«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье рассмотренны основные вопросы посвященные работе с детьми испытывающих трудности в здоровье: основные этапы работы,задачи, условия созданные для развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chteniya.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Н.А. Чупахина, педагог- психолог.
МБДОУ " Детский сад компенсирующего вида № 34" г. Орла
В рамках введения ФГОС, в ДОУ особое значение приобретает система психологического сопровождения воспитанников c ограниченными возможностями здоровья. Исходя из новых образовательных стандартов, можно отметить, что в настоящий момент важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. В рамках компенсирующего детского сада данные направления требуют реализации следующих задач:
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе пребывания детском саду. Это особенно актуально для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата. Имеющееся заболевание двигательной системы не статичное явление, а динамическое, и оно провоцирует изменения физического здоровья воспитанника - в ту или иную сторону. Соответственно меняются и психологические особенности ребенка, на которые необходимо обращать внимание. Таким образом, психологический экспресс мониторинг состояния воспитанников в ДОУ целесообразно проводить минимум 1 раз в три месяца.
- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Для реализации этой задачи используется целый комплекс мер: тесное сотрудничество с родителями - ведение родительских клубов, консультации, организация совместных индивидуальных занятий в триаде: психолог-мама-ребенок, на которых происходит обучение родителя методам и приемам развития дефицитарных функций у ребенка, взаимодействие с педагогами ДОУ - беседы, консультации, совместные занятия, присутствие и оказание помощи педагогу на занятии в работе с детьми с ОВЗ, составление комплексных программ развития для ребенка, непосредственная работа с ребенком – развивающая, коррекционная работа, профилактика возникновения проблем развития у ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации воспитанников в переходные периоды - контроль, отслеживание перехода, диагностика адаптации, присутствие с ребенком в наиболее кризисные и острые моменты, первые дни).
- содействовать ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, воспитателями, родителями). Отслеживание самочувствие ребенка, его образовательной и коммуникативной деятельности, принятие коррекционных, развивающих и поддерживающих мер. Осуществление совместного ведения образовательного маршрута и маршрутов развития для ребенка, посредством составления совместных планов деятельности педагогов и психолога, ведение индивидуальных карт психолого - медико- социальной и педагогической помощи ребенку, в которую включен раздел психического развития ребенка. Таким образом, создается коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса.
- поддерживать дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок), которые позволяют осуществлять гибкий подход к проведению НОД и свободной деятельности с детьми с учетом индивидуальных особенностей их работоспособности. Специализированные условия - выдвижение комплекса специальных задач обучения. К ним относятся - развитие психомоторной сферы детей, тактильного восприятия, стимулирование развития глазодвигательного восприятия, для выдерживания приоритетных направлений развития в детском саду для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях. Предполагает развитие различных сторон психической и физической сфер детей во время проведения одного занятия.
- создавать здоровьесберегающие условия - оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.
Психологическая диагностика в компенсирующем детском саду в условиях ФГОС ведется с учетом идеи об относительности норм и уровней, указанных для здоровых детей, и преимущественно ориентирована на выявление потенциальных возможностей и зоны ближайшего развития детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата.
За основу принимаются не обязательное овладение знаниями, умениями и навыками, а целевые ориентиры и показатели психического благополучия и удовлетворенности родителей и ребенком достижениями, в результате психологического сопровождения процесса обучения и воспитания в ДОУ.
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
- Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
- Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.
- Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
- Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
- Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и др.;
- Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
- Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;
- Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
- Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
- Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
- индивидуальное;
- групповое;
- на уровне класса;
- на уровне школы.
Формы сопровождения:
- консультирование;
- диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- профилактика;
- просвещение.
Диагностический минимум.
Углубленная психодиагностика:
- исследование особенностей познавательной деятельности;
- изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.
Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
Просветительская и консультационная деятельность в отношении учеников и их ро
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное сопровождение детей в системе непрерывного образования как необходимое условие реализации ФГОС
Отличие ФГТ от ФГОС...
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Статья посвящена особенностям работы педагога - психолога с детьми воспитывающихся в детском саду компенсирующего типа....
"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях реализации ФГОС НОО"
Введение. Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с НОДАКомплекс практических методов обучения и воспитания детей с Н...
Консультация для педагогов. Тема: "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ".
Представлен алгоритмм сопровождения семьи воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата...
Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДОУ
В 2018 году наш детский сад стал одним из участников государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы»....
Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДО
В дошкольном учреждении для беспрепятственного входа и выхода в здание детского сада и транспортировки инвалидов колясочников установлен пандус с соблюдением нормативных требований. ...