Интеграция образовательных областей и предмета Самопознания в педагогическом процессе ДО
консультация на тему

Лашкевич Оксана Николаевна

Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы - развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей.
     Перед профессиональным педагогическим сообществом страны поставлена задача перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития гармоничной личности.

        В ГОСО РК требованиях к структуре   определены подходы  и принципы построения образовательного процесса, который должен строиться с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями и особенностями детей дошкольного возраста.

       Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей ,что предполагает  получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничного вхождения в социум.

           

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Лашкевич О.Н Методист  ГККП   Ясли – сад  «Жұлдызай» при  акимате  Ерейментауского района

Интеграция образовательных областей и предмета Самопознания  в педагогическом процессе ДО.

                                                                     Методист: Лашкевич О.Н

    «Дети, их настоящее и будущее – это наша общая забота.

                       Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то,                            

                       какой выбор сделают наши сыновья и дочери – пойдут ли они          

                     дорогою    добра, будут ли они приносить пользу людям,

помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром,

                       созидать и творить, или же встанут на путь разрушения.

      Правильный выбор помогут им сделать занятия самопознания.»

 С.А.Назарбаева          

           В Конвенции ООН о правах ребенка обозначено «право на полноценное нравственное развитие». 

Что такое нравственность?
        Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми должен руководствоваться человек с раннего возраста, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.
    Что такое нравственное воспитание? 

         Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
    Национальная система образования ориентирована на развитии личностного потенциала подрастающего поколения, формировании у детей и молодежи гуманных убеждений и опыта нравственного поведения через постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность. 
    Что такое Самопознание?

 «Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы - развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей.
     Перед профессиональным педагогическим сообществом страны поставлена задача перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития гармоничной личности.

        В ГОСО РК требованиях к структуре   определены подходы  и принципы построения образовательного процесса, который должен строиться с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями и особенностями детей дошкольного возраста.

       Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей ,что предполагает  получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничного вхождения в социум.

       Понятие интеграции относится к общенаучным и заимствовано педагогической наукой из философии, где интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных  частей и элементов.   Использование интеграции в дошкольном образовании объясняется, прежде всего биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики. Ребёнок дошкольного возраста в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества.

      Проектирование образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении требует основания на принципе интеграции образовательных областей и комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы.          Выбор темы и интегрируемых областей принадлежит педагогам, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования с учётом индивидуальных особенностей детей и специфики условий осуществления образовательного процесса.

     Духовность, составляющая основы предмета «Самопознание», выражается в единстве трех основных измерений – интеллектуальном, этическом и эстетическом.
  Базовое содержание предмета включает четыре основных раздела: познание человека самого себя; человек и общество; человек и окружающий мир; духовный опыт человечества. Особенностью занятий  «Самопознания» является то, что на занятиях ведется откровенный диалог  в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения Родине, обществу.
С учетом специфики предмета используются разные виды нестандартных занятий, обладающих здоровьесберегающим потенциалом. Особая роль в этом непростом процессе отводится педагогу, который должен в совершенстве владеть современными методами обучения и воспитания, знанием психологии, умением самостоятельно конструировать педагогический процесс с учетом возрастных особенностей детей.
Педагогу необходимо владеть разнообразными традиционными и нетрадиционными интерактивными формами и методами обучения.

     Идея интеграции заключена в самом предмете самопознания. Об этом говорится в Государственном стандарте РК по предмету «Самопознание»:

«...В современном мировом образовательном пространстве особое внимание уделяется формированию у молодежи целостной картины мира, пробуждению интереса к духовности, нравственности...     Интегрированный предмет «Самопознание», призванный выполнять ключевую роль в образовательном пространстве, закладывает основы гуманистического мировоззрения. Все другие образовательные области становятся частью целостного гуманитарного знания...»
   Работая над проблемой нравственного воспитания детей, учитывать их возрастные и психологические особенности: склонность к игре; невозможность долго заниматься монотонной деятельностью.

     Важным источником накопления нравственных знаний является знакомство детей с окружающей средой: экскурсии в природу по временам года, туристические походы вместе с родителями, посещение мест работы родителей.

