Авторская программа по ознакомлению дошкольников с компьютером "Путешествие в компьютерную страну"
рабочая программа (информатика, подготовительная группа) по теме
Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.
Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.
Программа по компьютерной грамотности «Путешествие в компьютерную страну» построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана для детей 5-7 лет, на 2 года обучения.
Она согласуется с программой по информатике для дошкольников «Все по полочкам» и с программой по информатике для начальной школы «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячева, рекомендованной Министерством образования РФ и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках Образовательной программы «Школа 2100» под руководством А.В.Горячева.
Программа «Путешествие в компьютерную страну» реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности в утренние и вечерние часы используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.Авторская программа по
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 931 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области
«Путешествие
в компьютерную страну»
Программа обучения детей
старшего дошкольного возраста компьютерной грамотности
Шиганова И.Н.
2008-09 уч.год
Овладевать знаниями надо в детстве,
ибо то, что будет запечатлено в
раннем возрасте
останется в памяти навсегда»
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области
Заявка
на участие в конкурсе авторских программ
Автор учебной программы: Шиганова Ирина Николаевна /5.05.1964 г. /
Место работы: Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области
✉ 157510 Костромская область
Шарьинский район
п.Ветлужский,
м-н Победы, д.8
• /49449/ 5-70-60; 5-68-06
Должность: воспитатель компьютерного класса высшей квалификационной категории
Педагогический стаж: 27 года
Номинация: авторская программа
Название учебной программы: «Путешествие в Компьютерную страну»
Адрес:
✉ 157510 Костромская область
Шарьинский район
п. Ветлужский,
м-н Победы, д. 4 «Б», кВ. 30
• /49449/ 5-70-88;
Руководитель (директор прогимназии): Шаухова Надежда Константиновна
1. Пояснительная записка
Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.
Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.
Программа по компьютерной грамотности «Путешествие в компьютерную страну» построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана для детей 5-7 лет, на 2 года обучения.
Она согласуется с программой по информатике для дошкольников «Все по полочкам» и с программой по информатике для начальной школы «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячева, рекомендованной Министерством образования РФ и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках Образовательной программы «Школа 2100» под руководством А.В.Горячева.
Программа «Путешествие в компьютерную страну» реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности в утренние и вечерние часы используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
Рекомендуемая схема организации деятельности по реализации программы:
- В основе лежит дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности.
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Каждый ребенок должен принять участие в игре.
- Затруднение в игровой ситуации.
В ходе игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
- Открытие нового знания или умения.
С помощью диалога на основе предметной деятельности детей подвести к обучению нового материала. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
- Повторение и развивающие задания.
Проводятся при наличии свободного времени.
- Итог занятия.
Дети фиксируют в речи, что нового узнали;
Примечание. Во время занятия дети работают с настольными тренажерами за столами 2–5 минут (клавиатурой и мышью). Все остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся как за столами, компьютерами, так и в свободном игровом пространстве. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.
- Целью программы «Путешествие в компьютерную страну» является обучение детей компьютерной грамотности.
- Задачи
- Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:
- познакомить с историей ЭВМ;
- познакомить с назначением ЭВМ;
- познакомить с устройством ЭВМ.
- Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере.
- Помочь преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером.
- Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
- познакомить с манипулятором "Мышь"
- познакомить с клавиатурой;
- Формировать опыт практической, познавательной, творческой и другой деятельности с современным программным обеспечением
- Актуальность
"Никакой прогресс и модернизация не возможны без информационных технологий. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки», - отметил глава государства Д.А. Медведева.
Программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с компьютерными технологиями, реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
Отличительная особенность программы «Путешествие в компьютерную страну» состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.
- Новизна
Новзна программы «Путешествие в компьютерную страну» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр., совершенствует процесс обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.
