"Художественное слово как средство художественно-эстетического развития ребенка".
статья по теме

Низович Наталья Ивановна

Художественно – эстетическое воспитание детей- целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве. Благодаря воздействию средств искусства на личность у детей формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его и по возможности воплощать накопленный опыт в работах.
Одним из видов искусства является художественная литература.Художественная литература способна порождать богатый эмоциональный отклик, который является основой художественно – эстетического чувства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennoe_slovo_kak_sredstvo_hudozhestvenno.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное слово как средство художественно-эстетического развития ребенка.

Педагогика определяет художественно – эстетическое воспитание детей как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве. (Н. Варкки, 2003). Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание  как организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств, формированию знаний, представлений о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и отношения ко всему, что нас окружает. (А.В. Запорожец, 1985). В обоих определениях говорится о том, что художественно – эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. Художественно – эстетическое воспитание имеет не только созидательную направленность, но и деятельную. Благодаря воздействию средств искусства на личность у детей формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его и по возможности воплощать накопленный опыт в работах.

Одним из видов искусства является художественная литература, где слово является основным средством образного отражения жизни. Как искусство слова, художественная литература возникла в устном народном творчестве. Язык художественной литературы имеет специфику, которая отражает его особую эстетическую функцию. Оказавшись в сфере искусства, язык становится материалом для создания художественных образов. Художественная литература способна порождать богатый эмоциональный отклик, который является основой художественно – эстетического чувства. (Д.Б. Лихачев, 1996).

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, В.Л. Езикеевой, Е.И. Игнатьева, Н.С. Карпинской, Л.В. Компанцевой, Н.П. Сакулиной.

Обращение к нему связано с необходимостью эмоционального восприятия детьми образа художественного произведения и формирования на этой основе собственного обобщенного образа, который они впоследствии воплотят в своей работе. Восприятие – начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно – эстетических идеалов и вкусов.

Огромный вклад в теорию эстетического воспитания внес К.Д. Ушинский. Эффективным средством эстетического воспитания Ушинский считал рисование и произведения народного и литературного творчества. (К.Д. Ушинский, 1984 -1952).Прекрасные произведения для детей собраны  в его издании «Родное слово», где представлены простые по изложению, доступные для понимания художественные рассказы, стихи, статьи. Ученица и последовательница К.Д.Ушинского - Е.Н. Водовозова, внеся огромный вклад в теорию дошкольного воспитания, как и Ушинский, считала народные сказки эффективным средством эстетического воспитания детей. В ее книге «Умственное и нравственное воспитание детей » ею представлена целая серия народных сказок, доступных и полезных для воспитания детей дошкольного возраста. Выделяя значение сказки в эстетическом воспитании, Е.Н. Водовозова отмечала, что сказка опирается на детские знания и наблюдения, развивает богатую детскую фантазию, способствует обогащению детской речи, помогает в живых выразительных образах усвоить красоту речевых оборотов и народных выражений. ( Е.Н. Водовозова, 1901).  Е.И. Тихеева основными средствами эстетического воспитания детей считала лучшие образцы искусства, в частности, художественное слово: выразительно прочитанный рассказ; сказку; стихотворение. Наравне со сказкой и рассказом, а может и выше их, Е.И. Тихеева рекомендовала использовать как фактор развития художественное стихотворение. Его преимущество она видела в том, что оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма. Законы ритма ребенок постигает легче, быстрее, чем мир форм и цветов. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т. д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других. (Е.И. Тихеева, 1972).

Н.С. Карпинская отмечала, что глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании художественных произведений, развивают у них эмоциональную отзывчивость, способствуют усвоению точности и красоты родного языка (Н.С. Карпинская, 1972).  Исследования Т.С. Комаровой доказывают положение о том, что основой способностей к художественной деятельности у детей является восприятие, характеризующееся индивидуальными различиями, наглядно – образное мышление, опирающееся на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи, воображение, без которого невозможна художественно – творческая деятельногсть, а также эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического восприятия (Т.С. Комарова, 1994).

