Методическое пособие по реализации программы комплексного психологического сопровождения детей в ДОУ
методическая разработка по теме
Программа психологического сопровождения представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.
Психологическое сопровождение, в соответствии с программой, носит системный характер ежедневной деятельности дошкольного психолога, организационно закреплено в перспективных и текущих планах работы педагогического коллектива.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка - детский сад № 24 Красносельского района
Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая ГБДОУ ЦРР –
Детского сада № 24
_____________Ревина С.Г.
«_____»________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога-психолога
Стоумовой Марины Владиславовны
на 2014 -2015 учебный год
Санкт-Петербург 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие ребенка в дошкольные годы - это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающий его мир - мир природы, искусства, человеческих отношений. Ненасытная жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться.
Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона для подражания, источника знаний - энциклопедиста, источника оценочных суждений - эксперта, помощника и защитника. Взрослый - это посредник, связующее звено между ребенком и окружающей его действительностью. Он обеспечивает не только удовлетворение естественных нужд ребенка, но и социализацию всех его психических проявлений. Под влиянием взрослого активность ребенка перестраивается: становится осознанной, самостоятельной, творческой, начинает подчиняться перспективным целям и приводить к получению общественно важного результата.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Педагог-психолог современного ДОУ создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели - охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ, педагог-психолог включается в образовательный процесс, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.
Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральными государственными образовательными требованиями дошкольного образования, САНПИН 2.4.1. 3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26 и на основании Положения о службе практической психологии в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 ОТ 22. 10. 1999 г.
РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Цель: Основной целью психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и т.д. От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, педагогам.
Основные направления:
1. Психологическая диагностика
2.Психологическая коррекция
3.Психологическое консультирование
4.Психологическое просвещение
5.Психологическая профилактика
6.Организационно-методическая работа
1.1 Психологическая диагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:
- диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);
- диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе);
- диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).
По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу, невропатологу).
В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.
Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников
Педагог-психолог осуществляет:
- психологическую диагностику познавательных процессов детей
- Психологическую диагностику личностных качеств.
- Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.
Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ГБДОУ может распространяется на следующие параметры диагностирования дошкольников.
• развитие пространственных представлений;
• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);
• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).
Средний возраст (4-5 лет):
• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);
• связная речь (умение выразить свою мысль);
• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.;
• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;
• социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):
• зрительно-пространственный гнозис;
• зрительно-пространственный праксис;
• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
• развитие графической деятельности;
• анализ продуктов деятельности;
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• зрительно-моторная координация;
• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);
• умение определять состав числа;
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом.
1.2 Психологическая коррекция
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Психологическая коррекция с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. С учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка психолог строит психокоррекционную работу в следующих направлениях:
- эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе;
- коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;
- познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия).
Основные методы коррекционной работы:
- индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;
- сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
- куклотерапия: проигрывание истории, сюжет которой травмирует ребенка;
- арттерапия: работа с красками, составление коллажа;
- психогимнастика;
- релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.
1.3 Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.
Обязательно:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
- Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов.
Дополнительно:
- Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
1.4 Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности
Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.
- знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
- разъяснять результаты диагностических исследований;
- формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
- достигать понимания необходимости работы психолога в детском саду.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, с учетом традиций и местных условия, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов, по темам:
- Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
- Закономерности развития детского коллектива.
- Особенности работы педагога с проблемными детьми.
- Стили педагогического общения.
- Психологические основы взаимодействия с семьей.
- Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:
- Адаптация ребенка к ДОУ.
- Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
- Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
- Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
- Воспитание произвольности поведения и управляемости.
- Психологическая готовность к обучению.
- Половое воспитание и развитие.
Дополнительно:
Создание информационных уголков по типу «Советы психолога» в каждой группе и информационного стенда в пространстве ДОУ.
Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям:
Индивидуальная
С педагогами:
- проводится по запросам и результатам диагностики;
- обзор групп по результатам скрининговой и углубленной диагностики.
С родителями:
- проводится по запросам и результатам диагностики;
- психологические пятиминутки в группах при утреннем приёме детей.
Групповая
С педагогами:
- семинар-практикум;
- мастер-класс;
- консультация;
- тренинг.
С родителями:
- выступления на родительских собраниях;
- тематические встречи (консультации, семинары-практикумы и т.д.) с родителями по заранее выбранной проблеме;
- оформление информационных листов (памяток) в каждой группе;
- подбор психологической литературы для библиотечки родителей.
1.5 Психологическая профилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства.
Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа.
Психопрофилактическая работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основных направления:
- развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;
- развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;
- развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);
- развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.
Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых занятий 1-2 раза в неделю. Предпочтение отводится групповым играм. При необходимости психолог проводит индивидуальную работу с ребенком.
Групповые психопрофилактические занятия:
Старшая группа:
- Коммуникативные навыки;
- Творческие и познавательные способности;
- Эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);
- Способность к дифференциации эмоциональных состояний.
Подготовительная группа:
- Готовность к школе (личностная и мотивационная);
- Коммуникативные способности и социальная адаптация детей;
- Способность к дифференциации эмоциональных состояний;
- Творческие способности и совершенствование познавательных процессов.
1.6 Организационно-методическая работа:
- оформление документации;
- участие в методических объединениях практических психологов;
- курсы повышения квалификации и дополнительное образование;
- методическая помощь в организации и проведении педсоветов, открытых занятий, семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов по плану ГБДОУ;
- изучение психолого-педагогической литературы.
РАЗДЕЛ II. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И НОВООБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности.
Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.
Возраст от 2 до 3 лет
Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.
Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возраст от 3 до 4 лет.
Общение становится внеситуативным.
Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Возраст от 4 до 5 лет
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Формируются навыки планирования последовательности действий.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Начинает складываться произвольное внимание.
Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.
В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Возраст от 5 до 6 лет
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возраст от 6 до 7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
КАРТА усвоения дошкольниками социальных норм и правил
Возраст | Социальные нормы и правила |
1 | 2 |
3-4 | Ориентируется на требования взрослого, может (но не всегда) переносить эти требования в разные ситуации. Выделяет несоответствие поведения другого ребенка требованиям взрослого. Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста». По указанию взрослого убирает игрушки, доводит не очень интересное дело до конца, выполняет простейшие трудовые действия. По требованию взрослого или по просьбе сверстника может помочь последнему, пожалеть его, поделиться игрушкой. По просьбе взрослого может сдерживать агрессивные реакции. |
4—5 | В поведении сверстников и своем выделяет несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль над поведением друг друга. Без напоминания взрослого может убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимопонимании с другими может (но не всегда) проявлять социально одобряемые формы поведения. Формируются представления об особенностях полового поведения. |
5-6 | Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил и несоответствие своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение ими норм и правил и несоответствие поведения своим этический представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями. |
6-7 | Повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняют усвоенные нормы и правила, в том числе этические. Однако только некоторые дети могут регулировать свое поведение независимо от их отношения к другим участникамвзаимодействия и от своих желаний и интересов; отстаивать усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми |
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
- Структура психологического занятия
Вводная часть | Основная часть | Заключительная часть |
Цель вводной части – настроить группу на совместную работу, установить контакт между участниками. Основные процедуры работы:
| В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, формирование лексико-грамматических категорий речи, развитие связной речи Основные процедуры:
| Основной целью этой части занятия является создание чувства личной личностной значимости ребенка в своих глазах, сплоченность группы и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основные процедуры:
|
- Используемые психодиагностические комплекты
Психодиагностический комплект детского психолога (авторы М. М. Семаго, Н. Я. Семаго), в который входит не только необходимый стимульный материал, но и руководство с подробным описанием проведения методик. | |
Экспресс диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов психологов детских дошкольных образовательных учреждений (Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.) | |
Психодиагностический комплект «От диагностики к развитию» (авт. С. М. Забрамная) | |
Психодиагностический комплект (авт. Р. С. Немов «Психология, т.3) |
- Используемые методики
№ п/п | Название методики | Цель | Группа |
Лесенка | Изучение самооценки | Подготовительная к школе группа Старшая группа | |
Вырежи круг | Выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук | Подготовительная к школе группа | |
Домик | Выявление умения ориентироваться на образец, уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики рук | Подготовительная к школе группа. | |
10 слов | Определение объема рече-слуховой памяти | Подготовительная к школе группа. | |
Закончи предложение | Исследование словесно-логического мышления | Подготовительная к школе группа. | |
4-ый лишний | Определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа | Подготовительная к школе группа. | |
