«Эксперементирование с изобразительными материалами»
учебно-методический материал на тему

Пилигримова Елена Александровна

Проблема развития творческой личности в дошкольном возрасте связана с детским экспериментированием. Если творчество - процесс создания нового, то экспериментирование - творческий поиск, направленный на изучения свойств материалов и предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_s_izobrazitelnym_materialami.docx13.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/С «Сказка»

«Эксперементирование с изобразительными материалами»

г.Горняк 2014

«Экспериментирование с изобразительными материалами».

Проблема развития творческой личности в дошкольном возрасте связана с детским экспериментированием. Если творчество - процесс создания нового, то экспериментирование - творческий поиск, направленный на изучения свойств материалов и предметов.

В работах Н. Н. Поддьякова экспериментирование дошкольника подразделяется на «бескорыстное» и «утилитарное». При  «бескорыстном» экспериментировании ребенок выявляет свойства предметов и материалов вне контекста решения, какой либо задачи, а при «утилитарном» поиск ребенка направлен на решение конкретной проблемы. «Бескорыстное» экспериментирование дает большие возможности для изучения традиционных изобразительных материалов и тех, которые являются ими потенциально(листва, чайная заварка). Наблюдение за «бескорыстным» экспериментированием Л.А.Парамонова показывает, что у большинства детей манипуляции находятся на примитивном уровне и могут оставаться на ней длительное время. Через некоторое время дети теряют интерес к материалу и действиям с ним. Поэтому до того как интерес у детей угасает, педагог может предложить им решить какую-либо изобразительную задачу путем использования выявленных ими свойств материалов и предметов. Так экспериментирование переходит на «утилитарный» уровень. «Утилитарное» экспериментирование позволяет не только выбрать способы изображения, найденные ранее, но и «открыть» новые. Детское экспериментирование не ограничивается рамками рисования, дошкольники с удовольствием вводят реальные детали в лепные изображения (ежик, бусинки-глаза. Аппликационные работы так же представляют для детей большие возможности для экспериментирования с материалами и способами их присоединения к фону.

Пример: ( когда приклеивается не вся деталь, а часть (объемные).

Разнообразие формы, необычное содержание занятий создают эмоциональный настрой на творческую деятельность.

Одним из популярных у детей экспериментов в аппликации является использованием клеевого фона и мелкого природного или бросового материала (опилки, манка, нитка)

Необходимо представлять детям максимально разнообразный материал, это могут быть не только традиционные изобразительный материал, но и вариантные (кусочки ткани, мишура, пуговицы).

Работа с засушенными растениями развивает эстетическое восприятие детей, они учатся видеть в форме листа определенный предмет или его часть (парус у лодки)

В экспериментировании проходит непосредственный контакт ребенка с предметом или материалом, элементарные познавательные действия с ними позволяет узнать их свойства, возможности использования в различных видах продуктивной деятельности, развивают любознательность, у ребенка развивается образное и логическое мышление он учится сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Эксперименты  с различным материалом в изобразительной деятельности обогащают воображение детей, образами, развивают их эстетическую восприимчивость к окружающему миру. Такие качества необходимы для развития творческой способности детей, которые несомненно не обходимы им не только в изобразительной деятельности и других видах деятельности, но и для становления творческой личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие с использованием нетрадиционных изобразительных материалов

знакомство детей с таллажем. с изготовлением народной игрушки. с творчеством кубанских мастеров...

Семинар-практикум для воспитателей "Современные изобразительные материалы как средство художественно-эстетического развития дошкольников"

Данный материал предназначен для воспитателей  дошкольных образовательных учреждений, родителей воспитанников, педагогов начальной школы.В настоящее время многие отечественные и зарубежные произв...

Как вместе с ребёнком поиграть и поэкспериментировать с изобразительными материалами и инструментами.

В этой статье содержатся советы полезные для родителей, начинающих воспитателей детского сада, педагогов дополнительного образования по  осваению детьми «технологии» изобразительного ис...

Доклад по изодеятельности на РМО Тема: "Современные изобразительные материалы в работе с детьми дошкольного возраста (основные характеристики изобразительных материалов).

Творческий педагог находится в постоянном поиске. Он стремится сочетать традиционную методику с современными тенденциями. Рынок изобразительных материалов позволяет в большой степени реализовать это с...

Проект: «Я - волшебник» (изобразительная деятельность с использованием доступных бросовых и художественно-изобразительных материалов)

Творческая, исследовательская и экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста: «Я - волшебник» (изобразительная деятельность  с использованием доступных бросовых и худо...

Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей 3 – 4 лет через экспериментирование с изобразительными материалами и средствами

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является первооткрывателем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности в ходе изобразительного творчества, где он удовлетворяет жажду но...