Неделя игры и игрушки.(С 10.11.14 по 14.11.14)
материал (подготовительная группа) на тему
Неделя игры и игрушки.(С 10.11.14 по 14.11.14)
Игра- путешествие: «Как поедим мы, да по матушке России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_na_nedelyu.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя игры и игрушки.(С 10.11.14 по 14.11.14)
Игра- путешествие: «Как поедим мы, да по матушке России».
День недели | Мероприятия | ответственные | Время проведения |
Понедельник 10.11.14 | «Нет в мире краше Родины нашей» Чтение Г. Циферов «Паровозик» Презентация: «Нет в мире краше родины нашей» Конструирование: «Проложим железную дорогу из осенних листьев» Памятка для родителей: « Отгадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок о транспорте. Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Такси» С/р игра «Путешествие на теплоходе» | Миленко Т. В. Крылова Н. В. | 10ч.00м. 16ч.00м. |
Вторник 11.11.14 | «Эту землю держат и несут на себе мастера» Рассматривание иллюстраций, календарей Занятие: «Сокровища русского народа – игрушки Загадки в стихах об игрушках (филимоновской, богородской, дымковской) Лепка игрушек по мотивам дымковских | Крылова Н.В | 9.00 |
Среда 12.11.14 | Как у наших у ворот всегда хоровод Консультация для родителей: «Игра, как средство нравственного воспитания» Игра – экспериментирование: «Приключение капельки» Хороводные игры: «Бабка ёжка», «Подарки» Подвижные народные игры: «Горелки», «Жмурки» Театрализованное действие: «Учимся, играя в сказку» | Крылова Н.В Миленко Т.В. | На стенд в родительский уголок Прогулка 1 пол.дня Прогулка 2 половина дня |
Четверг 13.11.14 | Со спортом не дружишь - не раз потом потужишь Спортивное развлечение: «Такие разные мячи» Совместная деятельность: «Моя любимая игрушка» | Миленко Т.В | прогулка |
Пятница 14.11.14 | «Все игрушки в гости к нам» Оформление выставки: «Игрушка, сделанная своими руками» Презентация «В каждой избушке свои игрушки» Праздник «Игрушки да смешки, шутки да потешки» Т. Е. Харченко с.99 Выставка рисунков: «Моя любимая игрушка» | Миленко Т.В. Крылова Н.В | 16.00 |
«Народная культура и традиции.Народная игрушка кукла-самоделка»
Опубликовано 08.07.2013 - 15:50 - Белякова Людмила Валентиновна
Подробный конспект НОД по познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Включает в себя ознакомление детей с видами народной игрушки, самостоятельное изготовление игрушки старинным способом.
СКАЧАТЬ:
Вложение | Размер |
35.73 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕЛЯКОВА Людмила Валентиновна,
воспитатель II кв.категории
МДОУ «Детский сад №153», г.Саратов
Примерная основная общеобразовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под.редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Возрастная группа : 5 - 6 лет
Тема : «Народная культура и традиции»
Тема НОД: « Народная игрушка кукла-самоделка »
Познание. Познавательно-исследовательская и продуктивная
(конструктивная) деятельность.
Цель: Развивать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.
Интеграция
образовательных областей: «Коммуникативная», «Познание», «Музыка»,
«Художественное творчество».
Задачи: Познакомить детей с историей народной игрушки, показать разнообразие материалов при её изготовлении; познакомить с народной игрушкой – куклой-самоделкой, способами изготовления этой куклы; расширять словарный запас; развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с народной игрушкой, желанием изготовить игрушку самостоятельно старинным способом; способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (русской культуре, русскому языку) Развивать у детей творческие и познавательные способности с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Воспитывать уважение к народной культуре и традициям.
Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная,
игровая, познавательно-исследовательская.
Формы организации: фронтальная,индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности:
«Путешествие по времени»
Оборудование: сундук, игрушки (кукла, мяч, кубики, машина,
кораблик, ракета, посуда и др.)
скакалка, иллюстрации, игрушки-самоделки, презентация
«Народные игрушки»; куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, разные куклы, куски ткани , схемы изготовления тряпичных кукол, ступени – подставки для кукол прошлого; мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, доска). Музыка «Русские народные песни, колыбельные, плясовые».
Предварительная работа: знакомство со свойствами дерева, пластмассы, металла, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов - Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка. Чтение книги Нуждиной «Мир вещей», чтение сказки «Василиса Прекрасная», загадывание загадок об игрушках.
ХОД НОД:
1.Вступительная часть.
Звучит русская народная мелодия.
- Ребята вы слышите?
Дети: Да!
- Это наш старинный сундучок приглашает опять в путешествие, наверное, он нам хочет рассказать что-то интересное.
Педагог и дети проходят в музей «Русская горница».
Дети рассаживаются на домотканые коврики.
Давайте, откроем его и посмотрим что же, он нам приготовил на этот раз!
Педагог открывает сундучок.
- Интересно, что здесь написано? Давайте прочитаем.
Читает загадки.
Есть кабинка, кузовок,
Откидной на нём борток,
Есть колёсики и шинки
У игрушечной...(машинки)
Круглый, цветной,
Прыгает, скачет,
А называется...(Мячик)
Я хорошая игрушка,
Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, не бить. (Кукла)
- О чем же эти загадки? (ответы детей). Правильно, об игрушках. Какие игрушки у вас есть дома? Во что вы любите играть? (ответы детей)
Д/игра « Кому что подойдет?»
(в какие игрушки играют мальчики, девочки, вместе)
- А хотите посмотреть, какие игрушки есть в нашем сундучке?
