План индивидуальной работы с ребенком по формированию навыков общения.
методическая разработка на тему

Таскаева Мария Владимировна

в материале преставлены занятия по формированию навыков общения у ребенка дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

3. План индивидуальной работы с ребенком по формированию навыков общения.

Цель: Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.

В соответствии с этой целью формируются задачи программы:

- Развитие внутренней активности ребенка.

- Формирование социального доверия.

- Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

- Формирование адекватной самооценки.

- Развитие социальных эмоций.

- Развитие коммуникативных навыков.

Предмет коррекции:        коммуникативная и эмоциональная сфера ребенка среднего дошкольного возраста.

Средства коррекции:         детские игры, направленные на развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.

Основные этапы деятельности: 

1 этап: формирование социальной активности и внимания к взрослым и сверстникам.

2 этап: осознание себя как субъекта взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3 этап: осознание себя как субъекта взаимоотношений.

Содержание деятельности: 

Диагностическая

- наблюдение за ребёнком во всех видах деятельности в игровой, продуктивной, свободной, бытовой;

- беседы и работа с родителями по развитию и воспитанию ребёнка в семье;

- обсуждение проблемы со специалистами ДОУ (обсуждение, нахождение путей решения).

Коррекционная индивидуально – ориентированная:

- подход к ребёнку во время проведения всех видов деятельности педагогами и специалистами ДОУ;

- подбор игровых ситуаций, включающий ребёнка в педагогический процесс;

- встречи, беседы и консультации с родителями по воспитанию и развитию ребёнка педагогами и специалистами ДОУ (психолог, дефектолог, логопед).

План мероприятий на декабрь, январь, февраль.

Процедура совместных предметных действий с взрослыми и сверстниками. 

Цель: создание целостной ситуации, знакомой ребёнку по общению с взрослым. Сам ребёнок берёт на себя функцию взрослого и осуществляет взаимодействие с партнёром, действуя, как конкретный взрослый. Включение в структуру общения более «сильных» и «слабых» детей.

Дидактическое упражнение: «Кукла», «Дочки - матери», «Детский сад»

Цель: демонстрация игровых сюжетов, подражание действиям взрослого с куклой речью, выражать эмоциональное отношение к событиям.

Игровая деятельность: «Весёлые лица»

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания на основе адекватной установки состояния другого человека. Развивать правильную речь, умения вступать в диалог с взрослым и сверстниками, «работать в команде».

Драматизация художественной литературы.

Цель: способствовать сопереживанию героев, обсуждать поступки, проблемные ситуации, эмоциональное состояние и драматизировать (привлечение к второстепенным ролям, затем к исполнению главной роли).

Проведение опыта: «Какой я?»

Цель: осознание себя, собственного эмоционального состояния и настроения. Дать понять, что человек может быть лучше и на основе этого произвольно менять своё поведение.

Драматизация сказок: («Заюшкина избушка») или др.

Цель: формирование понятия о противопоставлении героев – антагонистов, разыгрывание ситуаций, сравнение различных черт характера, желание быть похожим на героев положительных. Обыгрывание персонажей, развитие коммуникативных навыков (как ролевого, так и партнёрского). Осознание своей позиции в мире взрослых и детей.

Работа с родителями.

Цель: создание альбома «Моя семья» «Моя мамочка», «Моя любимая бабушка» и т. п. Налаживание микроклимата в семье и группе сверстников, рассказывая о своих близких людях.

Совместные игры «Рядом» «Забавные обезьянки», «Продолжи историю»

Цель: формирование микроклимата в группе сверстников, навыки правильного поведения эмоционального сплочения, речевого взаимодействия, овладение позицией диалога (спроси, скажи, попроси и т.п.).

Беседа: «Каким бывает друг»

Цель: создание условий для переноса сформированных умений и навыков в реальную жизненную ситуацию.

Создание доверительных отношений с ребёнком сверстников (приём симпатии), включение ребёнка в совместную трудовую, продуктивную деятельность и т.п.

