на

русских музыкальных инструментах.

                      Тематическое планирование

                 Старшая группа (1 год обучения)

Сентябрь  Тема: «Потешный фольклор» (потешки для новичков) -4часа.

Октябрь Тема:«Потешный фольклор»( потешки «на сон грядущий»(колыбельные), потешки после сна) – 4часа

Ноябрь       Тема: «Потешный фольклор» (потешки при умывании, потешки во время гуляния – 4часа

Декабрь   Тема: «Потешный фольклор» (потешки для общения с животными. Прибаутки) – 4 часа

Январь     Тема: «Детский фольклор» (Прибаутки) – 4 часа

Февраль   Тема: «Детский фольклор» (Прибаутки)  - 4 часа

Март         Тема: «Детский фольклор» (Небылицы, дразнилки) – 4 часа

Апрель      Тема: «Детский фольклор» (игры, загадки, скороговорки) – 4 часа

Май           Тема: «Игровой фольклор» (считалки, игры) – 4 часа

                       Тематическое планирование

               Подготовительная группа (2 год обучения)

Сентябрь Тема: «Потешный фольклор» (потешки) – 4 часа

Октябрь   Тема: «Потешный фольклор» (потешки, прибаутки) -4 часа

Ноябрь     Тема: «Потешный фольклор» (дразнилки, считалки) -4 часа

Декабрь   Тема: «Игровой фольклор» (считалки, скороговорки) -4часа

Январь    Тема: «Игровой фольклор» (игры и их разновидности) – 4часа

Февраль  Тема: «Игровой фольклор» (заклички) – 4 часа

Март        Тема: «Игровой фольклор» (веснянки, заклички) – 4часа

Апрель     Тема: «Игровой фольклор» (шуточные песни, игры) – 4часа

Май          Тема: «Игровой фольклор»(игры, шуточные песни) – 4часа

                     Календарно-тематический план  старшей группы

      Занятие проводится один раз в неделю продолжительностью  20 минут.

36 занятий в учебный год.

Виды

деятельности

Репертуар

Месяц

 Кол-во часов

Программные задачи

Техника дыхания.

Культура речи

Потешки

Слушание

Упражнения на дыхание: «Цветочный магазин»(момент вдоха); «свеча»(ровный медленный вдох)

Артикуляционная гимнастика: «Маятник», «Жало», «Футбол». «Конфетка», «Лошадка»

Потешки для «новичков»

«Кто у нас хороший», «Наша доченька», «Мой сыночек»

«В огороде» русская нар. песня.

Сентябрь

   4 часа

Тема: «Потешный фольклор».

1.Знакомство с потешками (потешка для «новичков»

2.Упражнять детей в правильном взятии дыхания.

3.Развивать эмоциональную отзывчивость на потешки разного хар-ра.

4.Развивать умение удерживать интонацию на одном звуке.

5.Воспитывать эмоциональную отзывчивость на народную музыку.

Техника дыхания.

Культура речи

Потешки

Слушание

Упражнения на дыхание: «Цветочный магазин»(момент вдоха); «свеча»(ровный медленный вдох), «собачка дышит»

Артикуляционная гимнастика: «маятник», «Жало», «Футбол». «Конфетка», «Лошадка»; Зарядка для губ: «Карабас Барабас  - Буратино»

Чистоговорки  «Са»

Малиночка», «Баю-баю-байки»; «Вот проснулся петушок». «Тяги-тяги»

Рус. нар. Мел.«Кумушки»

Октябрь

4 часа

Тема: «Потешный фольклор».

1.Знакомство с потешками (потешки  «на сон грядущий» (колыбельные); потешки после сна.

2.Развитие дыхания, артикуляции.

3.Учить правильной певческой установке (спина, плечи, голова)

4.Развивать эмоциональную отзывчивость детей на восприятие музыки.

Техника дыхания.

Культура речи

Потешки

Слушание

Упражнения на дыхание: «Цветочный магазин» (момент вдоха); «свеча»(ровный медленный вдох), «собачка дышит», «Живой животик»

Артикуляционная гимнастика: «маятник», «Жало», «Футбол». «Конфетка», «Лошадка»; Зарядка для губ: «Карабас Барабас  - Буратино», «Самый длинный язычок». Чистоговорки  «Жа»

Речевая игра «Эхо» «Обезьянка» (со звучащими жестами)

«Ай, лады,лады», «Водичка, водичка», «Вот они сапожки». «Валенки, валенки».