Программа использует современные компьютерные программы:
- «Компьютер для дошкольника»(2008г. «Одиссей»),
- «ПервоЛого» (обучающая мультимедиа-программа на базе языка Лого для дошкольного и начального школьного образования (от 4 лет и старше)),
- Tux Paint(2007г. компания «медиаХауз») входит в комплект образовательной системы «Школа 2100»;
- «Раскрась-ка» - все программы лицензированы и допущены Министерством образования - позволяют в игровой форме ознакомить детей с историей компьютера, с его составными частями, правилами поведения и техникой безопасности работы на компьютере.
- А так же «Пазлы для все семьи» и игровые презентации для обрабатывания навыков по управлению мышью и клавиатурой.
- Концепция:
Программа разработана на основе исследовании ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, ЦНИИ «Электроника», ВНИИ технической эстетики, МГУ им .Ломоносова., НИИ общей и педагогической психологии Педагогического института РАО и независимой Ассоциации «Компьютер и детство», а так же с учетом опыта создания информационной компьютерной среды в прогимназии №18 «Родничок» и в рамках реализации муниципальной программы «Компьютеризация в образовании».
Идея концепции заключается в формировании системы знаний и умений при работе с современными технологиями, в обеспечении развития личности ребенка. В центре образовательного процесса – взаимодействие преподавания и учения, деятельность, как педагога, так и ребенка.
Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению, происходящему в «зоне ближайшего развития личности» (Л.С. Выготский).
Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие способностей личности, развивая целостную совокупность личностных качеств: знания, умения и навыки; способы умственных действий; самоуправляющиеся механизмы личности; эмоционально-нравственную и деятельностно - практическую сферы.
Основные принципы концепции:
- Высокий, но посильный уровень трудности.
- Воспитание у детей положительной мотивации к обучению, познавательных интересов, включение в образовательный процесс эмоциональной сферы.
- Содержание
Программа разработана и рекомендуется к реализации:
- в рамках программы «Радуга» Т.Н.Дороновой;
- в соответствии с Временными (примерных) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемыми в дошкольном образовательном учреждении;
- конкретное содержание деятельности определено рамками учебного плана «Путешествие в компьютерную страну»
Перспективное планирование учебного материала /Старшая группа/
раздел | тема занятия | цель | содержание | средства | |
1 | Компьютерная азбука | Знакомство с компьютером | Дать общие сведения о компьютере, его свойствах, назначении. | Для чего нужен компьютер? Где можно встретить компьютер? | CD «Компьютер для дошкольников» |
2 | Правила работы в компьютерном классе | Познакомить с правилами работы в компьютерном классе. | Как правильно вести себя за компьютером? Инсценировка различных ситуаций | Презентация «Правила поведения в компьютерном классе» | |
3 | Правила техники безопасности | Познакомить с техникой безопасности работы с компьютером, с гимнастикой для глаз. | Знакомство со Смайликом. Рассказ Смайлика о запрещающих и разрешающих знаках (в картинках) | Карточки с изображением Смайликов CD «Компьютер для дошкольников» Презентация гимнастики для глаз | |
4 | Устройство компьютера | Познакомить с составными частями компьютера | Рассмотреть составные части: монитор, системный блок, приборы ввода информации – мышь. | CD «Компьютер для дошкольников» Лого пеналы с муляжами Мышь. | |
5 | Учимся работать на компьютере | Знакомство с мышью | Познакомить с устройством ввода МЫШЬ | Рассказ Смайлика о устройстве ввода - мышь, рассмотреть действующие кнопочки и колесико, нажатие на кнопки мыши – дид. задание «Повтори» | CD «Компьютер для дошкольников» Презентация «Мышка» Лого пеналы с муляжами Мышь |
6 | Знакомство с мышью. Один щелчок мыши | Научить нажимать на левую кнопочку мыши один раз | Рассказ Смайлика о левой кнопке мыши, демонстрация одиночного щелчка мыши дид. задание «Повтори» | Презентация «Мышка» Лого пеналы с муляжами Мышь | |
7 | Знакомство с мышью. Двойной щелчок мыши | Научить нажимать на левую кнопочку мыши два раза, выполнять двойной щелчок | Рассказ Смайлика о левой кнопке мыши, демонстрация двойного щелчка мыши. Практические упражнения – «Сделай так же» | Презентация «Мышка» Лого пеналы с муляжами Мышь | |
8 | Знакомство с мышью | Научить перетаскивать элементы с помощью мыши | Рассказ Смайлика о левой кнопке мыши, демонстрация способа перетаскивания мышью. Развивающая программа «Пазлы для всей семьи» | Презентация «Мышка» «Пазлы для все семьи» Лого пеналы с муляжами Мышь | |
9 | Тестовое занятие «Компьютер – что это?» | Выявить уровень знаний и умений |
Перспективное планирование учебного материала /Подготовительная к школе группа/
тема занятия | цель | содержание | |||
1 | Компьютерная азбука | Знакомство с компьютером | Продолжать знакомство с компьютером, его свойствами, назначением. Познакомить с историей возникновения | Для чего нужен компьютер? История возникновения компьютера Кому нужен компьютер в работе? Где можно увидеть компьютер? (беседа) | CD «Компьютер для дошкольников» |
2 | Правила работы в компьютерном классе и техника безопасности | Закрепить правила работы в компьютерном классе, технику безопасности работы с компьютером и с гимнастку для глаз. | Рассказ Смайлика о Правила работы за компьютером, о технике безопасности. Продолжать знакомство с запрещающими и разрешающими знаками (картинками) Инсценировка различных ситуаций | Презентация «Правила поведения в компьютерном классе».CD «Компьютер для дошкольников» Презентация гимнастики для глаз | |
3 | Устройство компьютера | Познакомить с составными частями компьютера, с устройствами ввода и вывода информации | Рассказ Смайлика о составных частях компьютера: мониторе, системном блоке, приборах ввода и вывода информации - принтер, колонки; Дид. игра: «Назови правильно» | Презентация «Из чего состоит компьютер» Карточки с изображением Смайликов | |
4 | Учимся работать на компьютере | Знакомство с рабочим столом. | Дать понятие «рабочий стол», научить украшать «рабочий стол» | Рассказ Смайлика о Пиктограммах, ярлыках; Практическое задание: Укрась «рабочий стол» | CD «Компьютер для дошкольников» |
5 | Мышь и ее устройство | Продолжать знакомить с устройством ввода – МЫШЬ. Закрепить умение выполнять щелчок и двойной щелчок, перетаскиваание элементы с помощью мыши | Рассказ Смайлика о устройстве ввода – МЫШЬ, ее свойствах, устройстве, функции. Практическое задание: Один щелчок мыши, Двойной щелчок мыши. Перетаскивание | Презентация «Мышка» Лого пеналы с муляжами Мышь. | |
6 | Знакомство с клавиатурой | Познакомить с устройством ввода – клавиатурой, учит пользоваться некоторыми кнопками | Рассказ Смайлика о устройстве ввода информации клавиатуре, о ее свойствах, устройстве, о некоторых кнопочках: кнопки – буквы; кнопки – цифры; кнопки – стрелки;Enter; delete; пробел | Презентация «Клавиатура» Лого пеналы с муляжами Клавиатура. | |
7 | Знакомство с программами | Дать понятие «программа», учить различать ярлычки программ | Рассказ Смайлика о ярлычках знакомых программ:Paint; Tux Paint; Раскрась –ка. Дид игра: «Найди ярлычок» | CD «Компьютер для дошкольников» | |
8 | С файлами и папками | Дать понятие «папка»,»файл», учить различать их ярлыки | Рассказ Смайлика о папках и файлах. Рассмотреть внешний вид, познакомить со свойства. Дид игра: «Найди и назови отличие» | CD «Компьютер для дошкольников» | |
9 | Тестовое занятие «Компьютер – что это?» | Выявить уровень знаний и умений |
Ожидаемые результаты
По окончании 2-х годичного курса
Ребенок узнает:
- правила техники безопасности при работе на ЭВМ;
- название и функциональное назначение основных устройств компьютера, иметь представление о сущности информационных процессов, об основных носителях информации, процессе передачи информации;
- сущность понятия алгоритма ввода информации,
- правила работы с исполнителями алгоритмов
- правила работы, основные функции графического редактора;
Ребенок будет уметь:
- иметь навык работы с клавиатурой, мышкой ориентироваться на экране монитора
- пользоваться графическим редактором: создание рисунков, с использованием различных инструментов (карандаш, кисть, распылитель, заливка, фигуры), закрашивание рисунков с помощью заливки, распылителя,
- составлять словесные алгоритмы для решения логических задач;
- пользоваться игровыми и обучающими программами.