Зрительная память | Определение объема зрительной памяти | Старшая группа | |
Последовательные картинки | Выявление уровня логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, составлять рассказ | Подготовительная к школе группа. Старшая группа | |
Найди недостающий | Диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор | Подготовительная к школе группа. | |
Запрещенные слова | Выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника» | Подготовительная к школе группа | |
На что это похоже? | Выявление уровня развития воображения, оригинальности и гибкости мышления | Подготовительная к школе группа Старшая группа | |
«Ориентировочный тест школьной зрелости» Авторы: А. Керн – Я. Йирасек. | Определение школьной зрелости | Подготовительная к школе группа | |
Методика «Беседа о школе»(разработана Т. А. Нежновой) | Определение «внутренней» позиции школьника | Подготовительная к школе группа | |
Разрезные картинки | Выявление сформированности наглядно-образных представлений | Подготовительная к школе группа Старшая группа | |
Коммуникативная готовность:
| Определение параметров развития общения | Подготовительная к школе группа | |
«Определение мотивов учения» М.Р.Гинзбург | Определение предпочтительных мотивов к учебной деятельности | Подготовительная к школе группа | |
Методика «отношение ребенка к школе» | Выявление отношения ребенка к школе через анкетирование | Подготовительная к школе группа | |
Нелепицы | Выявление знаний об окружающем мире | Старшая группа | |
Времена года | Выявление уровня сформированности представлений о временах года | Старшая группа | |
Найди такую же картинку | Выявление способности устанавливать сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия | Старшая группа | |
10 предметов | Анализ объема непосредственной образной памяти | Старшая группа | |
Найди семью | Выявление уровня развития наглядно-образного мышления | Старшая группа | |
Рыбка | Определение уровня наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство | Старшая группа | |
Диагностика адаптации ребенка к ДОУ | Определение уровня успешности адаптации ребенка к условиям детского сада. | Младшая группа |
- План работы на 2013-2014 учебный год
Задачи:
- Сохранение и укрепление психического здоровья детей
- Создание благоприятных психолого-педагогических условий для гармоничного психического развития дошкольников
Направление психологической деятельности | Цели и задачи | Формы и методы работы | Срок исполнения | Ожидаемый результат |
| Ускорение процесса адаптации детей к пребыванию в ДОУ, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и детей переформированных групп. Снятие эмоционального напряжения у педагогических работников ДОУ |
| Август-Сентябрь В течение года | Завершение адаптационного периода в октябре для групп, сформированных к началу учебного года. Повышение показателей уровня психологического климата в педагогическом коллективе |
2.Психодиагностика 2.1. Углубленное психодиагностическое обследование детей Отбор детей для подгрупповой работы. 2.2. Участие во фронтальной проверке детей группах 2.3. Психодиагностическое обследование детей (при необходимости родителей), обратившихся за оказанием психологической помощи 2.4. Психодиагностическое обследование детей, направленных на ПМПК 2.6. Исследование психологического климата в коллективе 2.7. Социометрическое исследование в группах | Диагностика психологических трудностей детей. Уточнение наличия особенностей развития когнитивной, эмоциональной, личностной сфер ребенка Выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребенка Выявление проблемы, послужившей причиной обращения за психологической помощью. Анализ результатов коррекционной деятельности психолога Диагностика и анализ уровня развития детей для получения наиболее полной картины причин и глубины нарушений развития Получение и анализ информации об уровне психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ Изучение психологического климата в группе |
| Сентябрь-ноябрь Сентябрь, декабрь, май В течение учебного года по мере поступления запроса Согласно плану проведения ПМПК Февраль Октябрь-Ноябрь | Выявление особенностей развития детей, составление программы работы по коррекционно-развивающим занятиям Оценка степени продвижения дошкольника в образовательной программе. Составление (при необходимости) индивидуального маршрута образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности Выявление проблемы, послужившей причиной обращения за психологической помощью и ее устранение после проведения коррекционных мероприятий Выявление отставания темпов психического развития детей Выявление уровня психологического климата в коллективе ДОУ Выявление психологического климата в детском коллективе |
3.Психокоррекционная и психоразвивающая деятельность 3.1.Проведение коррекционно-развивающей работы (подгрупповые занятия) 3.2.Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми, чьи психические особенности стали причиной обращения родителей или воспитателей за помощью к психологу 3.3. Работа по программе «Год до школы от А до Я» с детьми подготовительных групп 3.4.Работа по преодолению проблем личностной и коммуникативной сфер у детей с использованием элементов песочной терапии 3.5. Групповая работа с родителями с элементами психологического тренинга на тему «Коррекция детско-родительских отношений» | Нормализация развития у каждого ребенка функции или процесса, чьи особенности выявлены в ходе углубленного обследования Устранение психологических проблем у детей, нормализация детско-родительских отношений Развивающая работа по формированию психологической готовности детей подготовительных групп к обучению в школе. Преодоление проблем личностной и коммуникативной сфер у детей Нормализация детско-родительских отношений Повышение родительской компетенции в вопросах воспитания ребенка |
