«Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме трудностей в усвоении нового материала, у таких детей наблюдаются и другие нарушения: неумение правильно читать и писать, перестановка слов, знаков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе
с детьми с ОВЗ»
Автор публикации: Никитина Татьяна Ивановна
(воспитатель,
ГБОУ ООШ №9, СПДС «Детский сад «Родничок»,
г.Новокуйбышевск, Самарская область)
В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме трудностей в усвоении нового материала, у таких детей наблюдаются и другие нарушения: неумение правильно читать и писать, перестановка слов, знаков. Дело в том, что у большинства современных детей, а особенно с ОВЗ отмечается общее отставание, а отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием. В результате, у таких детей проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов – все эти трудности, возможно, преодолеть только через создание правильного выбора методов педагогической коррекции.
Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных методов профилактики и коррекции трудностей интеллектуального развития у детей с ОВЗ в условиях дошкольного и младшего школьного образовательного учреждения.
Кинезиологические упражнения, по моему мнению, являются наиболее результативными и эффективными средствами коррекции и помогают достичь успехов в преодолении трудностей детей с ОВЗ.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Она существует уже 2000 лет и используется во всем мире. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ, Аристотель, Клеопатра.
Учёные доказали тесную взаимосвязь между тонкими движениями пальцев и функции высшей нервной деятельности. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
По словам немецкого философа И. Канта - «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».В. А. Сухомлинский утверждал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющие улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, интеллекта и развитию физического здоровья. Они дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не принимали участия в учении и решить проблему неуспеваемости.
Известно, что мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело), которое находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Для успешного обучения в школе и развития интеллекта ребенка необходима работа обоих полушарий. Так, например, по исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое, отвечает за тело,
координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи, что искажает познавательную деятельность детей.
В результате нарушаются:
-пространственная ориентировка,
-адекватное эмоциональное реагирование,
-координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки,
-ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Доказано, что систематическое использование кинезиологического комплекса детьми, отнесёнными как к психической норме, так и имеющими мозговые дисфункции с задержкой или нарушением психического развития, способствует:
-развитию межполушарного взаимодействия;
-развитие межполушарной специализации;
-синхронизируют работу полушарий;
-повышают стрессоустойчивость организма;
-снижают утомляемость;
-улучшают мыслительную деятельность;
-развивают мелкую и крупную моторику;
-формируют пространственные представления;
- способствуют улучшению памяти, внимания, речи;
-устранение дислексии, дисграфии.
Кинезиологические упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние. Применение специальных кинезиологических упражнений возможно как на предметных, так и на специальных уроках кинезиологии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована, пластична и поддаётся коррекции.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
-занятия проводятся утром, днём, ежедневно;
-продолжительность занятий — 10 – 15 минут;
-от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
-упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
-занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
-упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
Что включают в себя комплексы упражнений?
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, профилактика глазных заболеваний. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.
Двигательные упражнения развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения и мышечные зажимы.
Упражнения на дыхание развивают самоконтроль и произвольность, а также помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Самомассаж направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи, тонкой моторики.
В своей практике я использую программу Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников», в которую входят растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, когнитивные и коммуникативные упражнения и релаксации.
Литература:
1.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М: ТЦ Сфера, 2016.
2.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми логопедических групп
На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Анализ литерату...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми
На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.Перед педагогами стои...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педаго...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности
Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности
Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности...
«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»
Кинезиологические упражнения, являются наиболее результативными и эффективными средствами коррекции и помогают достичь успехов в преодолении трудностей детей с ОВЗ.Цель моего выступления: познакомить ...
Консультация для родителей на тему «Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Посколь...