Русская народная песня «Два волка»

Ноябрь

 4 часа

Тема: «Потешный фольклор».

1.Знакомство с потешками (потешки при умывании, потешки во время гуляния)

2. Продолжать работать над дыханием, артикуляцией.

3. Развивать творческую инициативу.

4. учить петь естественным звуком, без крика.

5 развивать Эмоциональное восприятие народной музыки, песни.

Виды

деятельности

                        Репертуар

Месяц

 Кол-во            

часов

Программные задачи

Техника

 дыхания.

Культура речи

Потешки

Прибаутки

Слушание

Упражнения на дыхание: «Цветочный магазин»(момент вдоха); «свеча»(ровный медленный вдох), «собачка дышит», «Живой животик»

«Упрямая свеча»

Артикуляционная гимнастика: «маятник», «Жало», «Футбол». «Конфетка», «Лошадка»; Зарядка для губ: «Карабас Барабас  - Буратино», «Самый длинный язычок». Чистоговорки  «За», «Зу», «Зы»

Скороговорка: «Собака Шарик несла сухарик»

«Курочка-тараторочка», «Как у нашего кота»

«Петя-петущок». «Воробей»

Русская народная мелодия «Развеселый соловей»

Декабрь

4 часа

Тема: «Потешный фольклор».

1.Знакомство с потешками и прибаутками. (потешки для общения с животными)

2. Работа над дыханием, дикцией.

3. Учить произносить все слова внятно, отчетливо, понимать значение слов.

4. Продолжать развивать творческую инициативу.

5. Совершенствовать умение чисто интонировать.

Техника дыхания.

Культура речи

Прибаутки

Слушание

Упражнения на дыхание: «Цветочный магазин»(момент вдоха); «свеча»(ровный медленный вдох), «собачка дышит», «Живой животик»

«Упрямая свеча», «Погашу свечу» (интенсивный прерывистый выдох)

Артикуляционная гимнастика: «маятник», «Жало», «Футбол». «Конфетка», «Лошадка»; Зарядка для губ: «Карабас Барабас  - Буратино», «Самый длинный язычок». Артикуляционная игра «Отгадай кто к нам пришел»(му, мяу, ко, ква, ку, тик-так)

Чистоговорки «зя», «зи», «зе»

Скороговорка: «Рак в ракете-карп в карете»

«Гули», «Дон-дон»

Русская  народная песня «Я на горку шла»

Январь

4 часа

Тема: «Детский фольклор»

1Знакомство с прибаутками.

2.Выработка речевого и певческого дыхания.

3.Продолжаем тренировать артикуляционный аппарат (губы, язык, зубы)

4. Развивать ладовый слух, активизировать внутренний слух.

5.Развивать сенсорные способности (чувствовать. Ощущать, сопереживать)

Техника дыхания.

Культура речи

Прибаутки

Слушание

Упражнения на дыхание: «Цветочный магазин»(момент вдоха); «Свеча», «Большой филин», «Маленький филин», «Комар».

Артикуляционная гимнастика: «маятник», «Жало», «Футбол», «Веселый пятачок», «Фыркающая лошадка». Чистоговорки: «ся». «сю». «си».Скороговорка:  У ежа и елки иголки колки»

«Едет, едет паровоз». «Жук» Русская народная мелодия «Калинка-малинка»

Февраль

4 часа

Тема: «Детский фольклор»

1.Прибаутки (тренировка памяти, воспитание музыкальных, творческих навыков)

2. Формирование речевого, певческого дыхания.

3.Упражнять детей в умении находить ласковые интонации, построенные на одном-двух звуках.

4. Учить выразительному, искреннему исполнению интересных и несложных песен.

5.Работа над отчетливой. Выразительной дикцией

Техника дыхания

Культура речи

Небылицы

Дразнилки

Слушание

Упражнения на дыхание: «Цветочный магазин»(момент вдоха); «Свеча», «Большой филин», «Маленький филин», «Комар», «Снежинка»

Артикуляционная гимнастика: «маятник», «Жало», «Футбол», «Веселый пятачок», «Фыркающая лошадь», Чистоговорки: «усь», «се», «Ось».Скороговорка: «Ну-ка, ну-ка повтори. Ни один разок , а три»

«Сидит заяц на березе», «Чепуха»

«Андрей-воробей»,«Федя-медя»

«А мы просо сеяли» Рус. Нар. мелодия

  Март

   4 часа

Тема: «Детский фольклор»

(небылицы, дразнилки)

1.Развитие у ребенка чувство юмора, логического мышления через небылицы, дразнилки.

2.Выработка правильного певческого дыхания.

3.Работа над артикуляцией ( четкое произношение согласных, правильное произношение гласных).

4. Упражнять детей в чистом интонировании м2, м3, ч;, ч5

Техника дыхания

Культура речи

Загадки

Игры

Упражнения на дыхание: «Цветочный магазин»(момент вдоха); «Свеча», «Большой филин», «Маленький филин», «Комар».

                                Ар тикуляционная гимнастика

елЫй пятачок». «Футбол», «Жало», «Маятник»

Чистоговорки: «Цо». «Ца», «цы».Скороговорка: «Наш полкан попал в капкан»

Загадки

Апрель

4часа

Тема: «Детский фольклор»

(игры, загадки, скороговорки)

1.Использование музыкальных скороговорок по совершенствованию навыков четкого произношения слов, правильной дикции.

2.Знакомство с богатством русского языка, поэтическими образами.

3.Игра- забава, развлечение, соревнование.

4.Разивать смекалку, внимание,сообразительность через загадки.

Техника дыхания

Культура речи

Считалка

Игры

Слушание

Упражнения на дыхание: «Комар», «Живой животик

«Собачка устала»» «Бабочка»

Артикуляционная гимнастика «Веселый пятачок», «Фыркающая лошадь», чистоговорки, Скороговорки.

«Тары-бары»

«Колокольчики», «Цыплятки»

Сказочка- шумелка «Трусливый заяц»

 Май

 4часа

Тема: «Игровой фольклор»

(считалки, игры)

1.Знакомство с жанром считалки.

2.Закрепляем навыки дыхательной, артикуляционной гимнастики.

3.Продолжать работать над чистотой интонации.

4.Приучать детей внимательно слушатьсказки-шумелки.

        Календарно-тематический план подготовительной группы

Занятие проводится один раз в неделю продолжительностью 30минут.

 36 занятий в учебном году.

 Виды

деятельности

           Репертуар

Месяц кол-во часов

Программные  задачи

Техника дыхания

Культура речи

Потешки

Слушание

Упражнения на дыхание: «Цветочный магазин»(момент вдоха);«свеча»(ровный медленный вдох)

Артикуляционная гимнастика: «маятник», «Жало», «Футбол». «Конфетка», «Лошадка»

«Гули», «Едет, едет паровоз»

«Дон-дон»-игра на ложках

«Как под яблонькой» рус.нар.мел.

Сентябрь

  4 часа

Тема: «Потешный фольклор»

1.Знакомство с потешками-песенками. Солр.несложные игры.

2.Стимулировать детей к поиску яркого, выразительного пения.

3.обогащать музыкально-слуховые впечатления.

4.Добиваться чистоты интонирования.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость на народные песни разного хар-ра.

Техника дыхания

Культура речи

Прибаутки

Слушание

Упражнения на дыхание: «Цветочный магазин»(момент вдоха); «Свеча», «Собачка устала». «Живой животик», «Снежинка»

Артикуляционная гимнастика: «маятник», «Жало», «Футбол». «Конфетка», «Лошадка»

Чистоговорки: «Са», «Су». «Со», «Ста», «Ост»

«Тили – бом». «Жил у бабушки козел», «Жук»

»«Ах вы сени. мои сени» рус .нар.

 Октябрь    4 часа

Тема: «Потешный фольклор» (потешки, прибаутки)

11.Прибаутки- развеселить

2Рассмешить, развлечь.

2.развитие слуха.чистота интонирования

3.Развитие чувства ритма. Памяти.

4.достижение координации пения и движения.

5.Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на русские песни.

Техника дыхания

Культура речи

  Дразнилка

Считалки

Упражнения на дыхание: ранее выученные,  «Ворона». «Жук», «Аист»

Артикуляционная гимнастика: ранее выученные ,чистоговорки: «Сти». «Ост», «Сту»

Речевая игра «Дятел сел на сук»

«Андрей-воробей». «Федя-медя»

« Лимон»

     Ноябрь

 4 часа

Тема: «Потешный фольклор» (дразнилки, счталки)

1.Знакомство с жанром дразнилки (простая попевочная формула)

2.Считалка-полезна для выработки правильного дыхания, четкого ритма. Свободной артикуляции

3. Закреплять у детей чисто интонировать при поступенном движении мелодии.

Техника дыхания

Культура речи

Считалки

Слушание

Упражнения на дыхание: ранее выученные, «Самовар», «Чайник»

Артикуляционная гимнастика: ранее выученные, игры для язычка

Чистоговорки: «Ша», «Шу», «Аш», «ши», «Ишь»

Скороговорка:»Рак в ракете-карп в карете»

Речевая игра «обезьянка» (со звунящими жестами).

Лимон», «Раз-два-три».

«Веселый гном» Ритмические упражнения «Добрый день»

«Во саду ли в огороде» русская народ. песня

Декабрь

  4 часа

Тема: «Игровой фольклор»(считалки, скороговорки)

1.Использование музыкальных скороговорок по совершенствованию навыков четкого произношения слов, правильной дикции.

2.Развивать творческую фантазию детей.

3.Совершенствовать навык четкого произношения.

4.Развивать двигательную способность. Подвижность.

Техника дыхания

Культура речи

Игры

Слушание

Упражнения на дыхание: ранее выученные, «Большой филин», 2Маленький филин». «Пьем чай», «Лягушонок»

Артикуляционная гимнастика: ранее выученные, игры для язычка. Чистоговорки: «цо». «Ца». «Цы» скороговорка «Собака шарик несла сухарик»

«Колокольчики». «Мышка»

«Колокольчики». «Мышка»

«Камаринская»

Январь

 4 часа

Тема: «Игровой фольклор»(игры и их разновидности)

1.Дать понятие игрового припева-это

Песня, исполняемая в игре, тесно связанная с сюжетом, не имеющая самостоят. Значения вне игры.

2.Вырабатывать подвижность голоса.

3.Приобщать к народной культуре.

Техника дыхания

Культура речи

Заклички

Слушание

Упражнения на дыхание: ранее выученные, «Пьем чай», «Аист», «Комар»

Артикуляционная гимнастика: ранее выученные, игры для язычка. Чистоговорки: «Цу», «цы», «ец» сказка «Лошадка» скороговорка: «Сух сук нес барсук»

«Дождик» «Солнышко»

Игра «Пение по сигналу»

«В огороде» рус. Нар. Мелодия

Февраль  4 часа

Тема: «Игровой фольклор»(заклички)

1.Дать понятие заклички.

2.Учить петь естественным голосом, слаженно, выразительно, передавая веселый хар-р.

3.Исполнять ритм на ложках, барабане.

Техника дыхания

Культура речи

Слушание

Упражнения на дыхание: ранее выученные, «Пьем чай», «Аист», «Комар»

Артикуляционная гимнастика: ранее выученные, игры для язычка. Чистоговорки: «Ла». «Ло», «Лу»речевая игра «Дятел»

Скороговорка: «Плывет не глыба, плывет кит рыба»

«Веснянка», «Вот летали птички»

«Хожу я. Гуляю» русская нар. Песя.

 Март

 4часа

Тема: «Игровой фольклор»(заклички. Веснянки)

1.Знакомство с веснянками.

2.Следить за певческим дыханием.

3.Учить детей плавно двигаться в хороводе, слушая музыку.

Техника дыхания

Культура речи

Шуточная

Слушание

Упражнения на дыхание: ранее выученные, «Пьем чай», «Аист», «Комар»

Артикуляционная гимнастика: ранее выученные, игры для язычка. Чистоговорки: «лы», ел» скороговорка «Было пусто, стало густо в саду выросла капуста»

«У нашей У Дуни» игра «Шла коза»

«Развеселый соловей» русск. Нар. Песня.-

Апрель

  4часа

Тема: «Игровой фольклор (шуточные песни, игры)

1.Следить за свободой произнесения слов в песне.

2.Петь мелодию сохраняя разговорный посыл звука.

3.Учить держать круг, двигаться плавно, тянуть носочек,  спина прямая. Голова смотрит  вперед.

Техника дыхания

Культура речи

Игра

шуточная

Упражнения на дыхание: ранее выученные, «Пьем чай», «Аист», «Комар»

«Березка». «На рынок»

Артикуляционная гимнастика: ранее выученные, игры для язычка. Чистоговорки: «лы», ел». «ыл» скороговорка «Баран Буян залез в бурьян»

«Птицы и птенчики»

«Гуси»

   Май

 4 часа

Тема: «Игровой фольклор (шуточные песни, игры)

1Контролировать чистоту певческой интонации, качество звукообразования

2.Работать над эмоциональным и выразительным исполнением песни.

3.Координировать движение рук в игре

                      Материально- техническая база

1. Наличие музыкального инструмента – фортепиано.

2. Шумовые инструменты: треугольник, бубны, трещотки, деревянные ложки.

3. Музыкальный зал  для занятий фольклорным пением.

4. Сценические костюмы (сарафаны,  платочки, пояса)

5. Аппаратура для слушания -  музыкальный центр, телевизор, ноутбук.

                       

                            Методическое обеспечение.

1. Павлова Л. Фольклор для маленьких  (Дошкольное воспитание № 2.6,7,10-1990г.)

2. Ряховская К. Народные подвижные игры (Дошкольное воспитание №6 -1990г.)

3.  Остроух Г. Мызыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей  (Дошкольное воспитание № 9, 10 – 1994г.)

4.Осеннева М. Знакомство детей с русским фольклором (Дошкольное воспитание №11 – 2000г.)

5.Гавриш Н., Загрутдинов М. Использование малых фольклорных форм Дошкольное воспитание , №9 -1991г.)

6. Русское народно творчество и обрядовые праздники в детском саду  Под. Ред.Орловой л.К. Владимир 1995г.

7. Детские частушки, шутки, прибаутки (Под ред.Бахметьева Т., Соколова Г.,1997г)

8. Русские фольклорные традиции  (Сост. Ворошилова О. 2007г.)

9.  Фольклорная азбука  Науменко Г. 1996г.        

10.Шамина Л. «Музыкальный фольклор и дети». Методическое пособие  М.: Республиканский центр русского фольклора, стр. 100.

                            Репертуарные сборники

1. Народные игры с пением. /Сост. А.И.Зимина - М.:"ИздательствоГном и Д", 2000.

2. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей.-М.:ТЦ "Сфера", 2001.

3. Народные игры с пением. /Сост. А.И.Зимина - М.:"ИздательствоГном и Д", 2000.

4. Радионова О. П.Баюшки-баю.-М.: Владос, 1995.

5. Детские частушки, шутки, прибаутки (Под ред.Бахметьева Т., Соколова Г.,1997г)

6. Детские частушки для друга и подружки  Соколова Г. 2007г.

7. Русские народные скороговорки «Тридцать три Егорки» (сост. Науменко Г. 1989г.)

8.«Как у наших у ворот», «Пойди туда, не знаю куда» , «Этот удивительный ритм»  Каплунова И., Новоскольцева И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОЛЬКЛОРОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Сейчас к нам возвращается родная культура, и можно уже с уверенностью сказать, вернулась. И как отец и мать мы должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Мы по-новому относимся к русским тра...

Авторская программа по ознакомлению дошкольников с компьютером "Путешествие в компьютерную страну"

Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир ч...

Авторская программа по ознакомлению дошкольников с компьютером "Путешествие в компьютерную страну"

Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир ч...

Программа по ознакомления дошкольников с культурой казахского и русского народа.

Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою нацио...

ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО И КАЗАХСКОГО НАРОДА.

Культура русского и казахского народов является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями, духовно – нравственного воспитания, способности видеть кр...

Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем "Краеведение - малышам"

Дополнительная программа по ознакомлению  с родным краем направлена на воспитание любви к своей "малой Родине" , обеспечивает знакомство дошкольников с самобытностью и культурой людей, проживающи...