О.В. Акулова в статье «Развитие выразительности речи старших дошкольников в играх по мотивам фольклорных произведений» пишет об устном народном творчестве: « Освоение языкового богатства, заключенного в произведениях устного народного творчества, вводит ребенка в мир выразительных средств языка….» «Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм произведений устного народного творчества близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир, выражать отношение к явлениям и событиям. Специфике восприятия, языковой и коммуникативной компетентности дошкольников в большей мере соответствуют сказки, потешки и прибаутки».

«Незаслуженно забыто создание изображения по загадке, предполагающее поиск интересных средств выражения (что и как передать, как передать образное сравнение, заданное в загадке?), и стихотворению. ( А.М. Вебенец, 2012). О. Н. Сомкова рассматривает загадку, как поэтическое замысловатое описание предмета. Загадка прививает поэтический взгляд на мир. В ней используются такие изобразительно-выразительные средства языка, как образное сравнение, олицетворение, метафора.

В детской художественной литературе ярко представлена образность, как живость, наглядность, красочность изображения, которая является неотъемлемым признаком всякого искусства. Образность речи — особая стилевая черта, получающая наиболее полное выражение в языке художественной литературы, является важным фактором эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

В современных программах по художественно-эстетическому развитию детей широко используется художественное слово. И.А. Лыкова в учебно-методическом пособии «Изобразительная деятельность в детском саду» в каждое занятие включает стихотворения, загадки, рассказы, сказки. В.А. Деркунская, А.Г. Рындина в пособии «Игровые и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста» предлагают интересные образовательные ситуации, где используются стихотворения, сказки, помогающие детям выразить радость по поводу красоты мира, подключить фантазию и увидеть за формой предмета, объекта настроение, характер, увидеть красивое, необычное в привычном. Программа Л.В. Куцаковой, С.И. Мерзляковой «Воспитание ребенка – дошкольника. Росинка. В мире прекрасного» направлена на решение таких задач, как: развитие способности к художественному восприятию произведений искусства, умение чувствовать их характер, настроение, замечать выразительные средства. А также выделять средства выразительности; любоваться, всматриваться, сопереживать настроению, содержанию; соотносить увиденное со своим опытом, выражать свое мнение, учиться создавать художественный образ. Художественное слово, рассматривание картин художников, слушание музыки способствуют реализации задач программы. Воспитывать стремление детей отразить свои впечатления и представления в собственной деятельности является одной из задач образовательной области «Художественное творчество» к программе «Детство». Это также создание собственных иллюстраций к сказкам, рассказам, загадкам, стихотворениям.

При отборе художественных произведений необходимо учитывать возрастные особенности детей, их опыт, интересы, доступность. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с выразительными средствами поэзии. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения.  Важно отобрать фрагменты, создающие яркий, эмоционально – привлекательный образ (А.М. Вербенец, 2012). Использовать стихотворения, содержание которых поможет подключить фантазию, создать образ, почувствовать настроение. Наличие в содержании литературного произведения описательных прилагательных, эпитетов, метафор, образных сравнений «подскажет» средства выразительности детям старшего дошкольного возраста. Художественные образы, содержащиеся в том или ином стихотворении, должны побуждать детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения. Для этого нужно использовать произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. ( Л.В. Компанцева).

Таким образом, художественная литература, имея в своем арсенале огромные педагогические возможности  помогает решать задачи художественно – эстетического воспитания:  формирование чувственно – эмоционального опыта; развитие эстетического восприятия произведений искусства и действительности, формированию эстетического видения; развитие эстетических чувств, суждений, вкуса.

Список используемой литературы:

1.  Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. М., Просвещение, 1973.

2. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Гурович Л.М. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 240 с.

3.  Выготский  Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - 3-е изд., М.,  Просвещение, 1991. - с. 93.

4. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком- дошкольником литературного произведения: Тезисы докладов. — М., 1948, с. 73 –76.

5.   Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М., Педагогика, 1972.- с. 151.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Художественное слово как средство художественно- эстетического развития детей

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни, она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она имеет огромное воспит...

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»

В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...

Пластилиновая живопись – как средство художественно эстетического развития ребенка.

Детское рисование, это огромное поле для деятельности. Существуют разные изобразительные техники, которые позволят отойти от традиционных штампов, направленных на овладение детьми только лишь определе...

Детская художественная иллюстрация как средство художественно-эстетического развития детей раннего возраста

Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства, является чрезвычайно важным педагогическим материалом....