НОД в средне группе "Поможем Буратино"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Занятие направлено на развитие умения составлять загадки, используя технологию ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_sredney_gruppe.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в средней группе «Поможем Буратино» (ТРИЗ)
Цель: Закрепить умение детей придумывать загадки посредством ТРИЗ.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить знания детей о том, что такое загадка.
- Закрепить знания детей о видах загадок.
- Закрепить умение детей загадывать загадки, используя словосочетание «но не».
- Закрепить понимание детьми, что такое основные признаки предмета.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность и интерес.
- Развивать стремление к новизне и фантазированию.
Воспитательные:
- Побуждать детей к совместному поиску решений.
- Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.
Оборудование: иллюстрации к занятию (белка, лиса, петушок, ослик, лошадь, волк, заяц), модели (уши, копыта, цвет), мольберт, платок, музыкальный центр, конфеты.
Ход занятия:
Дети проходят в зал. На столе лежит большой конверт.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Это конверт с письмом?
Воспитатель: От кого же оно? Как узнать?
Дети: Открыть и прочитать.
(Воспитатель читает письмо) «Здравствуйте, ребята! Пишет вам ваш друг Буратино. Я отправился в путешествие в страну Загадай-ка и столкнулся с трудностями, которые не могу преодолеть. Мне нужна ваша помощь. Подпись – Буратино». Что же делать?
Дети: Помочь Буратино.
Воспитатель: Как мы можем помочь?
Дети: Отправиться в страну Загадай-ка.
Воспитатель: На чем мы туда отправимся? (Ответы детей).
У меня есть волшебный платок. Он нас куда надо, туда и перенесет, только надо подумать о Буратино.
(Все встают рядом друг с другом, воспитатель накрывает их платком, произносит слова: «Крибли, крабли, мадага, шадай-ка! Перенеси платок нас в страну Загадай-ка!»).
Бежит Буратино.
Буратино: ребята, я так рад вас видеть! Мне очень нужна ваша помощь. Я в этой стране нашел сундучок. Не могу его открыть даже своим золотым ключиком. Что делать ума не приложу.
Воспитатель: Здравствуй, Буратино. Не волнуйся, мы попробуем решить твою проблему. Но сначала пусть ребята скажут, почему эту страну так называют?
Дети: Здесь живут загадки.
Воспитатель: Раз это страна, в которой живут загадки, давайте будем их отгадывать, и, может, сундучок откроется.
Буратино: Пожалуйста, помогите, мне ребята.
Воспитатель: Давайте вспомним, что такое загадка? (Ответ детей).
Воспитатель: Правильно. Загадка – это описание предмета, явления, в котором есть вопрос, на который надо дать точный ответ. Какие бывают загадки?
Дети: загадка – вопрос, загадка – предложение, загадка – рифма.
Воспитатель: Совершенно верно. Давайте найдем загадки. (Дети находят соответствующие загадкам знаки «?», «П», «Р», воспитатель читает загадки, дети отгадывают).
Загадка – вопрос: Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы,
Кто в дупле орехи плачет,
Сушит на зиму грибы?
Загадка - предложение: Пришла из лесу кур посчитать.
Загадка – рифма: На голове гребешок. Кто же это?
Воспитатель: Молодцы отгадали все загадки. Сейчас попробуем открыть. Не открывается. Буратино, а ты знаешь, что загадки интересно не только отгадывать, но и самим придумывать.
Буратино: Как это?
Воспитатель: Ребята, давайте научим Буратино придумывать загадки. Присаживайтесь на стульчики. Скажите, в загадке мы называем предмет или персонаж, который требуется отгадать?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что мы называем?
Дети: В загадке мы называем признаки предмета: какой он, что любит, что делает.
Воспитатель: Правильно. Например, загадка: Расту в земле на грядке.
Я красная, длинная, сладкая.
Что это?
Воспитатель: Какие признаки здесь собраны?
Дети: Красная, сладкая, длинная.
Воспитатель: А еще, о чем важном говорится?
Дети: Растет на грядке.
Воспитатель: Буратино, если собрать все важные признаки, то и отгадка ясна. Это - морковь.
Буратино: Я не понял, что такое важные признаки.
Воспитатель: Мы тебе поможем. Давайте, ребята, сыграем в игру, которая называется «Быстро, быстро разошлись» и тогда Буратино все поймет. Подойдите ко мне.
(Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Воспитатель стоит перед ними, называет какой-либо признак и показывает руками, в какие стороны должны разойтись дети).
Мальчики подойдите к Буратино, девочки – ко мне; у кого в одежде есть красный цвет отойдите к двери, а у кого нет – к окну. У кого одежда с карманами подойдите ко мне, у кого без карманов – к дереву. (Называются признаки, которые четко позволяют детям разделиться на две группы).
Буратино: Вот теперь я понял, что такое характерные признаки.
Воспитатель: Ну а сейчас вернемся на стульчики. Раз Буратино понял, что такое основные признаки, предлагаю вам, ребята, придумать загадку про ослика. (Выставляется иллюстрация ослика). Скажите, можно ли использовать в загадке слово ослик?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте рассмотрим картинку и определим, на кого похож ослик.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. На кого же он похож?
Дети: Ослик похож на лошадь, зебру, пони.
Воспитатель: Что вы сразу же замечаете у ослика? Какие признаки?
Дети: Длинные уши, серого цвета, копыта, он маленького роста.
Выставляются модели названных характерных признаков. Далее будут выставляться иллюстрации животных, которых назовут дети.
Воспитатель: Ребята, чем похож ослик на волка?
Дети: Он серого цвета, как волк.
Воспитатель: А у какого животного такие же длинные уши, как у ослика.
Дети: У зайца.
Воспитатель: А чем же ослик похож с лошадкой?
Дети: У лошади и ослика есть копыта.
Воспитатель: А про хвостик будем говорить? Нет. Он есть у всех животных.
Воспитатель: Ребятки, теперь попробуем составить загадку. Но сначала скажите, какие слова, мы еще используем в загадке?
Дети: «Но не». (Выставляется модель).
Воспитатель: Что у нас получилось? Кто может загадать эту загадку.
Воспитатель спрашивает несколько детей.
(Ответ: Он серый, но не волк,
С длинными ушами, но не заяц,
С копытами, но не лошадь.
Кто это?)
Буратино: Это ослик. Как здорово у вас получилось. Молодцы. Я теперь всех своих друзей научу придумывать загадки. (Обращает внимание на сундучок). Ой, смотрите, сундучок открылся!
Воспитатель: Буратино, ты понял, какой ключик подошел к сундучку? А вы, ребята? (Ответы: придуманная загадка).
Буратино: Посмотрите, что лежит в сундучке.
Дети: Конфеты!
Буратино: Ребята, вы заработали эти конфеты, и дарю их вам!
Воспитатель: Спасибо, Буратино. Ты тоже угощайся. Нам пора возвращаться в детский сад.
Буратино: А я отправляюсь домой в свою сказку. До свидания.
Встают все рядом друг с другом, воспитатель накрывает их платком, звучит музыка. «Крибли, крабли, мадогой, шадагой! Перенеси, платочек, нас домой!
Воспитатель: Вот ребята, мы и вернулись домой. В какой стране мы сегодня побывали? Что мы там делали? Вам понравилось? Угощайтесь шоколадными монетками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Буратино в гостях у детей».
НОД, проведена в рамках месячника безопасности....
Конспект по ПДД в средней группе " Буратино в большом городе"
Это занятие поможет в интересной игровой форме выяснить знания детей по ПДД и видам транспорта и разовьет дальнейшую инициативу в изучении правил движения...
Конспект итогового занятия по математике в средней группе «Буратино мы тебе поможем»
В конце учебного года в средней группе было проведено итоговое занятие по математике. Дети должны были показать все свои знания в данной области, а именно умеют ли находить лишнюю фигуру из заданных, ...
Сценарий физкультурного развлечения в средней группе "Буратино в гостях у ребят"
Цель: Способствовать приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни. Совершенствовать двигательные навыки детей. Осуществлять преемственность в физическом воспитании детей между дошкольны...
Конспект по развитие речи средняя группа "Буратино"
Конспект по развитие речи средняя группа "Братнино"...
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы «Буратино»
Формировать у детей умение передавать свое настроение через игру. Воспитывать дружеские отношение между детьми.Воспитывать культуру общения: приветливо разговаривать друг с другом....
Открытая непосредственно образовательная деятельность в средней группе "Буратино"
Цель открытой непосредственно образовательной деятельности: Продолжать знакомить детей с профессиями ...