Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе».
статья на тему
Ещё И. М. Сеченов говорил о том, что « всякое ощущение по природе смешанное», что к нему « обязательно примешивается мышечное ощущение, более сильное по сравнению с другими».
Занятия физической культурой, музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушением речи. Для эффективности развития психической и моторной сферы детей с нарушением в речевом и психомоторном развитии являются занятия логопедической ритмикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_logotreninge.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья из опыта работы « Использование логоритмических
упражнений в коррекционной работе».
Ещё И. М. Сеченов говорил о том, что « всякое ощущение по природе смешанное», что к нему « обязательно примешивается мышечное ощущение, более сильное по сравнению с другими».
Занятия физической культурой, музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушением речи. Для эффективности развития психической и моторной сферы детей с нарушением в речевом и психомоторном развитии являются занятия логопедической ритмикой.
Под логопедической ритмикой подразумеваются коррекционная методика обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития (в том числе и с речевой патологией) средствами слова, музыки и движения. Логопедическая ритмика оказывает воздействие на моторику и речь, так как является составной частью коррекционной ритмики.
Логоритмические занятия основываются на взаимосвязи слова, движения, музыки и, конечно же, включают в себя пальчиковые, речевые и музыкально – двигательные, коммуникативные игры; упражнения для развития мелкой и крупной моторики; песни и стихи, которые сопровождаются движениями; дидактические игры, которые способствуют развитию чувства ритма.
Первым разработал систему музыкально – ритмических движений швейцарский педагог – музыкант Э. Жак - Далькроз.
Эта система была признана во многих странах, особенно, в области дошкольного и младшего школьного обучения. Автор придумал очень простой метод, используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, пластичность.
Э. Жак – Далькроз считал, что это нужно развивать как можно раньше и что они должны быть в доступной для дошкольников форме. Он ставил игру на первое место, считал игру естественной деятельностью, в процессе которой ребёнок познаёт мир. Ритмика по системе Э. Жака – Элькроза, основанная на интересе и доступности, стала средством борьбы с аритмией в лечебно – профилактических целях у детей дошкольного возраста.
Продолжателем идей Далькроза стал немецкий музыкант и педагог К. ОРФ, который использовал на своих занятиях сочетания музыки, движения и слов.
Фонетическую и логопедическую ритмику с успехом используют как часть кинезотерапии («терапия (лечение) движением») в психотерапии.
Можно говорить о том, что на логоритмических занятиях решаются задачи:
*по формированию двигательных навыков,
*по увеличению объёмов памяти,
*по развитию артикуляционного аппарата,
*по развитию зрительного и слухового восприятия,
*по активизации высшей психической деятельности,
*по развитию дыхания.
*слуховое внимание.
* по ориентации в пространстве.
На занятиях мы соединяем речь с движением, тем самым создаём устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата, цитируя Н.А. Бернштейна. Эта связь позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, просодику по качеству выполнения движения «крупной» и «мелкой» моторики. А музыку можно считать организующим, руководящим началом на музыкальных занятиях с элементами логоритмики. При планировании логоритмических занятий или их элементов, нужно учитывать индивидуальные возможности детей; учитывать нарушения детей; чётко объяснять правила игры. Все упражнения проводить нужно по подражанию от малого к большему. Например, с детьми, имеющими диагноз ФФНР (фонетико – фонематическое недоразвитие речи) нужно работать больше над развитием зрительных и слуховых представлений, совершенствуя, в том числе их двигательные навыки. Речь, музыка, движения должны быть тесно взаимосвязаны. Разрабатывается мимика, эмоции ребёнка. Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, просодику по качеству выполнения движения «крупной» и «мелкой» моторики. Логоритмика, как и развитие дыхания и всех других компонентов развития ребёнка можно считать одним из направлений здоровьесберегающей, коррекционной работы.