Цель: формирование личностных компонентов познавательной деятельности, которая реализует общую совместную цель. Учить правильному адекватному поведению, общению, восприятию, одобрения взрослого и окружающих детей.

Ожидаемые результаты 

В конце 1 этапа:

- ребёнок осознаёт границы между Я и не – Я, дифференцирует себя и других;

- проявляет интерес к сверстникам, общается с взрослыми;

- формируется эмоциональный отклик.

В конце 2 этапа:

- формируются новые мотивы поведения и нового рода эмоциональные переживания, в связи с этим действие ребёнка постоянно получает положительное социальное «подкрепление». Ребёнок постепенно усваивает нормы поведения, общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

В конце 3 этапа:

- формируются коммуникативные навыки сотрудничества в общении с окружающими людьми.

                     Этапы работы с родителями.

Этапы работы

Задачи

Содержание деятельности

1.

Предварительный

Обоснование необходимости проведения игровой коррекции и организация условий для принятия родителями решения об участии ребенка в коррекционной работе по программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста.

1. Информированность родителей об особенностях  развития ребенка.

2. Прогноз на ближайшую перспективу развития ребенка.

3.  Выработка конкретных рекомендаций  по преодолению трудностей в развитии и принятие решения об участии ребенка в коррекционной программе.

4. Знакомство родителей с целями и задачами программы игровой психокоррекции трудностей общения ребенка среднего дошкольного возраста, методами ее реализации, ожидаемыми результатами.

5. Информированность о динамике особенностей поведения ребенка, которые будут сопутствовать коррекционной работе.

6. Характер и мера участия родителей в  программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста, о продолжительности коррекционных занятий.

7. Сформировать адекватные ожидания в отношении результатов коррекционной программы.

2.

Реконструктивный

Выработка в процессе совместного обсуждения оптимальной тактики взаимодействия и общения ребенка в семье.

1. Организация встреч с родителями, где их  информируют о динамике коррекционной работе, особенностях поведения ребенка на занятиях, достижениях и успехах ребенка. Получение от родителей обратной связи – поведение ребенка дома, его эмоциональное состояние, об особенностях общения и взаимодействия с родителями. Выработка тактики взаимодействия и корректив в проведение занятий. (Периодичность встреч не менее одного-двух раз в месяц).

2. Индивидуальные консультации с родителями для выработки индивидуального маршрута коррекционной работы с ребенком.

3. Проведение практикума для родителей «Играйте вместе с детьми».

4. Проведение совместного семинара-практикума родителей и детей «Игры, в которые играют…» с целью расширения знаний и навыков родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста».

5. Анкетирование родителей «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»

6. Совместное проведение коррекционных занятий.

3.

Закрепляющий

Подведение итогов  программы игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста. Оценка эффективности коррекции.

1. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения, планируемых целей.

2. Составление педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению ребенка, направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов коррекционной работы.

3. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности «Уроки общения»

Данный перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста рекомендован педагогам-психологам и воспитателям детского сада....

План индивидуальной работы с ребенком на основе гендерного подхода. Тьюторская работа.

Очень часто за ярким светом "звезд", мы не замечаем тех, кто мог бы светить еще ярче, но им нужно помочь. Задача педагога не только заметить этот потенциал в ребенке, но и дать ему возможность показат...

план индивидуальной работы с ребенком

План индивидуальной работы с ребенком, отстающим в речевом развитии...

План индивидуальной работы с ребенком

Содержит планирование работы с ребенком подготовительной группы по образовательным областям на 1 полугодие...

План индивидуальной работы с ребенком подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР

Представлен план индивидуальной работы , составленный с учетом состояния речевого развития воспитанника подготовительной  группы С ТНР, выявленного по результатам входящего мониторинга и с учетом...

План индивидуальной работы с ребенком в затруднении в познавательном развитии.

Индивидуальные игры для ребенка в затруднии по познавательному развитию....