| Октябрь-ноябрь Ноябрь-Апрель По мере поступления запроса Сентябрь, Апрель В течение года В течение года Февраль-Май | Нормализация темпов психического развития у детей Устранение психологических проблем у детей, нормализация детско-родительских отношений. Подготовка старших дошкольников к успешному обучению в школе Нормализация психического состояния Нормализация детско-родительских отношений Повышение родительской компетенции в вопросах воспитания ребенка |
4.Психологическое консультирование 4.1.Психологическое консультирование родителей 4.2.Психологические консультации педагогического состава | Выявление психологических проблем у детей ДОУ Выявление причин возникновения этих проблем и путей их преодоления Нормализация детско-родительских отношений Помощь в решении конфликтных ситуаций в группе, налаживании отношений с детьми и родителями Консультативная помощь по личным вопросам |
| В течение года согласно графику работы психолога По мере поступления запроса | Понимание причин возникновения проблем и путей их преодоления Нормализация психологического климата в группе. Нормализация эмоционального состояния педагогов |
5.Психопросвещение 5.1.Участие в родительских собраниях 5.2.Оформление наглядного материала в группах | Освещение актуальных вопросов психического развития детей Освещение актуальных вопросов детской психологии |
| В течение учебного года В течение учебного года | Повышение осведомленности родителей в вопросах психического развития ребенка Повышение осведомленности родителей в вопросах психического развития ребенка |
6.Работа с документацией | Структурировать деятельность психолога |
| В течение учебного года | Организация деятельности педагога-психолога |
7.Методическая работа 7.1. Исследование ценностных ориентаций старших дошкольников 7.2. Оформление наглядного материала к коррекционно-развивающим занятиям 7.3.Участие в оформлении родительского уголка | Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций у детей Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания ребенка |
| В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года | Использование полученных результатов в работе психологов Повышение уровня осведомленности родителей в вопросах детской психологии |
3.5 Тематическое планирование работы педагога – психолога
Комплексно-тематический план
непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми
в подготовительной группе
по формированию психологической и мотивационной готовности к школьному обучению
на основе программы психологической подготовке к школе «Год до школы: от А до Я» Т.А.Руденко
Развивающие занятия | Общая тема | Цели и задачи | Период |
Мониторинг | Мониторинг | Мониторинг | 1.09-5.09 |
Мониторинг | Мониторинг | Мониторинг | 8.09-12.09 |
Мониторинг | Здравствуй, детский сад | Мониторинг | 15.09-19.09 |
Мониторинг | Здравствуй, детский сад | Мониторинг | 22.09-26.09 |
| Осень | Создание непринужденной атмосферы, установление контакта в группе. Развитие воображения, наблюдательности, памяти, невербальных средств общения, способности передавать свои чувства и переживания, эмоциональной сферы, умения соблюдать групповые правила. Снятие эмоционального напряжения, мышечное расслабление. | 29.09-3.10 |
| Осень | Снятие напряжения и неуверенности, установление контакта, создание комфортной обстановки. Обучение распознаванию эмоций – как своих, так и других людей. Настрой на активную совместную деятельность, общую беседу, игру. Знакомство с элементами выразительных движений, мимикой, позой. Снятие эмоционального напряжения, мышечное расслабление. | 6.10-10.10 |
| Из прошлого в будущее | Знакомство, создание дружественной атмосферы в группе, настрой на совместную деятельность. Развитие внимания, фонематического слуха, мелкой и общей моторики, зрительно-моторной координации, слуховой кратковременной памяти, логического мышления. Формирование позитивного отношения к школе, а также правильного поведения на занятии и восприятия себя как ученика | 13.10-17.10 |
| Мой город | Создание комфортной обстановки, формирование сплоченности. Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии. Обучение соблюдению групповых правил. Развитие долговременной памяти, внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | 20.10-24.10 |
| Все работы хороши | Создание психологически непринужденной атмосферы в группе. Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии. Развитие воображения, внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой и общей моторики, зрительно-моторной координации, умения ориентироваться на листе бумаги; закрепление понятий «лево—право». Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | 27.10-31.10 |
| Мир открытий | Создание психологически непринужденной атмосферы в группе. Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии. Развитие воображения, внимания, памяти, моторики, умения ориентироваться на листе бумаги. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | 3.11-7.11 |
| Зеленая планета | Создание комфортной обстановки, формирование сплоченности. Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии. Развитие воображения, внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой и общей моторики, (умения ориентироваться на листе бумаги, закрепление понятий «право - лево»), логического мышления, долговременной памяти. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | 10.11-14.11 |