- понимать язык стрелок.
- Методический инструментарий
Методологической основой программы «Путешествие в компьютерную страну» является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состроит в том, что в результате обучения по данной программе ребенок приобретает знания необходимые для овладения практическими умениями и знаниями, которые заданы целями обучения.
Основные методические подходы:
- Организуемая деятельность имеет гибкую структуру.
- На занятиях организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные и игровые ситуации.
- Создаются педагогические ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
- Образовательный процесс строится на основе применения современных педагогических технологий.
Личностно-ориентированный подход предполагает специальное конструирование образовательного процесса, типов диалога с воспитанниками, форм контроля за личностным развитием ребенка в ходе освоения программы. На основе личностно-ориентированного подхода разработана поуровневая диагностика освоения программы. Реализация программы предполагает не только коллективные занятия, но и индивидуальную работу с помощью составления индивидуальных маршрутов развития отдельных воспитанников.
Игровая технология позволяет строить образовательный процесс как целостное образование, охватывающее определенную его часть и объединяет общим содержанием, сюжетом. На первом занятии дети отправляются в увлекательное путешествие в «Компьютерную страну». Все последующие занятия строятся в виде игры – путешествия в ходе, которого дети получают определенные знания и умения. В ходе реализации программы поддерживаются определенные правила поведения в компьютерном классе и имеются определенные атрибуты – Лого мышка.
Применение ИКТ необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Отличительной особенностью мышления детей дошкольного возраста является наглядно-образность. Использование презентаций, наглядности позволяет педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятия сюрпризный момент.
- Формы
Программа «Путешествие в компьютерную страну» представляет собой систему занятий и совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию умений и навыков работы на компьютере с использованием новых информационных технологий:
- учебный план, рассчитанный на два года обучения (8 занятия в год), по 20 - 25 минут (каждые 10 минут физминутка: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика)
- деятельность по обучению компьютерной грамотности с детьми на компьютерах проводятся перед обедом или после дневного сна;
- проходит в игровой форме с использованием компьютерных игр, электронных пособий (учебника) и компьютерных тестов.
- Методы и приемы
В программе «Путешествие в компьютерную страну» используются классические методы и приемы: наглядный, словесный (объяснение, пояснение, вопросы, беседа, художественное слово), игровой, диагностический; метод авансирования личности,метод мозгового штурма, а так же интерактивный метод.
Интерактивный метод взаимный, «act» - действовать) –означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие детей не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности воспитанников в процессе обучения. Место педагога на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности на достижение целей. Педагог также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ребенок изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются детьми. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их дети не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
- Средства
Для реализации программы «Путешествие в компьютерную страну» необходимо:
- Компьютерный класс: компьютер с мультимедийным проектором для демонстрации материала; компьютеры для детей для получения новых знаний и закрепления навыков работы; принтер для печати детских рисунков, микрофон и наушники, сканер.
- Компьютеры объединены в локальную сеть, оборудованы приводами CD-ROM и звуковыми картами. Мониторы соответствуют стандарту ТСО-95, компьютерный класс должен соответствовать требованиям СанПиН.
- Игровая зона компьютерного класса – это зона для предкомпьютерной подготовки и после компьютерной релаксации включает в себя:
- Столы для работы детей
- Раздаточный материал – логопеналы на каждого ребенка:
- тетради с игровыми заданиями на каждое занятие
- игры – головоломки,
- раздаточный материал
- Демонстрационные дидактические игры
- Демонстрационные и индивидуальные плакаты для обучения детей компьютерной грамотности, правилам поведения и правильной осанке
- Пособия для занятий
- СД «Компьютер и дошкольник» автор
- Программы: Paint; TuxPaint; Раскрась-ка; ПервоЛого авторы
- Индивидуальные пеналы с набором игр головоломок, дидактических игр и раздаточного материала
- Методический аппарат
- Рекомендации
Программа «Компьютер в детском саду» прошла апробацию в прогимназии №18 «Родничок» городского округа город Шарья, одобрена экспертным советом прогимназии, рекомендована для дальнейшего использована в обучении детей в детских дошкольных образовательных учреждениях, Центрах развития, прогимназиях и для изучения в семье.
Программа «Компьютер в детском саду» рецензирована заслуженным учителем российской Федерации Шауховой Надеждой Константиновной
Блиновой Любовь Гельфановны
- Инструктаж
Для получения положительных результатов обучения по программе «Путешествие в компьютерную страну» необходимо:
- ИКТ компетентность педагога
- соблюдение рекомендованных методов и приемом,
- использование авторских форм работы
- учебный план
- соблюдение техники безопасности работы на компьютере
- строгое выполнение требования СанПиН
Опираясь на личностно – ориентированный подход в обучении ,содержание программы можно корректировать в зависимости от:
- индивидуальных возможностей ребенка,
- творчества воспитателя
- технических средств обучения образовательного учреждения
- Список литературы
- Исследования ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца
- Интернет – ресурсы www.botik.ru/~robot; kurs@robotland.botik.ru
- «Учимся работать на компьютере» М.К.Антошин Москва 2004г.
- Статьи Гурьева Сергея Владимировича «Компьютер в жизни ребенка» (кандидата педагогических наук, Российского государственного университета)
- «Новые информационные технологии в дошкольном образовании Ю.М.Горвица Москва 1998г»
- Журнал «Детский сад от А до Я» №1 2003 г.
- Заключение
Программа «Путешествие в компьютерную страну» рекомендована для широкого круга читателей: воспитателей, старших воспитателей, специалистов по дополнительному образованию, учащихся педагогических колледжей, родителей.
Программа способствует формированию у ребенка знаний необходимых для овладения практическими умениями работы на компьютере и применения их в обучении новым информационным технологиям.
Компьютер является эффективным
техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развивать ребенка. Программа «Путешествие в компьютерную страну» вам в этом поможет. Желаю успеха!
С уважением____________
Шиганова Ирина Николаевна – воспитатель МОУ прогимназия №18 «Родничок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по ознакомлению дошкольников с компьютером "Путешествие в компьютерную страну"
Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир ч...
Авторская презентация по ознакомлению дошкольников с родным городом "Мой родной Кореновск"
Презентация может быть использована как при проведении образовательных ситуаций по ознакомлению с достопримечательностями родного города, так и при организации викторин, досугов по патриот...
Программа по ознакомления дошкольников с культурой казахского и русского народа.
Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою нацио...
Авторская программа по приобщению дошкольников к русской народной культуре
Рабочая программа «Родник истории»- это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и худ...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ»
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого о...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЯ СТРАНА – МОЁ БОГАТСТВО»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. В настоящее время в детском саду реализуется программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспи...
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с компьютером «Путешествие в страну компьютерных игр»
Программное содержание: - обобщить и систематизировать знания детей о назначении и способах использования компьютера в быту и на рабочем месте, познакомить с основными понятиями информатики. - с...