Дидактическая игра "Путешествие"
учебно-методический материал на тему

Ситкова Лариса Викторовна

Данная дидактическая игра "Путешествие" направлена на развитие воображения, мышления через положительно эмоционально насыщенные игровые задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_puteshestvie.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2

для детей от 3 до 7 лет

Автор:

воспитатель

Ситкова Лариса Викторовна

     Развитие человека разумного происходило в проблемных жизненных ситуациях, которые вынуждали человека думать, искать пути решения, перебирая уже использованные приёмы и придумывая новые варианты. Мышление и воображение развивается у человека на протяжении всей  жизни, а в эпоху научно-технического прогресса жизнь становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям. Развитие этих умений наиболее эффективно начинать   развивать в детском возрасте.

    Работая с детьми разного возраста, я заметила, что детям нравятся коллективные игры, особенно, когда им удаётся показать свою индивидуальность, умение нестандартно ответить, впечатлить сверстников. Такие коллективные игры, заряженные детским азартом, весёлым настроением стимулируют детское воображение.  В процессе ежедневной игровой деятельности у нас с детьми сложилась игра «Путешествие». Игра проводится с задорной детской «Песенкой друзей» (сл. С.Михалков; муз. М. Старокадомский)…

Цель: Развитие мышления через эмоционально насыщенную игровую деятельность

Описание игры:  Игра может проводиться  в кругу, может в свободной обстановке, сочетать интеллектуальные задания с двигательной деятельностью, это зависит от возраста  и особенностей развития детей группы. Идея путешествия по полянкам, городам, странам, царствам и т.д. позволяет многогранно развивать ребёнка, переключать его внимание с одного задания на другое. Главное – эмоциональный радостный фон игры.

     Начинается игра с совместного пения  «Песенки друзей». После первого куплета и припева говорим: «И приехали мы…» И тут продолжение зависит от того, какую цель вы ставите. Начинать надо с простых заданий, постепенно усложняя задания.

Примеры заданий

  1. Сладкая поляна. Дети по очереди называют сладкие блюда, которыми хотят угоститься
  2. Гора, в которой живёт эхо. Позволяет познакомиться с детьми. Воспитатель называет разные имена, а ребёнок, услышавший своё имя, отзывается повторяя своё имя в той же интонации – становится «эхом».
  3. Лужайка загадок. Загадки разные, для детей младшего возраста лучше использовать загадки – описания. Отгадка должны быть знакома детям, можно брать предметы окружения. Чем старше дети, тем сложнее загадки.

Воспитатель (дети могут повторять движения):

Иду, иду, иду                      -поочерёдно хлопать ладошами по коленям

О! Вижу загадочку одну! – показать указательным пальцем в сторону, словно    

                                               обрадовавшись «найденной» загадке

Подошла,                            -  быстро переменно хлопать ладонями по коленям    

                                               «семенящий шаг»     

Взяла,                                  - сложить ладони «лодочкой»

Открыла!                            - подсмотреть в щёлочку «лодочки»

И что же там было?           - посмотреть вопросительно на детей. 

Далее следует загадка. Перед каждой загадкой проговариваем эти слова

  1. Страна Тарабарщиков.  В этой стране жители говорят на тарабарском языке. Сначала можно просто повторять непонятные слова, затем дети могут сами придумывать слова, а после «переводить» слова воспитателя или детей.
  2. Царство Разных Форм. Надо назвать как можно больше предметов из окружения заданной формы
  3. Королевство Наоборот. Игра «Наоборот». Дети называют предметы, признаки предметов, действия, чувства  со значением наоборот.
  4. Тропинки Существительных, Прилагательных, Глаголов. Игра – цепочка. Дети по очереди называют существительные (прилагательные, глаголы,…), воспитатель их записывает, а затем вместе расшифровывают, создают рассказ. Например: девочка, косичка, бант, машина, родители, дерево. Девочка завязала на косичке яркий бант, села в машину и отправилась в путешествие с родителями. Она  мечтала увидеть необыкновенное хлебное дерево.
  5. Вершина Величия. Дети изменяют слово так, чтобы оно приобрело смысл преувеличения. Например: заяц – зайчище, дуб – дубище…
  6. Рифмованный мост. Чтобы его перейти, надо подобрать слово с рифмой.
  7. Улица Посчитай-ка. Используем устные задачки на счёт, задачки на внимание.
  8. Ёжик в тумане. Надо помочь ёжику преодолеть туманную полянку. Ёжик постоянно на что-то натыкается. Воспитатель называет слово. Дети помогают «увидеть» Ёжику предметы в тумане (из букв заданного слова  или набора букв надо придумать новые).
  9. Река Преобразования. Называем два (затем и более) предмета. Первому предмету присвоить свойства второго и представить новый предмет.
  10. Облако Мечты.  Делимся своими мечтами.
  11. Остров Невообразимого. Перечисляем чего на свете не бывает.
  12. Галактика Добра. Можно проводить с использованием картинок с проблемными ситуациями (для младшего возраста).

Для «Путешествия» подходят любые дидактические игры, оживляем их своей эмоциональностью и «хитрыми» задачками. Очень подходят игры из ТРИЗа. Всё зависит от фантазии педагога. Удачи вам в вашем творчестве!

Песенка друзей

1
Мы едем, едем, едем 
В далёкие края, 
Хорошие соседи, 
Счастливые друзья.

Нам весело живётся, 
Мы песенку поём, 
И в песенке поётся 
О том, как мы живём.

Припев:
Тра-та-та! Тра-та-та! 
Мы везём с собой кота, 
Чижика, собаку, 
Петьку-забияку, 
Обезьяну, попугая — 
Вот компания какая!

2
Когда живётся дружно, 
Что может лучше быть! 
И ссориться не нужно, 
И можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу 
Бери с собой друзей: 
Они тебе помогут, 
И с ними веселей.

Припев.

3
Мы ехали, мы пели 
И с песенкой смешной 
Все вместе, как сумели, 
Приехали домой.

Нам солнышко светило, 
Нас ветер обвевал, 
В пути не скучно было, 
И каждый напевал:

Припев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....