Статья "Возрождение и поддержка семейной традиции взаимодействия поколений."
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Статья на основе дипломной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrozhdenie_i_podderzhka_semeynoy_traditsii_vzaimodeystviya_pokoleniy.docx | 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрождение и поддержка семейной традиции взаимодействия поколений.
«Бабушка – победоносное слово.
Для внучек нет теплее места,
как у бабушек, нет и для бабушек
дороже лиц, как хорошие внучки.
[Бабушки] часто невзначай в простых
фразах высказывают такие мудрые уроки,
которых и в книгах поискать – не найдёшь… »
Святитель Феофан Затворник
В результате социологических исследований семьи ученые пришли к выводу об идущем в настоящее время процессе нуклеаризации семьи: под эти термином подразумевается тенденция к раннему выделению взрослых детей из семьи в связи с вступлением с брак и рождением последующего поколения. Контакты с бабушками-дедушками при таком положении дел малочисленны и поверхностны, бабушки приходят к внукам «в гости», «посидеть», провести время, «отпустить родителей». Кроме того, современные бабушки предпочитают работать, а не сидеть с внуками, хотят быть материально независимыми, помогать молодой семье деньгами. Все чаще место бабушки в семье занимает няня. Из современной семьи, таким образом, постепенно выпадает важное звено – прародительское поколения.
Замечено (по данным московских исследователей Н. Тихомировой и Д.В. Ушакова), что дети, в воспитании которых большую роль играют бабушки, несколько уступают в уровне интеллекта детям, воспитываемым только родителями, но существенно превосходят их в развитии творческих способностей. По наблюдениям, няни также стремятся развивать своих воспитанников умственно, упуская из виду духовную сферу. Это вполне объяснимо: традиционно, за духовно-нравственное и творческое развитие ребенка отвечает все-таки семья, а именно – бабушки. Это бабушки поют внукам колыбельные, рассказывают сказки; именно бабушки готовы часами выслушивать бесконечные фантазии, восхищаться первыми каракулями. Исследователи заметили, что бабушки чаще оказывают внукам эмоциональную поддержку; реже, чем родители, прибегают к наказаниям и запретам, не препятствуют эмоциональному самовыражению ребенка. Такой стиль воспитания позволяет детям действовать, исходя из собственных внутренних побуждений, стимулирует инициативу, что повышает вероятность проявления творческой оригинальности.
Исследование, проведенное мною в 2006-2007 г.г. под руководством доцента кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Л.Н. Кулешовой, позволило обнаружить следующее:
- Огромное значение во взаимодействии бабушек и внуков играют эмоциональные связи. То, как бабушка воспринимает мир, отчасти сказывается на эмоциональном мире внука.
- Бабушки передают внукам способы совладания с фрустрирующими ситуациями.
- Целостная картина мира бабушек и картина мира внуков тесно связаны между собой.
Эмоции – вот основополагающий фактор, благодаря которому бабушки успешно общаются с внуками, а внуки остаются близки с бабушками. Именно он в настоящее время подвержен внешнему воздействию: раннее интеллектуальное развитие, приобщение ребенка к миру компьютерных игр, замена книг мультфильмами, информационная агрессия способствуют оскудению эмоциональной сферы детей. Полноценное общение внуков и бабушек на том уровне, на котором оно происходило 20-30 и более лет назад – вот необходимое условие сохранения у ребенка способности познавать мир чувственно.
На пути в достижению цели – продуктивного взаимодействия бабушки и ребенка – можно для каждой под системы семьи определить конкретные задачи.
Задача родителей – создать у ребенка образ бабушки как неиссякаемого источника духовной поддержки и помочь бабушке таким источником стать. Задача бабушек – мудро подходить к общению с ребенком, сосредотачивая внимание не на вопосах «посидеть», «покормить», «что подарить», а на передаче духовных ценностей: приобщая к семейным традициям, к народной культуре, иными словами, знакомя ребенка с «корнями» его жизни. Бабушка – колыбель внуков, дом бабушки – место покоя и отдыха (неслучайно дети, рисуя по инструкции себя и бабушку часто добавляют на рисунок деревенский дом и окружают всех персонажей теплой летней погодой). Труднее выделить задачи для внуков, но они тоже есть. Для маленьких – стараться доставить бабушке радость, приготовить подарок своими руками, для детей постарше – учиться уважать бабушку, заботиться о ее здоровье, для подростков – учиться заботиться не только о физическом, но и о душевном комфорте бабушки.
Задача педагогов – стремится создавать условия для объединения детской и прародительской подсистем семьи. На базе детского сада может быть (по примеру начальной школы № 689) организован мини-музей, в котором будут представлены семейные реликвии, принадлежащие прародительскому поколению. Можно устроить фото-выставку «Я с бабушкой своею дружу давным-давно», куда дети принесут фотографии, где сняты они со своими бабушками. Много полезного узнают дети, если расспросят бабушку о ее профессии, а потом расскажут в группе.
Важна и непосредственно просветительская работа: это и стендовые сообщения, и семейные клубы, и тренинги, посвященные теме «Бабушки и дедушки в нашей семье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Взаимодействие педагогов детского сада и родителей по формированию семейных традиций»
«Взаимодействие педагогов детского образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций в настоящее время актуальна как никогда. В дошкольном учреждении мы ...
«Поддержка семейного воспитания. Система взаимодействия с семьей в контексте ФГОС»
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей....
Роль педагога в поддержке семейных, национальных традиций
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к национальным традициям, к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия н...
Роль семейных традиций в духовно – нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Духовно - нравственное воспитание....
Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей
Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей...
Семинар-практикум для педагогов «Взаимодействие с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и поддержки семейных ценностей»
Создание мотивации у воспитателей к деятельности в направлении формирования у детей понятия «семейные ценности» в различных видах деятельности в условиях личностного подхода и гуманизации ...
Семейный проект "Семейные традиции: мост между поколениями"
Создать пространство для обмена семейными традициями через фотовыставку, способствующую укреплению связей между родителями, детьми и воспитателями в детском саду...