Роль педагога в поддержке семейных, национальных традиций
консультация (подготовительная группа)

Зубарева Марина Петровна

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к национальным традициям, к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу.

Дошкольное детство - это очень важный период в жизни каждого ребенка,  когда происходит формирование ощущений собственных возможностей, потребностей в самостоятельной деятельности, представлений об окружающем мире, добре и зле в нем, о семье и родной земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rol_pedagoga_v_podderzhanii_nats_traditsiy-2.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Роль педагога  в поддержке  семейных, национальных традиций

     

    Подготовила воспитатель

    МАДОУ детский сад  №5

    Зубарева Марина Петровна

Балаково 2020

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к национальным традициям, к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу.

Дошкольное детство - это очень важный период в жизни каждого ребенка,  когда происходит формирование ощущений собственных возможностей, потребностей в самостоятельной деятельности, представлений об окружающем мире, добре и зле в нем, о семье и родной земле.

Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие. Какие традиции живут в вашем доме? Наверняка те, которые запомнились Вам в детстве, которые были окрашены яркими красками разных впечатляющих мелочей.

Воспитатель – первый человек после родителей для ребенка, который расширяет его кругозор, обучает его правилам жизни в обществе, формирует его взаимодействие в социуме. На воспитателе лежит большая ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь ребенка, которая требует от педагога профессионализма.

Педагог должен быть всегда «на высоте»: образован, обладать эстетическим вкусом, отвечать моральным и нравственным критериям, т.е. своим примером и делами показывать правильность действий и поступков по отношению к окружающему миру, людям. Если дети  видят формальное отношение взрослых к своей работе или происходящему, то они чутко реагирую на фальшь, а значит, общие представления о правильном отношении к окружающим не трансформируются в конкретные поступки и могут навредить не меньше, чем отсутствие стройной системы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

 Значит нам, воспитателям, необходимо сделать так, чтобы маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. А это прямой путь к получению новых знаний; приобретение умений и навыков к познанию самого себя и окружающего мира, к русскому народному творчеству (сказаниям, сказкам, книгам о добре и зле), в основе которых лежит духовность и толерантное отношение к людям; к пониманию что такое «хорошо», а что такое «плохо».

ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В образовательных программах дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.

Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.

            Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности у дошкольников, в работе рекомендуется:

  • повышать роль семейных ценностей в становлении личности ребенка.
  • создавать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
  • привлекать родителей в работу по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи;
  • предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
  • вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории;
  • показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
  • воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие, празднования событий, национальных праздников и многое другое.

Взаимодействие воспитателей с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей так, как только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

У детей необходимо побуждать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.

В формировании семейных ценностей ведущим видом деятельности является игра. В работе воспитателя по формированию семейных ценностей можно использовать: психологические игры, ролевые игры, сказкотерапию, музыкотерапию и т.д., например, ребенку предлагается сочинить сказку о семье, в которой он расскажет о вымышленных героях, их профессиях и увлечениях.  

Ошибочно предполагать, что семейные ценности могут сформироваться у ребенка только стихийным путем. Как правило, если не уделять данному процессу должного внимания, то семейные ценности становится «неполноценным».

Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа.

Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.

     В нашем детском саду задачи по  формированию семейных ценностей у детей педагогический коллектив реализует как одну из приоритетных задач в воспитании детей. Для этого мы используем самые разнообразные формы и методы работы со всеми участниками образовательного процесса: с педагогами, с детьми и их родителями.

Показ презентации:

1.Образовательный процесс спланирован с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей через тематические занятия, проектную деятельность, исследовательскую работу, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей.

2.Проведение тематических праздников.

Традицией стало возложение цветов к «Вечному огню», разучивание стихов, посвященных Дню Великой Победы к 9 мая, проведение утренников и мероприятий на патриотическую тему.  

3. Большое значение для познавательного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его историей, достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые жили в разные времена.

4. А совместное посещение, библиотеки, краеведческого музея помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают у них эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного

5. «Набат»- знакомим  детей  Великой Отечественной Войне; 
формировать любознательность, наблюдательность; 
воспитываем у детей чувство любви к своей Родине и гордости за свой народ.

6.Школа искусств- искусство - это не скучно, это целый удивительный и увлекательный мир.

7. Встречи с людьми разных национальностей- знакомим  детей с национальностями нашей страны, многонациональной культурой России. Воспитываем уважения к культуре и традициям других народов.

8. Народные обрядовые праздники. 

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ: общественный и общинный характер принимали и радостные праздники святок, масленицы, свадеб и горе похорон.

9. Народные  подвижные  игры 

10. Совместные мероприятия с родителями:

        Развлечения к 23 февраля.

     «Папа. Мама, я – спортивная семья»

Родительское собрание - «Обычаи и традиции русского народа»

Родительское собрание –«Я , семья, род, народ»

11. Изготовление подарков к дню 8 Марта

12. Родительское собрание «Спортивные традиции семьи»

13. Проведение праздника Дня матери

14. Изготовление генеалогического дерева

15. Игры детей в шашки, шахматы, домино, лото

   

 В завершении своего выступления хочется сказать: приобщая новое  поколение к национальным традициям, к исторической памяти народа, мы стараемся формировать в их характере, уме, душе и сердце доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие, а самое главное – любовь к окружающему миру, семье, людям.

              Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. Роль семьи в приобщение детей к русским национальным традициям.

Консультация для педагогов. Роль семьи в приобщение детей к русским национальным традициям.Нравственно-патриотическое воспитание....

"Роль народных игр и праздников в целях сохранения национальных традиций".

Важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции....

Семинар по распространению профессионального опыта педагогов «Об обычаях, традициях и национальном твор-честве народов России»

Протокол семинара по распространению педагогического опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников...

"Роль народных игр и праздников в целях сохранения национальных традиций".

Важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции....

"Роль народных праздников в ДОУ в целях сохранения национальных традиций"

В статье представлен материал о воспитании детей в духе народных традиций....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: «Русские народные игры и их значение в приобщении детей дошкольного возраста к национальным традициям»

Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему русских народных подвижных игр для детей. В семинаре представлены три игры по данной тематике, в которые очень нравится играть детям....

Роль народных праздников в ДОУ в целях сохранения национальных традиций

Роль народных праздников в ДОУ в целях сохранения национальных традиций...