| Зеленая планета | Создание комфортной обстановки, формирование сплоченности. Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии. Развитие воображения, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой моторики, зрительно-моторной координации ( умения ориентироваться на листе бумаги), логического мышления. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Закрепление знаний геометрических фигур, выявление закономерностей распределения геометрических фигур – развитие внимания, мышления, зрительного восприятия. | 17.11-21.11 |
| Семья | Создание психологически непринужденной атмосферы в группе. Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии. Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мышления, внимания, слухового и зрительного восприятия. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | 24.11-8.11 |
| Зима | Создание психологически непринужденной атмосферы в группе. Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии. Развитие мышления, воображения, внимания, слухового и зрительного восприятия, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой и общей моторики, зрительно-моторной координации (умения ориентироваться на листе бумаги). Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | 1.12-5.12 |
| Зима | Создание комфортной обстановки, формирование сплоченности. Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии. Развитие внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, мышления, зрительного восприятия, умения находить закономерность. Снятие эмоционального и мышечного напряжения | 8.12-12.12 |
| Новый год | Создание психологически непринужденной атмосферы в группе. Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии. Развитие внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, логического мышления, мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Снятие эмоционального и мышечного напряжения | 15.12-19.12 |
| Новый год | Создание психологически непринужденной атмосферы в группе. Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии. Развитие зрительного восприятия, внимания, долговременной памяти, ,мышления, мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | 22.12-26.12 |
| Рождество | Развитие умения дифференцировать различные состояния, по мимическим проявлениям. Актуализация знаний полученных на прошлом занятии. Развитие внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, логического мышления. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | 29.12-9.1 |
| Сказки Пушкина | Создание непринужденной атмосферы в группе, развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку. Актуализация знаний полученных на прошлом занятии. Развитие внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, мышления. Снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения. | 12.1-16.1 |
| Зимние забавы | Развитие умения понимать и чувствовать друг друга. Актуализация знаний полученных на прошлом занятии. Развитие внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой и общей моторики, целостного зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, подготовка руки к письму. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | 19.1-23.1 |
| Блокада | Формирование положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции, развитие навыков взаимодействия. Актуализация знаний полученных на прошлом занятии. Развитие внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мышления,мелкой и общей моторики, целостного зрительного восприятия, зрительно-моторной координации. Снятие эмоционального и мышечного напряжения | 26.1-30.1 |
| Москва | Формирование уважительного, заботливого отношения к людям, развитие коммуникативных способностей. Актуализация знаний полученных на прошлом занятии. Развитие внимания, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мышления, мелкой и общей моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | 2.2-6.2 |
| 23 февраля | Развитие чувства общности и принадлежности к группе; создание непринужденной атмосферы. Актуализация знаний полученных на прошлом занятии. Развитие внимания, целостного зрительного восприятия, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мышления, мелкой и общей моторики, зрительно-моторной координации, графических навыков. Снятие эмоционального и мышечного напряжения | 9.2-13.2 |
| 23 февраля | Развитие умения согласовывать с окружающими свои движения. Актуализация знаний полученных на прошлом занятии. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, закрепление понятий «лево – право». Снятие эмоционального и мышечного напряжения | 16.2-20.2 |
| Масленица | Создание положительного эмоционального фона, атмосферы принятия. Актуализация знаний полученных на прошлом занятии. Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, закрепление понятий «лево – право». Развитие воображения, эмоционально-выразительных движений. | 23.2-27.2 |
| Наши мамы | Развитие уважения в общении, навыка использования слов вежливости. Актуализация знаний полученных на прошлом занятии. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Закрепление счета в пределах шести. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. | 2.3-6.3 |
| Россия | Развитие умения чувствовать друг друга, дифференцировка слухового восприятия. Актуализация знаний полученных на прошлом занятии. Развитие внимания, зрительного восприятия, долговременной и слуховой кратковременной памяти, мелкой и общей моторики, зрительно-моторной координации, мышления. Снятие эмоционального и мышечного напряжения | 9.3-13.3 |
| Россия | Помощь в осознании своих положительных сторон, того, что ребенок принимаем и ценим другими детьми. Актуализация знаний полученных на прошлом занятии. Развитие внимания, зрительного восприятия, слуховой кратковременной и долговременной памяти, мелкой и общей моторики, зрительно-моторной координации, мышления. Снятие эмоционального и мышечного напряжения | 16.3-20.3 |
| Народные промыслы | Помощь детям в установлении контакта, объединении для решения совместной задачи. Актуализация знаний полученных на прошлом занятии. Развитие внимания, кратковременной и долговременной памяти, зрительного восприятия, мелкой и общей моторики, зрительно-моторной координации, мышления, умения сравнивать предметы между собой Снятие эмоционального и мышечного напряжения | 23.3-27.3 |
| Книжкина неделя | Развитие ловкости и сообразительности, умение действовать слаженно, формирование дружественного настроя. Актуализация знаний полученных на прошлом занятии. Развитие внимания, зрительного целостного восприятия, слуховой кратковременной и долговременной памяти, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, мышления. Снятие эмоционального и мышечного напряжения | 30.3-3.4 |
| Космос | Сплочение группы. Актуализация знаний полученных на прошлом занятии. Развитие внимания, целостного зрительного восприятия, слуховой кратковременной и долговременной памяти, мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Снятие эмоционального и мышечного напряжения | 6.4-10.4 |
| Весна | Обучение умению ориентироваться на внутренние качества сверстника, видеть положительные качества в людях, повышение самооценки. Актуализация знаний полученных на прошлом занятии. Развитие внимания, зрительного целостного восприятия, слуховой кратковременной и долговременной памяти, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, мышления. Снятие эмоционального и мышечного напряжения | 13.4-17.4 |
| Весна | Формирование чувства единства и взаимного доверия. Актуализация знаний полученных на прошлом занятии. Развитие целостного зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, графических навыков. Снятие эмоционального и мышечного напряжения | 20.4-24.4 |
| Музеи. Театры | Обучение детей одному из приемов саморегуляции. Актуализация знаний полученных на прошлом занятии. Развитие внимания, зрительного восприятия, памяти, мышления, мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Снятие эмоционального и мышечного напряжения | 27.4-1.5 |
Мониторинг | День победы | Мониторинг | 4.5-8.5 |
Мониторинг | Мониторинг | Мониторинг | 11.5-15.5 |
Мониторинг | Мониторинг | Мониторинг | 17.5-22.5 |
Мониторинг | День рождения города | Мониторинг | 25.5-29.5 |
Комплексно-тематический план
непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми
в старшей группе
на основе программы социально-эмоционального развития детей «Я, ты, мы» Князева О.Л., Стеркина Р.Б.
и программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией.
Куражевой Н.Ю
Раздел | Тема | Общая тема | Цели и задачи | Период |
Мониторинг | Мониторинг | Мониторинг | Мониторинг | 1.09-5.09 |
Мониторинг | Мониторинг | Мониторинг | Мониторинг | 8.09-12.09 |
Мониторинг | Мониторинг | Здравствуй, детский сад | Мониторинг | 15.09-19.09 |
Мониторинг | Мониторинг | Здравствуй, детский сад | Мониторинг | 22.09-26.09 |
Вводное занятие | Давайте поздороваемся (адаптационный период) | Осень | Сплочение детского коллектива; снятие тревожности; развитие произвольного поведения; развитие эмпатии; знакомство с правилами поведения на занятии. | 29.09-3.10 |
Уверенность в себе I. «Кто Я?» II. «Что тебе нравится? » III. «Я и другие люди» | 1.Я и мое имя | Осень | Сплочение детского коллектива; снятие тревожности; Формирование позитивного отношения к своему я; способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; учить обращаться друг к другу по имени. | 6.10-10.10 |
2. Кто такой «Я»? Черты характера | Мой район | Сплочение детского коллектива; снятие тревожности; помогать осознанию собственной индивидуальности; развивать умение познавать собственное тело, свои желания, чувства; развивать внимание к себе, своим переживаниям. | 13.10-17.10 | |
3. Любимая игрушка, еда, сказка | Мой город. | Учить определять свои предпочтения в играх и игрушках, еде, сказках; описывать свои желания и потребности | 20.10-24.10 | |
4. Я люблю свой город | Мой город. | Формировать чувство принадлежности к группе, расширять представление о различных способах коммуникации с окружающими, воспитывать эмпатию | 27.10-31.10 | |
5. Животное которое нравится | Что нас окружает. | Продолжать определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным; воспитывать заботливое отношение к животным; учить изображать животных, используя различные выразительные средства | 3.11-7.11 | |
6. Мы так похожи | Зеленая планета | Знакомить детей с отличительными особенностями других детей; формировать чувство принадлежности к группе; помогать ребенку почувствовать себя более уверенно | 10.11-14.11 | |
7. Мы такие разные | Зеленая планета | Учить различать индивидуальные особенности детей в группе; сравнивать свой вкус со вкусами других; воспитывать уважение к особенностям других людей | 17.11-21.11 | |
8. Я и моя семья | Семья | Воспитывать любовь и уважение к семье; расширить представление детей о семье, об обязанностях членов семьи; развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам | 24.11-8.11 | |