     Для того, чтобы нравственные нормы, полученные на занятиях, и собственные жизненные наблюдения не были разрознёнными, проводится  специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний, в форме рассказов, этических бесед.
Большую роль в воспитании нравственных качеств играют чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей.
Во время любого занятия, большое внимание уделять общению детей, учить  их слушать друг друга, не мешать другим, участвовать в общей работе.

      Занятия, на которых  дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, которые заставляет самостоятельно мыслить и вызывают  совместные переживания , способствует их нравственному воспитанию.
      Итак, в условиях постоянно изменяющегося мира такая дисциплина как «Самопознание», безусловно, поможет каждому  ребёнку освоить четкие ценностные ориентиры и широкий диапазон поведенческих стратегий для определения и реализации успешной жизненной и образовательной траектории. Поиск оптимальных путей формирования у детей  нравственно-духовных представлений может базироваться в такой области, как интеграция учебных дисциплин.

Как осуществить интеграцию  образовательных областей?

Что для этого нужно сделать?»

Сейчас мы проведем Мозговой штурм, который позволит решить проблему «Как заставить человека есть салат».

   Наша задача – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы.

Обсуждение

Тщательно очистить его

Украсить его

Подать в необычной сервировке

Придумать салат с любимым вкусом

Придумать интригующее название

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

Убедить в полезности состава ингредиентов

Мы составили некий алгоритм действий по решению нашей проблемы.

И мы уговорили человека есть салат.

А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст, а затем применим найденные решения к реальным обстоятельствам - найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по аналогии, т.е. решить наш главный поисковый вопрос.

Тщательно очистить его

Тщательнее подготовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты

Украсить его

Использовать наглядность, средства мультимедиа и др.

Подать в необычной сервировке

Проводить в нестандартной форме

Придумать салат с любимым вкусом

Интегрировать с другой деятельностью

Придумать интригующее название

Превратить «скучные» темы организованной деятельности во «вкусные»

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания

Убедить в полезности состава ингредиентов

Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни

Сейчас мы проведем практическое задание.

Тема задания «Наш город», «Мой любимый детский сад».

Ваша задача – составить комплексно – тематическое планирование с учетом интеграции образовательных областей для детей старшего дошкольного возраста  и представить модель реализации содержания образовательных областей на основе интегративного подхода. 

Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.

Важно, что педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствует более тесному контакту всех специалистов (старший воспитатель, воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, педагог дополнительного образования и др.).

Интегрированное содержание не только объединяет педагогов, но и развивает способности детей в комплексе.

Образование должно быть ради жизни, а не только ради заработка на жизнь.

Гармоничное развитие двух аспектов образования:

интеллектуального (внешнее, образование для ума)

Духовно-нравственного (внутреннее, образование для сердца)

Необходимо слить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию.

«Все науки настолько связаны между собою,

что легче изучать их все сразу,

нежели какую-либо одну из них

в отдельности от всех прочих».  

 Рене Декарт (1596-1650), французский философ, математик, физик и физиолог.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет на тему : Интеграция образовательных областей "Познание" , "Художественная литература" и "Музыка" в образовательном процессе.

Работаем по ФГТ Предлагаю Вашему вниманию  Совет педагогов Интеграция образовательных областей « Познание», «Художественная литература» и «Музыка» в образовательном процессе. ...

Семинар -практикум "Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей"

Семинар- практикум  "Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей" . Будет интересно посмотреть старшим воспитателям....

Педагогический тренинг Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областе

Презентация, практический материал к тренингу.Тренинг проводили в марте 2011 года в рамках проведения городского конкурса "Инновационного опыта по введению ФГТ".  (I Место)...

Педагогический совет Тема: «Проектирование педагогического процесса путем интеграции образовательных областей»

Сценарий педагогического совета «Проектирование педагогического процесса путем интеграции образовательных областей» разработан с целью повышения уровня компетентности педагогов дошкольного образовател...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует од...

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Многие  психологи характеризуют дошкольный возраст как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Действенную помощь в их раскрытии может оказать интегрирован...