Рассматривание игрушек.
- Сундучок нам приготовил игрушки-самоделки. Как вы понимаете, что значит «игрушки-самоделки»? (ответы детей)
- Правильно, это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям. Дети постарше сами могли сделать такую потешку( игрушку) без помощи взрослого.
- Из какого материала сделаны ваши игрушки? (ответы детей)
- А из какого материала сделаны эти игрушки? (ответы детей)
Д/игра «Что из чего сделано»
- Все, что вы перечислили : дерево, глина, шишки, желуди, мох, солома, береста, тряпки - материал привычный для людей, он всегда был под рукой. И потому называют этот материал подручным.
- Видите, каких удивительных человечков умели делать на Руси.
- Давайте остановимся на игрушках, которые сделаны из соломы. Солома - это стебли хлебных растений.(Рассматривание игрушек из соломы) Очень забавные старинные соломенные куколки – стригунки. Они названы так потому, что их снизу подравнивали, подстригали ножницами. Если стригунка поставить на поднос и слегка потрясти, то куколка начинает поворачиваться, как бы танцевать. ( Показ, как танцует куколка-стригунок)
Солому иногда заменяли на траву или тонкие прутики, или мочало. (Показ этих материалов).
- Но, пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок. В одной семье таких куколок могло быть до сто штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков (Показ куколки, выполненной одним из способов).
- Как вы думаете, почему у этой куколки нет лица? (Размышления детей)
Показ слайдов с изображением старинных кукол, у которых нет лица. Обращаю внимание на эту примечательную особенность – безликость куклы, мысль о неоднозначности ее использования в народной традиции: кукла-игрушка, обрядовая кукла, кукла-оберег. Обережную защитную функцию куклы наглядно рассказывает сказка «Василиса Прекрасная».
Предлагаю вспомнить эту сказку ( показ слайда)
Педагог демонстрирует презентацию « Народные куклы-самоделки», одновременно со слайдами идёт рассказ воспитателя.
- Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека вообще. ( показ слайдов)
Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, т.к. люди раньше были суеверные и думали, что лицо «оживает». Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Кроме того, глаза - зеркало души – необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от внешнего мира «сглаза», «наговора».
Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно менялась и кукла ( показ слайдов) . У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки. Лицо куколке раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого ее можно было и рядить (наряжать). Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, такую и замуж никто не возьмет. Куклы наших прабабушек, проживали в играх целую жизнь: они вели «кукольное» хозяйство, «ходили в гости», «справляли свадьбы», «отмечали праздники» и т.д. Так играли девочки постарше. Если девушка выходила замуж, она приносила свою куколку в дом мужа. А когда рождался ребеночек, клала эту куколку в колыбельку, для защиты малыша от злых сил. Чтобы малыш спал спокойно, мама говорила такие слова: «Сонница – бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой».
А такие ребятишки, как вы, играли с куклой как с ребенком.
Педагог предлагает детям подержать куклу, покачать ее.
Ребята встают в круг и по очереди передают куклу и качают ее.
Давайте споем колыбельную. Пение колыбельной под русскую народную мелодию.
2.Совместная продуктивная деятельность.
- Какие вы, молодцы! Как красиво пели. А хотите сами «свертеть» тряпичную куколку по одному из способов?(ответы детей)
Дети располагаются на ковре. Показ картинки-схемы, по которой они будут работать. Во время работы звучит русская народная мелодия «Сошью Дуне сарафан». Педагог обращает внимание на аккуратность выполнения работы, последовательность; оказывает помощь детям, испытывающих трудности при выполнении работы.
3.Заключительная часть
Чтение стихотворения.
Кукла у Параши
Не отыщешь краше.
Свернута из тряпки
Руки - словно лапки,
Глазки – пара точек,
А лицо – комочек.
Кукла смотрит косо,
Взгляд ее уныл,
Кто-то вместо носа
Пуговку пришил.
Но Параша любит.
Нежит и голубит,
И целует в щечку
Маленькую дочку.
Оформление с детьми выставки « Кукла- самоделка».
- Ребята, вам понравилось путешествие в прошлое?(ответы детей)
- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Что больше всего запомнилось? В какие игры вы играли? О чем могли рассказать дома
маме, папе? Как вы думаете, у кого кукла-самоделка получилась самая красивая? (ответы детей)
Давайте попрощаемся с нашим старинным сундучком и скажем ему спасибо за интересное путешествие. Звучит русская народная мелодия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
тематическая неделя "Неделя игры и игрушки"
Календарно-тематическое планирование (средняя группа) по теме: "Неделя игры и игрушки"...
НЕДЕЛЯ ИГРЫ И ИГРУШКИ.ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ...
Планирование тематической недели "Неделя игры и игрушки" для старшей группы
Планирование тематической недели содержит примерные формы организации деятельности детей 5-6 лет, а также предлагает варианты работы с родителями в соответствии с темой "Неделя игры и игрушки"....
Досуг специалистов в старших группах «Раз игрушка, два игрушка» (Неделя игры и игрушки)
Ежегодно в ГБОУ Школа № 1460 (дошкольное отделение) в период осенних каникул проводится "Неделя игры и игрушки", в старших группах силами специалистов (учителя - дефектолога и логопеда) был проведен з...
Проведение недели игры и игрушки, план проведения недели игры и игрушки
Методические рекомендации к организации и планированию проведения недели игры и игрушки в дошкольных группах....
НЕДЕЛЯ ОТКРЫТЫХ ПРОСМОТРОВ Неделя игры и игрушки «Научные» игры
«Научные» игры...