9. Мальчики и девочки | Зима | Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении; развивать навыки общения мальчиков с девочками | 1.12-5.12 | |
Чувства, желания, взгляды | 1.Грусть, радость, спокойствие | Зима | Знакомить с основными эмоциональными состояниями и их внешними проявлениями; учить различать эмоции по их схематическим изображениям, развивать умение получать радость от общения с близкими | 8.12-12.12 |
2. Грусть, радость, спокойствие | Новый год | Учить передавать эмоциональное состояние через мимику, жесты, интонацию | 15.12-19.12 | |
3. Удивление | Новый год | Знакомить с основными эмоциональными состояниями и их внешними проявлениями; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить преодолевать негативное настроение | 22.12-26.12 | |
4. Злость | Рождество | Знакомить с эмоцией злость и ее внешними проявлениями; учить различать эмоцию по ее схематическим изображениям | 29.12-9.1 | |
5.Обида, вина | Сказки Пушкина | Знакомить с эмоциями обиды, вины; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, учить преодолевать негативное настроение | 12.1-16.1 | |
6. Страх | Зимние забавы | Знакомить с эмоцией страха, учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, диагностика страхов у детей | 19.1-23.1 | |
7. Страх | Блокада | Учить эмоционально воспринимать это состояние; способствовать снятию страхов, повышению уверенности в себе | 26.1-30.1 | |
8. Интерес | Москва | Знакомить с эмоциями удивления и интереса, учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; развивать умение чувствовать чужое настроение и сопереживать окружающим | 2.2-6.2 | |
9. Наши эмоции | 23 февраля | Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения, обучение рефлексивным умениям | 9.2-13.2 | |
10. Я – хозяин своих чувств | 23 февраля | Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения о различных эмоциях; развивать выразительность речи и движений, обучение рефлексивным умениям | 16.2-20.2 | |
11. Совместные игры | Масленица | Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения о различных эмоциях; развивать выразительность речи и движений, обучение рефлексивным умениям | 23.2-27.2 | |
Социальные навыки | 1. Ласковые слова | Наши мамы | Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств; воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к маме | 2.3-6.3 |
2. Друзья | Комнатные растения | Развивать представления о том, что такое дружба; развивать групповую сплоченность; развивать коммуникативные навыки | 9.3-13.3 | |
3. С кем ты хочешь дружить? | Народные промыслы | Расширять элементарные представления о том, какими качествами должен обладать друг; развивать коммуникативные навыки | 16.3-20.3 | |
4. Ссора. Как помириться | Народные промыслы | Помогать понять некоторые причины возникновения ссоры, спора; формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликты развивать коммуникативные навыки | 23.3-27.3 | |
5. Сказка наоборот | Книжкина неделя | Развивать навыки совместной деятельности, развитие речи, умения выслушивать собеседника, научить адекватным способам взаимодействия и взаимопомощи | 30.3-3.4 | |
6. Ты обиду не держи, поскорее расскажи | Космос | Учить преодолевать трудности в общении, формировать позитивное отношение к сверстникам, учить находить компромиссное решение | 6.4-10.4 | |
7. Мы хотим - Нам нельзя | Весна | Помогать понять необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения; формировать у детей «кодекс чести», умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам | 13.4-17.4 | |
8. Мы построим дружный мост | Весна | Развивать ощущение сплоченности в группе, учить преодолевать трудности в общении, формировать позитивное отношение к сверстникам, воспитывать способность к взаимопомощи, взаимовыручке | 20.4-24.4 | |
Итоговое занятие | 1. Путешествие в сказку | Музеи. Театры | Повторять пройденное и закрепить знания, умения детей; создавать положительный фон; формировать у детей представление о значимости взаимопомощи, воспитывать чувство патриотизма | 27.4-1.5 |
Мониторинг | Мониторинг | День победы | 4.5-8.5 | |
Мониторинг | Мониторинг | Мониторинг | 11.5-15.5 | |
Мониторинг | Мониторинг | Мониторинг | 17.5-22.5 | |
Мониторинг | Мониторинг | День рождения города | 25.5-29.5 |
РАЗДЕЛ IV. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
4.1 Основные направления коррекционно-развивающей работы
по освоению образовательных областей
Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает, с учетом приоритетного направления деятельности ГБДОУ и сферы компетентности педагога-психолога, реализацию пяти направлений развития детей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое и речевое развитие.
К сфере профессиональной компетентности педагога-психолога относятся все пять образовательные области:
Образовательная область «Познанавательное развитие»
Сфера компетентности педагога-психолога: Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.
Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Сфера компетентности педагога-психолога: Развиваем речь и коммуникативные способности детей. В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Сфера компетентности педагога-психолога: Развиваем детское художественное творчество через использование методов арт-терапии
Приобщаем к музыкальному искусству через использование разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.).
Образовательная область «Физическое развитие»
Сфера компетентности педагога-психолога: Сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, профилактика нарушений психического развития.
Цель психологической помощи: осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.
Задачи:
- Развивать психические процессы у детей;
- Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
- Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка;
Условия реализации:
Необходимым условием реализации программы является взаимодействие специалистов ГБДОУ, обладающие необходимыми знаниями о характерных особенностях детей , о современных формах и методах работы с различными категориями детей.
Объем программы. Программа рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года.
Формы занятий: подгрупповая.
Форма работы. 1 раз в неделю – подгрупповое занятие.
Время поведения групповых занятий: В связи с тем, что набор детей в группу предполагается разновозрастной, то продолжительность занятий может варьироваться от 15 - 30 минут.
Максимальное число участников: 6-8 человек.
Возраст: 5-7лет.
Принципы построения программы.
- Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
- Единство диагностики и коррекции.
- Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Комплексность методов психологического воздействия.
- Возрастание сложности.
- Учет объема и степени разнообразия материала.
Этапы работы:
- Организационно-методический этап. Включает в себя набор детей в группу, определение индивидуального образовательного маршрута.
- Диагностический этап. Проведение индивидуальной и групповой диагностики детей, сбор анамнестических данных. Диагностическое обследование ребенка проводит каждый специалист (педагог – психолог, учитель – логопед).
3. Коррекционно – развивающий этап. Индивидуальные и групповые занятия со специалистами.
4. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов.
Диагностическое обследование детей проводится дважды в год, в начале и в конце учебного года. Анализ работы по программе.
На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических и функциональных систем.
Основные методы программы:
- Метод двигательных ритмов. Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног и др. Таким образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.
- Метод тактильного опознания предметов. Направлен на повышение точности тактильности восприятия, развития межмодального переноса, формирование тонкой моторики руки.
- Метод звукодыхательных упражнений. Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность. Единственный ритм, которым произвольно может здесь управлять человек, - ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.
- Релаксационный метод, направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.
- Метод подвижных игр, обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, нос и глаз активизируют развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении реципрокных движении образуется и активизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
- Арт-терапевтический метод, способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов.
- Конструктивно-рисуночный метод, формирует устойчивые координаты («лево-право», «верх-низ»), сомато-пространственный гнозис, зрительно-моторные координации.
- Метод дидактических игр, направлен на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность. Позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, а именно: совершенствовать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, упражнять группировать однородные предметы, выделять и выбирать предметы с заданным свойством и пр.
- Метод психогимнастики, помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику. Дает возможность освоить элементы техники выразительных движений. Этюды на выразительность жестов и тренировку отдельных групп мышц способствуют развитию и осознаний эмоциональных реакций. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно и выразить, что создает дополнительные условия для развития.
- Метод коммуникативных игр. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе, формируется способность к произвольной регуляции поведения, взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, позволяет повысить уровень социализации.
Материально-техническая база:
- помещение для проведения занятий;
- наличие специализированных методических материалов, пособий;
- диагностический инструментарий.
Алгоритм сопровождения:
- Диагностика (комплексная диагностика педагога-психолога, учителя-логопеда) с целью выявления дальнейшего образовательного маршрута;
- Индивидуальное консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах). Разъяснение специалистами ГБДОУ необходимости специального коррекционного обучения;
- Коррекционно-развивающая работа. Организуется комплексное сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Формируются коррекционно-развивающие группы.
- Итоговая диагностика воспитанников (комплексная диагностика педагога-психолога, учителя-логопеда).
Организуя занятия с детьми реализуются следующие функции:
• Эмпатическое принятие ребенка.
• Создание психологической атмосферы и психологической безопасности.
• Эмоциональная поддержка ребенка.
• Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.
• Тематическое структурирование задачи.
• Помощь в поиске формы выражения темы.
• Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.
РАЗДЕЛ V ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
При анализе контингента семей выявлено, что дети ГБДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ГБДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.
Основные формы взаимодействия с семьей
- Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, создание памяток.
- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
В статье рассмотренны основные вопросы посвященные работе с детьми испытывающих трудности в здоровье: основные этапы работы,задачи, условия созданные для развития детей....
Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»
создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Статья посвящена особенностям работы педагога - психолога с детьми воспитывающихся в детском саду компенсирующего типа....
Программа "Комплексное психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ"
Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психологическое сопровождение всех участников ...
Рабочая программа кружка психологического сопровождения детей младшего дошкольного возраста «Школа успеха»
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут прив...
Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...
Методические пособия и программы для музицированияПеречень пособий, способствующих реализации программы в образовательной области «Музыкальное развитие»
Перечень пособий, способствующих реализации программы в образовательной области «Музыкальное развитие»...