Понятно, что логоритмические упражнения неотделимы от игры. Нам, работающим с детьми, известно, что овладение навыками и умениями у детей происходит значительно быстрее в игре. Ребята, увлеченные игрой, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Игра обеспечивает развитие, эмоциональное наслаждение, игра для ребёнка равносильна удовольствию. Кажется, что они действительно лучше нас знают, как их нужно учить и чему. Разнообразные возможности для движения можно рассматривать как один важнейших факторов оздоровления детей. Образ жизни современных детей, особенно в больших городах, ограничивает их естественную потребность в движении. Детям, особенно с проблемами в психофизическом развитии, необходимо пережить радость свободного движения. Учите – играя!
Литература:
- М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет» М., Сфера 2008.
- Т. Ю. Аксанова «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР» СПб. 2009.
- О. С. Боромыкова «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» СПб. 1999.
Из опыта работы с детьми — логопатами с нарушением зрения».
Работаю на логопункте детского сада с детьми, имеющими не только нарушения речи, но и нарушение зрения. Эти ребята посещают специальные группы, для детей с нарушением зрения. Всем известно, что воспитание правильной речи не ограничивается лишь формированием правильного звукопроизношения, а предусматривает комплексное развитие всех компонентов родного языка. Мы с вами как ни кто другой знаем, что полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Работа над речью с детьми, посещающими специальную группу накопила некоторый опыт, которым хотела бы поделиться с вами. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора, например, у слабовидящих детей, проявляется своеобразное речевое развитие. Оно выражается во многих случаях в нарушении всех структурных компонентов языка. Это можно объяснить тем, что формирование речи у этих детей протекает в более сложных условиях, чем у ребят с нормальным зрением. В таких случаях зрительный деффект становится первичным фактором и влияет на формирование речевых и неречевых функций. Коррекционную работу с этими ребятами строится с учётом специфических принципов: учёт первичных и вторичных дефектов, учёт нарастающей сложности материала.
Поэтому в работе по коррекции речи предусматривает не только комплексное развитие всех компонентов родного языка и психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимание, восприятие, память, мышдение и т. д., требует развитие различных параметров зрительных функций. Таким образом, структуру логопедического воздействия можно представить следующим образом:
*развитие мышц мелкой моторики рук,
*развитие мимических мышц,
*развитие мыслительных процессов,
*развитие артикуляционных мышц,
* развитие дыхания,
*развитие фонематического слуха.
Мы, педагоги, работающие с детьми, имеющими нарушение зрения работаем в тесном контакте, развивая детей каждый в своей области и совместно. Комплексная реализация задач по развитию речи в том числе, обеспечивается усилиями всех педагогов (тоесть комплексно). Педагоги учитывают в своей работе индивидуальные возможности и потребности. И конечно же мы учитываем рекомендации офтальмолога:
*дети с низкой остротой зрения занимают первые места;
*при светобоязни нужно избегать прямого света в глаза;
*при сходящемся косоглазии место ребёнка на занятии в центре;
*при разной остроте зрения обоих глаз ребёнка лучше видящим глазом нужно посадить к центру;
*рабочая поверхность при расходящемся косоглазии должна быть горизонтальной, при сходящемся - вертикальной, при миопии - вертикальной;
*темп занятий должен быть снижен, учитывать непрерывную зрительную нагрузку;
*обязятельно проводить специальную гимнастику для глаз;
*на занятиях использовать пособия подходящие по нагрузкам и т. д.
Вот о чём хотелось бы рассказать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педаго...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
Сценарий индивидуальной образовательной деятельности по автоматизации звука " С"...
Консультация с музыкальным руководителем «Значение распевок и логоритмических упражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР»
Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическо...
«Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме трудностей в усвоении нового материала, у таких детей наблюдаются и другие нарушения: неумение пр...
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе логопеда
Методическая разработка для родителей, воспитателей. Краткое понятие нейропсихологический упражнений, а так же практиеское применений игр сделанных своими руками и применяемые на практике в свое...
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ...